Что является функцией саморегулируемой организации

Статья 6 Закона о СРО определяет основные функции, права и обязанности данных организаций.

Анализ Закона о СРО, позволяет выделить регулирующую (нормотворческую), контрольную, обеспечительную, информационную функции саморегулируемых организаций. Ю. Г. Лескова предлагает также к основным и обязательным функциям СРО относить функции: представительскую, организации повышения профессионального уровня и процедур разрешения споров (урегулирования конфликтов)’. Д. А. Петров, полагая, что функции СРО следовало бы разделить на: (а) статусные, в совокупности индивидуализирующие цели деятельности СРО в качестве особых субъектов права (регулятивно-нормотворческая, контрольная, дисциплинарная); (б) производные или вторичные функции, направленные на создание условий для осуществления статусных функций (арбитрабельная, представительская, информационно-обеспечительная, имущественно-обеспечительная), проводит их подробный анализ [1] [2] .

Реализуя нормотворческую функцию, СРО разрабатывает и утверждает стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности, под которыми понимаются требования к осуществлению предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами СРО.

Организатор торгов.Функции организатора торгов. Лев Андрей Имущество с торгов

Правовая природа локальных актов СРО, в том числе стандартов и правил, спорна. К примеру, О. Н. Максимович говорит о саморегулировании как об особой разновидности подзаконного правового регулирования [3] . Напротив, В. К. Андреев указывает, что СРО «не принимает нормативные правовые документы в определенной форме, поскольку не наделена правотворческой функцией, у нее нет соответствующей властной компетенции. Правила и стандарты, которые разрабатываются и утверждаются саморегулируемой организацией, не являются нормой права, это не общеобязательные государственные предписания» [4] . Д. О. Грачев полагает, что правила СРО являются одним из способов унификации обычаев делового оборота и деловых обыкновений [5] , А. В. Басова предлагает считать их локальными нормативными актами 1 . Ю. Г. Лескова квалифицирует стандарты и правила СРО (а также акты органов СРО, имеющие внутриорганизаци- онный характер) как корпоративные акты и акты саморегулирования [6] [7] , считая возможным отнести их к числу локальных нормативных актов [8] . Нами также высказывалось мнение о том, что к числу корпоративных можно отнести лишь те акты СРО, которые определяют ее правовое положение как корпоративной организации. Что же касается локальных актов, обеспечивающих, наряду с законодательными и подзаконными нормативными правовыми актами, правовые основы саморегулирования, то они призваны решать иные задачи и по своей сущности не относятся к корпоративным [9] . В. А. Лаптев делит локальные нормативные акты СРО на две группы: (1) акты, определяющие правовое положение СРО и ее членов; (2) источники регулирования предпринимательской и профессиональной деятельности членов СРО. Относя ко второй группе стандарты и правила СРО, автор предлагает определить правила как нормы, регулирующие порядок осуществления предпринимательской или профессиональной деятельности, а стандарты как нормы, устанавливающие требования к характеристикам результата данной деятельности — продукта (работам, услугам, товарам) [10] .

Саморегулируемые организации: расширение надзорных полномочий. МФК 2021

Утверждение стандартов и правил является обязательным требованием для получения публичного статуса СРО. Стандарты и правила СРО должны соответствовать федеральным законам, принятым в соответствии с ними иным нормативным правовым актам, правилам деловой этики, а также могут устанавливать дополнительные требования к предпринимательской или профессиональной деятельности определенного вида.

Стандарты и правила СРО, а также иные акты саморегулируемых организаций, следует рассматривать в качестве формы осуществления саморегулирования. Вместе с тем нами уже высказывалось мнение о том, что если принятые в конкретной СРО стандарты и правила не содержат иные, помимо законодательных, требования, такие локальные акты не являются актами саморегулирования, а лишь дублируют положения закона. В таком случае сложно говорить о реализации СРО нормотворческой функции [11] .

Стандартами СРО на финансовом рынке признаются документы, устанавливающие требования к членам СРО и регулирующие отношения между членами СРО, между членами СРО и их клиентами, между СРО и ее членами и между СРО и клиентами ее членов.

Виды стандартов СРО на финансовых рынках:

  • — базовые — разработанные, согласованные и утвержденные в соответствии с требованиями ст. 5 Закона. Базовые стандарты обязательны для исполнения всеми финансовыми организациями, осуществляющими соответствующий вид деятельности, вне зависимости от их членства в саморегулируемой организации;
  • — внутренние — разработанные и утвержденные в соответствии с требованиями ст. 6 Закона. Внутренние стандарты обязательны для исполнения членами саморегулируемой организации и, если это предусмотрено внутренними стандартами, ассоциированными членами саморегулируемой организации.

Контроль за осуществлением членами СРО предпринимательской или профессиональной деятельности проводится работниками соответствующего структурного подразделения СРО путем проведения плановых и внеплановых проверок. Отметим, что низкая эффективность контроля СРО за соблюдением ее членами установленных требований была отмечена в Концепции в числе существенных недостатков функционирования отдельных элементов института саморегулирования.

Надзор за деятельностью самих СРО осуществляет уполномоченный орган государственной власти. Отметим, что общие правила проведения проверок определены Законом о государственном контроле. Вместе с тем ч. 4 ст. 1 данного акта определяет виды государственного контроля (надзора), при осуществлении которых другими федеральными законами могут быть установлены особенности организации и проведения проверок. К числу таких видов относится и государственный контроль деятельности СРО [12] .

Надзор за деятельностью СРО, на финансовом рынке осуществляет Банк России в порядке, определенном ст. 28 Закона о СРО на финансовом рынке.

СРО наделены важнейшей в рыночных условиях хозяйствования функцией обеспечения дополнительной имущественной ответственности своих членов перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами. СРО вправе применять следующие способы обеспечения ответственности: создание системы личного и (или) коллективного страхования, формирование компенсационного фонда’.

Компенсационный фонд первоначально формируется исключительно в денежной форме за счет взносов членов СРО в размере не менее чем 3 тыс. руб. в отношении каждого члена. В случае применения в качестве способа обеспечения ответственности членов СРО перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами системы личного и (или) коллективного страхования минимальный размер страховой суммы по договору страхования ответственности каждого члена не может быть менее чем 30 тыс. руб. в год.

Дополнительные требования могут быть установлены федеральными законами. Например, частью 2 ст. 55.4 ГрК РФ для СРО, осуществляющих строительство, предусмотрено формирование компенсационного фонда в размере не менее чем 1 млн руб. на одного члена некоммерческой организации или, если такой организацией установлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в размере не менее чем 300 тыс. руб. на одного члена некоммерческой организации.

Порядок формирования компенсационного фонда СРО на финансовом рынке определяется специальными законами и актами Банка России. К примеру, правовой режим компенсационного фонда СРО форекс-дилеров определен ст. 50.1 Закона о РЦБ и Указанием Банка России от 13 сентября 2015 г. № 3796-У «О требованиях к порядку формирования компенсационного фонда саморегулируемой организации форекс-дилеров, а также о порядке и условиях компенсационных выплат».

СРО для обеспечения доступа к информации, в соответствии с требованиями Закона о СРО, обязана создать и вести в информационно-телекоммуникационной сети Интернет сайт, в электронный адрес которого включено доменное имя, права на которое принадлежат этой [13]

СРО. Перечень сведений, размещаемых на официальном сайте СРО, определен ч. 2 ст. 7 Закона о СРО. В порядке, определяемом самой СРО, она вправе размещать и иную информацию о деятельности своей и своих членов (ч. 7 ст.

7 Закона о СРО). Таким образом, принцип транспарентности (от фр. transparent — прозрачный) является одним из основополагающих принципов деятельности СРО. Следует отметить, что статьей 14.52 КоАП РФ предусмотрена ответственность СРО за нарушение обязанностей по раскрытию информации.

Помимо этого, СРО ведет реестр своих членов, который представляет собой информационный ресурс, соответствующий требованиям Закона о СРО и содержащий систематизированную информацию о членах СРО, а также сведения о лицах, прекративших членство в СРО. Лицо приобретает все права члена СРО с даты внесения сведений о нем, в реестр членов СРО. Перечень сведений, включаемых в реестр, определен ч. 3 ст. 7.1 Закона о СРО.

  • [1] Там же. С. 19,37.
  • [2] Петров Д. А. Правовой статус саморегулируемой организации в сфере предпринимательства: проблемы теории и практики: монография. СПб.: Нестор-История,2015. С. 179-228.
  • [3] Максимович О. Н. Саморегулирование в сфере предпринимательской деятельности как проявление гражданско-правового метода регулирования общественных отношений: автореф. дис. канд. юрид. наук. Казань, 2007. С. 11.
  • [4] Андреев В. К. Актуальные проблемы гражданского и предпринимательского права России. М.: Российская академия правосудия, 2012. С. 181.
  • [5] Грачев Д. О. Правовой статус саморегулируемых организаций: автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2008. С. 16.
  • [6] Басова А. В. Саморегулируемые организации как субъекты предпринимательского права: автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2008. С. 15.
  • [7] Лескова Ю. Г. Концептуальные и правовые основы саморегулирования предпринимательских отношений: монография. М.: Статут, 2013. С. 299.
  • [8] Лескова Ю. Г. Саморегулирование как правовой способ организации предпринимательских отношений: проблемы теории и практики: автореф. дис. . д-ра юрид.наук. М, 2013. С. 46.
  • [9] Ершова И. В. Общие и специальные нормы в правовом обеспечении саморегулирования // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. № 4.
  • [10] Саморегулирование предпринимательской и профессиональной деятельности: единство и дифференциация: монография / отв. ред. И. В. Ершова. М.: Норма;ИНФРА-М, 2015 (автор главы — В. А. Лаптев). С. 40-47.
  • [11] 2 Ершова И. В. Саморегулирование предпринимательской и профессиональнойдеятельности: вопросы теории и законодательства // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 10.
  • [12] В Концепции низкая эффективность государственного контроля (надзора) задеятельностью СРО и недостаточный уровень разработанности правовых механизмовответственности СРО были обозначены среди основных недостатков функционирования института саморегулирования.
  • [13] Укажем на неэффективность механизмов обеспечения имущественной ответственности субъектов саморегулирования перед потребителями, на что было обращено внимание в Концепции. Отмечено практически полное отсутствие фактов выплатиз компенсационных фондов СРО и практически полное отсутствие выплат по договорам страхования гражданской ответственности по требованиям заказчиков к членамСРО в совокупности с многократным превышением объема страховых премий надсуммой страховых выплат.

Источник: bstudy.net

Что такое СРО (саморегулируемые организации), какие функции они выполняют?

Саморегулируемые организации (СРО) — это организации, созданные представителями определенной профессиональной сферы для саморегулирования своей деятельности и защиты интересов участников данной сферы. В России законодательство предусматривает обязательное членство МФО в СРО, чтобы гарантировать соблюдение норм и правил профессиональной деятельности в сфере микрофинансирования.

Саморегулируемые организации (СРО) — это объединения предпринимателей, которые занимаются саморегулированием определенных сфер деятельности. В России, СРО создаются на основе законодательства, регулирующего соответствующую сферу деятельности, и выполняют функции по контролю и регулированию деятельности своих членов.

Микрофинансовые организации (МФО) помимо госреестра Центробанка, также обязаны состоять в одной из СРО. СРО выполняют следующие функции:

  1. Контроль за соблюдением членами СРО требований законодательства. Кроме того, СРО проводят аудиты и проверки деятельности своих членов для выявления нарушений.
  2. Разработка и установление стандартов профессиональной деятельности для членов СРО.
  3. Разрешение конфликтов между членами СРО.
  4. Защита интересов членов СРО в правительственных органах и общественности.
  5. Обучение и повышение квалификации членов СРО.
  6. Предоставление услуг членам СРО, например, страхование от рисков, связанных с деятельностью.

МФО должны быть членами одной из СРО, которые регулируют деятельность МФО. Например, СРО «МиР» и СРО «Союз «Микрофинансовый Альянс «Институты развития малого и среднего бизнеса» занимаются контролем и регулированием деятельности МФО.

Членство в СРО обеспечивает защиту интересов МФО и их клиентов, а также обеспечивает соответствие деятельности МФО требованиям законодательства. Кроме того, членство в СРО помогает МФО повышать свою репутацию и доверие клиентов благодаря соответствию установленным стандартам.

В целом, членство в СРО является необходимым условием для работы МФО, поскольку это гарантирует их законность, надежность и соответствие требованиям законодательства.

Олег Пашковский

Главный редактор проекта «Деньги-Людям.ру». Высшее экономическое образование «Экономика и финансы» по специализации «Банковское дело». Построил свою карьеру в сфере банковского менеджмента. Занимал должности «Специалиста по урегулированию убытков», «Специалиста по межбанковским операциям» и «Главный специалист направления по операциям на межбанковском рынке».

Источник: dengi-ludyam.ru

Понятие и цели деятельности саморегулируемых организаций (СРО)

Требования к СРО:

  1. некоммерческая организация, созданная в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», при условии ее соответствия всем установленным настоящим Федеральным законом требованиям;
  2. объединение в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее 25 субъектов предпринимательской деятельности или не менее 100 субъектов профессиональной деятельности определенного вида, если федеральными законами не установлено иное;
  3. наличие стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации;
  4. обеспечение саморегулируемой организацией дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами в соответствии со статьей 13 Федерального закона.

В случае, если иное не установлено федеральным законом, для осуществления деятельности в качестве саморегулируемой организации некоммерческой организацией должны быть созданы специализированные органы, осуществляющие контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности и рассмотрение дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных внутренними документами саморегулируемой организации.

Некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации с даты внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций и утрачивает статус саморегулируемой организации с даты исключения сведений о некоммерческой организации из указанного реестра.

Цель деятельности СРО — саморегулирование предпринимательской или профессиональной деятельности субъектов, объединенных в данную организацию.

  • разрабатывает и утверждает стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности (федеральными законами могут устанавливаться иные требования, стандарты и правила);
  • от своего имени и в интересах своих членов вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействующим не соответствующего федеральному закону нормативного правового акта, обязанность соблюдения которого возлагается на членов саморегулируемой организации;
  • должна установить меры дисциплинарного воздействия в отношении членов организации за нарушение требований стандартов и правил саморегулируемой организации, а также обеспечить информационную открытость затрагивающей права и законные интересы любых лиц деятельности членов саморегулируемой организации.

Основные функции СРО:

  1. разрабатывает и устанавливает условия членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемой организации;
  2. применяет меры дисциплинарного воздействия , предусмотренные настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации, в отношении своих членов;
  3. образует третейские суды для разрешения споров, возникающих между членами саморегулируемой организации, а также между ними и потребителями произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), иными лицами, в соответствии с законодательством о третейских судах;
  4. осуществляет анализ деятельности своих членов на основании информации, представляемой ими в саморегулируемую организацию в форме отчетов в порядке, установленном уставом некоммерческой организации или иным документом, утвержденными решением общего собрания членов саморегулируемой организации;
  5. представляет интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления;
  6. организует профессиональное обучение, аттестацию работников членов саморегулируемой организации или сертификацию произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), если иное не установлено федеральными законами;
  7. обеспечивает информационную открытость деятельности своих членов, опубликовывает информацию об этой деятельности в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации;
  8. осуществляет контроль за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации;
  9. рассматривает жалобы на действия членов саморегулируемой организации и дела о нарушении ее членами требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации.

Саморегулируемая организация имеет право:

  1. от своего имени оспаривать в установленном законодательством РФ порядке любые акты, решения и (или) действия (бездействие) органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления , нарушающие права и законные интересы саморегулируемой организации, ее члена или членов либо создающие угрозу такого нарушения;
  2. участвовать в обсуждении проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, государственных программ по вопросам, связанным с предметом саморегулирования, а также направлять в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления заключения о результатах проводимых ею независимых экспертиз проектов нормативных правовых актов;
  3. вносить на рассмотрение органов власти и органов местного самоуправления предложения по вопросам формирования и реализации соответственно государственной политики и осуществляемой органами местного самоуправления политики в отношении предмета саморегулирования;
  4. запрашивать в органах власти и органах местного самоуправления информацию и получать от этих органов информацию, необходимую для выполнения саморегулируемой организацией возложенных на нее федеральными законами функций, в установленном федеральными законами порядке.

Саморегулируемая организация не вправе осуществлять деятельность и совершать действия, влекущие за собой возникновение конфликта интересов саморегулируемой организации и интересов ее членов или создающие угрозу возникновения такого конфликта.

Источник: jurkom74.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Заработок в интернете или как начать работать дома