Многие покупают лотерейные билеты, надеясь сорвать джекпот, и уже представляют себя обладателями крупных денежных призов. Однако не все знают, что с суммы выигрыша в лотерее «Русское лото» платится налог, и в итоге в распоряжении победителя окажется меньше средств, чем было заявлено.
Налогообложение выигрыша в лотерею
Российским законодательством выигрыш в лотерею считается доходом и подлежит налогообложению (НДФЛ). Размер выплаты зависит от статуса победителя на территории РФ (резидент или нерезидент), сроков его пребывания в стране и выигранной суммы, а также наличия лицензии у организации, проводящей розыгрыш.
Должны ли вы платить налог с выигрыша
Если сумма выигрыша не превышает 4 тыс рублей в год, она не облагается налогом. Во всех остальных случаях размер вычета рассчитывается по формуле:
(Х – 4000) х В, где
- Х – это сумма приза;
- 4000 – необлагаемая налогом сумма;
- В – процент, который зависит от суммы выигрыша.
Каждый гражданин обязан уплачивать НДФЛ до конца календарного года. В противном случае назначается штраф – до 50% от суммы дохода, и дополнительно 5% за непредставление налоговых деклараций.
Спроси у Столото. Налог на выигрыш. Кто и сколько платит?

За неуплату НДФЛ в крупных размерах может последовать уголовная ответственность. Крупным считается доход, в течение 3-х лет подряд превышающий 2700000 рублей, особо крупным – 13500000. Минимальным наказанием за уклонение от налоговых сборов является штраф 100000 рублей, максимальным – ограничение свободы сроком на один год. Если преступление совершается впервые, нарушитель признает вину, и в короткие сроки оплатит долг и пени, он может быть освобожден от преследования.
Кто и в каком порядке перечисляет НДФЛ с лотерейного выигрыша в бюджет
Порядок уплаты подоходного налога зависит от суммы выигрыша:
- от 4 тыс. до 15 тыс. рублей – гражданин уплачивает НДФЛ самостоятельно. Для этого нужно подать декларацию в налоговую инспекцию по месту жительства.
- более 15 тыс. рублей (включительно) – отчисляется организацией, устроившей лотерею. Победитель получает на руки сумму уже с вычетом налогов.
Порядок уплаты подоходного налога зависит от суммы выигрыша:
- Менее 15000 рублей – гражданин уплачивает НДФЛ самостоятельно. Для этого нужно подать декларацию в налоговую инспекцию по месту жительства.
- Более 15000 рублей (включительно) – отчисляется организацией, устроившей лотерею. Победитель получает на руки сумму уже с вычетом налогов.
В налоговой декларации должны быть указаны:
- ФИО, место регистрации, идентификационный номер налогоплательщика;
- Сумма выигрыша;
- Расчет и сумма уплаченного НДФЛ.
Ставка налога на выигрыш
Если лотерея проводилась государственной организацией, после получения приза необходимо оплатить стандартный НДФЛ. На данный момент он составляет:
- 13%, если выигранная сумма по всем периодам не превышает 5000000 рублей;
- 15%, если доход составил 5000000 и больше. В этом случае организация самостоятельно оплачивает налоговый сбор и выдает на руки победителю оставшуюся сумму.
Организация самостоятельно уплачивает налоговый сбор и выдает на руки победителю оставшуюся сумму, если выигрыш составил более 15 тыс рублей.
Для нерезидентов РФ, а также граждан, находящихся в России менее 183 дней в году, действует ставка в 30 процентов.
Если лотерею проводило негосударственное учреждение без аккредитации, она считается рекламной акцией и облагается налогом в 35%. Выплачивать его организация должна самостоятельно, поэтому в случае денежного выигрыша гражданин будет освобожден от уплаты налогов.
Если призом в рекламной акции станет автомобиль, квартира, туристическая путевка или другой вид имущества, победитель обязан выплатить 35% от их стоимости государству. На практике это бывает редко, как правило, организации разыгрывают призы вместе с денежными суммами, которые потом идут на оплату налога.
В лотерею «Русское лото»
В случае победы человек обязан самостоятельно уплатить 13% от выигрыша, если он составляет от 4 до 15 тыс рублей. Суммы от 15 тыс до 5 млн также облагаются налогом в 13%. Победитель лотереи получает призу уже за вычетом налогов.
Если победитель сорвет джекпот, составляющий 8 миллионов, он получит сумму на 15% меньше. Организатор лотереи заплатит государству 1,2 млн.
В лотерею «Столото»
«Столото» проводит государственные розыгрыши на территории России совместно с Министерством финансов и министерством спорта РФ.

Соответственно, на него действуют стандартные правила для дохода физических лиц – 13% на сумму до 5 миллионов, и 15% на сумму свыше.
Расчет налога
Посчитать размеры денежных выигрышей несложно, а расчет ставки при получении материального приза (машины, квартиры или другого) может вызвать затруднения.
Если выиграл машину
Если гражданин выигрывает в лотерею машину, он должен самостоятельно оплатить НДФЛ от стоимости ТС в налоговые органы.

Новые автомобили имеют фиксированную рыночную цену, поэтому при расчете налога не должно возникнуть затруднений.
Если выиграл квартиру
С недвижимостью все обстоит иначе: она имеет кадастровую стоимость и рыночную цену, которая документально нигде не фиксируется. Чтобы рассчитать налог на квартиру, необходимо вызвать государственного оценщика, который зафиксирует реальную стоимость имущества.
При этом воспользоваться налоговым вычетом на призовую недвижимость, как это бывает при заключении договора купли-продажи, нельзя.
Если выиграл 100 рублей в лотерею нужно ли платить налог
Даже при выигрыше в 100 рублей необходимо заплатить стандартный НДФЛ. Учитывая, что столько в среднем стоит один билетик, выигрыш будет меньше вложенной суммы.
Сроки уплаты
Налоговую декларацию на доходы (3-НДФЛ) необходимо подать по месту жительства не позднее 30.04 того года, который идет за годом победы. Оплатить налог нужно до 15.07 того же года.
Как заплатить налог на выигрыш в лотерею через Госуслуги
Оплатить НДФЛ можно через единый портал государственных услуг:
- Войдите на сайт Госуслуг и авторизуйтесь;
- Откройте меню «Каталог услуг», выберите раздел «Налоги и финансы»;
- Кликните на надпись «Прием налоговых деклараций», в списке выберите «Прием налоговых деклараций физических лиц (3-НДФЛ).
Выберите тип получения услуги «Сформировать декларацию онлайн», заполните поля и нажмите кнопку «Отправить».
Налог на выигрыш в лотерею в других странах
На данный момент в большинстве стран мира выигранные суммы считаются доходом и облагаются налогом. Однако остаются страны, граждане которых не обязаны отчислять государству процент с выигрыша – Чехия, Австрия, Финляндия и другие.
В Беларуси
Налоговый сбор на выигрыш в лотерею в Беларуси один из самых лояльных – всего 3% от полученной суммы. При этом победитель оплачивает налог, только если выиграл денежный приз, при розыгрыше недвижимости или автомобилей налоговые обязательства на себя берет организатор.
В Казахстане
Ставка на выигранные деньги в Казахстане – 10% от полученной суммы для резидентов, и 20% для нерезидентов страны.
В Испании
Несколько лет назад с лотерейных выигрышей в Испании вообще не уплачивался налог. Однако Народная партия предложила законопроект, согласно которому с каждой выигранной суммы от 2500 евро победитель был обязан отдать государству 21%. В 2018 году минимальный депозит, не облагающийся налогом, был увеличен до 10000 евро, а в 2020 – до 40000.
В США
Налогообложение на любой выигрыш – 25%. Кроме этого, каждый штат может устанавливать повышенный процент на свое усмотрение, но государство не должно забирать более 40% от общей суммы.
Источник: loterei.ru
Налог на выигрыш

В статье расскажем, какие налоги взимаются с призов и вознаграждений и кто должен их платить. Как правильно отчитаться о таких доходах, чтобы радость победы не омрачили налоговые штрафы.

Какие выигрыши облагаются налогом
- призы в денежной или натуральной формах за участие в конкурсах или соревнованиях, которые проводит государство;
- любые выигрыши и призы от рекламных конкурсов и игр;
- выигрыши от лотерей и азартных игр.
Российское законодательство рассматривает выигрыш как доход, с которого человек должен заплатить налог. Не облагаются налогом выигрыши до 4 тыс. рублей в год. Этот вычет к каждому виду выигрыша применяется отдельно.
Рассмотрим пример нашего подписчика. Магазин стройматериалов проводил розыгрыш призов, и Сергей выиграли дрель стоимостью 3 тыс. рублей. В этом же году супермаркет проводил конкурс, и Сергею как победителю досталась продуктовая корзина стоимостью 2 тыс. рублей. А еще, в букмекерской конторе он сделали ставку на свою любимую команду и выиграли 6 тыс. рублей.
При расчете налога выигрыши от рекламных кампаний будут суммироваться, и уже с общей суммы вычитаются не облагаемые налогом 4 тыс. рублей:
2 000 р. + 3 000 р. = 5 000 р.
5 000 р. – 4 000 р. = 1 000 р.
Останется заплатить налог с 1 тыс. рублей.
Выигрыш в азартных играх считается отдельно, и с него также вычитаются 4 тыс. рублей:
6 000 р. – 4 000 р. = 2 000 р.
Заплатить налог Сергей должен с 2 тыс. рублей.
Для расчета налога выигрыши в натуральной форме пересчитывают в денежном эквиваленте. Стоимость приза определяют организаторы конкурса или соревнований.
Не облагаются налогом призы за участие в крупных спортивных соревнованиях, таких как Олимпийские и Паралимпийские игры, чемпионаты мира и Европы, кубки России и другие.

Ставки налога на выигрыш
С большинства выигрышей резиденты России платят НДФЛ по основной ставке 13% либо 15% с суммы, которая превышает 5 млн рублей в год. Для нерезидентов РФ ставка налога увеличена до 30%.
В рекламных акциях призы облагаются по самой высокой ставке НДФЛ — 35%.
Торговые сети часто проводят розыгрыши, формально похожие на лотереи, и может показаться, что с дохода от выигрыша достаточно заплатить 13%. Но по сути это стимулирующие лотереи, то есть рекламные акции, а значит, ставка НДФЛ будет 35%.
Отличить государственную лотерею от рекламной акции несложно:
- Организатором лотереи выступает государство. Проводить ее будет, скорее всего, оператор, но на лотерейном билете обязательно будет указан орган власти, по поручению которого проходит розыгрыш.
- Каждому билету присваивается номер и указывается его стоимость.
Если на билете такой информации нет — значит это рекламная акция.
Отдельно отметим выигрыши в иностранных лотереях. За рубежом такой доход будет облагаться или не облагаться налогом по законам государства, в котором проводился розыгрыш. Но и в России налог на выигрыш в лотерею за границей надо уплатить НДФЛ по полной ставке. Доход от выигрыша не подпадает под действие соглашений об избежание двойного налогообложения.
Пример из практики экспертов сервиса НДФЛка.ру:
В сентябре 2021 года Татьяна М. гостила у сестры в Украине. Там ей посчастливилось выиграть в лотерею. Сумма выигрыша в пересчете на российскую валюту составила 50 тыс. рублей. Клиентка спрашивает: каким налогом облагается выигрыш в лотерею, какую сумму она должна заплатить и нужно ли ей отчитываться в ФНС.
Специалист НДФЛка. ру внимательно изучил документы, которые клиентка загрузила в онлайн-сервис.
Выигрыш в лотерее облагается налогом в обеих странах.
По украинскому законодательству налог с выигрыша 18 %. Татьяне выплатили денежный приз с удержанием налога в пользу украинского бюджета — 9 тыс. рублей. (50 000 р. * 18%).
Но в России тоже придется заплатить НДФЛ 13 %, а также отчитаться. Расчет получился следующий: (50 000 р. – 4 000 р.) * 13% = 5 980 р.,
где 4 000 — необлагаемая сумма.
Общая сумма налога в двух странах составит 14 980 р. (9 000 р.+ 5 980 р.).
Далее эксперт выяснил, что в том же году Татьяна заплатила 62 000 рублей за обучение сына. Свой максимальный социальный вычет она уже использовала, но не знала, что по расходам за обучение ребенка предоставляется отдельная льгота до 50 тыс. рублей в году.
Таким образом, за счет возмещения налога на обучение — 6 500 р. (50 000 р. * 13%) платить за выигрыш 5 980 рублей не нужно. Но к декларации надо приложить документы, подтверждающие расходы на обучение.
Как посчитать доход от азартных игр
Участие в азартных играх предполагает не только выигрыш, но и расходы на ставки в казино или букмекерской конторе. При расчете налоговой базы законодатель не во всех случаях готов учитывать такие расходы.
Разбор сделаем на примере букмекерской конторы, но по такому же принципу учитываются расходы в казино, тотализаторах и других азартных играх.
С дохода на букмекерском счете надо заплатить НДФЛ 13 %. Ставка налога не зависит от того, российский это букмекер или иностранный, работает он онлайн или офлайн. Вопрос только в том, что именно считать доходом на букмекерском счете.
Налогооблагаемая база напрямую зависит от суммы, которую вы выводите с игрового счета на свой банковский счет:
- Если за год сняли меньше 4 тыс. рублей, то налога нет.
- С суммы от 4 тыс. рублей до 15 тыс. рублей надо платить НДФЛ без учета ставок.
Рассмотрим более подробно на примере:
Игрок сделал букмекерскую ставку 7 тыс. рублей. По итогам года сумма на счете выросла до 12 тыс. рублей. Если вывести деньги на карту, то налоговая база будет 8 тыс. рублей (12 000 р. – 4 000 р.). Пополнение счета на 7 тыс. рублей не учитывается при налогообложении.
Если вы в течение года несколько раз выводили с букмекерских счетов деньги до 15 тыс. рублей за раз, то они суммируются друг с другом, а потом уже применяется вычет 4 тыс. рублей. С оставшейся суммы надо заплатить налог на выигрыш в букмекерской конторе.
Расходы на пополнение игрового счета учитывают при снятии суммы свыше 15 тыс. рублей. Налоговой базой является разница между выведенной суммой и депозитом. Букмекерская контора, которая в этом случае выступает в роли налогового агента, должна самостоятельно удержать НДФЛ, прежде чем выплатить деньги.
В отличие от букмекерской конторы, тотализатора или организатора лотереи, казино и залы игровых автоматов не выступают в роли налогового агента. Они лишь подают сведения о выигрышах в ИФНС.

Кто оплачивает налог на выигрыш
За выигрыши свыше 4 тыс. рублей в зависимости от суммы и условий получения, НДФЛ удержит либо налоговый агент, либо вы сами должны отчитаться в доходе и уплатить налог.
Когда НДФЛ удерживает налоговый агент:
Организатор мероприятия или легальный букмекер, выплачивающий денежные призы или выигрыши свыше 15 тыс. рублей, является налоговым агентом. Именно он обязан не только удержать и заплатить НДФЛ, но и представить в налоговую инспекцию соответствующую отчетность. При этом самому гражданину дополнительно отчитываться перед ИФНС не надо.
Денежные призы дороже 4 тыс. рублей в рекламных акциях организатор также выплачивает с удержанием НДФЛ. В таких мероприятиях часто указывают итоговую сумму выигрыша уже без налога. Но в правилах о проведении акции обязательно должна быть прописана полная сумма с включенным НДФЛ. Налог на выигрыш удерживается из суммы, указанной в правилах.
Когда надо самостоятельно заплатить НДФЛ и отчитаться:
- С выигрыша в российских лотереях или с денег, снятых с букмекерского счета от 4 001 до 15 000 рублей за календарный год.
- С выигрыша в иностранной лотерее свыше 4 000 рублей. Платить налог нужно и за рубежом, и в России.
- С выигрыша в казино. Казино только подает сведения о размере выигрыша в налоговую службу.
- В случае получения приза в натуральной форме. У налогового агента нет возможности удержать и перечислить в бюджет НДФЛ. Тогда организатор обязан не позднее 1 марта после окончания налогового периода (календарного года) письменно сообщить обладателю приза и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога.
К выигрышам нельзя применить ни один из налоговых вычетов для физических лиц. Единственная льгота — это 4 тыс. рублей в год, которые не облагаются налогом.
Срок уплаты налога и сдачи декларации 3-НДФЛ при получении приза
Подать декларацию 3−НДФЛ со сведениями о выигрышах необходимо до 30 апреля следующего года. Заплатить налоги — до 15 июля.
Для выигрышей в казино и залах игровых автоматов установлен срок уплаты НДФЛ — по 1 декабря следующего за отчетным периодом года. На основании сведений по итогам года, полученных от организаторов, ФНС направляет налогоплательщику уведомление о необходимости уплатить НДФЛ. Например, налог с выигрыша в казино в 2022 году надо заплатить по 1 декабря 2023 года.
Если по какой-то причине вы не успеваете лично посетить налоговую инспекцию, то вправе подать пакет документов по почте ценным письмом с описью вложения. Факт отправки документов подтвердит опись, на которой поставят почтовый штамп с указанием даты сдачи декларации. Также можно отправить отчет из личного кабинета на сайте ФНС.
За неуплату/неполную уплату налога и несвоевременную сдачу декларации о своих доходах предусмотрены административные наказания — штрафы от 5 до 40% в зависимости от вида нарушения, пени.
Подводим итоги:
- Любые выигрыши облагаются НДФЛ за исключением 4 тыс. рублей в совокупности за год.
- Отчитаться перед ИФНС и заплатить налог на выигрыш от 4 001 до 15 000 рублей должен игрок, свыше 15 000 — налоговый агент (источник дохода).
- За выигрыш в иностранном государстве нужно уплачивать 2 налога: один за рубежом, другой в России по соответствующим ставкам.
- За несвоевременную уплату налога и подачу отчетности предусмотрены административные штрафы.
- При расчете налога, подаче декларации могут возникать такие ошибки, как: неверно определена налоговая база, в декларации пропущен важный показатель, предоставлен неполный пакет документов. На этих основаниях инспекция откажет в вычете или потребует доплатить неверно рассчитанный налог. Поэтому лучше сначала проконсультироваться с налоговым экспертом.
Источник: ndflka.ru
Какой налог придётся заплатить при выигрыше автомобиля в 2021 году? Юрист о правилах расчёта налога и способах оплаты
Если субъект на территории России получил доход, следовательно, он обязан заплатить налог с данного дохода. В зависимости от типа получаемой прибыли ставка варьируется, но самый распространённый вариант – это 13%. Что подлежит налогообложению и по каким ставкам прописано в НК РФ, но тот факт, что любые выигрыши признаются доходом гражданина, является неоспоримым фактом.
Следовательно, если человек выиграл машину, то он обязан заплатить налог. Ставка может варьироваться от 13 до 35 %. Все зависит от типа выигрыша и лотереи. И далее, как раз об этом.
Как можно распоряжаться выигрышем

Если лицо получило автомобиль в виде выигрыша, то оно им как владеет, так и распоряжается. Эти функции предусмотрены законодательством.
Согласно нормативно-правовым актам получатель приза может:
- оформить данную машину в собственность;
- использовать ее по собственному назначению;
- распоряжаться объектом так, как того пожелает. То есть владелец ТС может передавать ее в собственность другим лицам как по дарственной, наследству, так и продавать по договору купли-продажи.
В процессе оформления возникает вполне логичный вопрос: если человек никак не собирается использовать транспортное средство, а сразу желает его передать в дар, нужно ли ему платить налог? Да, обязательно. Вне зависимости от того, что будет дальше с авто, заплатить в бюджет необходимо. При этом, если одаренным окажется еще несовершеннолетний субъект, то дополнительно придется оплатить и государственную пошлину за услуги оформления.
Вывод: налог при оформлении транспорта в собственность придется заплатить победителю в любой ситуации.
Но есть и хорошая новость: если победитель не имеет средств для оплаты налога или у него нет желания оставлять ТС себе, то он может сразу продать такой объект. С вырученных средств можно сразу заплатить начисленные обязательства, а разницу оставить себе. И если быть честными, то именно так и поступает большинство победителей.

«Мы уже наездили 5 тысяч километров»
Следующая героиня Анастасия Андреева признается, что их семье автомобиль пришелся как нельзя кстати. Она работает в детской библиотеке в Шарковщине, а живет в шести километрах езды от нее в служебном доме мужа. Он — участковый милиционер.

Хоть в семье уже есть свой Volkswagen Passat 1989 года, у нее с мужем не совпадают графики. Анастасии часто приходилось ездить на работу на автобусе. Не успеваешь на него — и вот уже надо добираться на попутках или просить соседей подвезти.
— В Шарковщине особо некуда сходить. Одно кафе, районный дом культуры и все. Как появилась новая машина, стали много ездить. Побывали в Витебске, Полоцке, собираемся вот в Минск. Уже наездили на новой машине 5000 км.

Выигрышным у Насти стал общий заказ продуктов для коллег на работу. Карточки ни у кого, кроме нее, не было. Она предоставила свою и стала победителем.
— Зависти никакой не почувствовала. Весь коллектив, наоборот, порадовался за меня. Сейчас, когда кто-то из деревни к нам в библиотеку заходит, коллеги рассказывают: «Наша девочка автомобиль выиграла». Соседи и друзья сразу после победы Анастасии предлагали помочь ей выплатить налог.
— У нас все-таки люди привыкли работать, получать что-то за труд. В такие подарки судьбы им верится с трудом.
По мнению Насти и ее супруга, в Шарковщине мало кто может позволить себе приобрести машину своими силами, без кредитов. Зарплаты в поселке небольшие, крупных производств, кроме консервно-овощесушильного завода, нет.

Как и когда оплачивается налог

У победителя лотереи сразу после принятия приза возникает два вида обязательства:
- это заполнить декларацию по форме 3-НДФЛ, которую нужно будет подать в налоговую инспекцию. Подача документа происходит по месту регистрации.
- оплатить начисленный налог на основании декларации 3-НДФЛ.
Временные рамки у этих двух требований не одинаковы: оплатить налог субъект должен до 15 июля года, следующего за тем, в котором был получен такой выигрыш. А вот подать заполненную декларацию можно до апреля года, следующего за отчетным периодом.
Подача декларации доступна в нескольких вариациях:
- через личный кабинет налогоплательщика на официальном сайте ФНС;
- по почте;
- по электронной почте;
- лично посетив инспекцию. Документ возможно подать и через законного представителя при наличии заверенной нотариусом доверенности.
По поводу регламента, то есть два варианта оформления: компания, проводившая розыгрыш, может предоставить автомобиль в натуральном виде, а также выдать эквивалентную машине денежную сумму. Если используется второй вариант, то такая компания выступает в роле налогового агента и самостоятельно удерживает из суммы выигрыша рассчитанный налог. При предоставлении автомобиля организация только передает сведения о налогоплательщике и оценочной стоимости подаренного объекта.

«За три дня Иван потерял 2 кг: так переживал и не верил своему счастью»
Ивана Катышева в Шарковщине знают многие: он ходит по домам и меняет людям счетчики. Мужчина 26 лет отработал в сфере энергетики. После выигрыша каждый визит, по его словам, стал мини-праздником. Ивана усаживали за стол, поздравляли и задавали главный вопрос: «Сколько заплатил?»

Как вы уже поняли, в безвозмездные подарки в Шарковщине не верит никто.
Так эмоционально, как Иван Катышев, на выигрыш не реагировал, наверное, никто.
— Когда узнал о выигрыше, подумал, что меня разыгрывают. Знаете, я неделю не садился за руль. Не верилось, что вот там, в гараже, стоит моя машина. Я и до выигрыша считал себя везучим человеком: у меня есть семья, дети — главный подарок от Бога. А тут такое!
Как рассчитать налог с полученного в виде авто выигрыша
Когда выигрыш предоставляется победителю в денежном эквиваленте, то тогда получатель может сразу оплатить налог и перестать быть должным бюджету. Но может быть и по-другому: победа выражается в предоставлении некого объекта, в т.ч. и транспортного средства. И тогда возникает проблема: где взять деньги для оплаты налога? Ведь не у всех граждан есть указанная сумма.
И здесь важно: сама организация, которая проводит розыгрыш, обязана предупредить победителя о необходимости заплатить налог. Если она этого не делает, то нарушает закон. И теоретически, может быть оштрафована. На практике никто не следит за этим, а все обязательства возникают только у налогоплательщика.
Действуют два вида процентных ставок:
- 13% — если выигрыш получен в рамках обычной лотереи или розыгрыша, не имеющего рекламного характера;
- 35% — выигрыш, который получен по итогам рекламной кампании конкретного рекламодателя.
Многие победители надеются, что они смогут избежать начисления налога и никто об этом не узнает. Но здесь спорный момент: компания обязана передать все данные о победителе в налоговую инспекцию. И та, в свою очередь, проведет расчеты и начислит налог. Конечно, если сумма лотереи будет небольшой, то никто не будет преследовать субъекта. Но если речь идет об автомобиле, то укрыться от уплаты не получиться.
Формула расчета с примерами
Расчет налога производится самостоятельно с одновременным заполнением декларации и своевременной уплатой исчисленной суммы. О стоимости выигрыша, необходимости исчисления и уплаты налога самостоятельно организаторы обязаны уведомить получателя.
Формула расчета стандартная:
Размер налога = ставка налога * налоговая база.
Например, ваш выигрыш – УАЗ Патриот стоимостью 688410 рублей. Именно о такой цене вас уведомил организатор. Рассчитываем размер НДФЛ согласно формуле, умножая цену авто на ставку налога.
Примеры расчета НДФЛ при двух формах лотерей для резидентов РФ, третий вариант для нерезидентов:
- при выигрыше в обычную лотерею расчет налога: 688410*13%=89493 рубля;
- при получении в качестве приза в рекламном розыгрыше: 688410*35%=240944 рубля;
- приз получил человек, находящийся в России менее 183 дней в году: 688410*30%=206523 рубля.
В большинстве случаев для получателя выигрыша такие суммы могут показаться огромными, тогда у него сразу возникает вопрос о продаже приза.
Особенности применения различных ставок при победе
Основной вариант – это 13%, который и уплачивает победитель. Но лотереи бывают разные, а поэтому может применяться и ставка в 35%.
К перечню лотерей, которые подпадают под указанные 35% относятся:
- лотереи, целью которых является побудить клиента обратить внимание на конкретный товар или услугу;
- акции, проводимые от имени производителя конкретного вида продукции с целью расширения сегмента потребителей.
Примеров таких акций множество. Например, если Вы купите конкретный товар в магазине, то сможете принять участие в розыгрыше от производителя. Таким образом, это побудит клиента купить конкретный товар, а также в совокупности увеличит продажи компании.
Второй вариант, популярный именно сейчас, — это сделать репост конкретной записи в социальных сетях и принять участие в розыгрыше. Вариаций множество, суть одна – стимулирующая и побуждающая. Другими словами, участник розыгрыша никак не платит за то, чтобы выиграть. Да, теоретически он тратит деньги на покупку товара, но не на билет.
Если же человек потратил свои деньги на покупку лотерейного билета, то он заплатит по ставке 13%. Исключение из правил – покупка билета нерезидентом. Он в любом случае обязан уплатить 30%.
Возможно ли уменьшить обязательство?

Нет. Если компания, проводившая розыгрыш, не завысила оценочную стоимость объекта, то никаких вариантов уменьшить ставку или получить льготу нет. Но если Вам кажется, что стоимость автомобиля реально завышена, то вы имеете право привлечь к оценке независимого эксперта. Конечно, здесь изначально нужно понимать стоимость завышения.
Если это несколько тысяч рублей, то этого делать не нужно. Не забываем о дополнительных расходах на оценку. А вот при различие рыночной цены и оценочной стоимости нужно сначала хотя бы сообщить о своем желании в компанию, а потом уже, если она не пересмотрен цену, привлечь эксперта.
Двойное начисление налога при продаже машины
Распространённая ситуация: человек получил автомобиль, который он решил продать. У него еще до продажи возникло обязательство по уплате налога за приз, а вот после продажи возникнет еще обязательство по налогу с полученного дохода. Граждане негодуют и считают, что это неправильно.
Но, к сожалению, так работает законодательство. ФНС разъясняла этот вопрос и пояснила, что у субъекта возникают совершенно разные источники дохода, поэтому и налог он платит дважды.
Правда есть и хорошая новость: при реализации автомобиля, который находился в собственности владельца менее 3-х лет, субъект имеет возможность применить вычет в 250 000 рублей.
Чтобы стало понятно, рассмотрим пример: гражданин В. выиграл автомобиль в результате рекламной акции. Оценочная стоимость такого машины составила 500 000 рублей. Для оплаты налога и получения денег автомобиль решено продать на рынке по цене 450000 рублей.
Расчет:
- По налогу на выигрыш субъект обязан заплатить 0,35 * 500 000 = 175000 рублей;
- При расчете налога с продажи применим налоговый вычет: (450000-250000)*0,13 = 200000*0,13 = 26000 рублей;
- Итого в бюджет нужно внести 175000+26000 = 201 000 рублей.
И здесь может показаться, что такие налоги просто огромны. Но если сравнить их с теми, которые действуют за границей, то они на 15-20% меньше. И нужно радоваться и такой возможности.

Сколько надо платить, если выиграл машину?
Любой выигрыш является доходом. Выигрыш автомобиля не исключение. Раз возник доход, то появился и объект налогообложения. Поэтому налог с выигрыша – это обычный налог на доходы физических лиц, регламентируемый главой 23 НК РФ.
Какой налог нужно платить человеку, если он выиграл машину в лотерею, зависит от того, сколько дней в году он, как физическое лицо, находится в России:
- гражданин, находящийся в стране более 183 дней в году, уплачивает налог в размере 13%, ст. 224, п.1;
- менее 183 дней – 30%, ст. 224, п. 3.
Если же розыгрыш призов был с рекламной целью, то такой выигрыш облагается по ставке 35% с превышения установленных законом размеров, ст. 224, п. 2.
Ответственность за неуплату
Если речь идет конкретно о выигранном автомобиле, то здесь ответственность предусмотрена. Это не маленький приз, который налоговая служба может простить.
Виды ответственности:
- пеня за каждый день задолженности. Пеня начисляется в процентном соотношение от суммы долга и зависит от учетной ставки ЦБ. И хотя сумма пени небольшая, но за продолжительный срок может выйти неплохая сумма;
- штраф. За уклонение от уплаты налога предусмотрен штраф от 20 до 40% от суммы долга. Размер ставки зависит от того, будут ли такие действия целенаправленными или нет. Если суд признает уклонение от уплаты умышленным, то будет применима максимальная ставка штрафа.
Если же налог будет оплачен, но сама декларация не будет подана, то тогда также придется заплатить штраф. Сумму будет небольшой – до 5% от суммы.
Также не стоит забывать о том, что ФНС имеет полномочия блокировать расчетные счета, взымать задолженность через суд из заработной платы, а также не выпускать гражданина при выезде за границу. Правда, последний вариант возможен только при общей сумме долга более 300 000 рублей.
Что делать, если не известна реальная стоимость выигрыша?
Бывают случаи, что организаторы мероприятия не поставили в известность победителя том, какой налог владелец приза должен уплатить. В этом случае поможет независимый оценщик. Данные, которые он предоставит, станут основанием для заполнения налоговой декларации о размере полученного дохода. Обратиться к независимому эксперту можно также в случае, если гражданин, выигравший авто, имеет сомнения в правдивости предоставленных организаторами розыгрыша данных по стоимости авто, и считает ее завышенной. Также точный налоговый платеж с выигранного автомобиля могут посчитать специалисты налоговой инспекции.
Как заплатить: варианты оплаты
Вариантов, как оплатить задолженность перед бюджетом, несколько. Большинство из них позволяют это сделать и без посещения банка, только используя интернет.
Способы оплаты:
- через портал «Госуслуги» — доступен вариант только для авторизированных пользователей;
- через онлайн банкинг любого банка, осуществляя платеж через личный кабинет;
- используя электронный кошелек и терминалы;
- в кассе любого банка.
Вариант выбирает сам налогоплательщик. Главное – это уложиться в сроки.
Источник: avpauto.ru
