Что включает в себя управление

Предложен теоретический анализ понятия «управление». Проведённое исследование показало, что в современной педагогической науке и практике всё более усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер.

В статье рассматриваются различные подходы исследователей к определению понятия «управление». Анализ существующих определений понятия «управление» показал, что оно тесно связано с такими понятиями как «менеджмент», «деятельность», «профессиональная деятельность», «профессиональное образование», «управленческая культура», «культура управления». Сущностная характеристика данных понятий важна для раскрытия проблемы исследования. В ходе анализа и обобщения исследуемого материала автор рассматривает понятие «управление» как интегральную характеристику, определяющую способность руководителя педагогического колледжа осуществлять управленческую деятельность, включающую в себя планирование, организацию, контроль, регулирование, результат.

5 типичных ошибок руководителя в управлении персоналом/ Александр Высоцкий

управленческая культура.
управление
профессиональное образование
профессиональная деятельность
педагогический менеджмент
менеджмент
культура управления

1. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., пер. и доп. — М.: науч. изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1999. — 1456 с.

2. Дворецкая Ю. Ю., Некрасов С. Д. Проблемы обретения профессиональной компетентности в молодости // Личность и бытие: субъективный подход. Становление и реализация субъектности личности в профессии: Матер. II Всерос. науч.-практ. конф. -Краснодар, 2004. С.193-196.

3. Езопова С. А. Менеджмент в дошкольном образовании: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Езопова. — М. Издательский центр «Академия», 2003. — 320 с.

4. Кричевский В. Ю. Профессиональная деятельность директора общеобразовательной школы как предмет междисциплинарного исследования: Автореф. дис. . д-ра пед. наук: 13.00.01 / В. Ю. Кричевский. — СПб., 1993. — 40 с.

5. Крыжко В. В., Павлютенков Е. М. Психология в практике менеджера образования / В. В. Крыжко, Е. М. Павлютенков. — СПб.: КАРО, 2001. — 304 с.

6. Липсиц И. В. Секреты умелого руководителя / И. В. Липсиц. — М.: Экономика, 1991. -320 с.

7. Лозинская Н. Ю. Оптимизация процесса принятия управленческого решения руководителями общеобразовательных школ: Автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.01 / Н. Ю. Лозинская. — СПб., 2007. — 24 с.

8. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика: учебник / Л. В. Мардахаев. — М.: Гардарики, 2005. — 269 с.

9. Селевко Г. К. Технологии внутришкольного управления / Селевко Г. К. — М.: НИИ школьных технологий, 2005. — 208 с.

10. Сластёнин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н.Общая педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластёнина: в 2 ч. / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — Ч. 2. — 256 с.

3 приема как поставить подчиненного на место / Управление персоналом 16+

11. Третьяков М. И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента / М. И. Третьяков. — М.: Новая школа, 2001. — 320 с.

12. Фельдштейн Д. И. Психология развития человека как личности: Избр. тр.: В 2 т. /Д. И. Фельдштейн. — М.: Изд-во МПСИ, 2005. — Т. 1. — 568 с.

13. Шамова Т. И., Третьяков П. И., Капустин Н. П. Управление образовательными системами: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. И. Шамова, П. И. Третьяков, Н. П. Капустин. — М.: Издательский гуманит. Центр «ВЛАДОС», 2002. — 320 с.

Учитывая особенности деятельности учреждения среднего профессионального образования «Педагогический колледж», в работе управление рассматривается как нелинейная диалоговая многофункциональная деятельность участников социального процесса, одинаково заинтересованных как в получении высокого результата работы организации, так и в сохранении и развитии участвующих в этом процессе людей, их отношений и неповторимой субъектности. Проблемой теории управления образовательными системами занимались учёные: В. И. Загвязинский, В. Ю. Кричевский, В. А. Сластёнин, М. М. Поташник и др. Проблемой управления учреждениями среднего профессионального образования — П. И. Третьяков, Т. И. Шамова и др.

Модернизация системы отечественного образования качественно изменяет не только образовательный процесс, но изменяет и развивает понятийно-терминологический аппарат, который является важнейшей составной частью современной педагогической науки.

Для глубокого теоретического осмысления сущности любой педагогической проблемы, закономерностей её развития необходимо определить терминологическое поле исследования, в которое должны быть включены основные понятия.

Центральной категорией нашего исследования является категория «управление». Учитывая, что образовательные системы функционируют и развиваются не стихийно, а происходящие в них процессы имеют упорядоченный и целенаправленный характер, благодаря управлению, рассмотрим это понятие более детально.

Одной из древнейших областей человеческой деятельности является работа руководителя с людьми, руководство ими и управление трудовыми процессами. В работах древнегреческих философов Платона, Сократа, Аристотеля мы уже встречаем попытки показать деятельность руководителя, осмыслить управление как познание определённых законов.

Как показало исследование, несмотря на то, что термин «руководство» широко употребляется в практической жизнедеятельности людей, в научном плане данный термин долго не использовался. Термин «управление» появился относительно недавно и самостоятельной областью научного исследования не был.

Понятие «управление» изначально определялось как непрерывный и целенаправленный процесс воздействия на коллектив людей для организации и координации их деятельности в процессе производства с целью достижения наилучших результатов при наименьших затратах. В последние годы термин управление стал достаточно распространённым в педагогической науке. Однако он имеет различные определения. Как отмечает В. Ю. Кричевский, существует не менее 80 различных определений данного понятия. Под управлением в широком смысле понимается общая функция организационных систем (биологических, технических, социальных, педагогических и др.).

В Большом энциклопедическом словаре управление определяется как функция организованных систем различной природы, обеспечивающая сохранение их определённой структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей [1].

Современные исследователи различных аспектов управления образовательными системами (В. И. Загвязинский, В. И. Зверева, В. Ю. Кричевский, В. А. Сластёнин, М. М. Поташник, Т. И. Шамова и др.), глубоко раскрывая сущность понятия «управление», дают разные определения.

Так, Т. И. Шамова рассматривает управление как активное взаимодействие руководителей образовательного учреждения и других участников образовательного процесса по его упорядочению и переводу на новое качественное состояние, более отвечающее выполнению поставленных задач [13].

По мнению В. А. Сластёнина, управление — это деятельность, направленная на выработку решения, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации [10].

Проведённое исследование показало, что в современной педагогической науке и практике всё более усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер. При этом внутриколледжное управление рассматривается как целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса, которое, согласно В. А. Сластёнину, складывается как цепь последовательных, взаимосвязанных действий или функций: педагогического анализа, целеполагания и планирования, организации, контроля, регулирования и корригирования [10].

В. В. Крыжко, Е. М. Павлютенков понимают управление как непрерывный и целенаправленный процесс воздействия на управляемый объект [5].

С. А. Езопова считает, что управление — это деятельность по достижению определённых целей, в основе которой — взаимодействие людей, согласование их действий [3].

Управление в педагогическом смысле, по мнению В. Ю. Кричевского, это согласование субъект-субъектных отношений и действий [4].

Исследователи отмечают, что управление образовательным учреждением осуществляется путём прямого и косвенного взаимодействия руководителя учреждения с персоналом и студентами, обеспечивая реализацию общественных и индивидуальных потребностей в образовании. По определению Г. К. Селевко, управление учебно-воспитательным процессом (как главная составная часть внутриколледжного управления) -есть система целенаправленных воздействий руководителя на педагогический коллектив и студентов путём научно обоснованного планирования, организации и контроля деятельности [9].

В диссертационных исследованиях В. Ю. Кричевского, Н. Ю. Лозинской подчёркивается, что успешное развитие, престиж, результативность работы учебного заведения определяется качеством его руководства. Труд руководителя становится всё более актуальным и подотчётным не только государственным органам управления, но и общественным организациям и родителям.

В.Ю.Кричевский отмечает, что неизменный рост количества управленческих задач, необходимость решать совершенно новые проблемы при сохранении высокой ответственности за состояние и качество работы учебного заведения усиливают противоречия между социально-педагогическими требованиями к руководителям учебного заведения и реальным условием их деятельности [4].

В современных условиях развития общества успешное функционирование организации определяется, на наш взгляд, большей степенью тем, насколько эффективно осуществляется руководство ее подсистемами. Отличительной чертой такого управления является поиск оптимальной модели управления, которая бы наиболее полно соответствовала типу учебного заведения, количественным и качественным характеристикам организационной структуры и, в конечном итоге, способствовала бы решению конкретных управленческих задач. Независимо от исторического периода процесс управления учебным заведением, по мнению Н. Ю. Лозинской, не может осуществляться стихийно, без наличия у руководителей школы профессиональных умений и профессионально значимых качеств личности, без изменения методов организации деятельности всех членов педагогического коллектива, и оптимального использования их индивидуального и коллективного потенциала [ 7 ].

Следует отметить, что в последнее десятилетие наряду с термином «управление» в педагогической науке и практике стал широко использоваться термин «менеджмент». Менеджмент — процесс планирования, организации, приведения в действие и контроля организации с тем, чтобы достичь координации человеческих и материальных ресурсов, необходимых для эффективного достижения задач [5]. Термин «менеджмент» несколько шире термина «управление» и включает как научный аспект, так и процессуальную сторону понятия. Смысл термина «менеджмент» ближе к термину «технология управления».

Исследования А. Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, Д. И. Фельдштейна и др. учёных показали, что деятельность — основа развития личности; в ней развиваются психические процессы, формируются умственные и эмоциональные качества личности, её способности и характер. Именно в этой сложной преобразующей деятельности человек обретает самого себя, выступает как творец и как деятель. Ещё более важное место в развитии человека как личности, считает Д. И. Фельдштейн, занимает деятельность по усвоению норм человеческих взаимоотношений [12].

Учитывая, что в педагогических исследованиях понятие деятельности раскрыто достаточно полно, считаем целесообразным рассмотреть далее понятия: «профессиональная деятельность», «профессиональное образование», «культура управления», «управленческая культура», сущностная характеристика которых чрезвычайно важна для раскрытия проблемы исследования.

Появление школы как ведущего социального института способствовало развитию профессиональной педагогической деятельности, которая осуществляется учителями (педагогами) в специально организованных обществом образовательных учреждениях.

Л. В. Мардахаев рассматривает профессиональную деятельность как специально организованную и регламентированную деятельность специалиста с применением определённых средств и направленную на достижение прогнозируемого общественно важного результата [8].

На наш взгляд, профессиональная деятельность по сравнению с деятельностью вообще носит более сложный, целенаправленный, организованный, регламентированный характер. В зависимости от назначения специфики организации (в нашем случае в педагогическом колледже), регламентации и прогнозируемости профессиональной деятельности она имеет количественный и качественный характер.

Профессиональное образование — овладение определёнными знаниями и навыками по конкретной профессии и специальности [1]. В Российской Федерации основной путь получения профессионального образования — обучение в профессионально технических, средних специальных учебных заведениях (техникумах, колледжах) на базе основного общего и полного общего образования.

Исследования учёных Ю. Ю. Дворецкой, С. Д. Некрасова и др. показали, что успех современного выпускника и молодого специалиста определяется способностью гибко реагировать на постоянно меняющиеся условия, умением анализировать социально-экономические тенденции, принимать и реализовать нестандартные решения в ситуации рыночной конкуренции, устранять стереотипизацию из производственной и личностной сферах деятельности [2]. Именно поэтому подготовка специалистов, способных к профессиональной и социальной мобильности, — одна из важнейших проблем современного профессионального образования России.

Рассмотрим далее понятия — «культура управления» и «управленческая культура».

По мнению П. И. Третьякова, культура управления — это вырабатываемые и признаваемые обществом, организацией, группой людей ценности, социальные нормы, установки, особенности поведения [11].

И. В. Липсиц предлагает культуру управленческого труда подразделять на личную культуру руководителя и организационную культуру [6].

В широком смысле термин «управленческая культура» употребляется для характеристики организационно-технических условий и традиций управления, профессионального и нравственного развития руководителя. В узком значении культура управленческого труда может трактоваться как служебная этика руководителя.

Специфика культуры управленческого труда состоит в том, что в её основе лежат определенные нормы, которые должны строго соблюдаться руководителем: юридические нормы управленческого труда, которые отражены в государственно-правовых нормативных актах; моральные нормы — нормы, которые регулируют поведение руководителя в такой важной области как нравственность и мораль; организационные нормы — устанавливают структуру организации, состав и порядок деятельности функциональных подразделений и их руководителей; правила внутреннего распорядка и другие нормы организационного плана, принятые и используемые в любой организации; экономические нормы, регулирующие экономическую деятельность организации.

Анализ данных подходов позволяет рассматривать управленческую культуру как совокупность типичных для руководителя ценностей, норм, точек зрения и идей, которые сознательно формируют образец его поведения.

Под управленческой культурой директора педагогического колледжа, его заместителей мы понимаем совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективность работы с педагогическими кадрами, которая выражается в организации внутриколледжного контроля, методической работы с преподавателями, анализа занятий преподавателей.

Основными показателями культуры управленческого труда являются: способность директора руководить профессиональной деятельностью коллектива, умение общаться с людьми, умение управлять организационными структурами.

Исходя из этого, «управленческую деятельность» мы рассматриваем как интегральную характеристику, определяющую способность специалиста осуществлять деятельность, направленную на выработку решения, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации. При этом мы учитываем, что управление педагогическим колледжем — это сложная особая деятельность, через которую осуществляются планирование, организация, руководство и контроль, направленные на достижение учебно-воспитательных целей и развитие образовательного учреждения в целом.

Таким образом, анализ различных подходов к определению сущности основных категорий исследования позволяет сделать вывод о том, что данные базовые педагогические категории носят комплексный интегративный характер, они часто дополняют и повторяют друг друга.

Рецензенты:

Повшедная Фаина Викторовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры общей педагогики ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина», г. Нижний Новгород.

Филиппова Людмила Васильевна, доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», г. Нижний Новгород.

Источник: science-education.ru

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2022

Менеджмент и управление: проблема тождественности понятий

Пермякова Д.О. 1
1 ФГБОУ ИВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет»
Работа в формате PDF

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

В современном мире любая организация, будь то акционерное общество, товарищество или совершенно иная организационно-правовая форма, не обходится без управления. Управление – деятельность, которая направлена на координацию деятельности объекта управления, для достижения поставленных целей.

Любой человек, который разбирается в экономике и правильном ведении дел скажет, что грамотное управление – залог успешного бизнеса, ведь эффективное управление обеспечивает развитие бизнеса и его устойчивость и без него не осуществим переход к рыночной экономике. Естественно, что для такой деятельности нужен человек, который будет брать на себя ответственность за принятие каких-либо решений и, следовательно, за полученный результат. Именно поэтому появился такой человек, как управленец. Но в наше время не всегда услышишь это слово, ведь на смену этой должности пришла другая под названием менеджер.

Актуальность данной темы исследования очевидна, поскольку автор работы сам столкнулся с данной проблемой: соотношение понятий менеджмент и управление, когда занимался поиском интересной для себя профессии. Многие люди считают, что менеджер – это тот же самый управленец, поэтому автор статьи решил разобраться в данном вопросе.

Многие авторы считают, что между управлением и менеджментом нет никаких различий, поскольку даже с английского языка «management» переводится как управление.

В различных отечественных словарях можно увидеть различную формулировку такого понятия, как менеджмент. Так, в «Современном экономическом словаре» он определяется как 1) совокупность принципов, форм, методов, приемов и средств управления производством и производственным персоналом с использованием достижений науки управления; 2) руководство предприятия, фирмы, руководящий орган. [4]

В «Учебном словаре терминов по экономике и менеджменту» последний понимается как деятельность, направленная на отбор, организации и эффективное использование ресурсов в рамках организации. [5]

А в «Экономическом словаре от теории к практике» менеджмент — совокупность принципов, методов, средств и форм управления предприятием в условиях рыночных отношений. Как можно заметить, суть менеджмента, естественно, не меняется, но в одних словарях под ним понимается деятельность, а в других – совокупность принципов и методов. [6]

Управление же в отечественной литературе понимается по-иному. В «Учебном словаре терминов по экономике и менеджменту», управление – воздействие на объект или процесс с целью поддержания его в определенном состоянии или изменения этого состояния. [5]

«Современный экономический словарь» определяет управление как 1) сознательное целенаправленное воздействие со стороны субъектов, руководящих органов на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты; 2) крупное подразделение высших органов управления, департамент. [4]

«Новая экономическая энциклопедия» под управлением подразумевает процесс поддержания функционирования или перевода системы из одного состояния в другое посредством целенаправленного воздействия на объект управления. [7] В целом, можно сказать, что управление – процесс воздействия на объект.

Из определений с ясностью можно сказать, что «менеджмент» и «управление» имеют как некоторые расхождения, так и точки соприкосновения.

Основное сходство этих понятий состоит в том, что они направлены на достижение поставленных целей, а также способствуют развитию.

Различие состоит в том, что «управление» включает в себя «менеджмент». К тому же эти понятия имеют разные цели: первое направлено на развитие бизнеса, а второе, непосредственно, на получение прибыли. Человеческий ресурс используется по-разному. В управлении он нужен для влияния, а в менеджменте для деятельности. Ко всему этому, менеджмент всегда нужен для какого-либо эффективного результата, а от управления такого не требуется.

Данная тема нашла свое отражение в трудах отечественных и зарубежных авторов. Так, Максимов А. Н в своей работе «Управление и менеджмент, их сходства и различия, сущность данных понятий» определяет менеджмент как «самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленной на достижение намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов преимущественно базирующихся на экономических механизмах», а управление как «процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на объект для обеспечения его эффективного функционирования и развития». [1, с. 3-4] По его мнению, менеджмент и управление не тождественные понятия. С одной стороны, они оба направлены на достижение целей и способствуют развитию системы. С другой, «управление» – процесс, а «менеджмент» – совокупность способов для осуществления управления. Они обладают разными целями: первое на развитие бизнеса, а второе на получение наибольшей прибыли.

Если рассмотреть таких отечественных авторов, как Кондрашова Н.Н., Губанова Е.В, то они в своей работе «Менеджмент как концепция управления» упоминают о том, что управление – это функция менеджмента. Под управлением они понимают осознанные целенаправленные действия, с помощью которых можно упорядочить и подчинить собственным интересам ряд элементов внешней среды общества, технику и живую природу. Управление же, считают они, — это принципы, методы, средства и формы управления производственным процессом с целью повысить эффективность производства и его рентабельность. [2, с. 335] Таким образом, по их мнению, управление – более узкая часть менеджмента, которая отличается от него, поскольку последний обладает механизмом, с помощью которого будет осуществляться решение задач в ходе деятельности предприятия.

В своей работе «Корпоративный управление и корпоративное менеджмент: в чем различия?» Головчанская В.С. говорит о том, что управление – наиболее широкое понятие, нежели менеджмент. По их мнению, управление существует в разных системах и выполняет разные функции, в то время как менеджмент – это управление людьми, работающими на предприятии. [3, с. 339]

Анализируя собранный материал, можно сказать, что эти два понятия не тождественны и имеют много различий. Автор статьи решил составить таблицу для их наглядного разграничения. (Таблица 1)

Таблица 1 – Различие управления и менеджмента

Источник: scienceforum.ru

Общее представление об управлении и руководстве

Термин «управление» широко используется в различных науках, обозначая функцию, присущую организованным системам (техническим, социальным, военным и др.). Управлять можно автомобилем, армией, организацией, государством, группой и т. п. В обобщенном виде процесс управления представляется следующим образом.

Определение

Управление – направленное воздействие на систему или отдельные происходящие в ней процессы с целью изменения ее состояния или придания ей новых свойств и качеств.

Характерно, что английское слово «manage» (управлять) происходит от корня латинского слова «manus» (рука). Хорошей демонстрацией управления является управление автомобилем. Каждое производимое действие направлено на производство определенного изменения. Например, поворот рулевого колеса влево производится для того, чтобы вызвать по- ворот автомобиля налево и т. п. Так и профессиональный «управленец» оказывает направленное воздействие на систему только с целью коррекции, т. е. при необходимости произвести определенные изменения.

Примечательно, что из представленного выше общего понимания управления можно сделать вполне оправданный вывод, что для его осуществления не обязательно обладать какими-либо официальными полномочиями. Родители управляют детьми, а дети – родителями. Учителя управляют вниманием учеников, а ученики – поведением преподавателей.

Руководитель управляет деятельностью подчиненных, но и он вынужден реагировать на их реакцию и поведение. В результате можно признать, что если подчиненные своим поведением и реакциями влияют на поведение руководителя, то и они управляют руководителем. Таким образом, в той или иной степени, – все управляют всеми.

Социальное управление есть процесс воздействия человека (субъекта управления) на организованную группу людей или на кого- либо из этой группы в отдельности (объект управления), побуждающий к определенным действиям для достижения желаемых результатов.

В самом широком смысле к социальному управлению можно отнести любое воздействие одного человека на другого человека, побуждающее последнего к каким-либо действиям или эмоциональным реакциям.

В организации управление выделено в особый вид деятельности, осуществляемой персоналом управления, который наделен для этого соответствующими полномочиями и ответственностью. «Кто производит – тот не управляет, кто управляет – тот не производит» – принцип в котором отражается важность организации деятельности вообще, и управленческой в частности.

Определение

Организационное управление – это специальным образом организованный вид управленческой деятельности по выполнению функций управления в организации, осуществляемый персоналом управления, наделенный для этого соответствующими полномочиями и ответственностью.

Главная цель организационного управления заключается в обеспечении эффективного функционирования организации и оптимального решения стоящих перед ней задач.

Продуктом управленческой деятельности являются управленческие решения и практические действия, необходимые для функционирования организации в требуемом режиме.

Организационное управление является видом управленческой деятельности, организованным особым образом. Под этим следует понимать то, что организационное управление осуществляется посредством специализированных форм управленческого труда: проведения собраний, совещаний и т. п., а также нормативно-распорядительной документации (приказов, распоряжений, разработок должностных инструкций, положений о деятельности, планов работы и т. п.).

Функции управления. Выделяется пять классических функций управления:

Функция целеполагания заключается в выработке перспективных на- правлений развития организации и постановке соответствующих целей. Это одна из самых ответственных управленческих функций. Неправильность выбора ведущей цели сводит на нет все последующие усилия. По- этому наличие перспективного видения и успешность функции целеполагания отличает руководителя-лидера от руководителя-администратора. Деятельность последнего обычно сводится к достижению целей, постав- ленных другими.

Функция планирования состоит в выборе путей, средств и в разработке соответствующих мероприятий по достижению поставленных целей. О важности этой функции говорит поговорка: «Хорошо спланировано – наполовину сделано».

Предпосылкой эффективного планирования является успешность прогнозирования, т. е. предвидения объективных (реальных) внешних условий и внутренних тенденций развития организации в будущем. После определения цели, алгоритм реализации функции планирования может быть следующим:

  • постановка задач, решение которых приведет, или как минимум приблизит к достижению поставленной цели;
  • выявление потребности в ресурсах для решения поставленных задач (материальных, профессиональных и т. п.);
  • определение возможностей обеспечения этими ресурсами (наличие ресурсов и возможные затраты на обладание ресурсами);
  • возможно, на этом этапе придется координировать сами задачи;
  • установление последовательности необходимых действий исполнителей и взаимодействия между ними для решения поставленных за- дач, а также необходимых сроков.

Функция организации заключается в выстраивании людей, идей, процессов и др. в системное целое и выстраивании целенаправленного взаимодействия элементов этой системы для достижения в конкретных условиях и в определенные сроки поставленных целей.

Когда цель поставлена, задачи определены и планы утверждены, необходимо обеспечить их доведение и четкое разъяснение до всех исполнителей, а также регламентировать необходимые внутриорганизационные отношения между исполнителями. В процессе осуществления функции организаций могут возникнуть некоторые несоответствия между всеми элементами созданной системы или механизма достижения целей. В этих случаях появляется необходимость, во-первых, уточнить характер действий исполнителей, сделать их более согласованными, гармоничными и эффективными и, во-вторых, устранить отклонения от заданного организацией режима функционирования системы. Такая «тонкая настройка» системы получила название функции координирования и регулирования совместной деятельности.

Функция стимулирования включает в себя разработку и использование стимулов к достижению целей и эффективному взаимодействию субъектов совместной деятельности. Когда задачи поставлены, средства и ресурсы обеспечены, и каждый исполнитель знает что, как и когда ему делать, то значительно повысить результативность их деятельности может эффективное стимулирование.

Руководителю при осуществлении этой функции необходимо соблюдать следующие условия:

  • обеспечивать зависимость величины стимула от конкретного вклада подчиненного в общее дело;
  • соблюдать единство интересов подчиненного, организации и общества в целом;
  • соблюдать баланс стимулирования с мерами наказания и принуждения;
  • в процессе стимулирования разумно сочетать моральные и материальные стимулы.

Функция контроля реализуется посредством учета, анализа и коррек- тировки деятельности организации в направлении осуществления постав- ленных целей. Содержание этой функции включает комплексное изучение деятельности и предполагает:

  • наблюдение за ходом, динамикой и закономерностями развития процессов в управляемой системе, измерение, регистрацию и группировку данных;
  • сравнение ее параметров с заданной программой функционирования;
  • количественную и качественную оценки эффективности деятельности; выявление отклонений, узких мест в развитии системы;
  • выявление причин сложившегося состояния;
  • определение наиболее целесообразных путей восстановления работоспособности системы.

Персонал управления. Управленческую деятельность в крупных организациях осуществляют сотрудники персонала управления, которые в зависимости от функциональной роли разделяются на три основные категории:

  • аппарат управления;
  • административный аппарат;
  • руководители подразделений.

Аппарат управления. Аппарат управления составляет высшее руководство (правление) организации. Его главная задача – общее управление процессами функционирования и развития организации. В основные задачи входит построение образа будущего организации, формулирование миссии, определение целей и постановка приоритетных задач, а также обеспечение протекания процессов деятельности в организации за счет анализа внешней и внутренней ситуаций, разработки и реализации соответствующих программ ее функционирования и развития, оценки результатов деятельности.

Административный аппарат. Административный аппарат реализует распределение основных ресурсов организации, а также осуществляет контроль за реализацией планов деятельности.

К специалистам административного аппарата могут относиться инженеры, экономисты, юристы, психологи и др. Они призваны решать задачи получения, обработки и анализа информации о состоянии дел в организации по своему конкретному направлению; разработки на основе аналитических данных, вариантов решения отдельных функциональных вопросов; подготовки и разработки управленческих решений; контроля степени реализации управленческих решений по своим направлениям.

Категорию служащих административного аппарата составляют секретари, машинистки, техники, лаборанты и др., т. е. те, кто осуществляет текущий учет и делопроизводство в аппарате управления. Главная их задача – информационное и техническое обслуживание управленческой деятельности.

Руководители подразделений. Руководители отвечают за непосредственное решение поставленных перед ними задач через организацию и не- посредственное руководство деятельностью своих подчиненных. В их за- дачи входит отбор, подготовка и расстановка исполнителей; планирование деятельности, постановка перед служебными коллективами и конкретны- ми сотрудниками профессиональных задач, стимулирование и мотивирование их деятельности, контроль ее результативности, а также обеспечение благоприятного морально-психологического климата в служебных коллективах.

В крупных организациях персонал управления может насчитывать десятки и даже сотни человек. По мере уменьшения численности организации уменьшается и ее управленческий персонал, в предельном случае который может ограничиваться одним руководителем и несколькими специалистами (бухгалтером, юристом и т. п.). В этом случае руководитель выполняет как управленческие, так и руководящие задачи.

Также необходимо прояснить термин «руководство». Несмотря на то, что в отечественной управленческой культуре под словом «руководитель» объединяются как управляющие крупных компаний, так и руководители отделов и отделений, в психологии управления термины «управление» и «руководство» не тождественны. Понятие «руководство» буквально означает «ведение за руку». В соответствии с этим, в психологии управления под руководством рассматривается взаимодействие руководителя с подчиненными по решению служебных задач, предполагающее их непосредственные контакты (в том числе, через персональную нормативную документацию).

Определение

Руководство – произвольное (целенаправленное) воздействие руководителя на руководимых людей, а также их общности, направленное на побуждение их к активному поведению и деятельности по достижению поставленных целей.

Иными словами руководство представляется частным случаем процесса управления, но в отличие от организационного управления ограничивается воздействием на конкретных людей и их общности; предполагает взаимодействие руководителя с подчиненными (в том числе через персональные должностные инструкции); призвано организовать и координировать деятельность подчиненных в соответствии с намерениями руководителя.

Таким образом, руководитель в процессе управления подразделением в той или иной степени выполняет и управленческие задачи (анализ и прогнозирование ситуации, определение целей и постановку приоритетных задач, определение ресурсов и средств, необходимых для решения задач, планирование деятельности и т. д.), а также задачи по непосредственному руководству людьми (организация деятельности подчиненных, мотивирование, контроль).

Статьи по теме

    • Классификация данных
    • Переговоры в управленческой деятельности руководителя
    • Мастерство публичного выступления
    • Проведение руководителем дисциплинарной воспитательной беседы
    • Практика делегирования руководителем своих полномочий
    • Совещание как форма управленческого труда руководителя
    • Невербальная коммуникация в деловом общении
    • Речь как средство передачи информации
    • Структурные компоненты профессионального общения

    Источник: student-servis.ru

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Загрузка ...
    Заработок в интернете или как начать работать дома