К какой группе налогов относится НДС

Содержание

Налог на добавленную стоимость (далее — НДС) представляет собой косвенный налог, являющийся надбавкой к цене товара. Порядок исчисления и взимания НДС регулируется главой 21 НК РФ.

Налогоплательщики налога на добавленную стоимость

  • организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле.

Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за 3 предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности 2 миллиона рублей (ст. 145 НК РФ).

Группа компаний на ОСНО возместила НДС из бюджета и снизила налоговые риски. Бизнес и налоги

Положения ст. 145 НК РФ не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары в течение 3 предшествующих последовательных календарных месяцев, а также на организации, получившие статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково» (ст. 145.1 Кодекса). При этом согласно Определению Конституционного Суда РФ от 10 ноября 2002 г. N 313-О положение п. 2 ст. 145 НК РФ не может служить основанием для отказа лицу, осуществляющему одновременно реализацию подакцизных и неподакцизных товаров, в предоставлении освобождения от исполнения обязанностей плательщика налога на добавленную стоимость по операциям с неподакцизными товарами

Объект налогообложения налога на добавленную стоимость

Объектом налогообложения признаются следующие операции:

  1. реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав (при этом в целях настоящей главы передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров, работ, услуг);
  2. передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
  3. выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  4. ввоз товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Налоговым кодексом РФ предусмотрен широкий перечень операций, освобождаемых от НДС (п. 2 ст. 146, ст. 149 НК РФ).

При осуществлении предприни­мательской деятельности в интересах другого лица на основе до­говоров поручений, договоров комиссии либо агентских догово­ров перечисленные операции не освобождаются от налога на добавленную стоимость.

НДС / Общая система налогообложения или ОСНО

Перечень операций, не подлежащих обложению налогом на добавленную стоимость, а также круг субъектов, деятельность которых не относится к объектам льготного налогообложения, являются закрытыми и расширительному трактованию не подле­жат.

Предоставленное юридическому лицу — налогоплательщику право самостоятельно принимать решение об освобождении пе­речисленных в п. 3 ст. 149 НК РФ объектов от НДС обусловле­но высокой общественной значимостью этих операций, осуще­ствлением их, как правило, социально незащищенными группа­ми населения либо возможностью снижения цены товара за счет отсутствия в ее составе косвенного налога. При этом не допус­кается выборочное освобождение от налогообложения, завися­щее от каких-либо критериев покупателя (приобретателя) соот­ветствующих товаров (работ, услуг). Отказ от налогообложения возможен только на срок не менее 1 года и реализуется путем представления юридическим плательщиком НДС заявле­ния в налоговый орган по месту регистрации.

Налоговая база налога на добавленную стоимость

При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами. Указанные доходы учитываются в случае возможности их оценки и в той мере, в какой их можно оценить.

Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

Момент определения налоговой базы

Моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат:

  1. день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
  2. день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав;
  3. последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса (при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1, , 3, , 8, 9, и 12 п. 1 ст. 164 Кодекса).

В случаях, если товар не отгружается и не транспортируется, но происходит передача права собственности на этот товар, такая передача права собственности в целях настоящей главы приравнивается к его отгрузке.

При реализации налогоплательщиком товаров, переданных им на хранение по договору складского хранения с выдачей складского свидетельства, момент определения налоговой базы по указанным товарам определяется как день реализации складского свидетельства.

Налоговый период налога на добавленную стоимость

Налоговый период (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов, далее — налоговые агенты) устанавливается как квартал (ст. 163 НК РФ).

Ставки рассматриваемого налога выражены в процентном соотношении к добавленной стоимости товара (работы или ус­луги) и могут быть равны 0, 10 (продовольственные товары, товары для детей, печатные издания, медицинские товары), 18%.

Налоговые ставки налога на добавленную стоимость:

  1. 0% при реализации:
    • товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны;
    • услуг по международной перевозке товаров, пассажиров и их багажа (пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории РФ);
    • работ (услуг), выполняемых (оказываемых) транспортными организациями для вывоза (ввоза) товров;
    • работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита при перевозке иностранных товаров по территории РФ;
    • товаров (работ, услуг) в области космической деятельности.
    • драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов РФ, Центральному банку РФ, банкам;
    • товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей.
    • припасов, вывезенных с территории РФ (топлива и горюче-смазочных материалов, которые необходимы для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных и морских судов, судов смешанного (река — море) плавания);
    • построенных судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов
    • товаров (работ, услуг) для официального использования международными организациями и их представительствами, осуществляющими деятельность на территории РФ.
    • 10% при реализации (п. 2 ст. 164 НК РФ):
      • перечня продовольственных товаров;
      • перечня товаров для детей;
      • периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера;
      • перечня медицинских товаров отечественного и зарубежного производства.
      • 18% при реализации (п. 3 ст. 164 НК РФ): в остальных случаях.

      Источник: jurkom74.ru

      Налоговые ставки НДС и условия их применения

      НДС является косвенным налогом, который исчисляется продавцом при реализации товаров, работ и услуг. Рассмотрим какие налоговые ставки НДС определены в налоговом кодексе и в каких случаях они применяются.

      Налоговые ставки по НДС

      НДС выполняет три основополагающие функции:

      • фискальную;
      • пополнение бюджета;
      • регулирующую.

      Что касается второй функции, налоговым кодексом предусматривается три ставки налогообложения. В РФ установлены налоговые ставки НДС в размере 0%, 10% и 18%:

      ставка ндс

      Разновидности и области применения налоговых ставок по НДС регламентируются статьям Налогового кодекса РФ:

      • перевозка товаров в заграницу и обратно при помощи водного транспорта, самолетов и поездов, при условии предоставления в ИФНС соответствующего пакета документов предусмотренного ст. 165 НК РФ;
      • сдача в аренду вагонов и контейнеров, которые применяются при импорте и экспорте товаров;
      • транспортно-экспедиторские услуги, связанные с обслуживанием вышеуказанных контейнеров, их погрузка и разгрузка, хранения и прочие;
      • транспортировка нефти, нефтепродуктов и газа до границ РФ и за ее пределы;
      • экспорт электроэнергии;
      • услуги хранения экспортного товара на морских и речных складах;
      • переработка товаров, которая происходит территории таможни;
      • транзитная авиаперевозка товаров и пассажиров;
      • авиаперевозка пассажиров и грузов в Крым и Севастополь и в обратном направлении;
      • продажа товаров космического назначения;
      • продажа драгметаллов в пользу госфондов и Центрального банка;
      • продажа товаров и предоставление услуг дипломатическим организациям и посольствам;
      • перевозка пассажиров при помощи электричек;
      • продажа товаров и предоставление услуг международным организациям, работающих на территории России;
      • работа FIFA, связанная с подготовкой Чемпионата по футболу 2018 года.

      Получите понятные самоучители по 1С бесплатно:

      • Самоучитель по 1С Бухгалтерии 8.3;
      • Самоучитель по 1С ЗУП 8.3.
      • реализация продовольственных товаров первой необходимости: мясо и мясные продукты, в т.ч. в живом месте; молоко и молочные продукты; яйца; растительное масло, маргарин, жиры; сахар и соль; зерно, мука, хлеб и макароны; живая рыба, кроме ценных пород; рыбные и морепродукты; овощи; детское питание;
      • продажа детских и школьных товаров (одежда; обувь, кроме спортивной; кроватки; игрушки; тетради и прочие школьные принадлежности);
      • реализация печатных периодических изданий, кроме рекламных и эротических;
      • продажа книжной продукции, имеющую образовательный и научный характер;
      • реализация медицинских товаров;
      • реализация племенного скота;
      • авиаперевозка пассажиров и грузов внутри страны (за исключением Крыма или Севастополя).

      Налоговые ставки при расчете НДС

      Для того чтобы определить размер применяемого НДС налога, достаточно стоимость товара без НДС умножить на применяемую налоговую ставку (0%, 10% и 18%).

      К примеру, если товар стоимостью 15 000руб. без НДС будет облагаться по ставке 18%, то сумма налога составит 15000 * 18% = 2 700 руб.

      Расчетные ставки по НДС, размер которых составляет 10/110 и 18/118 соответственно (п. 4. ст. 164 НК РФ) применяются при:

      • получении авансовых платежей;
      • предварительной поставке товаров;
      • определении расчетной суммы по НДС, которую необходимо перечислить в бюджет.

      Таким образом, чтобы определить сумму НДС к оплате, необходимо:

      • сумму полученного аванса, к примеру, за молоко в размере 50 000руб.. умножить на 10%, а после полученный результат поделить на 110%: 50 000 * 10/110 = 4545,45руб.;
      • То есть это сумма НДС к оплате без учета уменьшений на входящий НДС. Получается, что сумма товара без НДС составит: 50 000 – 4 545,45 = 45 454,55руб.;
      • Теперь можно себя перепроверить: 45 454,55 * 10% = 4 545,45руб. – сумма НДС к оплате.

      Аналогичную операцию проведем с расчетной ставкой 18/118 на примере реализации объекта недвижимости на сумму 132 578,44 руб.

      • Сумма НДС к оплате (без учета входного НДС) составит: 132578,44 * 18/118 = 20223,83 руб.
      • Стоимость реализованного объекта недвижимости без учета НДС: 132578,44 – 20223,83 = 112354,61 руб.
      • 112354,61 * 18% = 20223,83 руб. – сумма НДС к оплате.

      Итак, размер применяемой ставки НДС четко регламентирован Налоговым кодексом РФ, что позволяет, обосновано и четко произвести регулирующую функцию в системе налогообложения реализуемых товаров и услуг.

      Налоговый период и налоговые ставки по налогу на добавленную стоимость

      НДС уплачивается конечным потребителем товара продавцу, который в свою очередь перечисляет общую сумму НДС в бюджет.

      Налоговый период

      Налог на добавленную стоимость представляет собой косвенную форму налогообложения, в соответствии с которой часть стоимости товара или услуги перечисляется в бюджет по мере реализации этого самого товара или услуги.

      Налоговый период представляет собой временной отрезок, который применяется к отдельным налоговым отчислениям. По окончанию этого временного отрезка рассчитывается общая налоговая база, из которой и вычисляется сумма отчислений в налоговую службу, которая должна быть уплачена.

      В соответствии с положениями ст.285 НК РФ, налоговым периодом признается календарный год. При этом весь период распределяется на несколько этапов, по прохождении которых необходимо отчитаться перед налоговой. Такими отчетными периодами являются полугодие и 9 месяцев. Если же налогоплательщик осуществляет выплату ежемесячно, исходя из фактической прибыли, то для него отчетный период будет наступать каждый месяц, раз в 2 и 3 месяца.

      На основании разъяснений ФНС, указанных в письме от 14.09.2009 года №3-1-11-730 общая сумма налога на добавленную стоимость признается фактической, если она рассчитана из текущей налоговой базы, которая сложилась за конкретный период времени. Однако это применимо лишь в тех ситуациях, когда суммарный показатель налога отображен в декларации, которую плательщик предоставляет в налоговую службу.

      Ст.163 НК РФ устанавливает, что для всех налогоплательщиков налоговый период устанавливается как квартал. Таким образом, отчисления в бюджет должны быть осуществлены ежеквартально, и должны подкрепляться соответствующими данными, указанными в декларации.

      Понятие налоговой ставки

      Налоговой ставкой (также встречающейся в нормативной документации под наименованием нормы налогообложения) называют конкретный размер налога, который приходится на единицу налогообложения. Ставки определяются государством и считаются одним из наиболее универсальных инструментов регулирования экономической политики.

      Существует несколько разновидностей налоговых ставок.

      Налоговые отчисления по налогам и сборам федерального значения определяются Правительством РФ, а также уполномоченными федеральными службами, но при этом обязательно принимается в расчет Налоговый кодекс и его основные положения, которые затрагивают пределы отчислений.

      В то же время те налоги, которые предназначены для поступления в региональные бюджеты субъектов РФ, определяются исходя из нормативной документации, принятой в конкретном субъекте, и с учетом всех требований и ограничений, указанный в НК РФ.

      Теория налогообложения различает несколько видов налоговой ставки:

      • равная ставка, при которой сумма налога и ставка соответствуют одинаковым показателям и устанавливаются для плательщиков налогов в равных объемах;
      • тождественная ставка, при которой на единицу налога устанавливается твердый размер налога, который не может быть изменен;
      • процентная ставка. При которой сумма отчислений будет определена как процентное соотношение от единицы налогообложения;
      • пропорциональная ставка, при которой процент ставки фиксирован и не может быть изменен;
      • прогрессивная, отличающаяся возможностью резкого увеличения размера налога с ростом базы налогообложения;
      • регрессивная ставка, отличающаяся резким снижением суммы налога.

      В соответствии с положениями ст.164 НК РФ, предусмотрено 4 типа налоговых ставок: 0%, 10%, 18% и расчетная ставка (10/110 и 18/118).

      Реализация товаров (работ, услуг) по налоговой ставке 0 процентов

      Налоговая ставка в 0% допускается в соответствии с положениями ст.164 НК РФ. Однако в нормативах указано, что использование подобной ставки допустимо лишь в тех ситуациях, когда имеется конкретное обоснование.

      В соответствии с ключевыми законодательными положениями, ставка в 0% может быть установлена для следующих операций:

      • продажа товаров и услуг, которые вывозятся из страны при процедуре экспорта;
      • оказание услуг по вывозу и ввозу в РФ конкретных товаров;
      • оказание транспортных услуг по перевозке грузов по территории РФ при помощи авиатранспорта;
      • содействие в перевозке пассажиров и их багажа, но при условии, что они отправляются (направляются) в те места, которые неподконтрольны России.

      Исходя из данного перечня можно сделать вывод, что от НДС будет освобожден тот доход, который идет на накопление или инвестирование, что в свою очередь является положительным моментом для развития экономики.

      Кроме того, ставка может быть отменена в тех ситуациях, когда государство осуществляет социальную и экономическую защиту своих граждан, и в рамках данных мероприятий устанавливает размер ставки в 0% для тех товаров и услуг, которые можно отнести к категории социально-значимых (ст.149 НК РФ). Однако и тут имеются свои нюансы.

      В нормативе указано, что при существовании вышеупомянутых причин ставка НДС отменяется, а не устанавливается в пределах 0%, как по нормам ст.164 НК РФ.

      Кроме того, стоит обратить внимание на тот факт, что ставка в 0% используется для того, чтобы создать более благоприятные условия для экономических правоотношений между разными странами мира, тем самым не способствуя ослаблению конкретности на рынках.

      Стоит отметить, что несмотря на законодательное регулирование налоговых вычетов для экспортеров, в арбитражных судах все чаще можно столкнуться с делами, которые касаются установления ставки на отметке в 0%. Аналитики объясняют данное явление тем фактом, что нулевое налогообложение способствует развитию злоупотреблений, которые затрагивают возмещение налога, суммы которого бюджет так и не получил.

      Реализация товаров (работ, услуг) по налоговой ставке 10 процентов

      Исходя из указанных в ст.164 НК РФ возможной ставки НДС в размере 0, 10 и 18%, можно сделать вывод, что ставка на уровне в 10% является пониженной, и может быть применена в отношении тех отраслей народного хозяйства и производственных субъектов, для которых необходимо стимулировать развитие.

      В соответствии с данными, указанными в п.2 ст.164 НК РФ, ставка в 10% будет применена в следующих ситуациях:

      Случаи производства налогообложения по налоговой ставке 18 процентов

      Установление ставки в 18% характерно для всех ситуаций, которые не подпадают под действие положений, указанных в п.3 ст.164 НК РФ. Таким образом, если товар или услуга не могут быть проиндексированы по ставкам в 0% и 10% (п.1 и 2 ст.164 НК), значит в отношении их будет применена 18% ставка.

      Отдельно указано, что ставкой в размере 18% также облагаются посреднические услуги. Таким образом, если лицо выполняет роль посредника между компаниями и организациями, он будет обязан уплатить в бюджет 18% от суммы, которая была получена им в качестве финансового вознаграждения.

      В соответствии с законодательными нормами, в отношении посреднических операций будет применена данная ставка потому, что налогообложение посреднических услуг не зависит от того, по каким ставкам облагаются те товары и услуги, в реализации которых он принимает непосредственное участие.

      Автор статьи

      Кузнецов Федор Николаевич

      Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

      Источник: advokat-malov.ru

      Рейтинг
      ( Пока оценок нет )
      Загрузка ...
      Заработок в интернете или как начать работать дома