Государственное социальное обеспечение следует рассматривать как гарантированную систему материального обеспечения граждан (в денежной и/или натуральной форме) по достижении определенного возраста, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, рождения и воспитания детей, утраты трудового дохода и в других предусмотренных законодательством случаях, осуществляемую преимущественно за счет государственных внебюджетных фондов, средства которых формируются из страховых взносов, ассигнований из государственного бюджета и иных поступлений (см. об этом подробнее гл. 3 настоящего пособия).
Как уже было отмечено ранее, данная форма социального обеспечения включает в себя обязательное социальное страхование, государственную социальную помощь и обязательное государственное страхование, которые будут более детально рассмотрены в соответствующих разделах настоящей главы.
Обязательное социальное страхование
Обязательное социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Основы права социального обеспечения
Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также основы государственного регулирования обязательного социального страхования, определяются специальным актом — Федеральным законом от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».
Следует обратить внимание, что действие данного закона распространяется также на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и на иные категории граждан в случае, если законодательством Российской Федерации предусматривается уплата ими или за них страховых взносов на обязательное социальное страхование (далее — страховые взносы). Порядок обязательного социального страхования неработающих граждан определяется федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Также необходимо учитывать, что действие Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» не распространяется на обязательное государственное страхование, регулируемое специальным законодательством Российской Федерации (см. об этом подробнее раздел 3.2.3 настоящей главы).
Право социального обеспечения. Лекция 1. Предмет, метод, система
Основными принципами осуществления обязательного социального страхования являются:
- • устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования;
- • всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;
- • государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
- • государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
- • паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
- • обязательность уплаты страхователями страховых взносов;
- • ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
- • обеспечение надзора и общественного контроля;
- • автономность финансовой системы обязательного социального страхования.
Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Страхователи — организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы. Страхователи определяются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Страховщики — коммерческие или некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.
Застрахованные лица — граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Посредническая деятельность в системе обязательного социального страхования не допускается.
Социальный страховой риск — предполагаемое событие, при наступлении которого осуществляется обязательное социальное страхование.
Страховой случай — свершившееся событие, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, — также и страхователем осуществлять обеспечение по обязательному социальному страхованию.
Видами социальных страховых рисков являются:
- 1) необходимость получения медицинской помощи;
- 2) утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая;
- 3) дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.
Страховыми случаями признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца, заболевание, травма, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет и другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
При наступлении одновременно нескольких страховых случаев порядок выплаты страхового обеспечения по каждому страховому случаю определяется в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования являются:
- 1) оплата медицинской организации расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;
- 2) пенсия по старости;
- 3) пенсия по инвалидности;
- 4) пенсия по случаю потери кормильца;
- 5) пособие по временной нетрудоспособности;
- 6) страховые выплаты в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, оплата дополнительных расходов на медицинскую реабилитацию, санаторно-курортное лечение, социальную и профессиональную реабилитацию;
- 7) пособие по беременности и родам;
- 8) ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
- 9) иные виды страхового обеспечения, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;
- 10) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности;
- 11) единовременное пособие при рождении ребенка;
- 12) социальное пособие на погребение.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. Порядок обращения за страховым обеспечением, размер и порядок индексации страхового обеспечения устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Отношения по обязательному социальному страхованию возникают:
- • у страхователя (работодателя) — по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора;
- • у иных страхователей — с момента их регистрации страховщиком;
- • у страховщика — с момента регистрации страхователя;
- • у застрахованных лиц — по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем;
- • у лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан — с момента уплаты ими или за них страховых взносов, если иное не установлено федеральными законами.
Регистрация страхователя в исполнительных органах страховщика осуществляется в случаях, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Порядок регистрации и ответственность за уклонение от регистрации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Управление системой обязательного социального страхования в соответствии с Конституцией РФ и законодательством Российской Федерации осуществляет Правительство РФ.
Обязательное социальное страхование осуществляют страховщики в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Организационно-правовая форма страховщиков определяется федеральными законами.
Страховщики осуществляют управление средствами обязательного социального страхования.
Профсоюзы и другие социальные партнеры имеют право на паритетное представительство в органах управления фондов конкретных видов обязательного социального страхования.
Контроль за финансовой деятельностью страховщиков в системе обязательного социального страхования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Профсоюзы в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право на осуществление профсоюзного контроля за использованием средств обязательного социального страхования.
Бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования изъятию не подлежат.
Источниками поступлений денежных средств в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования являются:
- • страховые взносы;
- • межбюджетные трансферты из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- • штрафные санкции и пеня;
- • денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;
- • доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования;
- • иные поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
Тарифы страховых взносов на обязательное социальное страхование устанавливаются федеральным законом (см. Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).
Дифференциация тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование осуществляется с учетом вероятности наступления социальных страховых рисков, а также возможностей исполнения страховых обязательств.
Особенности установления тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование, порядок их разработки и рассмотрения определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период (см., например, Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. № 322-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. № 320-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», Федеральный закон от 2 декабря
- 2013 г. № 321-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на
- 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»).
Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Отчеты об исполнении бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования за конкретный финансовый год вносятся на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации Правительством РФ и утверждаются федеральными законами.
Уплата страховых взносов осуществляется страхователями в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Источник: ozlib.com
Социальное обеспечение и социальное страхование
Социальное страхование – это одна из форм социальной защиты населения от различных возможных рисков, которые связаны с потерей здоровья, трудоспособности, работы, заработка и прочего дохода. Главной особенностью социального страхования является то, что финансирование на социальное обеспечение производится из специализированных бюджетных фондов, которые формируются целевыми страховыми взносами юридических лиц (работодателей) и физических лиц (работников).
Социальное страхование базируется на принципе гибкой эквивалентности, то есть существует определенная зависимость страховой выплаты от величины страхового стажа и трудового вклада. В социальном страховании активно действует сочетание принципа эквивалентности с принципом коллективной солидарности и объединения рисков.
Система социальной защиты граждан Российской Федерации включает в себя основные элементы:
- традиционная форма государственной социальной помощи;
- комплекс федеральных социальных гарантий (социальные услуги);
- социальное страхование.
Социальное страхование гарантирует застрахованным гражданам полное страховое обеспечение, которое позволяет исполнение страховщиками своих обязательств перед застрахованными гражданами.
Социальное обеспечение
Социальное обеспечение направлено на финансовое обеспечение граждан Российской Федерации при наступлении страховых случаев, признанных в соответствии с федеральным законодательством социально значимыми. Социальное обеспечение выравнивает социальное положение отдельных категорий граждан в сравнении с остальным населением РФ.
Социальное обеспечение – защита самых уязвимых слоев населения, которые в силу объективных и субъективных причин не могут о себе позаботиться самостоятельно: инвалиды, старики, дети, сироты и другие. Социальное обеспечение может носить как имущественный характер помощи (услуги, деньги, вещи), так и неимущественный (помощь социального психолога).
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 39) право на социальное обеспечение является одним из основных социальных прав граждан РФ.
Основные виды социального обеспечения
Социально-обеспечительная помощь – помощь, которая оказывается для определенной категории граждан:
- для тех, кто имеет конкретный источник доходов к существованию, но временно был им утрачен и в ближайшем времени подлежит восстановлению, с последующим решением вопроса необеспеченности;
- для тех, кто имеет постоянный источник доходов, но его невысокий размер не может обеспечить удовлетворение минимальных потребностей;
- для тех, кто в силу форс-мажорных обстоятельств (катастрофы, стихийные бедствия, ухудшение здоровья) оказывается в числе нуждающихся.
В чем отличие?
Главным отличием этих двух видов по социальному обеспечению является то, что помощь носит временный характер и не является базисным источником доходов.
К видам социально-обеспечительной помощи относят:
- льготы;
- компенсации;
- пособия;
- имущественная помощь (продукты питания, обувь, одежда);
- социальные и медицинские услуги (некоторые виды) за счет Федерального Фонда обязательного медицинского страхования.
К видам социально-обеспечительного содержания относят:
- частичные социальные услуги (оказываются социальными службами);
- пенсии.
Форма выплаты социального обеспечения
Социальное обеспечение делится на две формы выплаты: денежная и натуральная.
Денежная форма выплаты подразделяется на:
- пенсии (все разновидности и виды);
- пособия (все виды).
К натуральной форме выплаты относятся:
Законодательно закрепленные виды социального обеспечения
Законодательством Российской Федерации закреплены основные виды социального обеспечения:
- предметы первой необходимости;
- медицинские и социальные услуги;
- льготы;
- социально-обеспечительные компенсации;
- пенсии.
Каждый вид социального обеспечения состоит из конкретных разновидностей. Важная особенность заключается в том, что сами виды по социальному обеспечению стабильны и устойчивы, а его разновидности меняются в зависимости от экономических, политических и социальных условий, происходящих на данный момент в стране.
Источник: insgid.ru
Социальное обеспечение
1. Дайте определение понятия «Социальное обслуживание».
2. Какие Федеральные законы определяют правовое поле социального обслуживания?
3. Назовите основные элементы системы социального обслуживания.
- Назовите основные формы, виды, функции, принципы социального обслуживания.
5. Каковы принципы социального обслуживания?
6. Назовите этапы посредничества при конфликтах.
- Что представляет собой территориальная (район, город, область, другие административные единицы) социальная служба?
(Лекции — 2 часа, практические занятия – 2 часа)
1. Сущность социального обеспечения.
- Система социального обеспечения.
- Организационно-правовые основы системы социального обеспечения.
- Виды социального обеспечения. Пособия, их система в России.
- Пенсионное обеспечение и особенности его технологии (виды начисления, перерасчет, льготы).
1 вопрос. Сущность социального обеспечения.
Необходимой составляющей социальной политики государства является социальное обеспечение. Социальное обеспечение в государственно-организованном обществе – это сфера пересечения жизненно важных интересов граждан, отношения собственности и распределения, правовых приёмов и способов их регулирования, социальной политики государства и социально-экономических прав человека.
Социальное обеспечение – система мероприятий, осуществляемых обществом и его различными структурами, по обеспечению гарантированных минимально достаточных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека.
Социальное обеспечение – устойчивая и сформированная система конкретных мер, проводимых, контролируемых и управляемых государством, в неразрывном двухстороннем взаимодействии со всем обществом и его различными структурами, направленная на реализацию экономических, социальных и правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение и реализацию прав и свобод, необходимых для динамичного повышения уровня и качества жизни.
К конституционным признакам социального обеспечения относятся:
— Объективные основания, вызывающие потребность в социальном обеспечении (болезнь, старость, безработица, инвалидность и т. д.);
— Особые фонды, источники социального обеспечения;
— Особые способы предоставления средств к существованию;
— Закрепление правил предоставления социального обеспечения в законе.
Социальное обеспечение как особый институт современного государства должен являться показателем социальной уверенности, социальной гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков.
Система социального обеспечения
Социальное обеспечение представляет собой целостную систему. Её структура состоит из нескольких элементов (субъект, цель, средства, объективные основания, управление, объект и контроль как обратная связь).
Схема. Система социального обеспечения
Управление |
Объектом социального обеспечения служат люди, нуждающиеся в помощи; люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию и не способные решить свои проблемы без посторонней помощи.
Субъектом социального обеспечения являются структуры, которые осуществляют социальное обеспечение, управляют им. Это и государственная власть в целом, закрепляющая необходимость социального обеспечения в социальной политике путём принятия законодательных актов; и государственные органы федерального, регионального и муниципального уровня; благотворительные и частные организации.
Целевое предназначение социального обеспечения состоит в том, сто оно является особой формой удовлетворения потребностей в источниках средств к существованию нуждающихся. Этой цели подчиняется вся деятельность субъекта, в соответствии с которой организуется управление, подбираются адекватные средства социального обеспечения.
Средствами социального обеспечения являются предметы, приспособления, действия, с помощью которых достигаются цели деятельности (материальные ресурсы, медикаменты, приемы психотерапии, профессионализм работников). Чем богаче арсенал средств, которыми располагают и владеют социальные службы, тем успешнее их деятельность.
Объективные основания социального обеспечения при всём их различии воздействуют на способность человека к труду в направлении её временного или постоянного ограничения или полной утраты.
Управление социальным обеспечением включает в себя
— оценку состояния объекта;
— планирование и принятие решения;
— организационное и материально-техническое обеспечение;
— подбор, подготовка и воспитание кадров для социальных служб.
Контроль служит обратной связью субъекта и объекта. Контроль бывает двух видов:
— формальный (контроль вышестоящими органами нижестоящих);
— социальный (обращение граждан, общественные опросы и т. д.).
Основными принципами социального обеспечения на современном этапе являются
— принцип адресности социальной помощи (предоставление помощи нуждающимся с учётом их индивидуальных потребностей);
— принцип гарантированности (обязательное предоставление помощи нуждающимся);
— принцип дифференцированного подхода при определении видов и размеров помощи;
— принцип комплексности (возможность предоставления нуждающимся одновременно нескольких видов помощи);
— принцип самостоятельности местных органов власти в организации и проведении мероприятий по оказанию социальной помощи в сочетании с централизованными мерами.
— принцип социального реагирования (пересмотр социальных нормативов в связи с ростом стоимости жизни, повышения МРОТ и прожиточного минимума).
Основные источники финансирования социального обеспечения:
— пенсионный фонд РФ;
— фонд социального страхования РФ;
— другие фонды социального страхования;
— ассигнования из государственного бюджета всех уровней;
— общественные фонда социального обеспечения.
Осуществляется социальное обеспечение органами социальной защиты, органами здравоохранения, народного образования, предприятиями и учреждениями.
Организационно-правовые основы системы социального обеспечения.
На сегодняшний день право на социальное обеспечение наиболее полно закреплено в ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, в которой говорится, что «каждый человек имеет право на … жизненный уровень. который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, а также право на обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости и иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам».
В Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой в России в 1991 году, закреплено право каждого на социальное обеспечение по старости, в случае утраты трудоспособности, потери кормильца и в иных установленных законом случаях, право на квалифицированную медицинскую помощь в государственной системе здравоохранения. Государство обеспечивает защиту материнства и младенчества, права детей, инвалидов. Пенсии, пособия и другие виды социальной помощи, в соответствии с декларацией, должны обеспечивать уровень жизни не ниже устанавливаемого законом прожиточного минимума. В Российской Федерации правооснову социального обеспечения составляют Конституция РФ, Закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», Закон «О государственных гарантиях гражданам, имеющим детей» и др.
Право на социальное обеспечение гарантируется каждому человеку Конституцией РФ (ст.39).
В нашей стране законодательство регулирует предоставление гражданам различных видов пенсий, пособий, компенсационных выплат, льгот и т. д. (более ста видов услуг).
В нормативно-правовой базе, существующей на настоящий момент времени законодательно закреплены следующие положения:
— всеобщность социального обеспечения;
— применение дифференцированного подхода в обеспечении различных социально-демографических групп и слоёв населения;
— использование комплексных мер по социальному обеспечению населения;
— стремление государства зафиксировать размер социальных выплат с учётом минимального потребительского бюджета;
— демократизация условий назначения и получения социальных выплат;
— предоставление возможности судебной защиты прав человека в этой области;
— Большое значение для становления эффективной системы социальной защиты населения имеет реализация на практике принципа адресности, предусмотренного российским законодательством. При этом используются различные критерии дифференциации групп населения. К числу таковых относятся:
— специфика видов общественно полезной деятельности (военнослужащие, государственные служащие работники МВД и т. д.);
— уровень материального достатка и т. д.
Важной положительной чертой российского законодательства в области социального обеспечения является принцип многообразия и всесторонности социального обеспечения, согласно которому гражданин вправе получать одновременно различные виды социального обеспечения.
Ведущими организационно-правовыми формами социального обеспечения в настоящее время выступают:
— национальная система социального обеспечения.
Система социального страхования, являющаяся основой для социального обеспечения граждан, базируется на деятельности различных фондов, являющихся самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. Независимость этих фондов в значительной мере повышает эффективность социального обеспечения.
4 вопрос. Виды социального обеспечения. Пособия, их система в России.
Основные виды социального обеспечения:
— пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные);
— пособия (по временной нетрудоспособности, беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им полутора лет; по безработице, ритуальное, семейное);
— социальное обеспечение престарелых, нетрудоспособных граждан и семей, имеющих детей.
Пенсия – денежное обеспечение, получаемое гражданами РФ в старости, при потере трудоспособности, за выслугу лет и по случаю потери кормильца.
Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на пенсию, в связи с трудовой или иной общественно — полезной деятельностью устанавливается социальная пенсия.
Пособие – одна из форм материального обеспечения граждан.
Назначается: по беременности и родам, многодетным и одиноким матерям, в других оговоренных законодательством случаях.
Пособие по беременности и родам выплачивается за 70 календарных дней отпуска до родов и столько же после родов. В случае осложненных родов оплачивается 86 календарных дней, а при рождении двух и более детей – 110 календарных дней.
Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 года установлено ежемесячное пособие на ребенка до достижения им возраста 16 лет (на учащегося общеобразовательного учреждения – до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста 18 лет) в размере 70% минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом..
На детей одинокой матери пособие выплачивается органами социальной защиты населения по месту жительства матери с ребенком. При этом размер его увеличивается на 50% по сравнению с пособием, выплачиваемым на детей, воспитываемых в полных семьях.
Пособие по безработице является средством социальной защиты временно не занятого населения, применяется в странах с рыночной экономикой. В РФ пособие может выплачиваться, начиная с 11-го дня с момента обращения гражданина в государственную службу занятости вплоть до решения вопроса о трудоустройстве. Сроки выплаты пособия – не менее 26 календарных недель для лиц, потерявших работу и 13 недель – для лиц, ищущих ее впервые.
Размер пособия по безработице для лиц, потерявших работу, устанавливается в процентном отношении к основной средней заработной плате (но не менее 50% ее суммы), а для лиц, ищущих работу впервые, — в процентном отношении к минимальной заработной плате (не менее 75%). На время получения пособия по безработице, трудовой стаж не прерывается.
Пособие по временной нетрудоспособности – при решении вопросов о порядке исчисления фактического заработка для расчета размера пособия по временной нетрудоспособности следует руководствоваться Положением «О порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию».
5 вопрос. Пенсионное обеспечение и особенности его технологии (виды начисления, перерасчет, льготы).
В соответствии с законодательством, пенсии подразделяются на государственные и негосударственные. Законом устанавливаются трудовые и социальные пенсии. В связи с трудовой и иной общественно — полезной деятельностью назначаются пенсии:
— по старости (по возрасту);
— по случаю потери кормильца;
Выплата пенсий, предусмотренных законодательством для военнослужащих и приравненных к этой категории граждан, их семьям, а также социальных пенсий, осуществляется за счет средств, ассигнуемых в Пенсионный фонд РФ из республиканского бюджета. Пенсия, выплачиваемая на основе действующего законодательства, не облагается налогом.
Право на пенсию по возрасту имеют мужчины по достижении 60 лет со стажем работы не менее 25 лет, женщины по достижении 55 лет, со стажем работы не менее 20 лет.
Пенсии по старости устанавливаются в размере 55% заработка и сверх того 1% заработка за каждый год трудового стажа, превышающий требуемый для установления пенсии. Размер пенсии не может превышать 75 % заработка. Минимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается на уровне минимального размера оплаты труда.
Максимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается на уровне трех минимальных размеров пенсии, а пенсии, назначенной в связи с работой под землей или другими вредными условиями труда, — трех с половиной размеров.
Размер пенсии повышается на 1% за каждый год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20%.
Пенсия назначается пожизненно.
Соответствующая пенсия назначается ранее при обращении за ней в определенных законодательством случаях:
— пенсии по старости за выслугу лет – со дня прекращения работы (службы), если обращение за ней последовало не позднее одного месяца со дня оставления работы;
— пенсии по инвалидности – со дня установления инвалидности, если обращение за ней последовало не позднее 12 месяцев с этого дня;
— пенсии по случаю потери кормильца – со дня смерти кормильца, если обращение за ней последовало не позднее 12 месяцев со дня его смерти.
Пенсионные отношения в России на современном этапе регулируются Законом «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20 ноября 1990 г. с учетом изменений и дополнений, внесенных последующими законами РФ и другими нормативными актами.
В соответствии с действующим законодательством определяется порядок реализации прав граждан на пенсионное обеспечение, а также условия этого обеспечения отдельных категорий трудящихся.
Действующим законодательством предусматриваются надбавки к трудовым пенсиям при наличии необходимых оснований: уход за инвалидом I группы, престарелым, нуждающимся в посторонней помощи, достигшим 80-летнего возраста, по заключению лечебного учреждения и т.д.
Работающим пенсионерам пенсия выплачивается в полном размере, а также предусмотрена надбавка за каждый проработанный год, перерасчет пенсии производится в связи с увеличением трудового стажа или заработка после выхода на пенсию на основе действующих нормативных актов. Установлены определенные правила и для пересчета других видов пенсий.
Социальная пенсия устанавливается гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой и иной общественно-полезной деятельностью. В круг лиц для ее назначения входят: инвалиды I и II групп, в т.ч. инвалиды с детства, а также инвалиды III группы; дети, ставшие инвалидами в возрасте до 1 года, дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей; граждане достигшие 60 или 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
Назначение и выплата социальных пенсий осуществляются в соответствии с действующим законодательством РФ. Она не зависит от участия граждан в общественно-полезном труде и устанавливается в размере, которая зависит от минимальной трудовой пенсии по старости и начисляется в определенном соотношении.
Переход к рыночным отношениям потребовал создания обновленной пенсионной системы, построенной на страховых принципах. Важным шагом по пути формирования такой системы стало создание Пенсионного фонда РФ, образованного в соответствии с Законом «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20 ноября 1990г. и предназначенного для аккумуляции средств на финансирование выплаты пенсий. Средства Фонда формируются из следующих источников:
— страховых взносов предприятий и организаций;
— страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в т.ч. фермеров;
— страховых взносов работающих граждан;
— ассигнований из государственного бюджета РФ на выплату пенсий военнослужащим и лицам, приравненным к этой категории, их семьям и выплату социальных пенсий.
Т.о., Пенсионный Фонд РФ представляет собой внебюджетный механизм целевого формирования средств и финансирования выплат государственных пенсий и пособий. размер взносов на социальное страхование, уплачиваемых в ПФ РФ ежегодно определяется органами государственной власти.
Согласно Положения о Пенсионном Фонде РФ, его средства направляются на выплату государственных пенсий; пособий по уходу за ребенком в возрасте старше 1,5 лет; оказание материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам; финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда, его органов и другие мероприятия, связанные с его деятельностью.
С переходом к рыночным отношениям важное место отводится созданию негосударственных пенсионных фондов в соответствии с Указом Президента РФ «О негосударственных пенсионных фондах» от 16 сентября 1992 г. Суть таких фондов состоит в том, что граждане и работодатели перечисляют пенсионные взносы на именные счета в негосударственные пенсионные фонды. Специализированные компании должны обеспечивать сохранность этих вкладов, защиту от инфляции, гарантированное увеличение размеров на основе без рискового инвестирования активов фонда и направление прибыли на именные счета граждан.
Источник: studopedia.su