Что значит единое гражданство

Важнейшей предпосылкой обязанности государства защищать в полном объеме закрепленные в конституции права и свободы личности является гражданство — устойчивая правовая связь лица с данным государством, выра­жающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Со­стояние гражданства создает права и обязанности для лица не только на территории своего государства, но и за рубежом.

В монархических государствах употребляется термин «поддан­ство», который формально устанавливает личную верность мо­нарху, но фактически равнозначен гражданству. Независимо от формы правления в правовом государстве гражданство означает согласие лица на распространение на него юрисдикции государ­ства, всех обязанностей, установленных конституцией и закона­ми.

В то же время граждане обладают в отношении государстваопределенными правами и могут требовать от него защиту своих прав. Для подавляющего большинства людей в каждой стране уста­новление гражданства не представляет чего-то сложного, так как они являются гражданами данного государства с самого рожде­ния и сохраняют это правовое состояние на протяжении всей жизни.

ПРИНЯТ НОВЫЙ ЗАКОН О ГРАЖДАНСТВЕ РФ 2023. ЧТО МЕНЯЕТСЯ? НОВЫЕ ОСНОВАНИЯ И ОТМЕНА ОСНОВАНИЙ

Однако по разным причинам, и прежде всего вследствие межнациональных конфликтов и растущей интернационализа­ции экономики, возникают различные миграционные потоки, т. е. перемещения больших групп людей из одной страны в дру­гую. Такие передвижения — индивидуальные и групповые, рас­пространенные и в РФ, а также браки, за­ключаемые между гражданами различных государств, постоянно порождают проблемы приобретения и изменения гражданства.

В государствах с унитарной формой правления существует единое гражданство, в то время как во многих федеративных го­сударствах лицо считается гражданином союза и одновременно субъекта федерации. На него, следовательно, распространяются не только федеральные законы, но и законодательство данного субъекта федерации.

Практическое значение такого положения обусловлено тем, что в федеративных государствах существует разделение компетенции между союзом и субъектами федерации, а кроме того, имеются некоторые различия в правовых нормах между субъектами федерации (например, в сфере действия нало­гового, уголовного, семейного законодательства). Такое положе­ние характерно и для РФ.

В любом государстве проживают люди, правовое положение которых отличается от статуса большинства. Большинство жите­лей всегда являются гражданами данного государства, но значи­тельные группы не имеют гражданства (апатриды) или являются иностранными гражданами. В некоторых государствах признает­ся двойное гражданство — такие лица называются бипатридами . Различия в правовом положении не означают дискриминации неграждан, государство защищает права этой категории жителей, поскольку многие права, как это установлено международным правом, принадлежат человеку независимо от гражданства. Разумеется, в полном объеме государство охраняет права и свободы тех, кто его учредил и несет все обязанности, т. е. своих граждан. См. также Приказ МВД России от 03.05.2018 N 267 «Об утверждении Порядка подачи и форм уведомлений о наличии у гражданина Российской Федерации иного гражданства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве» Зарегистрировано в Минюсте России 27.07.2018 N 51718.

Что такое быть гражданином?

Мировое сообщество единодушно в своем негативном отно­шении к безгражданству, т. е. такому состоянию человека, когда он не является гражданином какого-либо государства. В таком состоянии часто оказываются люди, утрачивающие свое граж­данство, но не приобретающие нового (например, беженцы из районов вооруженных конфликтов).

Все государства обязаны способствовать сокращению безгражданства, поощряя приобре­тение гражданства лицами, не имеющими никакого гражданства. Это предписано международной Конвенцией о сокращении безгражданства 1961 г. (вступила в силу 13 декабря 1975 г.), приня­той в соответствии с Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН.

В этой Конвенции содержится рекомендация государствам пре­доставлять гражданство апатридам и лицам, проживающим на территории государства, если они не были осуждены за соверше­ние тяжких преступлений. Одновременно (1963 г.) Совет Европы принял Конвенцию о сокращении случаев многогражданства, ус­танавливающую, что в определенных случаях лицо, приобретшее новое гражданство, утрачивает старое.

Правовой статус апатри­дов регулируется международной Конвенцией о статусе апатри­дов 1951 г. (вступила в силу 6 июня 1960 г.). Следуя этим между­народно-правовым актам, РФ способствует сокращению безгражданства, поощряя приобретение гражданства лицами, не имеющими никакого гражданства.

Весьма частым случаем возникновения безгражданства служит заключение брака между мужчиной и женщиной, имеющими разное гражданство, и рождение у них детей. Немалые трудности возникают также при разводе и связанном с ним разделении имущества. Во многих странах, в том числе в РФ, пра­вовое положение лиц без гражданства приравнивается к статусу иностранцев. В соответствии с законом Россия поощряет приоб­ретение своего гражданства лицами без гражданства и не препят­ствует приобретению ими гражданства другого государства.

Принципы российского гражданства

  1. гражданство является единым и равным независимо от оснований приобретения (ч. 1 ст. 6 Конституции РФ);
  2. гражданин не может быть лишен своего гражданства или права изменить его (ч. 3 ст. 6 Конституции РФ);
  3. граж­данин России не может быть выслан за пределы РФ или выдан другому государству(ст. 61 Конституции РФ);
  4. РФ гарантирует своим гражданам защиту и покровитель­ство за ее пределами (ст. 61 Конституции РФ);
  5. проживание гражданина РФ за пределами РФ не прекращает его гражданства РФ (ст. 4 ФЗ «О гражданстве РФ»);
  6. РФ поощряет приобретение гражданства РФ лицами без гражданства, проживающими на территории РФ (ст. 4 ФЗ «О гражданстве РФ»).

Следовательно, теперь не может быть речи о высылке нежела­тельного для властей гражданина. Более того, никакие органы не вправе не принять в страну ее гражданина, находящегося за рубежом и желающего вернуться на Родину.

Невыдача гражданина России, совершившего преступление на территории и по законам другого государства, не означает, что данное лицо освобождается от ответственности. РФ, как это предусматривается в международных договорах о правовой помощи, обязана судить такое лицо по своим зако­нам и информировать об этом заинтересованную сторону. Что же касается выдачи (экстрадиции) иностранного гражданина его го­сударству, то это возможно также при наличии договора между двумя государствами или по решению компетентных российских органов как проявление доброй воли.

Гражданам РФ, находящимся за пределами РФ, предоставляются защита и покровительство РФ. Органы государственной власти, дипломатические представительства и консульские учреждения, должностные лица указанных представительств и учреждений обязаны содейство­вать тому, чтобы гражданам РФ была обеспечена возможность пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общепризнанными принципами и нор­мами международного права, международными договорами РФ, законами и правилами государств прожива­ния или пребывания граждан РФ, а также возможность защи­щать свои права и охраняемые законом интересы.

Правовое регулирование российского гражданства

Вопросы гражданства в РФ регулируются Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

Гражданство РФ, согласно ч. 1 ст. 5 Конституции, является единым. Об этом снова напоминает п. «в» ст. 71 Конституции, который отно­сит гражданство в РФ к ведению РФ.

Договором о создании Союзного государства России и Бело­руссии от 8 декабря 1999г. установлено, что граждане этих госу­дарств являются одновременно гражданами Союзного государст­ва (ст. 14). Однако до принятия союзного нормативно-правового акта правовое положение граждан регулируется национальными нормативно-правовыми актами и соглашениями.

Закон о гражданстве регулирует широкий комплекс вопросов, связанных с гражданством, и прежде всего условия приобретения и прекращения гражданства РФ. В нем за­креплены полномочия государственных органов, ведающих дела­ми о гражданстве, регламентируется производство по делам о гражданстве. Закон устанавливает также порядок исполнения и обжалования решений по делам о гражданстве.

Двойное гражданство

Такое правовое состояние возможно, когда, например, жен­щина выходит замуж за иностранца, а по законам его государства жена обязана принять гражданство мужа. В таком же состоянии находится ребенок, родители которого имеют разное гражданст­во. Частыми стали случаи, когда русскоязычные граждане ряда государств СНГ желают одновременно состоять в гражданстве России.

Пребывание в двойном гражданстве расширяет не только пра­ва, но и обязанности гражданина. Он должен платить налоги двум государствам (если двойное налогообложение не исключа­ется двусторонним соглашением), в каждом из них нести воин­скую службу, лишается права занимать некоторые должности (судья, адвокат). Ни одно государство, признающее двойное гра­жданство, не делает каких-либо послаблений таким лицам в от­ношении их гражданских обязанностей.

Конституция РФ допускает для своих граждан право иметь также гражданство иностранного государства, т. е. двойное граж­данство, но только в соответствии с федеральным законом или международным договором. Следовательно, и иностранный гра­жданин может иметь одновременно российское гражданство на основе соответствующего международного договора (между дан­ным государством и РФ). Приобретение гражданином РФ иного гражданства не влечет за собой прекра­щение гражданства РФ.

Конституция ясно указывает, что приобретение граждани­ном РФ иного гражданства не меняет его правового статуса как гражданина России. За ним сохраняются все права и свободы, и он не освобождается от обязанностей, вытекающих из россий­ского гражданства. Однако в этом же тексте (ч. 2 ст.

62) допуска­ются отступления от этого общего правила в соответствии с фе­деральным законом или международным договором РФ. Но пока таких законодательных норм или договор­ной практики нет.

Гражданство и брак

Заключение брака между мужчиной и женщиной, имеющими разное гражданство, может породить для них и их детей извест­ные трудности. Значительные трудности возникают также при разводе и связанном с ним разделении имущества. Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 г. в целях защиты интере­сов женщин предусматривает, что заключение или расторжение брака с иностранцем, как и перемена гражданства мужем во вре­мя существования брачного союза, не должны автоматически от­ражаться на гражданстве жены.

Для современной России данные нормы весьма актуальны. Если в СССР долгое время браки с иностранцами были просто запрещены, то с переходом к демократии и в связи с растущими связями между людьми разных стран они становятся все более распространенными. В связи с этим Федеральный закон «О гра­жданстве РФ» (ст. 8) закрепил три важные нормы:

  1. Заключение или расторжение брака между гражданином РФ и лицом, не имеющим гражданства РФ, не влечет за собой изменение гражданства указанных лиц.
  2. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства другого супруга.
  3. Расторжение брака не влечет за собой изменение гражданства родившихся в этом браке или усыновленных (удочеренных) супругами детей.

На защиту интересов детей направлены положения Закона на случай изменения родителями своего гражданства. Установлено общее правило: гражданство ребенка при приобретении или пре­кращении гражданства РФ одним из его родителей либо обоими его родителями сохраняется или изменяет­ся в соответствии с рассматриваемым Законом.

Для приобрете­ния или прекращения гражданства ребенком в возрасте от 14 до 18 лет необходимо его согласие. Гражданство ребенка не может быть прекращено, если в результате прекращения гражданства РФ он станет лицом без гражданства. Граж­данство ребенка не изменяется при изменении гражданства его родителей, лишенных родительских прав. В случае изменения гражданства ребенка не требуется согласие его родителей, ли­шенных родительских прав.

Ряд норм гарантирует право на гражданство детей по усынов­лению, при опеке и попечительстве.

Источник: jurkom74.ru

Единое гражданство РФ

В рамках правовой государственности и госу­дарственной целостности Российской Федерации институт единого гражданства имеет важное тео­ретическое и практическое значение. Эта значи­мость усиливается тем обстоятельством, что между федеральным и республиканским законо­дательствами по вопросам гражданства имеются противоречия, несогласованность.

Прежде всего отметим, что на правовую рег­ламентацию гражданства РФ и ее субъектов не­посредственно повлияли Декларация о государст­венном суверенитете Российской Федерации и Декларации о государственном суверенитете рес­публик (бывших автономий), а также денонсация Договора об образовании СССР и подписание Федеративного договора, образование Содруже­ства независимых Государств, изменение право­вого статуса национально-государственных об­разований (республик), административно-терри­ториальных единиц (края, области, г. Москва, г. Санкт-Петербург) и национально-территори­альных объединений (автономная область, авто­номные округа) в Российской Федерации.

К числу обстоятельств, обусловивших новые взаимоотношения РФ и ее субъектов, следует от­нести и определение гражданства РФ на основе международных стандартов, в частности в свете Всеобщей декларации прав человека и Деклара­ции прав и свобод человека и гражданина Россий­ской Федерации, принятой 22 ноября 1991 г. По­ложения последней стали основой прав и свобод человека и гражданина Конституции РФ (правда, ее ст. 6 следовало бы согласовать со ст.

2 Закона РФ «О гражданстве»), а в законодательстве неко­торых субъектов Федерации они не нашли четко­го закрепления. Так, в ст. 69 Конституции Респуб­лики Башкортостан гражданство определено на основе национального суверенитета без учета прав многонационального народа, предусмотрен­ных ст. 3 той же Конституции.

В-третьих, в период государственного и кон­ституционного строительства в субъектах РФ сложилось «двойное гражданство», например в Башкортостане, а также гражданство ассоцииро­ванного члена РФ, как в Республике Татарстан.

В силу изменившихся экономико-политичес­ких условий в регионах РФ и согласно заключен­ным договорам между РФ и ее субъектами (Та­тарстан, Башкортостан), видимо, допустимо фор­мирование своего гражданства в республиках, и не имеет значения, как оно будет строиться — в ви­де единого гражданства, двухуровневого или трехуровневого, двойного или тройного граждан­ства при условии, если в субъектах Федерации для всех граждан (как граждан РФ, так и граждан субъектов Федерации) будут обеспечены одина­ковые социально-экономические и политико-правовые условия.

Со дня становления РФ (1918-1922 гг.) и до распада СССР (1922-1991 гг.) в РФ было единое гражданство. Существовавшее утверждение о том, что в СССР было тройное гражданство (гражданство СССР, гражданство РСФСР (союз­ных республик) и гражданство автономных рес­публик) на практике не имело существенного значения, так как, в частности, от имени РСФСР (в том числе и ее автономных республик) во всех сферах жизни (внутри страны и за рубежом), как правило, выступал СССР со своим единым граж­данством (как известно, в ООН от имени своих граждан выступали также Белоруссия и Украина).

В целом же можно признать, что возможности определения своего гражданства в РФ и ее субъ­ектах впервые закладывались в Федеративном договоре (1992 г.), ибо бывшие автономные республики признаны самостоятельными субъек­тами РФ, а некоторые из них после оглашения своих Деклараций о суверенитете ставили вопрос о целесообразности становления их членами Со­дружества Независимых Государств (Республика Башкортостан) и даже субъектами международ­ного права (Республика Татарстан).

Концептуальной основой единого гражданст­ва РФ и ее субъектов является народовластие (ст. 3 Конституции РФ). Поэтому принадлежность к народу, а не к отдельным нациям (народностям) выражает сущность гражданства РФ. Отсюда и вытекает принцип единого гражданства РФ, ко­торый закреплен в ст. 6 Конституции РФ.

В ней гражданство Российской Федерации признается единым и равным независимо от оснований при­обретения.

Принцип единого российского гражданства выражается в общности принципов экономичес­кой, политической, социальной, правовой систем российского законодательства и законодательст­ва республик в составе РФ. Он означает (как это предусмотрено в ст.

2 Закона РФ «О гражданст­ве»): «. Граждане РФ, постоянно проживающие на территории республик в составе РФ, являют­ся одновременно гражданами этой республики». В соответствии с принципом федерализма и прин­ципом единого и равного гражданства на терри­тории России граждане РФ, проживающие на территории края, области, автономной области, ав­тономного округа, являются одновременно гражданами РФ. Данное положение наряду с За­коном «О гражданстве» следовало бы также за­крепить и в ст. 6 Конституции РФ.

Гражданство — это политико-правовая принадлежность лиц государству, являю­щемуся самостоятельным субъектом международ­ного права. Республики в составе РФ обладают ограниченной международной правосубъектностью. А государство, признанное суверенным в рамках международного сообщества, защищает права и законные интересы граждан как внутри страны, так и за ее пределами.

Именно такой смысл вложен в ст. 62 Конституции РФ и ст. 3 За­кона РФ «О гражданстве».

С этих позиций не совсем оправданно консти­туционное положение отдельных субъектов Фе­дерации, предусматривающее двойное граждан­ство, как, например, это установлено в ст. 22 Конституции Республики Башкортостан. Харак­терно, что в ней нет записи о том, что граждане РФ являются гражданами Республики Башкорто­стан. С учетом того, что в Республике Башкорто­стан нет Закона о гражданстве РБ, выходит, что по ст. 22 Конституции РБ граждане РФ и РБ не имеют правовой основы для своей защиты.

Спорность определения гражданства субъек­тов РФ вытекает из Федеративного договора и п. 4 ст. 5 Конституции РФ, согласно которым все субъекты РФ равноправны в своих взаимоотно­шениях с федеральными органами. Значит, сле­дует уточнить определение гражданства во всех трех типах субъектов РФ. Но это вряд ли возмож­но: во-первых, они (субъекты) имеют разные правовые статусы, и их равноправие достигается по линии взаимоотношений с федеральными ор­ганами государственной власти; во-вторых, все граждане субъектов Федерации являются граж­данами РФ.

Целесообразность единого гражданства РФ можно было бы обосновать и тем, что в рамках единой Федерации не должно быть двойного гражданства в виде гражданства РФ и гражданст­ва ее субъектов, как бы они ни определялись. Ли­ца, проживающие на территории субъектов Фе­дерации России, оставаясь гражданами РФ, при­знаются (на основе прописки и регистрации) жителями села, поселка, деревни, района, города, области, края, округа и республики.

Для получе­ния каких-то экономических, социальных, право­вых и иных льгот (если они есть!) следовало бы предусмотреть срок проживания на определенной территории, скажем, как это предусмотрено во Франции и США — 5 лет, в Англии и Норвегии -7 лет, в Испании — 10 лет и т.д. Цена оседлости, ес­ли прибегнуть к такому сравнению, соответство­вала бы ст. 13 Всеобщей декларации прав человека, ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 27 Конституции РФ и Закону РФ «О праве граждан Российской Федера­ции на свободу передвижения, выбор места пребы­вания и жительства в пределах Российской Феде­рации» от 25 июня 1993 г. Представляется вполне достаточным подтверждение о принадлежности к гражданству РФ для решения своих социально-бытовых вопросов. Этому способствует и уско­ренный, сокращенный порядок приема граждан РФ по линии миграционной службы, который ус­тановлен в Законах РФ «О беженцах» и «О вы­нужденных переселенцах» от 19 февраля 1993 г.

Важность единого гражданства Российской Федерации тем более значима, что в республиках РФ экономические условия могут быть иными, чем в Российской Федерации в целом. Так, напри­мер, в Конституции Республики Башкортостан не предусматривается частная собственность на зем­лю. В ней также исключена возможность исполь­зования земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, прожива­ющих на соответствующей территории.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Конституция Российской Федерации от 12.12.93 г.

Источник: kazedu.com

8. Единство и равенство гражданства

Конституция РФ (ст. 6) гласит, что гражданство в Российской Фе­дерации является единым и равным независимо от оснований его приоб­ретения. Эта норма воспроизведена в Федеральном законе «О граж­данстве Российской Федерации» (ч.

2 ст. 4). Что это означает?

Прежде всего, единство и равенство гражданства следует понимать в том плане, что все лица, имеющие гражданство Российской Федера­ции, имеют одинаковый конституционно-правовой статус, обладают в равной мере правами, свободами, несут обязанности, вытекающие из российского законодательства.

В вопросах гражданства не может быть «стажа», т. е. установления для кого-то льгот и преимуществ, обусловленных длительностью («пожизненностью») состояния в российском гражданстве. Стано­вясь российским гражданином, человек по общему правилу с первого дня имеет такой же объем прав и обязанностей, как и другие граждане страны.

Это не означает, что законодательством не могут быть установле­ны некоторые специальные требования к осуществлению отдельных прав, свобод и обязанностей с учетом новоприобретенного россий­ского гражданства. Поясним тезис примерами:

1) право выдвигаться на пост Президента РФ имеет гражданин, приобретший гражданство Российской Федерации не только по рож­дению, но и по заявлению (так называемый натурализованный граж­данин; в США такому гражданину не суждено стать Президентом). Однако для кандидата на пост Президента РФ устанавливается требо­вание не только быть гражданином РФ, но и прожить в качестве гражданина РФ не менее 10 лет на территории РФ;

2) весь трудовой стаж, полученный человеком после приобретения гражданства, будет учтен при оформлении его пенсионного дела; но стаж работы до обретения российского гражданства учитывается по особым правилам, установленным нашим законодательством;

3) врач, ставший российским гражданином, имеет право работать по своей специальности только после признания его медицинского диплома в установленном порядке;

4) молодой человек, получивший российское гражданство, имеет равное с другими право поступать в вуз; но если он учился в вузе дру­гого государства и хотел бы зачесть эту учебу и перевестись в россий­ский вуз, возникнет вопрос о допустимости перевода и соразмерно­сти учебных планов вузов.

Можно привести и другие примеры. Однако главное условие по­нятно: речь не идет о какой-то дискриминации тех, кто вновь полу­чил российское гражданство. В одних случаях учитывается значение соответствующего права, в других — его сопоставимость с возмож­ностями иных граждан РФ.

Категории единства и равенства применяются к самому граж­данству, т. е. начинают действовать после его приобретения. Что ка­сается желающих приобрести российское гражданство, они могут претендовать лишь на равное внимание к себе со стороны российских властей, т. е. к каждому должен быть проявлен индивидуальный под­ход, допускающий учет определенных преимуществ в приобретении этого гражданства.

Источник: all-sci.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Заработок в интернете или как начать работать дома