Что такое таможенный режим

Таможенный режим – это таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов, и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории Российской Федерации либо за ее пределами.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..…………3
Таможенный режим «Выпуск для личного потребления»………………5
Таможенный режим «Экспорт»………………………………………. 14
Таможенный режим «Международный таможенный транзит»……. 24
ЗАКЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….34

Содержимое работы — 1 файл
  1. Таможенный режим «Выпуск для личного потребления»………………5
  2. Таможенный режим «Экспорт»………………………………………. 14
  3. Таможенный режим «Международный таможенный транзит»……. 24

ВВЕДЕНИЕ

Ввоз товаров на таможенную территорию РФ и их вывоз с этой территории влечет за собой обязанность лиц поместить товары под один из таможенных режимов и соблюдать его. Лицо вправе выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой в соответствии с ТК. Помещение товаров под таможенный режим осуществляется с разрешения таможенных органов.

Характеристика таможенных режимов «импорт», «реимпорт», «экспорт», «реэкспорт»

Таможенный режим – это таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов, и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории Российской Федерации либо за ее пределами.

Содержание таможенного режима включает:

  • направление перемещения через таможенную границу;
  • цель перемещения;
  • статус товаров;
  • условия помещения товаров в таможенный режим;
  • порядок применения ограничений, установленных законодательством о регулировании ВЭД;
  • порядок применения таможенных пошлин и налогов;
  • другие требования и условия, предусмотренные Таможенным кодексом РФ.

Отдельные таможенные режимы определяют порядок исчисления таможенных пошлин и налогов, особенности их уплаты и устанавливают льготы по уплате таможенных пошлин и налогов, их виды, условия и порядок представления.

Таможенный кодекс установил 4 вида таможенных режимов:

1. Основные таможенные режимы.

2. Экономические таможенные режимы.

3. Завершающие таможенные режимы.

4. Специальные таможенные режимы.

Вне зависимости от заявленного таможенного режима лица обязаны соблюдать:

Таможенные режимы — подробная информация

  • запреты и ограничения, не носящие экономического характера и установленные в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании ВЭД;
  • требования законодательства РФ, установленные в целях валютного контроля.

Днем помещения товаров под таможенный режим считается день выпуска товаров таможенным органом.

Правила, регламентирующие таможенные режимы, обязательны как для таможенных органов, так и для организаций и лиц, перевозящих товары. Таможенный режим выбирается лицом, перемещающим товары, и может быть по его желанию заменен другим. Однако выбор этот, как правило, обусловлен рядом обстоятельств: учитываются назначение и характер товара, цели ввоза или перспективы дальнейшего использования, условия, на которых он закупается, и др.

Таможенные режимы предназначены для определения статуса товаров и транспортных средств. Таким образом, назначение таможенных режимов заключается в определении действий, совершаемых с товарами и транспортными средствами.

Однако, указанные действия не должны противоречить целям таможенной политики РФ, установленным ст.2 ТК РФ.

Такими целями являются:

  • обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля;
  • регулирование товарообмена на таможенной территории РФ;
  • стимулирование развития национальной экономики и др.

К основным таможенным режимам относятся следующие:

  1. выпуск для внутреннего потребления;
  2. экспорт;
  3. международный таможенный транзит.

Таможенный режим выпуска для внутреннего потребления является основным таможенным режимом. В соответствии с данными таможенной статистики большая часть товаров, импортируемых в Российскую Федерацию, ввозится на условиях, предусмотренных данным таможенным режимом.

Рассматриваемому режиму ТК РФ уделяет всего две статьи — 163, 164. По своему содержанию и условиям помещения товаров под данный режим выпуск товаров для внутреннего потребления выглядит как простой режим, не вызывающий сложностей при его применении.

Выпуск для внутреннего потребления — таможенный режим, при котором ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации товары остаются на этой территории без обязательства об их вывозе с этой территории.

Статус товаров для таможенных целей, помещенных под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления:

1. Товары приобретают для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации после уплаты таможенных пошлин, налогов и соблюдения всех ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

2. При несоблюдении указанных условий товары подлежат условному выпуску в соответствии со ст. 151 ТК РФ.

Товары получат статус находящихся в свободном обращении при соблюдении следующих условий:

  • уплата таможенных пошлин, налогов;
  • соблюдение ограничений, установленных законодательством о государственном регулировании ВЭД.

Свободное обращение – это оборот товаров на таможенной территории РФ без запретов и ограничений, предусмотренных таможенным законодательством РФ.

При несоблюдении указанных условий товары подлежат условному выпуску.

Кроме этого, товары, заявленные к выпуску для свободного обращения, считаются условно выпущенными, если предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин, налогов либо если на счета таможенных органов не поступили суммы таможенных пошлин, налогов.

Следует иметь в виду, что условному выпуску товары подлежат в случае:

1) если льготы по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации сопряжены с ограничением по пользованию и распоряжению товарами;

2) если товары помещены под таможенные режимы таможенного склада, беспошлинной торговли, переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза, реэкспорта, международного таможенного транзита, уничтожения, а также под специальные таможенные режимы, применяемые к товарам, ввозимым на таможенную территорию РФ;

3) если выпускаются товары без представления документов и сведений, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Условно выпущенные товары продолжают сохранять статус находящихся под таможенным контролем и рассматриваются как иностранные товары.

В случаях, когда условный выпуск товаров в режиме выпуска для внутреннего потребления осуществлен таможенными органами без представления документов, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, то такие товары не подлежат передаче третьим лицам, в том числе путем их продажи или отчуждения иным способом, а в случаях, если ограничение на ввоз указанных товаров установлены в связи с проверкой качества и безопасности этих товаров, то налагается запрет на их использование (эксплуатацию, потребление) в любой форме.

Необходимо отметить ряд следующих особенностей:

Положение о том, что товары, помещенные под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления, остаются на таможенной территории РФ, не ограничивает права лиц, обладающих полномочиями в отношении таких товаров, впоследствии их с этой территории вывозить. Такие товары могут в соответствии с таможенным законодательством помещаться под таможенные режимы, допускающие вывоз товаров, находящихся в свободном обращении на таможенной территории РФ.

Как указывалось выше, выпуск товаров для свободного обращения допускает полную свободу пользования и распоряжения такими товарами. Лица вправе использовать такие товары, отчуждать их, уничтожать, перерабатывать, совершать с товарами любые иные действия, допускаемые нормами российского законодательства. Выпущенные в соответствии с данным таможенным режимом товары утрачивают статус находящихся под таможенным контролем в соответствии с п.1 ст.360 ТК РФ.

Вместе с тем ТК РФ предусмотрена возможность для таможенных органов в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем проводить мероприятия, направленные на проверку достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений. Комментарии к Киотской конвенции также содержат отдельное указание на то, что товары, выпущенные в соответствии с таможенным режимом в свободное обращение, могут подлежать контролю, осуществляемому таможенным органом, в том числе с целью проверки их целевого использования.

Природа рассматриваемого таможенного режима такова, что выпуск товаров для свободного потребления позволяет им поступить в экономический оборот на территории РФ и войти в одну категорию с товарами, произведенными в Российской Федерации. По истечении указанного выше срока, отведенного для осуществления таможенными органами мероприятий, направленных на проверку достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений, таможенный контроль в отношении таких товаров прекращается и впоследствии не возобновляется, за исключением случаев, когда выпущенные для внутреннего потребления товары помещаются под иной таможенный режим. С учетом изложенного, а также принимая во внимание неограниченные возможности участия выпущенных для внутреннего потребления товаров в экономическом обороте, в отношении таких товаров при их таможенном оформлении применяется полный спектр мер тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности и прочих ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ.

Как было сказано выше, условиями помещения товаров под режим являются уплата таможенных пошлин, налогов и соблюдение всех ограничений, установленных законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Однако наличие перечисленных двух условий еще не свидетельствует о простоте таможенного оформления товаров в данном режиме, т.к. существуют иные требования нормативного характера, сопровождающие такое оформление. Так, согласно приказу ГТК России от 25 апреля 2007 г. N 536 «Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом» при помещении товаров, ввозимых на таможенную территорию России, под выбранный таможенный режим представляются следующие документы и сведения:

  • документы, подтверждающие полномочия лиц на совершение таможенных операций;
  • таможенная декларация в форме грузовой таможенной декларации (ГТД), заполненная в соответствии с правилами заполнения ГТД при декларировании иностранных товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или выпускаемых для свободного обращения или в других формах;
  • документы, подтверждающие правоспособность лиц, сведения о которых указаны в таможенной декларации, по осуществлению деятельности на территории России (к таким документам могут относиться: учредительные документы, свидетельство об аккредитации филиала либо представительства иностранного юридического лица, паспорт, свидетельство о государственной регистрации юридического лица, либо свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя);
  • документы, свидетельствующие о постановке лиц, сведения о которых указаны в таможенной декларации, на учет в налоговых органах;
  • документы, подтверждающие заявленные сведения по таможенной стоимости;
  • коммерческие документы, имеющиеся в наличии у заявителя таможенного режима;
  • договор (включая дополнения, соглашения к нему, имеющие отношение к декларируемым товарам) или выписка из договора при условии, что в ней содержатся сведения, необходимые для таможенного оформления, если перемещение товаров или изменение таможенного режима производится с целью исполнения договора;
  • паспорт импортной сделки или паспорт сделки или паспорт бартерной сделки, если при таможенном оформлении требуется представление соответствующего паспорта сделки;
  • разрешение Банка России на открытие счета за рубежом или на проведение валютной операции, связанной с движением капитала, если счет российского лица по договору открыт за рубежом;
  • разрешение уполномоченного органа на превышение срока ввоза товаров, работ, услуг, результата интеллектуальной деятельности, если товары ввезены в счет исполнения договора, заключенного при совершении внешнеэкономической бартерной сделки, с превышением срока, установленного законодательством о валютном регулировании и валютном контроле для исполнения текущих валютных операций;
  • документы, подтверждающие право на получение тарифных преференций или льготного налогообложения, не вытекающие из содержания или условий заявленного в таможенной декларации таможенного режима, если в отношении декларируемых товаров предоставляются льготы по уплате таможенных платежей;
  • предварительное решение о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД России или о происхождении товара из конкретной страны, если оно имеется;
  • разрешения, лицензии, сертификаты и иные документы, выдаваемые уполномоченными органами, если такие разрешения являются документами, необходимыми для помещения товаров под выбранный таможенный режим;
  • платежные документы, подтверждающие уплату таможенных платежей;
  • документы, подтверждающие внесение обеспечения уплаты таможенных платежей и иных гарантий надлежащего исполнения обязанностей, в случаях, установленных законодательством;
  • транспортные (перевозочные) документы, по которым осуществляется (или осуществлялась) международная перевозка товаров или перевозка товаров, находящихся под таможенным контролем;
  • иные документы и сведения, не вошедшие в приведенный перечень, представление которых таможенным органам требуется в соответствии с иными нормативными правовыми актами ГТК России;
  • иные документы и сведения, которые лицо сочтет необходимым представить для целей помещения товаров под выбранный таможенный режим;
  • документы, запрошенные таможенным органом в письменной форме для осуществления выпуска товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом (в том числе необходимые для проведения таможенными органами таможенного контроля за правильностью классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД России, определения страны происхождения товаров, подтверждения соблюдения запретов и ограничений и соблюдения исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности).

Источник: www.turboreferat.ru

Таможенные режимы (стр. 1 из 5)

Использование таможенных режимов дает возможность, в зависимости от цели, срока ввоза или вывоза товаров, а также иных обстоятельств, применять к ним различные инструменты правового регулирования, что позволяет более полно учитывать потребности и интересы участников внешнеэкономической деятельности и в конечном счете способствует развитию внешнеторгового обмена, а также иных форм деятельности, непосредственно связанных с международной торговлей.

Как и многие правовые категории, понятие таможенного режима используется в широком и узком смысле. В широком смысле таможенный режим можно определить как правовой режим, выражающийся в определенном сочетании административно-правовых и финансово-правовых средств регулирования, установленный таможенным законодательством и имеющий целью регламентировать отношения, возникающие в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу между таможенным органом и лицом, их перемещающим.

В узкоспециальном значении, используемом в ТК РФ, таможенный режим представляет собой таможенную процедуру, определяющую совокупность требований и условий, включающих:

— порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;

— статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории РФ или за ее пределами. Под статусом товаров и транспортных средств для таможенных целей понимается наличие или отсутствие запретов и ограничений на пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, установленных ТК РФ (подп. 6, 22 п. 1 ст. 11 ТК РФ).

1. Общие положения, относящиеся к таможенным режимам

Согласно этой классификации таможенные режимы могут быть разделены на две группы — простые и экономические таможенные режимы. Такое деление лежит в основе классификации таможенных режимов, приведенной в статье 155 Таможенного кодекса РФ (далее ТК).

В целях таможенного регулирования в отношении товаров устанавливаются следующие виды таможенных режимов:

1) основные таможенные режимы:

выпуск для внутреннего потребления; экспорт; международный таможенный транзит;

2) экономические таможенные режимы:

переработка на таможенной территории; переработка для внутреннего потребления; переработка вне таможенной территории; временный ввоз; таможенный склад; свободная таможенная зона (свободный склад);

3) завершающие таможенные режимы:

реимпорт; реэкспорт; уничтожение; отказ в пользу государства;

4) специальные таможенные режимы:

временный вывоз; беспошлинная торговля; перемещение припасов; иные специальные таможенные режимы.

Для простых таможенных режимов характерен общий, без каких-либо изъятий и ограничений, порядок применения таможенных средств и методов регулирования. Эти режимы используются при осуществлении относительно самостоятельных и завершенных коммерческих операций.

Простые таможенные режимы подразделены в статье на основные (выпуск для внутреннего потребления, экспорт, международный таможенный транзит), завершающие (реимпорт, реэкспорт, уничтожение, отказ в пользу государства) и специальные (временный вывоз, беспошлинная торговля, перемещение припасов, иные специальные таможенные режимы).

Основные таможенные режимы наиболее часто используются при осуществлении внешней торговли товарами. С применением завершающих и основных таможенных режимов ввезенные товары перестают находиться под таможенным контролем (ст. 360 ТК РФ) и, следовательно, их таможенное оформление завершается.

Название «завершающий таможенный режим» связано также с тем, что такой таможенный режим может служить для завершения действия какого-либо другого таможенного режима, при этом товары приобретают для таможенных целей итоговый статус.

К числу специальных отнесены таможенные режимы, не имеющие экономического значения, но преследующие достижение каких-либо специфических целей. Круг пользователей большинства специальных таможенных режимов ограничен узким кругом лиц (владельцы магазинов беспошлинной торговли, авиакомпании, воинские части, таможенные органы и др.).

Экономические таможенные режимы отличаются более гибким использованием таможенно-правовых инструментов регулирования, что создает дополнительные возможности не только для расширения внешнеторговых операций, но и для развития других форм международной экономической интеграции.

В качестве основополагающих критериев при отнесении конкретного таможенного режима к группе экономических следует указать следующие их специфические черты:

— наличие экономического значения и обоснования (с макроэкономической точки зрения и вне зависимости от номенклатуры помещаемых под них товаров);

— соответствие специфическим ситуациям, связанным с международным разделением труда и открытием национальных рынков, созданием дополнительных возможностей для развития промышленности, торговли и т.д.;

— целевой и условный характер. Это выражается в том, что по общему правилу экономические таможенные режимы позволяют использовать товар только в строго определенных целях;

— предоставление пользователю таможенного режима при выполнении им всех предусмотренных обязательств заранее известных экономических выгод и преимуществ путем предоставления налоговых льгот, а в ряде случаев также неприменения запретов и ограничений экономического характера.

В зависимости от их предназначения таможенные режимы экономического характера подразделяются на три типа:

— складирование (товары сохраняются в неизменном состоянии в ожидании иного таможенного предназначения без какого-либо использования, кроме некоторых операций, позволяющих обеспечить такое хранение либо последующее использование, в частности переупаковка, сортировка и т.д.);

— использование товаров (товары могут использоваться по своему назначению, однако такое использование в любом случае исключает операции по переработке и обработке товаров и не должно приводить к изменению их состояния, кроме естественной убыли или износа);

— переработка (товары используются для проведения определенных операций по их обработке и переработке с целью полного либо частичного изменения состояния этих товаров).

В зависимости от направления движения товаров таможенные режимы могут быть подразделены также на ввозные, вывозные, провозные и комбинированные. К первой группе таможенных режимов, предполагающих ввоз товаров в РФ, могут быть отнесены выпуск для внутреннего потребления, переработка на таможенной территории, временный ввоз, уничтожение, отказ в пользу государства. В качестве примеров таможенных режимов второй группы можно привести экспорт, временный вывоз, реэкспорт, магазин беспошлинной торговли. Третью группу составляет таможенный режим транзита. К комбинированным таможенным режимам относятся таможенный склад, перемещение припасов.

Использование некоторых таможенных режимов ограничено определенной территорией, в частности территорией свободной таможенной зоны, свободного склада, таможенного склада, магазина беспошлинной торговли. Требованиями таких режимов является физическое размещение товаров на предусмотренной территории и нахождение на ней товаров в течение всего периода действия режима. Вывоз товаров с этой территории обычно требует изменения таможенного режима.

В зависимости от периода возможного нахождения товаров и транспортных средств под таможенным режимом следует различать срочные и бессрочные таможенные режимы. К числу таможенных режимов, ограниченных определенным временным промежутком, относятся, например, таможенный склад, временный ввоз, переработка для внутреннего потребления, перемещение припасов, международный таможенный транзит.

Правовой регламентацией одних таможенных режимов срочного характера предусмотрено требование о нахождении товаров в неизменном состоянии, за исключением изменения вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения или использования (эксплуатации) и тому подобных обстоятельств.

Другие предполагают активное использование товаров. По истечении установленных сроков таможенный режим должен быть завершен в соответствии с установленным порядком, а товары и транспортные средства в зависимости от требований конкретного таможенного режима — вывезены за пределы таможенной территории РФ, заявлены к иному таможенному режиму, переработаны или потреблены.

Выпуск для внутреннего потребления

В соответствии со ст. 163 ТК РФ выпуск для внутреннего потребления — это таможенный режим, при котором ввезенные на таможенную территорию РФ товары остаются на этой территории без обязательства об их вывозе с этой территории. Данный таможенный режим является одним из основных таможенных режимов, составляющих сердцевину всего таможенного оформления. Под его использование попадают товары, перемещаемые через таможенную границу в связи с реализацией наиболее распространенных внешнеторговых договоров купли-продажи и поставки. В силу этого выпуск для внутреннего потребления является наиболее часто используемым режимом наряду с таможенным режимом экспорта (вместе составляют около 80% всего товарооборота России).

Источник: smekni.com

Виды и характеристики таможенных режимов

В соответствии с нормами ТК РБ понятие «таможенный режим» в большей части раскрывается через совокупность требований и условий, подлежащих соблюдению и определяющих порядок использования на таможенной территории иностранных товаров, вывоза за ее пределы отечественных или иностранных товаров, а также применения в отношении товаров таможенных пошлин и налогов, различного рода запретов и ограничений.

Таким образом, каждый из таможенных режимов во многом обуславливает порядок исчисления и уплаты таможенных платежей, а также их размер.

Законодательством РБ установлено 14 видов таможенных режимов:

• переработка на таможенной территории;

• переработка вне таможенной территории;

• отказ в пользу государства;

• свободная таможенная зона;

В зависимости от роли таможенных режимов их можно условно разделить на 2 группы. Первая группа характеризуется отсутствием каких-либо условий пользования товарами и ограничений. Это таможенные режимы свободного обращения, экспорта, реимпорта, реэкспорта. Все иные таможенные режимы можно отнести ко второй группе. Такие режимы допускают использование товаров только в строго определенных целях.

Использование некоторых таможенных режимов ограничено определенной территорией, в частности территорией свободной таможенной зоны, свободного склада, таможенного склада. Требованиями таких режимов являются физическое размещение товаров на предусмотренной территории и нахождение на ней товаров не дольше срока действия режима. Вывоз товаров с этой территории обычно требует изменения таможенного режима либо помещения товаров под определенную таможенную процедуру.

В зависимости от периода возможного нахождения товаров под таможенным режимом их можно классифицировать на срочные и бессрочные таможенные режимы.

К таможенным режимам бессрочного характера относятся, например, режимы свободного обращения, экспорта, реимпорта, реэкспорта, отказа в пользу государства, свободной таможенной зоны, беспошлинной торговли, свободного склада.

Ряд таможенных режимов предъявляет дополнительные требования к стране происхождения товаров.

Известно, что лицо вправе в любое время выбрать любой таможенный режим либо изменить его на другой. Таков принцип свободы выбора и изменения таможенного режима.

Выбор таможенного режима имеет место в случае, когда товар еще не приобрел статуса для таможенных целей. Право выбора таможенного режима реализуется, например, при ввозе лицом товаров на таможенную территорию РБ или при их вывозе с этой территории. Изменение же одного таможенного режима на другой возможно только в период действия режима. Как правило, изменение таможенного режима обуславливается изменением намерения лица относительно товара, перемещенного через таможенную границу РБ, либо истечением срока действия избранного таможенного режима.

Право на свободу выбора и изменение таможенного режима может быть ограничено положениями нормативных правовых актов по таможенному делу.

Во-первых, некоторые товары могут быть помещены только под определенные таможенные режимы. Одним из примеров таких товаров служат продукты переработки вывезенных за пределы таможенной территории РБ товаров для переработки.

Во-вторых, некоторые товары не могут быть помещены под определенные таможенные режимы. Перечень запрещенных товаров предусмотрен правовой регламентацией большинства таможенных режимов.

Так, не допускается помещение под таможенный режим временного ввоза пищевых продуктов, напитков, включая алкогольные, табака и табачных изделий, одежды и обуви, сырья, полуфабрикатов, расходуемых материалов и образцов, кроме случаев их ввоза в единичных экземплярах в рекламных целях или в качестве выставочных экспонатов либо промышленных образцов, отходов, а также иных товаров, характер использования которых неизбежно повлечет за собой изменение их состояния, за исключением естественных изменений их качественных и (или) количественных характеристик при нормальных условиях транспортировки, хранения или использования (эксплуатации).

1. Таможенный режим свободного обращения. ТК определяет свободное обращение как таможенный режим, допускающий постоянное размещение и использование товаров без ограничений владения, пользования и распоряжения ими, которые предусмотрены таможенным законодательством в отношении использования иностранных товаров на таможенной территории.

Помещение товаров под таможенный режим свободного обращения осуществляется с соблюдением запретов и ограничений на ввоз товаров в РБ. При этом товары, которые запрещены к перемещению через таможенную границу РБ, не могут быть помещены под такой таможенный режим. Однако в отношении иных товаров, а точнее иностранных товаров, находящихся на таможенной территории, может быть заявлен таможенный режим свободного обращения, если этого пожелает сам декларант.

В рассматриваемом случае к иностранным товарам, находящимся на таможенной территории, относятся также и товары, которые получены:

— в результате операций переработки товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории;

— в результате операций переработки товаров, помещенных под таможенный режим переработки вне таможенной территории;

— товары, образовавшиеся при совершении операций переработки товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны.

Режим свободного обращения, как и иные виды таможенных режимов, предполагает предварительное заявление заинтересованного лица об использовании данного режима. Данная процедура осуществляется путем декларирования товаров, проведения таможенными органами таможенного оформления товаров и выдачи свидетельства о помещении товаров под заявленный таможенный режим либо отказе в этом.

Условиями помещения товаров под таможенный режим свободного обращения являются:

— уплата в отношении помещаемых под таможенный режим свободного обращения таможенных пошлин, налогов и внесение иных таможенных платежей;

— соблюдение установленных законодательством запретов и ограничений на ввоз.

2. Таможенный режим экспорта. Таможенный режим, который допускает вывоз, а также постоянное размещение товаров за пределами таможенной территории, является таможенным режимом экспорта.

Существенной характеристикой этого таможенного режима является отсутствие обязательства об обратном ввозе на таможенную территорию РБ товаров, ранее вывезенных с этой территории. Эта характеристика позволяет отличать таможенный режим экспорта от других таможенных режимов, также связанных с вывозом товаров за пределы белорусской таможенной территории, но предполагающих их последующее возвращение (например, временный вывоз, переработка товаров вне таможенной территории и др.).

Таможенный режим экспорта может быть заявлен как в отношении отечественных товаров, которые находятся на таможенной территории РБ и которые вывозятся за ее пределы, так и в отношении ранее вывезенных за границу РБ товаров.

В любом случае таможенный режим экспорта заявляется при условии уплаты таможенных сборов за таможенное оформление и вывозных таможенных пошлин. При этом ограничение экспорта в виде уплаты вывозных таможенных пошлин устанавливается исходя из национальных интересов государства.

Таким образом, законодательство устанавливает следующие требования относительно таможенного режима экспорта:

— уплата вывозных таможенных пошлин и внесение иных таможенных платежей;

— представление таможенному органу разрешений и (или) лицензий уполномоченных государственных органов на вывоз товаров, ограниченных к перемещению через таможенную границу по основаниям экономического и неэкономического характера;

— перевозка товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, по таможенной территории в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита. Осуществление такой перевозки возлагает на перевозчика обязанности по:

• доставке товаров и документов на них в установленные таможенным органом сроки в место доставки товаров, следуя по определенному маршруту, если он установлен;

• обеспечению сохранности товаров, таможенных пломб и печатей либо иных средств идентификации, если они применялись;

• недопущению разгрузки, перегрузки (перевалки) и иных грузовых операций с товарами, перевозимыми в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также недопущению замены транспортных средств, перевозящих такие товары, без разрешения таможенных органов.

3. Таможенный режим переработки на таможенной территории. Иногда товары, являющиеся предметом международного обмена, требуют определенной обработки, ремонта и других операций производственного или промышленного характера, которые в силу ряда причин (экономических, технологических и пр.) часто не могут быть произведены на таможенной территории одного государства. Для проведения таких операций и предназначены так называемые режимы переработки.

Таможенный режим переработки на таможенной территории дает право декларанту совершать на таможенной территории операции переработки иностранных товаров в течение установленного срока, чтобы получить продукт переработки, предназначенный для последующего вывоза. Для изготовления любой единицы продукции в таможенном режиме переработки на таможенной территории РБ используются не только товары для переработки, но и дополнительно отечественные товары.

Таким образом, объектом переработки являются товары для переработки и используемые белорусские товары, которые будут подвергнуты переработке.

Из сути режима следует, что только иностранные товары, которые находятся на таможенной территории РБ, могут быть помещены под рассматриваемый таможенный режим. Такой таможенный режим не требует уплаты таможенных пошлин и налогов при его заявлении. Плательщик обязан лишь уплатить таможенный сбор за таможенное оформление.

Рассматриваемый таможенный режим возлагает определенные требования к тем операциям, которые будут проведены с товарами. В частности, далеко не любое совершаемое с товаром действие относится к операции переработки. Например, товары нельзя помещать под таможенный режим переработки на таможенной территории РБ, если предполагается осуществление операций по обеспечению сохранности товаров при подготовке их к продаже и транспортировке; получение приплода, выращивание и откорм животных; выращивание растений; копирование и размножение информации, аудио- и видеозаписей на любые виды носителей информации и иные операции, определенные Президентом РБ или Правительством РБ.

Однако если в процессе переработки или обработки товары теряют свои индивидуальные характеристики, либо в результате переработки иностранных товаров изготавливаются новые товары, либо осуществляется ремонт, техническое обслуживание товаров, а также когда использование товаров содействует производству продуктов переработки, то осуществление таких операций полностью соответствует требованиям, предъявляемым таможенным режимом переработки на таможенной территории РБ.

Помещая товары под таможенный режим переработки на таможенной территории, таможенный орган устанавливает срок такого режима. Очевидно, что в течение такого срока должны быть произведены операции по переработке товаров. Но этого мало. До истечения срока действия режима товары, помещенные под таможенный режим переработки, а также товары, полученные в результате операций по переработке, должны быть помещены под соответствующий таможенный режим. ТК устанавливает максимальный срок действия таможенного режима переработки товаров на таможенной территории — 2 года.

Известно, что результатами переработки товаров являются не только продукты переработки, т.е. товары, которые планировалось получить, осуществив операции переработки иностранных товаров, но и товары, которые неизбежно образуются при получении продуктов переработки, в т.ч. отходы. Такие товары приобретают статус иностранных товаров и также подлежат таможенному оформлению и налогообложению.

Какие же таможенные режимы могут быть заявлены после таможенного режима переработки на таможенной территории? Все зависит от того, какие товары декларант предъявил к таможенному оформлению.

Если это продукты переработки, то таможенный режим переработки на таможенной территории РБ завершается их реэкспортом. Допускаются также следующие таможенные режимы: свободного обращения, переработки на таможенной территории, уничтожения или отказа в пользу государства.

Если же это товары для переработки, т.е. товары, которые были помещены под таможенный режим переработки на таможенной территории РБ и которые при этом не подверглись операциям переработки в течение срока действия таможенного режима, то ТК для них предусмотрены такие таможенные режимы, как режим свободного обращения, переработки на таможенной территории, реэкспорта, уничтожения или отказа в пользу государства.

При помещении описанных выше товаров под соответствующие им таможенные режимы прекращается действие ранее заявленного таможенного режима переработки на таможенной территории РБ. Однако это один из способов прекращения ранее заявленного режима.

Действие таможенного режима переработки на таможенной территории в отношении товаров для переработки прекращается также в связи с истечением установленного таможенным органом срока действия таможенного режима переработки на таможенной территории, а также в связи со снятием товаров для переработки и (или) товаров, полученных в результате операций переработки, с таможенного контроля по причине:

— конфискации или обращения в государственную собственность;

— фактического вывоза с таможенной территории РБ;

— обращения взыскания на такие товары, находящиеся под таможенным контролем, в счет исполнения налогового обязательства по уплате таможенных платежей;

— утраты вследствие уничтожения при аварии или действии непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения на таможенной территории либо за ее пределами;

— наступления иных обстоятельств, допускающих снятие таких товаров с таможенного контроля, в случаях, установленных Президентом РБ или Правительством РБ.

4. Таможенный режим переработки вне таможенной территории. Данный режим дает заявителю право на вывоз товаров с таможенной территории РБ для их переработки в течение установленного срока. Целью такой переработки, в т.ч. с использованием иностранных товаров, является получение продуктов переработки, которые предназначены для ввоза на таможенную территорию РБ. Данный таможенный режим можно заявить либо в отношении отечественных товаров (за исключением товаров, которые приобрели статус отечественных товаров в связи с помещением под таможенный режим свободного обращения с предоставлением налоговых льгот по уплате ввозных таможенных пошлин и налогов, если операциями переработки последних не являются ремонт либо техническое обслуживание), либо в отношении ранее вывезенных с таможенной территории товаров.

Таким образом, таможенный режим переработки вне таможенной территории РБявляется своего рода обратным отражением режима переработки на таможенной территории, если принять во внимание место проведения операций и допускаемые к помещению под таможенный режим товары.

Товары, помещаемые под таможенный режим переработки вне таможенной территории, не облагаются вывозными таможенными пошлинами и налогами. Уплате подлежат исключительно таможенные сборы за таможенное оформление.

5. Таможенный режим временного ввоза. С точки зрения уплаты таможенных платежей, особое внимание заслуживает таможенный режим временного ввоза. Этот режим допускает использование иностранных товаров на таможенной территории РБ в течение установленного срока.

Товары, помещенные под таможенный режим временного ввоза, должны находиться в фактическом владении и пользовании декларанта такого режима. По общему правилу временно ввезенные товары не могут быть предметом уступки, передачи во владение либо пользование иным лицам, отчуждения (в любой форме), кроме как по специальному разрешению таможенного органа. Без разрешения таможенного органа допускается лишь передача временно ввезенных товаров во владение иным лицам в целях их технического обслуживания, ремонта (за исключением капитального ремонта и (или) модернизации), хранения и транспортировки. Временно ввезенные товары при этом находятся под таможенным контролем и могут быть использованы лишь для извлечения из товара полезных свойств в процессе его личного либо производственного потребления.

Товар, помещенный под таможенный режим временного ввоза, должен быть использован таким образом, чтобы при завершении режима он находился в неизменном состоянии, за исключением, быть может, естественных изменений их качественных или количественных характеристик при нормальных условиях транспортировки, хранения, использования (эксплуатации), а также изменений, наступивших в результате технического обслуживания, ремонта. Такое требование, с одной стороны, ограничивает возможности пользования временно ввезенными товарами.

В частности, исключается проведение с ними каких-либо операций по переработке или обработке. С другой стороны, указанное требование не позволяет помещать под таможенный режим временного ввоза ряд товаров. В частности, ни пищевые продукты, ни напитки, включая алкогольные, ни табак и табачные изделия, ни одежда и обувь не должны быть помещены под рассматриваемый таможенный режим, поскольку их использование неизбежно повлечет за собой изменение состояния таких товаров. Данный список можно продолжить такими товарами, как сырье, полуфабрикаты, расходуемые материалы и образцы (кроме случаев их ввоза в единичных экземплярах в рекламных целях или в качестве выставочных экспонатов либо промышленных образцов), отходы, а также рядом иных товаров.

Применение таможенного режима временного ввоза позволяет снять многие препятствия на пути развития экономических, культурных, гуманитарных связей с зарубежными странами. Использование рассматриваемого таможенного режима характерно при ввозе-вывозе профессионального оборудования, выставочных экспонатов, рекламных материалов, многооборотной тары, оборудования для научно-исследовательских и учебных целей, если их использование носит разовый характер и не имеет смысла помещать их под таможенный режим свободного обращения.

Такие товары, будучи временно ввезенными на таможенную территорию РБ, в соответствии с Указом Президента РБ от 04.05.2004 № 211 «Об особенностях правового регулирования таможенного режима временного ввоза товаров» освобождены от обложения таможенными пошлинами и налогами. Кроме того, освобождению подлежат и товары, предназначенные для проведения спортивных соревнований или подготовки к ним на территории РБ, а также животные для дрессировки, обучения, ветеринарного лечения, туризма, спасательных операций, участия в выставках, конкурсах, соревнованиях, демонстрациях, спектаклях, представлениях и других подобных мероприятиях.

Таможенный режим временного ввоза имеет солидную международно-правовую базу. Достаточно только упомянуть Конвенцию о временном ввозе, подписанную в г. Стамбуле 26 июня 1990 г., решение о присоединении к которой принято Указом Президента РБ от 12.01.1998 № 21.

Следует помнить, что предельный срок действия таможенного режима временного ввоза, который согласуется, в т.ч., с требованиями Конвенции о временном ввозе, ограничен 2 годами. И даже если товары будут помещаться под таможенный режим временного ввоза неоднократно, все равно общий срок использования товаров в таможенном режиме временного ввоза не может превышать указанного 2-годичного срока.

Наличие ограничения во времени пользования товарами свидетельствует о том, что до истечения установленного таможенным органом срока действия таможенного режима товары должны быть снова помещены под таможенный режим. Таможенный орган РБ разрешает изменить таможенный режим временного ввоза на таможенный режим свободного обращения, либо переработки на таможенной территории, либо временного ввоза, либо таможенного склада, либо реэкспорта, либо уничтожения, либо отказа в пользу государства, либо беспошлинной торговли. Кроме того, для временно ввезенных товаров возможно использовать таможенную процедуру временного хранения товаров.

6. Таможенный режим временного вывоза. Данный режим допускает использование отечественных товаров за пределами таможенной территории в течение срока (срока действия таможенного режима временного вывоза), установленного таможенными органами, предельная величина которого составляет 5 лет.

При помещении товаров под таможенный режим временного вывоза не требуется уплачивать вывозные таможенные пошлины. Вместе с тем за выданное свидетельство плательщик вносит в бюджет таможенные сборы за таможенное оформление.

Использовать временно вывезенные товары за границей нужно так, чтобы не было изменений их состояния, кроме, конечно же, естественных изменений их качественных или количественных характеристик при нормальных условиях транспортировки, хранения, использования (эксплуатации), а также изменений, наступивших в результате технического обслуживания, ремонта (за исключением капитального ремонта и (или) модернизации).

Если временно вывезенные товары декларант желает возвратить в РБ, то он обязан их поместить под таможенный режим реимпорта. Однако при желании оставить их за пределами РБ должен быть заявлен иной таможенный режим (например, режим экспорта или переработки вне таможенной территории). При этом временно вывезенные товары помещаются под таможенные режимы экспорта либо переработки вне таможенной территории без их фактического предъявления таможенному органу.

Известно, что режим экспорта требует исчисления и уплаты вывозных таможенных пошлин. Не будет также исключением, если ранее временно вывезенные товары будут помещаться под таможенный режим экспорта. Но при этом таможенная стоимость и количество товаров должны определяться на день помещения товаров под таможенный режим временного вывоза, а ставки вывозных таможенных пошлин — на день принятия таможенным органом таможенной декларации на помещение товаров под таможенный режим экспорта. Кроме того, с сумм вывозных таможенных пошлин плательщик должен уплатить проценты такие же, как если бы в отношении этих сумм была предоставлена отсрочка их уплаты со дня выдачи таможенным органом свидетельства о помещении товаров под таможенный режим временного вывоза.

7. Таможенный режим свободной таможенной зоны. Таможенным кодексом РБ предусмотрен особый таможенный режим, заявить который может только резидент свободной экономической зоны. Именно это лицо обязано также осуществлять хранение и использование товаров, именно оно должно совершать операции переработки иностранных товаров и товаров, образовавшихся при совершении операций переработки таких товаров в пределах определенной для такого резидента свободной таможенной зоне. Это таможенный режим свободной таможенной зоны.

Товары, заявляемые в таможенном режиме свободной таможенной зоны, должны быть иностранными товарами, находящимися на таможенной территории, которые после ввоза не помещались под иные таможенные режимы, кроме таможенного режима таможенного склада и свободной таможенной зоны. Рассматриваемый таможенный режим применим и в отношении товаров, которые образовались при совершении операций переработки таких иностранных товаров. Однако как в отношении иностранных товаров, так и в отношении изготовленных товаров таможенный режим допускает совершение производственных и иных коммерческих операций в течение срока функционирования территории свободной таможенной зоны.

Особенностью такого режима является то, что при ввозе товаров (в т.ч. оборудования, сырья, материалов) на территорию свободной таможенной зоны заявляется таможенный режим свободной таможенной зоны без взимания таможенных пошлин и налогов. В данном случае необходимо уплатить лишь таможенные сборы за таможенное оформление.

Товары, помещенные под таможенный режим свободной таможенной зоны, в дальнейшем могут быть помещены под любой иной таможенный режим либо под таможенную процедуру. Это может быть и таможенный режим свободной таможенной зоны, если декларант желает разместить товары в иной свободной таможенной зоне. Если же такая категория товаров помещается под таможенный режим свободного обращения, то в этом случае:

— применяются ставки ввозных таможенных пошлин и налогов, действующие на день принятия таможенным органом таможенной декларации на помещение товаров под таможенный режим свободного обращения (то же относится и к курсам иностранных валют);

— используется таможенная стоимость, определенная на день помещения товаров под таможенный режим свободной таможенной зоны.

Относительно образовавшихся после переработки товаров можно утверждать, что они могут быть помещены под таможенные режимы реэкспорта, свободного обращения, уничтожения, отказа в пользу государства, а также под таможенный режим свободной таможенной зоны с целью размещения их в иной свободной таможенной зоне. Заявление же их в таможенном режиме свободного обращения требует уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов. Несмотря на то что иностранные товары, помещенные под таможенный режим свободной таможенной зоны, уже переработаны в иную продукцию и на момент помещения под таможенный режим свободного обращения фактически не существуют, таможенные пошлины и налоги будут исчисляться в отношении таких иностранных товаров.

Таможенная стоимость товаров, которые ранее были помещены под таможенный режим свободной таможенной зоны, а в настоящее время вошли в состав товаров, образовавшихся при совершении операций переработки, определяется на день помещения товаров под таможенный режим свободной таможенной зоны. В свою очередь, ставки ввозных таможенных пошлин и налогов будут определены на день принятия таможенным органом таможенной декларации на помещение изготовленной продукции под таможенный режим свободного обращения.

8. Таможенный режим таможенного склада. Данный режим также является одним из востребованных режимов.

В практике внешней торговли в ряде случаев на момент импорта товаров бывает неизвестно, каким образом покупатель распорядится ввозимыми товарами. Помещение товара на таможенный склад облегчает осуществление внешнеторговых операций, поскольку предоставляет импортеру свободу выбора между возвращением товара на территорию страны экспортера или его сбытом на рынке страны импортера. На практике этот выбор во многом зависит от конъюнктуры соответствующего товарного рынка и других факторов. Использование режима таможенного склада позволяет осуществлять крупные закупки в тот момент, когда предложение на внешнем рынке представляется наиболее выгодным, а продавать тогда, когда спрос на внутреннем рынке будет наиболее благоприятным. Эти выгоды реализуются в той мере, в какой законодательство предоставляет собственнику товара сроки, достаточные для принятия решения об окончательном назначении товара.

Кроме того, при помещении товаров под таможенный режим свободного обращения подлежит уплате максимальная сумма платежей. Отсутствие требуемой суммы платежа исключает возможность получения разрешения со стороны таможенных органов на их потребление и вовлечение в экономический оборот. При этом важнее всего то, что неуплата платежей в установленный срок влечет применение к должнику административной ответственности.

Для того чтобы избежать таких «наказаний», декларант может временно, на срок, установленный таможней, но не превышающий двух лет, поместить иностранные товары под таможенный режим таможенного склада и хранить эти товары. Конечно же, нельзя хранить запрещенные к перемещению через таможенную границу при ввозе и (или) вывозе товары, а также товары, срок годности или реализации которых на день их представления к таможенному оформлению для помещения под таможенный режим таможенного склада составляет менее 180 календарных дней.

Хранение иностранных товаров осуществляется без уплаты таможенных пошлин и налогов. Единственный возможный платеж — это таможенный сбор за таможенное оформление.

После помещения товаров под таможенный режим таможенного склада декларант обязан не только разместить эти товары непосредственно на таможенном складе, указанном в свидетельстве о помещении товаров под таможенный режим таможенного склада, но и обеспечить сохранность их состояния. Операции, которые совершаются с товарами, помещенными под таможенный режим таможенного склада, не должны повлечь за собой изменения количественных и качественных характеристик этих товаров, в т.ч. связанные с изменением их классификации по ТН ВЭД РБ.

Хранящиеся товары в последствии должны быть помещены под любой иной таможенный режим, а также вновь под таможенный режим таможенного склада или под таможенную процедуру. Если же данное условие не выполняется, то хранящиеся товары по истечении установленного таможенным органом срока действия таможенного режима таможенного склада подлежат задержанию таможенными органами.

9. Таможенный режим реимпорта. Это таможенный режим, допускающий постоянное размещение и использование на таможенной территории товаров, ранее вывезенных с таможенной территории и ввезенных на эту территорию в установленные сроки, без возникновения налогового обязательства по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов. Под таможенный режим реимпорта могут помещаться ранее вывезенные товары.

10. Таможенный режим реэкспорта — таможенный режим, допускающий вывоз и постоянное размещение товаров за пределами таможенной территории без возникновения налогового обязательства по уплате вывозных таможенных пошлин. Под таможенный режим реэкспорта могут помещаться: иностранные товары находящиеся на таможенной территории; вывезенные с таможенной территории; товары, помещенные под таможенный режим свободного обращения и возвращаемые декларантом этого таможенного режима поставщику либо иному указанному им лицу.

11. Таможенный режим уничтожения — таможенный режим, допускающий уничтожение товаров под таможенным контролем на таможенной территории. Под уничтожением товаров понимаются обезвреживание или приведение товаров, включая упаковку и составные части таких товаров, в состояние, при котором они частично или полностью утрачивают свои потребительские свойства и не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным способом.

12. Таможенный режим беспошлинной торговли — таможенный режим, допускающий реализацию товаров в магазинах беспошлинной торговли в розницу физическим лицам, выезжающим с таможенной территории, либо иностранным дипломатическим представительствам, приравненным к ним представительствам международных организаций, консульским учреждениям, а также дипломатическим агентам, консульским должностным лицам и членам их семей, которые проживают вместе с ними. Под таможенный режим беспошлинной торговли могут помещаться находящиеся на таможенной территории иностранные и отечественные товары.

При использовании таможенных режимов реимпорта, реэкспорта, уничтожения и беспошлинной торговли уплачиваются лишь таможенные сборы за таможенное оформление.

13. Таможенный режим отказа в пользу государства — таможенный режим, допускающий безвозмездную передачу товаров в государственную собственность. Под таможенный режим отказа в пользу государства могут помещаться иностранные товары, находящиеся на таможенной территории, за исключением: товаров, которые не подлежат помещению под этот таможенный режим; товаров, принятых таможенными органами в качестве предмета залога, до прекращения отношений залога; товаров, которые изъяты или на которые наложен арест в соответствии с законодательством. А Отказываясь от товара в пользу государства, не требуется уплачивать ни таможенные пошлины и налоги, ни таможенные сборы за таможенное оформление. Товары, помещаемые под таможенный режим отказа в пользу государства, освобождаются от обложения такими сборами в соответствии с Указом Президента РБ от 13.07.2006 № 443 «О таможенных сборах».

14. Таможенный режим свободной таможенной зоны — таможенный режим, допускающий хранение, использование иностранных товаров, а также совершение операций переработки таких товаров, в том числе с использованием при таких операциях отечественных товаров, резидентом свободной экономической зоны в определенной для такого резидента свободной таможенной зоне в течение срока ее функционирования. Под таможенный режим свободной таможенной зоны могут помещаться иностранные товары, находящиеся на таможенной территории, которые после ввоза на таможенную территорию не помещались под иные таможенные режимы.

Товары, находящиеся на таможенной территории и пришедшие в негодность, испорченные или поврежденные вследствие аварии или действия непреодолимой силы в период их использования в таможенном режиме, в дальнейшем для целей таможенного оформления и уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов рассматриваются, как если бы они были ввезены на таможенную территорию в негодном, испорченном или поврежденном состоянии.

Источник: lektsia.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Заработок в интернете или как начать работать дома