Основными финансовыми планами на общегосударственном и территориальном уровнях выступают бюджет (федеральный, региональный, местный) и бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Бюджет как плановый документ представляет собой роспись доходов и расходов органов государственной власти или местного самоуправления. Составляется в форме баланса денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Конкретизация доходов и расходов бюджета осуществляется в соответствии с группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, установленной Бюджетным кодексом РФ.
Бюджет составляется исполнительным органом власти и утверждается в форме закона соответствующим законодательным (представительным) органом власти. Порядок составления и утверждения бюджета как планового документа регламентируется Бюджетным кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными и правовыми актами субъектов РФ и муниципальных образований, устанавливающими особенности бюджетного процесса в данных административно-территориальных образованиях.
Как составить личный финансовый план | Финансовое планирование
В соответствии со ст. 169 БК РФ бюджет как план в Российской Федерации с 1 января 2008 года составляется:
— на федеральном уровне — на три года (очередной финансовый год и плановый период);
— на региональном и муниципальном уровнях — на один (очередной финансовый) год или три (очередной финансовый год и плановый период) года в зависимости от положений региональных и муниципальных нормативных и правовых актов, регламентирующих бюджетный процесс в соответствующем субъекте РФ или муниципальном образовании.
Бюджет как план носит целевой и директивный характер, для него свойственны конкретность и адресность показателей; бюджет, по существу, стал в России основным документом, комплексно определяющим количественные и качественные параметры государственной (региональной, муниципальной) социально-экономической политики.
Бюджеты государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования) формируются в виде баланса доходов и расходов государственных внебюджетных фондов, обеспечивающих реализацию конституционных прав граждан на социальное обеспечение, охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи. Состав доходов и расходов бюджетов государственных внебюджетных фондов определен Бюджетным кодексом РФ.
Бюджеты государственных внебюджетных фондов составляются органами управления этими фондами и утверждаются органами законодательной власти в форме законов одновременно с принятием закона о федеральном (региональном) бюджете.
Согласно ст. 145, 169 БК РФ бюджеты государственных внебюджетных фондов формируются и утверждаются: на федеральном уровне — на три года (очередной финансовый год и плановый период); на региональном и муниципальном уровнях — на один (очередной финансовый) год или три (очередной финансовый год и плановый период) года.
К финансовым планам, составляемым субъектами хозяйствования, относятся баланс доходов и расходов, сводный бюджет, бюджетная смета, смета доходов и расходов. Вид финансового плана, разрабатываемого коммерческими и некоммерческими организациями, определяется их организационно-правовой формой, а также учредительными (уставными) документами. Кроме того, в учредительных (уставных) документах определяется орган или должностное лицо, уполномоченные утверждать финансовый план организации. Порядок и сроки составления финансового плана, методика расчета его показателей устанавливаются: для бюджетных учреждений — Бюджетным кодексом РФ и нормативными и правовыми актами органов исполнительной власти; для коммерческих организаций и некоммерческих организаций других (кроме бюджетных учреждений) организационно-правовых форм — приказами, распоряжениями по организации.
При составлении финансовых планов в коммерческих организациях учитывается необходимость: максимизации прибыли; оптимизации структуры капитала организации и обеспечения ее финансовой устойчивости; достижения прозрачности финансово-экономического состояния для собственников (участников, учредителей), инвесторов, кредиторов; обеспечения инвестиционной привлекательности; использования рыночных механизмов привлечения финансовых средств.
Разработка финансовых планов коммерческих организаций осуществляется на основе бизнес-плана, в котором отражаются те виды деятельности, которыми предприятие планирует заниматься в ближайшей и долгосрочной перспективе.
Финансовый план коммерческой организации может составляться в форме баланса доходов и расходов или сводного бюджета.
Баланс доходов и расходов содержит информацию о составе и объеме финансовых ресурсов коммерческой организации и направлениях их использования на планируемый период; составляется на календарный год с поквартальной разбивкой показателей.
В балансе доходов и расходов выделяют, как правило, следующие разделы: доходы и поступления, расходы и отчисления, платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды. При этом финансовый план должен быть сбалансирован: объем доходов и поступлений средств, в том числе из бюджета, должен быть равен сумме расходов, отчислений и платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды. С целью проверки правильности расчета показателей баланса доходов и расходов к нему составляется проверочная таблица, по строкам которой детализируются виды и объемы финансовых ресурсов коммерческой организации, а по графам — направления их использования. Это позволяет не только проверить сбалансированность плана, но и проследить взаимосвязь отдельных видов доходов
и расходов.
Для организации системы анализа и планирования денежных потоков на предприятии, адекватной требованиям рыночных условий, в настоящее время в коммерческих организациях используется система управления финансами, основанная на разработке и контроле исполнения иерархической системы бюджетов. Система бюджетов, включающая бюджеты структурных подразделений, налоговый бюджет и сводный бюджет организации, позволяет установить жесткий текущий и оперативный контроль за поступлением и расходованием денежных средств, создать реальные условия для выработки эффективной финансовой стратегии. Бюджеты составляются на месяц, квартал, календарный год.
Сводный бюджет коммерческой организации формируется на основе принципа декомпозиции: каждый бюджет более низкого уровня является детализацией бюджета более высокого уровня, т.e. бюджеты структурных подразделений и налоговый бюджет конкретизируют сводный бюджет.
Сводный бюджет коммерческой организации состоит из доходной и расходной частей (табл. 4.1). Оптимальным бюджетом является такой, в котором доходная часть равна расходной.
Бюджеты структурных подразделений формируются на основе следующих функциональных бюджетов: бюджета фонда оплаты труда; бюджета материальных затрат; бюджета потребления энергии; бюджета амортизации; бюджета прочих расходов; бюджета погашения кредитов. Такая система бюджетов полностью охватывает все денежные потоки коммерческой организации.
С бюджетом фонда оплаты труда связаны платежи в государственные внебюджетные фонды и часть налоговых платежей. Бюджеты материальных затрат и потребления энергии отражают основную часть производственных затрат коммерческой организации. Бюджет амортизации в значительной степени определяет инвестиционную политику предприятия. Бюджет прочих расходов позволяет экономить на наименее важных финансовых расходах. Бюджет погашения кредитов дает возможность осуществлять операции по погашению кредитов и займов в строгом соответствии с планом-графиком платежей.
Таблица 4.1 Состав статей сводного бюджета коммерческой организации
Налоговый бюджет включает в себя все налоги и обязательные платежи в федеральный бюджет и бюджеты других уровней, а также в государственные внебюджетные фонды. Этот бюджет планируется только в целом по организации.
Финансовое планирование на основе составления системы бюджетов нацелено на:
• повышение управляемости и быстрой адаптации организации к изменениям на товарных и финансовых рынках;
• обеспечение оперативного получения информации и корректировки стратегии и тактики управления финансами коммерческой организации;
• расширение возможности накоплений для модернизации производства, повышение инвестиционной привлекательности организации. Внедрение системы сквозного финансового планирования делает коммерческие организации информационно прозрачными для коммерческих банков и инвестиционных компаний, что способно расширить возможности организации при привлечении дол госрочных кредитов или размещении новых эмиссий на фондовом рынке на более выгодных условиях для эмитента.
Целью составления финансовых планов некоммерческими организациями является определение объема финансовых ресурсов, необходимого им для выполнения уставных целей и задач, т.е. предоставления услуг социально-культурного, научно-технического и иного некоммерческого характера.
Бюджетные учреждения, создаваемые органами государственной власти и органами местного самоуправления, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ обязаны составлять бюджетную смету.
Бюджетная смета является документом, устанавливающим лимиты бюджетных обязательств бюджетного учреждения в соответствии с классификацией расходов бюджетов.
Бюджетная смета является основным плановым документом, определяющим объемы бюджетного финансирования бюджетных учреждений. Она составляется и утверждается на очередной финансовый год в порядке и по форме, разработанным и утвержденным главным распорядителем средств бюджета в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов РФ 1 .
Показатели сметы формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации Российской Федерации с детализацией до кодов статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления. Главный распорядитель, распорядитель средств бюджета, учреждение вправе дополнительно детализировать показатели сметы по кодам аналитических показателей.
Показатели бюджетной сметы представляются в виде таблицы, содержащей информацию о наименованиях направлений расходования средств бюджета и соответствующих им кодах классификации расходов бюджетов бюджетной классификации Российской Федерации, а также суммах бюджетных ассигнований по каждому направлению.
Бюджетная смета составляется бюджетным учреждением на основании:
1) разработанных и установленных (согласованных) главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета на соответствующий финансовый год расчетных показателей, характеризующих деятельность учреждения или государственного (муниципального) задания 2 ;
2) лимитов бюджетных обязательств по расходам бюджета на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций бюджетных учреждений.
Бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой. При этом согласно ст. 70 Бюджетного кодекса РФ финансируются расходы на:
— оплату поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных (муниципальных) нужд;
— уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
— возмещение вреда, причиненного бюджетным учреждением при осуществлении его деятельности.
Утверждение бюджетной сметы происходит после принятия закона (решения) о соответствующем бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Порядок утверждения бюджетных смет бюджетных учреждений определяется главным распорядителем бюджетных средств 3 (право утверждения бюджетных смет может быть предоставлено руководителю главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, а также руководителям бюджетных учреждений 4 ).
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 26.04.2007 № 63-Ф3 установлено, что до разработки и вступления в силу федерального закона, устанавливающего особенности использования бюджетными учреждениями средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций, правительств иностранных государств, средств от иной приносящей доход деятельности, эти доходы и поступления и их использование отражаются в смете доходов и расходов по приносящей доход деятельности.
Таким образом, в настоящее время бюджетные учреждения в Российской Федерации составляют два плановых документа:
• смету доходов и расходов по приносящей доход деятельности (если данному учреждению разрешено вести предпринимательскую деятельность в соответствии с его уставом, нормативными и правовыми актами).
Некоммерческие организации иных (кроме бюджетных учреждений) организационно-правовых форм могут составлять как смету доходов и расходов, так и баланс доходов и расходов. Выбор конкретного вида финансового плана фиксируется, как правило, в учредительных документах некоммерческих организаций.
В смете доходов и расходов некоммерческой организации указываются: 1) поступления из всех источников (ассигнования из бюджета, доходы от предпринимательской и иной разрешенной уставом организации деятельности, приносящей доход, пожертвования и благотворительные взносы и т.д.), 2) расходы, включая платежи в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. Смету доходов и расходов составляют фонды, общественные и религиозные организации; у остальных финансовый план формируется в виде баланса доходов и расходов. Порядок (оставления финансового плана регламентируется нормативными документами, разрабатываемыми и утверждаемыми самой некоммерческой организацией. Следует отметить, что организационно-правовой и методический аспекты финансового планирования в некоммерческих организациях иных (кроме бюджетных учреждений) организационно-правовых форм в настоящее время максимально приближены к порядку, характерному для коммерческих организаций.
1 Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения июджстной сметы бюджетного учреждения в соответствии со ст. 165, 221 Ыпджстного кодекса РФ утверждены Приказом Министерства финансов РФ от 20.11.2007 № 112 н.
2 Требования к государственному (муниципальному) заданию установлены ст. 692 Бюджетного кодекса РФ.
3 См.: пп. 8) п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ.
4 В случае доведения до подведомственных бюджетных учреждений государственных (муниципальных) заданий руководитель главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета должен предоставить право утверждения бюджетной сметы руководителю данного бюджетного учреждения.
(Материалы приведены на основании: А.Г. Грязнова. Е.В. Маркина Финансы. Учебник. 2-е изд. – М.:Финансы и статистика, 2012)
Источник: study-i.ru
Финансовый план бизнес плана: примеры и образец расчета
Для эффективной работы предприятия финансовый план в бизнес плане необходимо проводить беспрерывно в течение всего «срока жизни» организации. Так, на начальном этапе бизнеса финансовое планирование позволяет решить вопрос о целесообразности нового дела, оценить его прибыльность, определить необходимый объем инвестиций, рассчитать срок окупаемости. При длительном функционировании финансовые планы позволяют выявлять приоритетные пути направления средств, устранить ошибки и недоработки в распределении бюджета и спрогнозировать возможное развитие компании.
Финансовое планирование — это что?
Финансовый план в бизнес плане — учет всех возможных будущих расходов и доходов, которые необходимы для развития организации и достижения стратегических целей.
Проведение подобных расчетов позволяет устанавливать баланс между наличными ресурсами и потребностью в них, выбирать выгодные источники финансирования, выгодные варианты вложения чистой прибыли.
Составление финансового плана позволяет решить ряд задач:
- выявление неучтенных резервов организации;
- определение объема финансовых вложений, который требуется для выполнения плана;
- эффективное распределение и использование денежных средств;
- обеспечение оптимальных финансовых взаимоотношений с банками.
При составлении финансового плана необходимо следовать ключевым принципам эффективности:
- Обеспечение безопасности. Принятые управленческие решения могут грозить компании серьезными убытками и кризисом. Эта проблема решается во время планирования бюджета, когда все возможные риски анализируются и разрабатываются планы по их минимизации.
- Оптимизация. Возводимые стратегическим планом ограничения все же оставляют некоторые альтернативы, среди которых необходимо выбирать наиболее выгодные.
- Координация и интеграция. Если деятельность компании затрагивает различные сферы хозяйственных отношений, при планировании необходимо учитывать их взаимосвязь и интеграцию.
- Контроль. Готовый финансовый план должен обосновывать систему контроля производственно-хозяйственной деятельности и анализа результатов работы всех подразделений.
- Документирование. Финансовый план — важный документ, который регламентирует финансово-хозяйственную деятельность всей организации.
Методы оперативного финансового планирования
Наиболее простой вид финансового планирования — оперативный, или, как его еще называют, краткосрочный, план. Составляют его, как правило, на неделю или месяц — на период, в котором все затраты и финансовые поступления заранее известны. Я предлагаю начать знакомство с планами именно с него.
Составлять оперативный план можно по двум методикам:
- По расходам. Этот метод предусматривает определение величины и сроков постоянных расходов на планируемый период. Для этого необходимо просуммировать все расходы, обеспечивающие работоспособность бизнеса. Отталкиваясь от полученного значения, можно определить, какой доход Вам потребуется для погашения этих платежей, а значит и объем необходимой работы Вам также известен. Такой вид планирования позволяет отслеживать состояние бюджета и оперативно принимать меры для его стабилизации.
- По доходам. Данное планирование бюджета осуществляет по мере денежных поступлений. При этом Вы можете планировать затраты лишь из располагаемых средств, которые уже присутствуют на счете компании. За расчетный период принимается неделя или месяц — все зависит от частоты поступления денег. Так, в первый расчетный период происходит ожидание поступлений, выплаты не производятся, происходит накопление средств. После поступления денег на счет планируется второй расчетный период, при котором накопленные средства планируются к выплатам, а все поступающие средства «замораживаются» до третьего периода. Таким образом, накопления прошлых периодов обеспечивают текущие платежи, за счет чего денежный поток уравновешивается и легко планируется.
Выбрав один из этих методов, Вы можете приступить к планированию и регулированию денежных потоков компании. Как только краткосрочное планирование войдет у Вас в привычку, пора переходить к долгосрочным планам.
Долгосрочное финансовое планирование
Составление оперативных планов позволит Вам систематизировать информацию о сроках и размерах денежных поступлений и необходимых платежей. Имея эти данные, Вы легко сможете спланировать финансовую часть бизнес плана на более длительный срок.
Так, Вы можете определить производственные мощности и возможность реализации продукции; знаете, в какие периоды ожидать спада продаж, а в какие наступит подъем; уверены в сроках поступления платежей. Все эти данные позволят Вам спланировать ежемесячное поступление финансов, которое будет производиться в течение года.
Также Вам известны необходимые расходы. Я рекомендую проранжировать все статьи расходов и учитывать их по отдельности. Критерием ранжирования стоит выбрать важность расходов. Так, на высшем уровне следует помещать те платежи, от которых зависит работоспособность бизнеса. На нижнем маловажные инвестиции, которые погашаются излишками прибыли.
При этом стоит соблюдать правило: не осуществлять выплат по статьям расходов, если вышестоящие «кошельки» еще не полностью погашены. Такой подход позволит Вам обезопасить свое производство и минимизировать риск неправильного распределения средств.
При составлении годового финансового плана необходимо учитывать статистики предыдущих лет, а также стратегический план развития. Я рекомендую, планировать доходы по минимуму, а расходы по максимуму, чтобы изменения обстоятельств не были для Вас фатальными.
Этапы финансового планирования
Для того, чтобы финансовая модель бизнес плана была долгосрочной, необходимо провести различные расчеты. Весь массив работы можно разбить на этапы.
Определение постоянных и переменных расходов.
Прежде всего весь массив расходов должен быть разделен на 2 группы:
Переменные издержки используются для определения маржинального дохода — дополнительный доход, получаемый от производства дополнительной единицы продукции. Рассчитывается он, как разность между выручкой и переменными затратами, и позволяет понять, каково приращение дохода при увеличении производства.
Планирование доходов.
Прогноз возможных доходов начинается с определения цены. Для этого стоит провести анализ конкурентов, выявить средние расценки, которые они предлагают, соотнести их с полученным уровнем расходов — позволят ли цены компенсировать расходы? Или может быть у Вас есть возможность снизить цену?
Также необходимо оценить размер заказа. Для этого также необходимо обратиться к опыту конкурентов или собственным наблюдениям и определить тот объем продукции, который может единоразово потребоваться потенциальному покупателю.
Умножив полученный объем на равновесную цену, Вы получите средний чек. Он позволит Вам определить, какое количество клиентов Вы сможете обслуживать, неся уже запланированные расходы.
Осталось только оценить поток клиентов, которых Вы сможете привлечь. Для этого используются два показателя:
- объемы рынка, то есть средний поток клиентов, которые могут заинтересоваться Вашим предложением;
- количество заказов, которые Вы сможете обслужить при заданных производственных мощностях.
Соотношение двух последних показателей отражает характер использования располагаемых ресурсов. Если Вы не можете удовлетворять спрос, стоит пересмотреть доходную часть и вложиться в развитие мощности производства. Если же Ваше предложение превышает спрос, Вы не оптимально используете свои ресурсы и тратите больше, чем зарабатываете. Идеальная ситуация — их равенство.
Расчет точки безубыточности.
Точка безубыточности — тот объем продаж, при котором чистый доход равняется нулю, то есть все доходы компании позволяют лишь компенсировать расходы. Достигается точка безубыточности в тот момент, когда маржинальный доход становится равным постоянным затратам.
Дальнейшее наращивание производства позволит компании не только окупаться, но и приносить свободную прибыль. Снижение — формирование дефицитного бюджета компании.
Финансовых расчетов в бизнес-плане
Финансовые расчеты в бизнес плане состоят из следующих аспектов:
- общие активы, которые нужны для продолжения работы компании;
- внешние инвестиции;
- анализ главных источников постоянных издержек. Ими являются: расходы на оборудование, зарплата, аренда, коммунальные счеты, реклама, налоги;
- определение комфортных условий для достижения максимальной прибыли и поддержания финансовой устойчивости;
- меры по повышению инвестиционной привлекательности организации;
- конечные и промежуточные результаты динамики денежных средств.
Финансовый план в бизнес плане пример
Вот образец финансового плана в бизнес плане. В Интернете вы сможете найти еще больше образцов:
Заключение
Финансовый план — индикатор эффективности Вашего бизнеса. Он позволит Вам четко отслеживать состояние дел и принимать срочные меры по улучшению работы. Все это приводит к тому, что Вы верно движетесь в сторону поставленных стратегических целей, управляя своим движением.
История из жизни
День перезагрузки: отдохнул, пересмотрел свои взгляды на некоторые вопросы, обдумал цели. Что из этого получилось, читайте далее.
Воскресенье – чудесный день для отдыха. Сегодня мне удалось хорошенько отыграться за всю прошедшую неделю. Несмотря на то, что в последнее время я особо не перетруждался, организм требовал поспать подольше. Возможно, он чувствует выходной, а может я сам даю себе такую установку.
Что успешный бизнесмен делает утром в воскресенье? Конечно, смотрит «Шаман Кинг».
За сегодняшний день я успел съездить в офис, сходить в кино, провести время с женой, потренироваться с братьями – вот такой насыщенный денек получился, хоть особой целесообразности в моих действиях не было.
Кстати, уметь отдыхать с пользой – важное умение. Тот, кто достаточно посредственно проводит время в выходной день, часто жалуется на усталость или скуку в будни. К сожалению, я пока не умею максимально эффективно проводить свободное время, но стремлюсь это исправить.
Стоит отметить, что дневной сон позволяет за короткий промежуток времени восстановить большую часть сил — не зря же в детстве наш день был организован таким образом, чтобы мы могли отдохнуть в середине дня. Если распланировать свой день таким образом, чтобы после дневного сна приступить к активным действиям, можно максимально эффективно использовать свое время.
Два маленьких совета от меня. Во-первых, если у Вас бешеный ритм жизни и нужно срочно выполнить гору дел, лучше встать пораньше, сделать большую часть заданий, а в обед хорошенько выспаться, чтобы можно было снова приступить к работе. Так у Вас получится выложиться «по полной». Во-вторых, нужно стараться вставать до 10 часов утра, так как сон после 10 идет только во вред. Вставайте пораньше, смывайте с себя всю гадость, которую организм вывел за ночь (рекомендую потереться мочалкой, чтобы раскрыть поры), и будьте эффективными целый день!
В это чудесное воскресенье я пришел к важному выводу: крайне тяжело куда-то двигаться без цели. Именно цели заставляют нас работать и зарабатывать, организовывать и заполнять свое свободное время, двигаться в перед. Сколько раз я слышал: «Ставьте цели, чтобы добиваться их!», «Без целей Вы не добьетесь успеха!», но, чтобы полностью осознать смысл этих указаний, мне нужно было самостоятельно прийти к правильным мыслям.
Я постарался разложить свои мысли «по полочкам», чтобы понять, к чему я хотел бы стремиться. Конечно, большинство целей касались материальных ценностей и ответов на животрепещущие вопросы. Я весь день был занят этими мыслями и, как сказала моя жена, «думал слишком громко». Мне удалось подметить очень много нюансов, например, мою неэффективность в 2018 году.
Казалось бы, прошло полгода, а я все плыву по течению. Вроде все хорошо, есть определенные результаты, но они не увеличиваются. Видимо, нужно пересмотреть свои планы.
P.S. Посмотрим, что выйдет из моих только зарождающихся размышлений о целях в жизни и бизнесе.
Источник: p-solovev.ru