Для расчета амортизации линейным способом нужно знать:
- первоначальную стоимость основного средства (восстановительную, если объект переоценивался). Перечень расходов, формирующих первоначальную стоимость основного средства, приведен в таблице.
- срок его полезного использования.
Сначала определите годовую норму амортизации. Для этого используйте формулу:
Годовая норма амортизации = 1 : Срок полезного использования основного средства, лет × 100%
Затем рассчитайте годовую сумму амортизации. Для этого используйте формулу:
Годовая сумма амортизации = Годовая норма амортизации × Первоначальная (восстановительная) стоимость основного средства
Сумма амортизации, которую нужно начислять ежемесячно, составляет 1/12 годовой суммы.
Такой порядок предусмотрен пунктом 19 ПБУ 6/01.
Линейный метод начисления амортизации применяется и в налоговом учете. Об особенностях его использования см. Как в налоговом учете рассчитать амортизацию основных средств линейным методом .
Как начислять амортизацию? Какие методы существуют?
Совет: алгоритмы расчета норм амортизации для линейного метода в бухгалтерском и налоговом учете несколько различаются. В налоговом учете сразу определяется месячная норма. В бухучете сначала рассчитывается годовая норма и сумма амортизации, а потом сумма, которая начисляется ежемесячно (1/12 годовой амортизации). Из-за округлений суммы амортизации, рассчитанные в бухгалтерском и налоговом учете, могут различаться. Чтобы избежать этого, в бухучете определяйте показатель «Годовая норма амортизации» с максимальным количеством знаков после запятой (не менее четырех).
Пример расчета амортизации линейным способом
ЗАО «Альфа» приобрело автопогрузчик. Первоначальная стоимость погрузчика, сформированная в бухгалтерском и налоговом учете, одинакова и составляет 500 000 руб.
Сроки полезного использования основных средств «Альфа» определяет по Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1. Погрузчик относится к четвертой амортизационной группе. При вводе основного средства в эксплуатацию был установлен срок его полезного использования – 6 лет (72 месяца). Согласно учетной политике в бухгалтерском и налоговом учете амортизация по основным средствам начисляется линейным способом.
По правилам налогового учета ежемесячная норма амортизации погрузчика равна:
1: 72 мес. × 100% = 1,3889%.
Ежемесячная сумма амортизации составила:
500 000 руб. × 1,3889% = 6945 руб.
По правилам бухучета годовая норма амортизации по автомобилю составила:
(1 : 6 лет) × 100% = 17%.
Годовая сумма амортизационных отчислений будет равна:
500 000 руб. × 17% = 85 000 руб.
Месячная сумма амортизации составила:
85 000 руб. : 12 мес. = 7083 руб.
Чтобы избежать разницы между месячной суммой амортизации в бухгалтерском и налоговом учете, бухгалтер «Альфы» более точно определил годовую норму амортизации погрузчика:
Амортизация основных фондов
(1 : 6 лет) × 100% = 16,6667%.
В этом случае годовая сумма амортизационных отчислений составляет:
500 000 руб. × 16,6667% = 83 334 руб.
Месячная сумма амортизации равна:
83 334 руб. : 12 мес. = 6945 руб.
При таком подходе месячные суммы амортизации погрузчика, начисленные в бухгалтерском и налоговом учете, будут равны.
Преимущество линейного способа начисления амортизации состоит в простоте применения: стоимость основного средства погашается равномерно в течение всего срока его полезного использования. Кроме того, это единственный способ, который позволяет избежать разниц между начислением амортизации в бухгалтерском и налоговом учете.
Способ уменьшаемого остатка
Если организация применяет способ уменьшаемого остатка при расчете амортизации основных средств, то она может использовать повышающий коэффициент к норме амортизации, но не более 3,0 (п. 19 ПБУ 6/01). Конкретную величину этого коэффициента необходимо закрепить в учетной политике (п. 7 ПБУ 1/2008).
Ранее максимальное значение коэффициента (3,0) могли применять только малые предприятия. Ограничения по применению этого коэффициента сняты с 1 января 2006 года. Это означает, что все организации могут применять коэффициент 3,0 только при амортизации основных средств, введенных в эксплуатацию после 31 декабря 2005 года. По остальным основным средствам нужно применять повышающие коэффициенты, первоначально установленные при их вводе в эксплуатацию. Такой порядок следует из приказа Минфина России от 12 декабря 2005 г. 147н, что подтверждено письмом Минфина России от 22 июня 2007 г. № 03-05-06-01/71.
Для расчета амортизации способом уменьшаемого остатка нужно знать:
- остаточную стоимость основного средства на начало года. Перечень расходов, формирующих первоначальную стоимость основного средства, приведен в таблице;
- срок его полезного использования.
Сначала определите годовую норму амортизации. Для этого используйте формулу:
Годовая норма амортизации = 1 : Срок полезного использования основного средства, лет × 100%
Затем рассчитайте годовую сумму амортизации. Для этого используйте формулу:
Годовая сумма амортизации = Годовая норма амортизации × Повышающий коэффициент × Остаточная стоимость основного средства на начало отчетного периода
Сумма амортизации, которую нужно начислять ежемесячно, составляет 1/12 годовой суммы.
Такой порядок установлен пунктом 19 ПБУ 6/01.
Поскольку остаточная стоимость основного средства принимается на начало каждого отчетного года, годовая сумма амортизации будет постепенно уменьшаться. Суммы месячной амортизации в течение каждого года будут неизменными.
Пример расчета амортизации способом уменьшаемого остатка
ЗАО «Альфа» приобрело легковой автомобиль. Первоначальная стоимость основного средства, сформированная в бухучете, – 600 000 руб. Автомобиль введен в эксплуатацию в декабре 2012 года. Срок полезного использования автомобиля – 4 года.
Согласно учетной политике, в бухучете амортизация по транспортным средствам начисляется способом уменьшаемого остатка с применением повышающего коэффициента 2,0.
Амортизацию по этому автомобилю начисляют с 2013 года. Остаточная стоимость на начало 2013 года равна его первоначальной, так как амортизация в 2012 году не начислялась.
Годовая норма амортизации равна: (1 : 4) × 100% = 25%.
Расчет амортизационных отчислений за период полезного использования автомобиля представлен в таблице:
Год эксплуатации
Остаточная стоимость на начало года, руб.
Норма амортизации, %
Годовая сумма амортизационных отчислений с учетом повышающего коэффициента, руб. (графа 2 × графа 3 × 2,0)
Ежемесячная сумма амортизационных отчислений в течение года, руб.
(графа 4 : 12)
Остаточная стоимость на конец года, руб.
(графа 2 – графа 4)
После окончания срока полезного использования организация продала автомобиль по остаточной стоимости 37 500 руб. (без НДС).
Ситуация: как в бухучете списать стоимость основного средства, если амортизация начисляется способом уменьшаемого остатка и остаточная стоимость не может достигнуть нулевого значения?
Прямого ответа на этот вопрос законодательство не содержит. Поэтому выработайте собственный подход и закрепите его в учетной политике организации (п. 7 ПБУ 1/2008). Существуют два возможных варианта.
Вариант 1. В последний месяц срока полезного использования остаточную стоимость объекта полностью спишите в кредит счета 02. Так как, во-первых, к окончанию срока полезного использования основное средство должно быть полностью самортизированным. А во-вторых, исходя из принципа рациональности, организация может признать затраты в расходах отчетного периода, если их сумма не является существенной (п. 6 ПБУ 1/2008, п. 6.2.1 Концепции, одобренной Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России 29 декабря 1997 г.).
Критерий существенности амортизационных отчислений законодательством не установлен, поэтому организация вправе определить его самостоятельно в учетной политике для целей бухучета (п. 7, 8 ПБУ 1/2008).
При способе уменьшаемого остатка остаточная стоимость объекта к концу срока полезного использования, как правило, составляет менее одного процента от его первоначальной стоимости. Поэтому в бухучете эту сумму можно учесть в расходах.
Вариант 2. В пунктах 21–22 ПБУ 6/01 сказано, что начислять амортизацию нужно до полного погашения стоимости основного средства либо списания его с учета. На этом основании амортизируйте объект способом уменьшаемого остатка вплоть до того момента, пока он не будет списан по причине выбытия (морального, физического износа, продажи) (п. 29 ПБУ 6/01).
Преимущество способа уменьшаемого остатка состоит в том, что в первые годы эксплуатации основное средство амортизируется быстрее, чем при линейном способе. Недостаток в том, что период полного погашения стоимости объекта превышает срок его полезного использования.
Способ уменьшаемого остатка, применяемый в бухучете, схож с нелинейным методом начисления амортизации , который применяется в налоговом учете. Однако полными аналогами эти способы не являются. Основные отличия нелинейного метода (налоговый учет) от способа уменьшаемого остатка (бухучет) состоят в следующем:
- при нелинейном методе амортизация рассчитывается исходя из суммарной стоимости всех объектов амортизируемого имущества, относящихся к данной амортизационной группе (п. 2 ст. 259.2 НК РФ);
- нелинейный метод нельзя применять в отношении зданий, сооружений, передаточных устройств, включенных в восьмую–десятую амортизационные группы (п. 3 ст. 259 НК РФ);
- после того как суммарный баланс амортизационной группы достигнет значения менее 20 000 руб., в налоговом учете организация вправе учесть всю остаточную стоимость суммарного баланса в составе внереализационных расходов текущего периода (п. 12 ст. 259.2 НК РФ);
- при нелинейном методе для каждой амортизационной группы установлена фиксированная норма амортизации, которая не зависит от срока полезного использования основного средства, входящего в данную амортизационную группу (п. 5 ст. 259.2 НК РФ).
Списание стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования
Для расчета амортизации способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования нужно знать:
- первоначальную стоимость основного средства (восстановительную, если объект переоценивался). Перечень расходов, формирующих первоначальную стоимость основного средства, приведен в таблице;
- срок его полезного использования.
Годовая норма амортизации для расчета не нужна. Поэтому сразу определяйте годовую сумму амортизации. Для этого используйте формулу:
Годовая сумма амортизации = Количество лет, оставшихся до конца срока полезного использования основного средства : Сумма чисел лет срока полезного использования, ед. × Первоначальная (восстановительная) стоимость основного средства, руб.
Сумма амортизации, которую нужно начислять ежемесячно, составляет 1/12 годовой суммы.
Такой порядок установлен пунктом 19 ПБУ 6/01.
В налоговом учете аналогов способу списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования нет.
Пример расчета амортизации по сумме чисел лет срока полезного использования
ЗАО «Альфа» приобрело конденсатный насос. Первоначальная стоимость основного средства – 45 000 руб. При вводе насоса в эксплуатацию был установлен срок его полезного использования – 2 года. Согласно учетной политике в бухучете амортизация по машинам и оборудованию начисляется способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования.
Сумма чисел лет срока полезного использования насоса равна:
1 + 2 = 3.
В первый год эксплуатации насоса годовая сумма амортизации составит:
2: 3 × 45 000 руб. = 30 000 руб.
Сумма ежемесячных амортизационных отчислений равна:
30 000 руб. : 12 мес. = 2500 руб.
Во второй год эксплуатации насоса годовая сумма амортизации составит:
1 : 3 × 45 000 руб. = 15 000 руб.
Сумма ежемесячных амортизационных отчислений равна:
15 000 руб. : 12 мес. = 1250 руб.
Преимущество этого способа состоит в том, что в первые годы эксплуатации основное средство будет амортизироваться быстрее, чем при линейном способе. При этом в отличие от способа уменьшаемого остатка период погашения стоимости объекта совпадает со сроком его полезного использования.
Способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ)
Для расчета амортизации способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) нужно знать:
- первоначальную стоимость основного средства. Перечень расходов, формирующих первоначальную стоимость основного средства, приведен в таблице;
- предполагаемый объем продукции (работ), которую можно произвести с помощью основного средства за весь срок его полезного использования (в натуральных измерителях);
- фактический объем продукции (работ), произведенной с помощью основного средства за отчетный период (в сопоставимых натуральных измерителях).
При списании стоимости основного средства данным способом годовую норму и сумму амортизации определять не нужно. Объясняется это тем, что величина амортизационных отчислений зависит от объема производства, который в течение года может меняться. Соответственно, сумму амортизации, которая будет списываться на расходы, нужно определять ежемесячно.
Сумму амортизации за каждый месяц использования основного средства рассчитайте по формуле:
Сумма амортизации за месяц
=
Фактический объем продукции (работ), произведенной с использованием основного средства за месяц (в натуральных измерителях)
×
Первоначальная стоимость основного средства
:
Предполагаемый объем продукции (работ) за весь срок полезного использования основного средства (в натуральных измерителях)
Такой порядок установлен пунктом 19 ПБУ 6/01.
В налоговом учете аналогов способу списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) нет.
Пример начисления амортизации пропорционально объему продукции (работ)
ЗАО «Альфа» приобрело кузнечный пресс, ресурс которого позволяет выпустить 100 000 изделий. Первоначальная стоимость пресса составляет 2 000 000 руб. Согласно учетной политике по кузнечно-прессовому оборудованию организация начисляет амортизацию пропорционально объему произведенной продукции.
В 2015 году с использованием пресса было выпущено:
— в январе – 10 000 изделий;
— в феврале – 3000 изделий.
Сумма амортизации, начисленная по кузнечному прессу, составила:
В январе: 10 000 шт. × 2 000 000 руб. : 100 000 шт. = 200 000 руб.
В феврале: 3000 шт. × 2 000 000 руб. : 100 000 шт. = 60 000 руб.
Преимущество этого способа состоит в том, что начисленная амортизация наиболее точно отражает физический износ основного средства. Недостатком является высокая трудоемкость расчетов.
Источник: nalogobzor.info
Амортизационные отчисления: виды, способы и методы отчислений, формула расчета

В статье содержится описания понятий амортизация и амортизационные отчисления. Также в статье описаны методы расчета норм амортизационных отчислений их формулы.
Определение амортизационных отчислений и особенности их начисления
Понятия амортизации и амортизационных отчислений широко используются в финансовой и бухгалтерской деятельности и имеют огромное значение для сохранения капитала компании.
Амортизационные отчисления – процент от стоимости имущества, которое подвержено старению и износу, накапливаемый в соответствующем фонде амортизации, для дальнейшего обновления машин и оборудования, после их полного износа и списания.
Определение ежемесячной и годовой суммы амортизационных отчислений – это ключевой вопрос для владельцев бизнеса и высшего менеджмента компании. Ответ на него позволит определить, какая сумма будет оправляться в фонд амортизации.
Основные компоненты, влияющие на годовую сумму амортизационных отчислений:
- Первоначальная стоимость объекта.
- Норма амортизационных отчислений. Это определенный процент от стоимости приобретения объекта основных средств, рассчитываемый по формуле:
- Сн– первоначальная стоимость приобретения объекта основных средств;
- Ск — ликвидационная стоимость объекта основных средств;
- Р – расходы компании на демонтаж и ликвидацию оборудования;
- Д– срок пользования объектом.
С какого же момента начинать расчет амортизационных отчислений. Для этого существует жесткое правило бухгалтерского учета, гласящее, что датой начала расчета амортизационных отчислений считается первое число месяца, следующего за месяцем приобретения основного средства.
На практике это означает, что если оборудование было приобретено в мае, то отчисления производятся с 1 –го июня, и т.д. Аналогично обстоит ситуация с окончанием амортизационных выплат – если объект выведен из эксплуатации или ликвидирован в декабре, то с января расчет амортизационных отчислений не проводится.
Еще одним немаловажным условием учета данного показателя является тот факт, что если основное средство реконструируется или замораживается на срок более чем 90 дней, то расчет и начисление амортизационных отчислений не производится.
Корректные амортизационные отчисления – необходимое условия обеспечения обновляемости и модернизации основных средств предприятия, и их величину надо планировать заблаговременно, на этапе разработки инвестиционного проекта. Скачайте с нашего сайта полноценный готовый бизнес-план, включающий расчеты ключевых экономических и финансовых показателей. Также вы можете заказать индивидуальный бизнес-план «под ключ», в котором раскроются особенности и основные вопросы, касающиеся открытия и развития именно вашего предприятия или компании.
Для полноценной оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия важно также знать все виды прибыли фирмы: понятие и формула расчета приведены в соответствующей статье.
Функции амортизационных отчислений и особенности определения срока использования основных средств
Как уже было сказано ранее, амортизационные отчисления относятся к затратам компании, включающимся в себестоимость продукции и влияющим на эффективность работы компании в целом. Они не являются доминирующим фактором, определяющим успешность работы фирмы, но правильный выбор метода расчеты нормы амортизационных отчислений позволит получить экономию при определении налогооблагаемой базы в период использования основного средства и сократить срок его списания, для скорейшего обновления или замены. Также важно учитывать, что ускоренная амортизация может привести к росту себестоимости, и надо искать «золотую середину».
Расчет срока использования машин и оборудования для определения нормы амортизационных отчислений производится в соответствии с государственной классификацией, под контролем сотрудника бухгалтерией компании.
В общем смысле, период полезного использования основного средства определяется, как время, в течение которого машина или оборудование способно использоваться в производстве или других процессах деятельности компании, то есть фактически – это срок годности основного средства.
Чтобы упорядочить методику определения срока полезного использования, существует государственный классификатор, содержащий описание 10 главных групп основных средств, которые имеют сроки полезного использования от 1 года и более 30-ти лет.
В ситуации, когда вашего основного средства нет в государственном классификаторе, то срок эксплуатации рассчитывается на основании данных технического паспорта и прочей документации по эксплуатации объекта.
Также отдельно рассмотрим ситуацию, когда основное средство арендуется. Здесь очень важно прописать особенности балансового учета передаваемого имущества в договоре лизинга или аренды. Это значит, что сторона, за которой будет закреплено право использования имущества и отражения его в учете, обязана проводить все необходимые расчеты норм амортизационных отчислений.
В отдельных ситуациях, срок полезного использования основного средства может быть связан с его производительностью, то есть тем объемом продукции, который может быть выпущено с его применением.
Методы и формулы расчета нормы амортизационных отчислений: линейный и уменьшаемого остатка
- Линейный метод расчета нормы амортизационных отчислений
Для расчета амортизационных отчислений в соответствии с этим методом понадобятся:
- первоначальная стоимость объекта;
- величина норма амортизации – это сумма, получаемая делением 100%, выражающих стоимость приобретенного объекта основных средств, на срок его полезного использования, в годах или месяцах.
Соответственно, если считаем амортизацию за год, то берем норму амортизационных отчислений, умножаем ее на первоначальную стоимость и 100%.
Рассмотрим пример формулы расчета описанным способом, если стоимость ОС равна 1 000 000, а срок его полезного использования составляет 20 лет.
Произведем расчет нормы амортизационных отчислений:
Годовая Нао=1 000 000*5%/100%=50 000 руб.
Ежемесячная Нао=50 000/12=4666, 67 руб.
- Метод уменьшаемого остатка для расчета нормы амортизационных отчислений
Главное отличие от метода, описанного ранее – база для расчета амортизационных отчислений – не первоначальная стоимость объекта ОС, а остаточная, которая получается путем вычитания начисленной амортизации из стоимости приобретения оборудования. В этом методе применяется так называемый коэффициент ускорения, который повышает значение нормы амортизационных отчислений и ускоряет процесс амортизации основного средства.
Пример формулы расчета нормы амортизационных отчислений методом уменьшаемого остатка, при условии, что:
- компания купила оборудование стоимостью 50 000 руб.;
- срок полезного использования – 4 года;
- значение коэффициента ускорения — 2.
- Остаточная стоимость=50 000–0=50 000.
- годовая сумма амортизационных отчислений=50 000*50%/100% =25 000.
- ежемесячная сумма амортизационных отчислений=25 000/12=2 123,33.
- Остаточная стоимость=50 000–25 000=25 000.
- годовая сумма амортизационных отчислений=25 000*50%/100% =12 500.
- ежемесячная сумма амортизационных отчислений=12 500/12= 1 041,67
И т.д. до момента, пока остаточная стоимость основного средства не будет составлять ниже 20% от стоимости его приобретения. Тогда его можно списать, рассчитав окончательную сумму амортизации путем деления стоимости остаточной ОС на то количество месяцев, которое осталось до окончания эксплуатации.
Методы и формулы расчета нормы амортизационных отчислений: по сумме лет и пропорционального списания стоимости
- Метод расчета нормы амортизационных отчислений по сумме лет.
Суть метода состоит в том, что он основан на количестве лет, которое остается до конца срока службы машины, оборудования и прочих видов ОС.
Например, если период полезного использования равен 5 годам, то формула расчет нормы амортизационных отчислений будет выглядеть следующим образом:
5/(1+2+3+4+5)*100%=33,3% — первый год.
Следующий год будет рассчитываться, исходя из остаточного периода в 4 года – именно это значение будет в числителе формулы расчета., и так далее.
Пример формулы расчета амортизационных отчислений:
Стоимость основного средства – 1 000 000, со сроком полезного использования в 5 лет.
- норма амортизации=5/(5+4+3+2+1)*100%=33,3%
- годовая сумма амортизационных отчислений=1 000 000*33,3%/100%=333 000.
- ежемесячная сумма амортизационных отчислений=333 000/12=27 750.
- норма амортизации=4/(4+3+2+1)*100%=40%
- годовая сумма амортизационных отчислений=1 000 000*40%/100%=400 000.
- ежемесячная сумма амортизационных отчислений=400 000/12=33 3333.
И так далее, до окончания срока полезного использования.
- Пропорциональный метод расчета нормы амортизационных отчислений
Суть метода – списание стоимости основных средств происходит в соответствии с теми объемами продукции или услуг, которые выпускаются или оказываются при помощи основного средства.
Использование метода возможно только в случае прямого указания производительности основного средства в его техническом паспорте или прочей документации, поставляемой производителем.
Формула расчета нормы амортизационных отчислений будет выглядеть, как частное от деления стоимости основного средства на планируемый объем выпуска продукции за вест период использования, а сама амортизация будет представлять собой произведение нормы за объем продукции отчетного периода.
Пример расчета амортизации транспортного средства:
- стоимость транспортного средства – 2 000 000;
- максимальный пробег – 500 000.
Произведем расчеты по формулам:
Ноа=2 000 000/500 000 = 4 руб./км.
- пробег–25 000 км.
- амортизация=25 000*4 =100 000 руб.
- пробег–15 000 км.
- амортизация=15 000*4 =60 000 руб.
И так далее, а зависимости от пробега каждого конкретного месяца.
Основные применяемые в учете методы – это линейный и метод снижаемого остатка, но и другие способы имеют право на существование, в зависимости от целей учетной политики предприятия.
При бизнес-планировании любого проекта, будь то бизнес-план растениеводства или любой другой, значение уделяется также и расчету амортизационного фонда для целей расчета прибыли в Отчете о прибылях и убытках.
Чтобы обеспечить максимально эффективный учет и своевременное обновление основных средств, тщательно планируйте и изучайте преимущества всех методов расчета амортизации. Хотите быстро открыть свое дело — скачайте с нашего сайта полноценный структурированный бизнес-план, с основными расчетами финансовых и экономических показателей, что позволит оперативно создать инвестиционный проект и заинтересовать кредитные организации или частных инвесторов в его реализации. Или закажите индивидуальный бизнес-план «под ключ», в котором мы учтем все нюансы предпринимательства и специфику выбранной сферы деятельности.
Похожие статьи
Готовые бизнес-планы

Производство
- Мусор, пластик, отходы
- Пошив одежды и ателье
- Продукты питания
- Производство товаров
- Строительные материалы

Сфера услуг
- Быт, B2B, финансы
- Красота, медицина, спорт
- Отдых, развлечения
- Авто, транспорт
- Школы, обучение, развитие

Сельское хозяйство

Питание
- Бары и кальянные
- Кафе, кофейни, пиццерии
- Ресторан, пекарня, столовая

Строительство и недвижимость
- Жилая и Коммерческая
- Отдых, туризм, услуги

Торговля
- Одежда, текстиль, обувь
- Продукты, алкоголь, овощи, мясо
- Разные магазины
Источник: plan-pro.ru
Амортизация основных средств: что изменилось с 2018 года

С 1 января 2018 года при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений применяется федеральный стандарт бухучета для организаций госсектора «Основные средства». Этот стандарт ввел ряд изменений, связанных с начислением амортизации основных средств. Рассказываем об изменениях и их поддержке в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8».
Новые пределы стоимости для начисления амортизации ОС
Согласно пункту 39 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н:
Выдержка из документа
«Амортизация объекта основных средств начисляется с учетом следующих положений:
а) на объект основных средств стоимостью свыше 100 000 рублей амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными нормами амортизации;
б) на объект основных средств стоимостью до 10 000 рублей включительно, за исключением объектов библиотечного фонда, амортизация не начисляется. Первоначальная стоимость введенного (переданного) в эксплуатацию объекта основных средств, являющегося объектом движимого имущества, стоимостью до 10 000 рублей включительно, за исключением объектов библиотечного фонда, списывается с балансового учета с одновременным отражением объекта основных средств на забалансовом счете в соответствии с порядком применения Единого плана счетов бухгалтерского учета;
в) на объект библиотечного фонда стоимостью до 100 000 рублей включительно амортизация начисляется в размере 100 % первоначальной стоимости при выдаче его в эксплуатацию;
г) на иной объект основных средств стоимостью от 10 000 до 100 000 рублей включительно амортизация начисляется в размере 100 % первоначальной стоимости при выдаче его в эксплуатацию.»
Прежде согласно пункту 92 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (в ред. от 27.09.2017) (далее — Инструкции № 157н), по объектам ОС амортизация начислялась в следующем порядке:
Выдержка из документа
«на объект недвижимого имущества при принятии его к учету по факту государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, предусмотренной законодательством Российской Федерации:
стоимостью до 40 000 рублей включительно — амортизация начисляется в размере 100 % балансовой стоимости объекта при принятии к учету;
стоимостью свыше 40 000 рублей — амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами амортизации;
на объекты движимого имущества:
на объекты библиотечного фонда стоимостью до 40 000 рублей включительно амортизация начисляется в размере 100 % балансовой стоимости при выдаче объекта в эксплуатацию;
на объекты основных средств стоимостью свыше 40 000 рублей амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами амортизации;
на объекты основных средств стоимостью до 3 000 рублей включительно, за исключением объектов библиотечного фонда, нематериальных активов, амортизация не начисляется;
на иные объекты основных средств стоимостью от 3 000 до 40 000 рублей включительно амортизация начисляется в размере 100 % балансовой стоимости при выдаче объекта в эксплуатацию.»
Таким образом, с 01.01.2018 увеличены пределы стоимости основных средств для начисления амортизации.
В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакций 1 и 2 в соответствии с требованиями пункта 39 Стандарта в регистре сведений Параметры учета ОС с 01.01.2018 установлены новые пределы стоимости для начисления амортизации ОС:
- первый предел — 10 000,00 руб.;
- второй предел — 100 000,00 руб.
Они применяются в документах ввода ОС в эксплуатацию. В Методических указаниях по применению федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н (далее — Методические указания), доведенных письмом Минфина России от 15.12.2017 № 02-07-07/84237, разъяснено, как начислять амортизацию на объекты основных средств, принятые к учету в 2017 году, которые вводятся в эксплуатацию в 2018 году.
Согласно части 7 «Амортизация основных средств» Методических указаний: «в отношении объектов основных средств, принятых к учету до перехода на применение СГС „Основные средства» (до 1 января 2018 года), перерасчет амортизации (изменение способа начисления амортизации, определенного на момент признания объекта к учету) не производится.». Таким образом, по объектам основных средств стоимостью от 3 000 руб. до 10 000 руб. включительно, принятым к учету в 2017 году, но не введенным в эксплуатацию, способ начисления амортизации, установленный на дату принятия объекта к учету, не изменяется, остается старый. На объекты ОС, стоимостью:
- до 3 000 руб. включительно, за исключением объектов библиотечного фонда, нематериальных активов, амортизация не начисляется;
- от 3 000 до 40 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100 % балансовой стоимости при выдаче объекта в эксплуатацию.
Поэтому ввод в эксплуатацию этих ОС в 2018 году в бухгалтерском учете должен отражаться по-старому:
- по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010100000 «Основные средства» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010100000 «Основные средства» с изменением материально ответственного лица (п. 10 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н, далее — Инструкция № 174н);
- по дебету счета 040120271, соответствующих счетов аналитического учета счета 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010400000 «Амортизация» в размере балансовой стоимости (п. 26 Инструкции № 174н).
Соответственно, при проведении в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» документов Внутреннее перемещение ОС и НМА с операцией Ввод в эксплуатацию ОС (в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» редакции 1) и Ведомость на выдачу ОС на нужды учреждения (в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» редакции 2) с операцией Ввод в эксплуатацию по вводимым в 2018 году в эксплуатацию объектам стоимостью от 3 000 руб. до 10 000 руб. включительно, принятым к учету в 2017 году, бухгалтерские записи формируются по-старому, согласно способу начисления амортизации, определенному на момент принятия объекта к учету — начисляется амортизация в размере балансовой стоимости.
Также не производится доначисление амортизации до 100 % балансовой стоимости объекта стоимостью от 40 000 руб. до 100 000 руб., принятого к учету в 2017 году, при вводе в эксплуатацию в 2018 году. По объекту продолжается начисление амортизации в соответствии с установленным сроком полезного использования (СПИ).
Новые пределы стоимости основных средств для начисления амортизации применяются для объектов, принятых к учету с 01.01.2018.
Новые методы начисления амортизации
Стандартом предусмотрено, что в соответствии с учетной политикой субъекта учета начисление амортизации объекта основных средств может производиться не только линейным методом, а также
- методом уменьшаемого остатка. При использовании данного метода годовая сумма амортизации определяется исходя из остаточной стоимости объекта на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента не выше 3, используемого субъектом учета и установленного им в соответствии с его учетной политикой;
- пропорционально объему продукции. Метод заключается в начислении суммы амортизации, основанной на ожидаемом использовании или ожидаемой производительности актива. В соответствии с данным методом сумма амортизации может быть равна нулю во время остановки производства продукции с применением соответствующего объекта основных средств (п. 36 Стандарта).
В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакций 1 и 2 реализованы новые методы начисления амортизации:
- Уменьшаемого остатка;
- Пропорционально объему продукции.
Новые методы начисления амортизации можно указать в документах по вводу начальных остатков ОС, принятию к учету ОС, изменению стоимости ОС.
При выборе в качестве Способа начисления амортизации метода Уменьшаемого остатка требуется указать Коэффициент ускорения (см. рис. 1).
При выборе в качестве Способа начисления амортизации метода Пропорционально объему продукции требуется указать (см. рис. 2):
- Параметр выработки — выбором из справочника Параметры выработки ОС. Предварительно в справочник следует ввести наименование параметра выработки и единицу его измерения. Например, пробег, км — для автомобиля; детали, шт. — для станка;
- Предполагаемый объем выработки — указывается планируемый объем за весь срок полезного использования объекта. Например, 200 000 (км) — для автомобиля или 100 000 (деталей) — для станка.
Для регистрации ежемесячной выработки ОС с методом начисления амортизации Пропорционально объему продукции применяется документ Выработка ОС (рис. 3). В документе указываются основные средства, для которых установлен метод начисления амортизации Пропорционально объему продукции, параметр и объем выработки — пробег, количество продукции и т. п.
Установленные объектам ОС методы начисления амортизации применяются при начислении амортизации документом Начисление амортизации ОС и НМА.
По объектам с методом начисления амортизации Уменьшаемого остатка месячная сумма амортизации рассчитывается следующим образом:
Остаточная стоимость на начало года х Коэффициент ускорения / СПИ
Как видно, при этом методе большая часть стоимости объекта переносится на финансовый результат в первые годы эксплуатации, с каждым годом сумма амортизации становится меньше.
По объектам с методом начисления амортизации Пропорционально объему продукции месячная сумма амортизации рассчитывается так:
Балансовая стоимость х Выработка за месяц / Планируемый объем выработки за СПИ
При этом методе амортизация начисляется исходя из фактического использования объекта, т. е. тем быстрее, чем интенсивнее используется объект.
Новые способы начисления амортизации отражаются в таблице 2 «Стоимость объекта, изменение балансовой стоимости, начисление амортизации» отчета Инвентарная карточка (ф. 0504031).
Отметим, что для целей обложения налогом на прибыль объекты ОС, участвующие в приносящей доход деятельности, классифицируются как амортизируемое имущество (ст. 256 НК РФ). Оценка амортизируемого имущества и начисление амортизации в налоговом учете осуществляются, как и ранее, в соответствии со статьями 257-259.3 главы 25 НК РФ. Согласно нормам главы 25 НК РФ классификация, оценка и порядок начисления амортизации амортизируемого имущества не зависят от того, каким образом эти операции отражаются в бухгалтерском учете.
Новые пределы стоимости ОС для начисления амортизации в бухгалтерском учете гармонизированы с налоговым законодательством (п. 1 ст. 257 НК). Однако новые возможные методы начисления амортизации применимы только в бухгалтерском учете. В целях гармонизации данных бухгалтерского и налогового учета целесообразно применять линейный метод начисления амортизации.
Источник: buh.ru
