Что такое солидарная часть тарифа страховых взносов

Продолжаем говорить про пенсии. Сегодня обсудим, какие виды пенсионных систем есть и как они работают.

Виды пенсионных систем

Пенсионные системы бывают двух видов: распределительная и накопительная.

Накопительная пенсионная система

Суть уже заложена в названии: пока человек работает, он делает отчисления со своей зарплаты или это делает за него работодатель. Эти средства не тратятся на выплаты текущим пенсионерам, а учитываются на отдельном счету, инвестируются и приносят доход.

Плюс системы — на нее мало влияет снижение рождаемости, рост продолжительности жизни и, как следствие, рост числа пенсионеров. Сколько человек сам накопил, столько и будет получать. Демографическая ситуация его мало волнует.

  • в такой системе беззащитными оказываются те, кто сам не может накопить на пенсию: инвалиды, люди с маленьким стажем, многодетные матери и т.п. Также уязвимы и их родственники, на которых возлагается нагрузка по их обеспечению. Всем этим людям остается только ждать милости от государства
  • размер пенсии сильно зависит от выбранной инвестиционной стратегии. Про доходность НПФ уже была статья, и ситуация там не радужная
  • все положительные эффекты от внедрения накопительной системы чувствуются далеко не сразу. Ведь существующим пенсионерам, которые не затронуты накопительной системой, все равно необходимо платить пенсии. Это увеличивает нагрузку на госбюджет (или заставляет государство увеличить пенсионные отчисления).

Распределительная система

Распределительная система работает по принципу солидарности или взаимопомощи поколений. Поэтому ее еще называют солидарной. Работающие люди с помощью своих отчислений обеспечивают жизнь пенсионеров. Т. е. каждое поколение получает пенсии за счет следующего. При этом уплаченные взносы не инвестируются, а идут на выплату текущих пенсий.

Плюс распределительной системы — пенсии получают и те, кто сам не смог своими отчислениями обеспечить себе пенсии.

Минус –зависимость от демографической ситуации. Система зависит от соотношения доходов(а именно от количества плательщиков и размера отчислений) и расходов, то есть от количества пенсионеров и размера выплат. Изменение любого из этих чисел неизбежно сказывается на балансе всей системы. Если рождаемость падает, а продолжительность жизни растет, текущих отчислений перестает хватать на выплаты пенсий. Об этой проблеме еще в 1994 году писал Всемирный банк в своем докладе «Предупреждение всемирного кризиса старения» (Averting the Old Age Crisis).

Какая модель наиболее гуманна?

Накопительная, где каждый сам за себя, или солидарная, где и взносы, и пенсии равномерно распределяются между людьми? Да, накопительная система хороша тем, что ваши взносы только ваши. Если они есть, и если их достаточно. А если нет — то это только ваша проблема. Хотите вы такой схемы для себя?

И помните, что при такой системе, если ваши родители не накопили себе на пенсию, — это тоже ваши проблемы. Если ваша жена родила нескольких детей, и из-за этого ее отчислений не хватит на нормальную пенсию — это тоже будет ваша проблема. А у жены тоже есть родители, и если и они по каким-то причинам не накопили на пенсию, то угадайте, чья это проблема?

Не много приходится на одного человека? Получается, что накопительная система хороша для здоровых холостых людей без малообеспеченных родителей. Сурово, но так. Остальным выгоднее солидарная система, в которой их могут хотя бы подстраховать от чрезмерной нагрузки.

У нас в России пенсионная система распределительная. , поэтому дальше давайте говорить про распределительную систему.

Почему выгодно иметь много людей с большими (и белыми) доходами?

Давайте рассмотрим на примерах.

Иван получает ежемесячно зарплату 130 500 рублей. Зарплата у Ивана белая, то есть работодатель исправно делает отчисления в ПФР. И не только туда, но сейчас не об этом.

Взносы в ПФР рассчитываются с зарплаты до вычета НДФЛ. У Ивана это 1 800 000 рублей в год.

Считаем, сколько денег идет с его дохода в ПФР.

Предельная сумма, с которой уплачивается 22% взносов, — 1 021 000 рублей.

То есть с этой суммы Иван платит в ПФР 224 620 рублей.

А что с остальными доходами?

С суммы дохода выше 1 021 000 рублей в год уплачиваются пенсионные взносы по ставке 10%.

То есть (1 800 000 — 1 021 000) * 10% = 779 000 * 10% = 77 900 рублей.

Итого с зарплаты Ивана в ПФР отчисляется 224 620 + 77 900 = 302 520 рублей взносов в год.

Или в среднем 25 210 рублей в месяц.

Средний размер пенсии в 2017 году составил 13 800 рублей.

То есть фактически отчислений Ивана хватает на пенсии 2 пенсионерам.

Василий. Ежемесячная зарплата до налогов 15 000 рублей в месяц или 180 000 рублей в год.

Считаем, сколько денег идет с его дохода в ПФР.

180 000 * 22% = 39 600 рублей в год.

Или 3 300 рублей в месяц.

То есть чтобы выплатить среднюю пенсию одному пенсионеру нужны отчисления 4 работников с зарплатой 15 000 рублей.

Что немаловажно, при таких отчислениях в ПФР средств Василия не хватило бы даже для финансирования его собственной минимальной пенсии в будущем.

Стоит напомнить так же, что индивидуальные предприниматели (ИП) в 2018 году перечисляют в ПФР 26545 руб в год при доходах менее 300 тыс. руб. Если доходы ИП превышают 300 тыс. руб, до добавляется еще 1%. Но общая сумма пенсионных начислений все равно довольно маленькая. Если ИП заработал 1 млн. руб, то в ПФР он заплатит 33545 руб. Ситуация еще более плачевная чем у Василия.

Пенсию ИП будут выплачивать «вскладчину» другие участники солидарной системы.

Вывод 1

При солидарной системе распределяются не только выплаты между всеми пенсионерами, но и взносы между работающими. Каждый обеспечивает столько пенсионеров, сколько может. Кто-то может обеспечить четверть пенсии, кто-то 2 и даже больше, а пенсии при этом получают все. Благодаря такой системе снижается нагрузка на людей с небольшими доходами.

Так, Василий из примера не смог бы содержать родителей. Ему распределительная система выгодна, т.к. при ней его родители получают в среднем 27 000 р. на двоих, при том, что Василий платит взносов 3 300 рублей.

Вывод 2

При распределительной системе обществу выгодно, чтобы максимальное число людей получали высокие доходы. И при этом платили все налоги и взносы. Так, Иван из примера своими отчислениями с зарплаты в 150 000 рублей (до уплаты НДФЛ) содержит 2 пенсионеров вне зависимости от того, есть у него родители или нет. При накопительной системе личные доходы были бы личной выгодой или проблемой каждого отдельного человека.

Вывод 3

Однако наилучший эффект достигается от одновременной работы распределительной и накопительной систем. Причем именно добровольной накопительной, когда человек сам решает, сколько он будет откладывать денег на пенсию и куда. Именно благодаря одновременному использованию обоих систем европейские и американские пенсионеры и получают высокие выплаты в размере 58-83% от предыдущих доходов.

Источник: rostsber.ru

Расчет пенсий

В Российской Федерации в качестве материальной поддержки населения действует система пенсионного обеспечения. Она направлена на обеспечение достойной жизни пожилых граждан, а также граждан, частично или полностью потерявших трудоспособность.

Система пенсионного обеспечения РФ основывается на трех главных направлениях:

  1. Государственное пенсионное обеспечение. Главной государственной организацией России, отвечающей за материальную помощь пожилым и нетрудоспособным гражданам, является Пенсионный Фонд РФ (ПФР).
  2. Обязательное пенсионное страхование. Ответственной стороной обязательного пенсионного страхования может выступать как Пенсионный Фонд, так и Негосударственная Пенсионная компания. Выплаты формируются из страховых взносов работодателей в ПФР.
  3. Негосударственное (дополнительное) пенсионное страхование и обеспечение. За данное направление отвечают частные Пенсионные Фонды. Для получения дополнительных пенсионных выплат необходимо, чтобы компания или отдельное физическое лицо заключили договор с негосударственным ПФ. Финансируются выплаты за счет пенсионных взносов компании или отдельного лица.

Кроме того, для проведения корректных выплат и учета права на пенсию государство ведет учет граждан страны и заводит индивидуальный счет на каждое застрахованное лицо, присваивая ему постоянный страховой номер — СНИЛС.

Выделяют два вида пенсий: трудовую и социальную (дополнительную).

Трудовая пенсия: обязательное и дополнительное пенсионное страхование

Определение 1

Трудовая пенсия — это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или другого получаемого дохода застрахованных лиц до факта установлении им трудовой пенсии или после утраты нетрудоспособными членами семьи застрахованных граждан в связи с их смертью.

Размеры пенсии, условия и порядок их выдачи в России устанавливаются Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Расчет и право получения трудовых пенсий в Российской Федерации основываются на законе «О трудовых пенсиях в РФ». Согласно данным документам, правом на получение трудовой пенсии владеют:

«Расчет пенсий»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

  • лица, достигшие пенсионного возраста;
  • лица с инвалидностью;
  • нетрудоспособные граждане, потерявшие кормильца (члена семьи);
  • граждане, занятые длительное время определенной профессиональной деятельностью.

В связи с этим выделяют несколько видов трудовых пенсий:

  1. Трудовая пенсия по старости. На данный момент пенсию по старости могут получать мужчины 65 лет и старше и женщины 60 лет и старше. Стоит отметить, что данный вид пенсий назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа, то есть не менее 15 лет работы или другой деятельности в сумме, в период которой отчислялись взносы в Пенсионной Фонд России.
  2. Трудовая пенсия по инвалидности. Данный вид пенсии устанавливается в случае наступления инвалидности с ограничением способности к труду III, II или I степени. Регламентируется Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
  3. Трудовая пенсия в связи со смертью кормильца. Предоставляется данная пенсия только нетрудоспособным гражданам, состоящим на иждивении умершего кормильца.

Трудовая пенсия складывается из трех составляющих:

  • базовая пенсия;
  • страховая пенсия;
  • накопительная пенсия.

Базовая пенсия является наименьшей составляющей трудовой пенсии и включает в себя минимальную пенсию и компенсирующие прошлые доплаты и надбавки. Ее основная функция — обеспечение базовой социальной гарантии. Финансируется базовая пенсия работодателем, который выплачивает в Пенсионный Фонд определенный процент налога, но выплаты производится из федерального бюджета. Данная часть является фиксированной.

Страховая часть пенсии связывает размер зарплаты и стаж с размером пенсионных выплат. Формируется он из взносов работодателя в Пенсионный Фонд РФ, называемых пенсионным расчетным капиталом. Общий тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составляет 22 % от годовой зарплаты работника. Тариф страхового взноса состоит из солидарной (6 %) и индивидуальной части (16 %). На счетах застрахованных лиц отражается только индивидуальная часть тарифа, а солидарная часть используется для выплаты фиксированной выплаты к пенсии нынешних пенсионеров.

Средства, поступающие в страховую часть, учитываются не в рублях, а специальных пенсионных коэффициентах — баллах. Стоимость одного пенсионного балла ежегодно устанавливается правительством. При назначении пенсии баллы конвертируются обратно в рубли.

Накопительная пенсия выплачивается ежемесячно и складывается из суммы страховых взносов гражданина и других доходов от инвестирования денежных средств. Данные выплаты доступны только гражданам, родившимся после 1967 года. В данном случае лицо имеет право выбрать компанию для внесения своих накоплений: ПФР, Негосударственный ПФ, Управляющая Компания.

Согласно закону, ежегодно размер пенсии индексируется (корректируется) в зависимости от роста инфляции.

Лицам, не имеющим по каким-либо причинам право на получение трудовой пенсии, выплачивается социальная пенсия.

Социальная пенсия

Определение 2

Социальная пенсия — это регулярная государственная денежная выплата, которая назначается нетрудоспособным гражданам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации.

Социальная пенсия является разновидностью пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

Социальная пенсия выплачивается следующим лицам:

  1. Женщинам с 65 лет, мужчинам с 70 лет.
  2. Детям от 18 до 23 лет без трудового стажа, обучающимся по очной форме в образовательных учреждениях и потерявшим одного или двух родителей.
  3. Инвалидам I, II, III группы без трудового стажа.
  4. Лицам, отработавшим менее 15 лет или заработавшим менее 30 пенсионных баллов (коэффициентов) до наступления пенсионного возраста.

Выплаты являются фиксированными и зависят от категории лица, которому выплачивается социальная пенсия.

ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Пенсионный фонд РФ образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Положением о ПФР, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г., определен его правовой статус — он является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации [1] .

Для обеспечения взаимодействия органов ПФР с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах России Правлением ПФР созданы управления ПФР в Центральном федеральном округе, Северо-Западном федеральном округе, Южном федеральном округе, Приволжском федеральном округе, Уральском федеральном округе, Сибирском федеральном округе и Дальневосточном федеральном округе.

Типовое положение об Управлении ПФР в федеральном округе и его типовая структура утверждены постановлением ПФР от 9 октября 2000 г. № 118.

Денежные средства ПФР находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов или других фондов и изъятию не подлежат [2] . Средства ПФР формируются за счет страховых платежей, входящих в объект обложения, которые, как и база и суммы, не подлежащие налогообложению, установлены соответствующими статьями закона 2009 г. о страховых взносах.

Закон 2001 г. о пенсионном страховании конкретизирует источники средств, за счет которых формируется бюджет ПФР. Во-первых, к ним относятся: страховые взносы; суммы пеней и иных финансовых санкций; доходы от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования, добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц; иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

Во-вторых, в состав доходной и расходной частей бюджета ПФР включаются средства федерального бюджета, выделяемые на выплату трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, установленных в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», включая организацию их доставки, возмещение уплаты страховых взносов за период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и период прохождения военной службы по призыву в объеме, предусмотренном федеральным законом, а также выделяемые средства федерального бюджета. Порядок возмещения указанных средств определяется Федеральным законом.

В-третьих, дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии (индивидуально возмездный платеж) с 1 января 2009 г. формируются из собственных средств застрахованного лица, либо перечисляются работодателем, либо уплачиваются застрахованным лицом самостоятельно на условиях и в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

В-четвертых, взносы на софинансирование формирования пенсионных накоплений, с 1 января 2009 г. осуществляемые за счет средств Фонда национального благосостояния, образованного в составе федерального бюджета, и передаваемые в бюджет ПФР в пользу застрахованного лица, уплатившего дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии на условиях и в порядке, установленных Законом.

В Законе 2001 г. о пенсионном страховании дается определение тарифа страхового взноса как размера страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов. Тариф таких страховых взносов различный и зависит от категории плательщика, сумм оплаты труда, возраста работников и пр.

Он устанавливается отдельно для финансирования страховой части трудовой пенсии и финансирования накопительной части трудовой пенсии. Так, при применении тарифов страховых платежей физических лиц первоначально разделяли на три возрастные группы: 1) мужчины 1952 г. рождения и старше и женщины 1956 г. рождения и старше; 2) мужчины с 1953 по 1966 г. рождения и женщины с 1957 по 1966 г. рождения; 3) мужчины и женщины 1967 г. рождения и моложе.

С 1 января 2002 г. при заработке работника независимо от его возраста до 100 тыс. руб. в год устанавливалась общая ставка 28%; из них 14% направлялось на базовую часть трудовой пенсии, а 14% распределялись на другие части трудовой пенсии — страховую или накопительную в зависимости от возраста застрахованных лиц. При доходе работника свыше 101 тыс. руб. процентные ставки снижаются.

Все суммы перечисляемых страховых платежей отражаются на индивидуальном счете застрахованного лица в ПФР. С этой целью создана система индивидуального (персонифицированного) учета в рамках обязательного пенсионного страхования [3] .

В 2004 году в Закон о пенсионном страховании были внесены следующие изменения: 1) из числа групп застрахованных граждан мужчины с 1953 по 1966 г. рождения и женщины с 1957 по 1966 г. рождения исключены из числа участников, формирующих себе накопительную часть трудовой пенсии. Пенсионные накопления они либо передают в негосударственный пенсионный фонд (НПФ), либо оставляют их в ПФР; 2) изменена база начисления страховых платежей на каждое физическое лицо; 3) установлен иной тариф страховых платежей, чем был ранее [4] (табл. 2.6 и 2.7).

Тарифы страховых взносов (%)

на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам, в том числе: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица

На финансирование страховой части трудовой пенсии

На финансирование накопительной части трудовой пенсии

для лиц 1966 г.р. и старше

для лиц 1967 г.р. и моложе

для лиц 1967 г.р. и моложе

  • 26,0 из них:
  • 10.0 — солидарная часть тарифа страховых взносов*;
  • 16.0 — индивидуальная часть тарифа страховых взносов**
  • 20,0 из них:
  • 10.0 — солидарная часть тарифа страховых взносов;
  • 10.0 — индивидуальная часть тарифа страховых взносов

6,0 — индивидуальная часть тарифа страховых взносов

  • * Солидарная часть тарифа страховых взносов представляет собой часть страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предназначенная для формирования в соответствии с федеральным законом о бюджете ПФР денежных средств в целях выплаты в фиксированном базовом размере трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, и в иных целях, предусмотренных законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании, не связанных с формированием средств, предназначенных для выплаты накопительной части трудовой пенсии и других выплат за счет средств пенсионных накоплений, установленных законодательством РФ.
  • ** Индивидуальная часть тарифа страховых взносов часть страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предназначенная для формирования денежных средств застрахованного лица и учитываемая на его индивидуальном лицевом счете, включая специальную часть индивидуального лицевого счета, в целях определения суммы расчетного пенсионного капитала, а также размера накопительной части трудовой пенсии и других выплат за счет средств пенсионных накоплений, установленных законодательством РФ.

Тарифы страховых взносов в 2011—2014 гг. (%)

для отдельных категорий страхователей (сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования; организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих единый сельскохозяйственный налог; страхователей, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы и пр.)

На финансирование страховой части трудовой пенсии

На финансирование накопительной части трудовой пенсии

для лиц 1966 г.р. и старше

для лиц 1967 г.р. и моложе

для лиц 1967 г.р. и моложе

16,0 — индивидуальная часть тарифа страховых взносов

10,0 — индивидуальная часть тарифа страховых взносов

6,0 — индивидуальная часть тарифа страховых взносов

  • 21,0 из них:
  • 5.0 — солидарная часть тарифа страховых взносов
  • 16.0 — индивидуальная часть тарифа страховых взносов
  • 15.0 из них:
  • 5.0 — солидарная часть тарифа страховых взносов
  • 10.0 — индивидуальная часть тарифа страховых взносов

6,0 — индивидуальная часть тарифа страховых взносов

Тарифы страховых взносов в 2011—2019 гг. для страхователей (%)

(из числа: хозяйственных обществ, созданных после 13 августа 2009 г. бюджетными научными учреждениями в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» и образовательными учреждениями высшего профессионального образования в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»; организаций и индивидуальных предпринимателей, заключивших с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности и производящих выплаты физическим лицам, работающим в технико-внедренческой особой экономической зоне или промышленно-производственной особой экономической зоне, для организаций и индивидуальных предпринимателей, заключивших соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности и производящих выплаты физическим лицам, работающим в туристско- рекреационных особых экономических зонах, объединенных решением Правительства РФ в кластер; для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, за исключением организаций, заключивших с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности)

На финансирование страховой части трудовой пенсии

На финансирование накопительной части трудовой пенсии

для лиц 1966 г.р. и старше

для лиц 1967 г.р. и моложе

для лиц 1967 г.р. и моложе

8,0 — индивидуальная часть тарифа страховых взносов

2,0 — индивидуальная часть тарифа страховых взносов

6,0 — индивидуальная часть тарифа страховых взносов

13,0 — индивидуальная часть тарифа страховых взносов

7,0 — индивидуальная часть тарифа страховых взносов

6,0 — индивидуальная часть тарифа страховых взносов

  • 20,0 из них:
  • 4.0 — солидарная часть тарифа страховых взносов
  • 16.0 — индивидуальная часть тарифа страховых взносов
  • 14.0 из них:
  • 4.0 — солидарная часть тарифа страховых взносов
  • 10.0 — индивидуальная часть тарифа страховых взносов

6,0 — индивидуальная часть тарифа страховых взносов

Тарифы страховых взносов в 2011—2014 гг. для страхователей,

производящих выплаты физическим лицам и осуществляющих производство, выпуск в свет (в эфир) и (или) издание средств массовой информации (за исключением средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного и (или) эротического характера), в том числе в электронном виде, по отдельным основным видам экономической деятельности

На финансирование страховой части трудовой пенсии

На финансирование накопительной части трудовой пенсии

для лиц 1966 г.р. и старше

для лиц 1967 г.р. и моложе

для лиц 1967 г.р. и моложе

  • 20,8 из них:
  • 4,8 — солидарная часть тарифа страховых взносов 16,0 — индивидуальная часть тарифа страховых взносов
  • 4.8 — солидарная часть тарифа страховых взносов
  • 10,0 — индивидуальная часть тарифа страховых взносов

6,0 — индивидуальная часть тарифа страховых взносов

  • 21,6 из них:
  • 5,6 — солидарная часть тарифа страховых взносов 16,0 — индивидуальная часть тарифа страховых взносов
  • 15.6 из них:
  • 5.6 — солидарная часть тарифа страховых взносов
  • 10,0 — индивидуальная часть тарифа страховых взносов

6,0 — индивидуальная часть тарифа страховых взносов

  • 7.2 — солидарная часть тарифа страховых взносов
  • 16,0 — индивидуальная часть тарифа страховых взносов
  • 7.2 — солидарная часть тарифа страховых взносов
  • 10,0 — индивидуальная часть тарифа страховых взносов

6,0 — индивидуальная часть тарифа страховых взносов

Для работодателей, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, установлен сверх ставки ЕСН, зачисляемой в ПФР, дополнительный тариф страховых взносов в ПФР в размере 14%*.

Отдельные категории страхователей, указанные в Законе о пенсионном страховании, уплачивали суммы страховых взносов в бюджет ПФР в виде фиксированного платежа. Размер такого фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации. Минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии устанавливался в размере 150 руб. в месяц и являлся обязательным для уплаты. При этом 100 руб. направлялось на финансирование страховой части трудовой пенсии, 50 руб. — на финансирование накопительной части трудовой пенсии. Речь идет о тех лицах, которые добровольно вступают в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию. К ним относились две категории лиц:

  • ? российские граждане, работающие за пределами территории России. Они могут добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет ПФР за себя [5][6] ;
  • ? физические лица вправе добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет ПФР за другое физическое лицо, за которое не уплачиваются страховые взносы страхователем в соответствии с Законом о пенсионном страховании. К ним относятся индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы [7] .

С принятием в 2009 г. Федерального закона о страховых взносах фиксированный платеж заменяется уплатой в виде стоимости страхового года. Под нею понимается сумма денежных средств, которые должны поступить за застрахованное лицо по обязательному пенсионному страхованию в бюджет ПФР в течение одного финансового года для предоставления этому лицу пенсионного обеспечения в размере, определенном законодательством РФ. В свою очередь стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ПФР, увеличенное в 12 раз. В виде общей формулы это можно представить так: МРОТ х 26% х 12.

Платежи в виде стоимости страхового года осуществляют как индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, так и лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, а именно:

  • 1) граждане Российской Федерации, работающие за пределами территории РФ, в целях уплаты страховых взносов в ПФР;
  • 2) физические лица в целях уплаты страховых взносов за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем в соответствии с федеральными законами о пенсионном страховании и о страховых взносах;
  • 3) застрахованные лица, осуществляющие в качестве страхователей уплату страховых взносов, рассчитанных исходя из стоимости страхового года, в части, превышающей размер страхового взноса (предусмотренный ст. 28 Федерального закона о пенсионном страховании);
  • 4) физические лица в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»;
  • 5) физические лица в целях уплаты страховых взносов в ПФР за себя, постоянно или временно проживающие на территории РФ, на которых не распространяется обязательное пенсионное страхование.

Средства ПФР, имеющие целевой характер, направляются:

В принципиальном плане средства, поступившие в бюджет ПФР в виде страховых платежей, должны расходоваться только на выплаты застрахованным гражданам. Доставка трудовых пенсий и обеспечение деятельности ПФР, включая региональные отделения фонда, должны осуществляться за счет средств государственного бюджета.

В составе бюджета ПФР отдельно учитываются:

  • ? суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии;
  • ? средства, направляемые на инвестирование, выплаты за счет средств пенсионных накоплений;
  • ? расходы бюджета ПФР, связанные с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов и выплатой накопительной части трудовой пенсии;
  • ? суммы дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, суммы взносов работодателей, уплаченных в пользу застрахованных лиц, и суммы взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, поступившие в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» [8] .

Контроль за использованием средств бюджета ПФР осуществляется Счетной палатой Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также наблюдательным советом в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Рассмотрение и разрешение споров по вопросам обязательного пенсионного страхования осуществляется ПФР и его подразделениями в регионах.

Письменное заявление страхователя или застрахованного лица по спорным вопросам, возникающим в сфере обязательного пенсионного страхования, рассматривается органом ПФР в течение одного месяца со дня получения указанного заявления. О принятом решении орган страховщика сообщает заявителю в письменной форме в течение пяти рабочих дней после рассмотрения такого заявления.

В случае несогласия страхователя или застрахованного лица с принятым органом ПФР решением спор подлежит разрешению в вышестоящем органе ПФР или в судебном порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Наряду с ПФР страховщиком по обязательному пенсионному страхованию выступают НПФ [9] . Таковыми они выступают при добровольной передаче застрахованным лицом из ПФР накопительной части своей трудовой пенсии в НПФ.

  • [1] Организационно-управленческая деятельность ПФР подробно излагаетсяв учебной литературе в рамках дисциплины «Организация работы органов социального обеспечения».
  • [2] Специальный Федеральный закон о ПФР до настоящего времени отсутствует.
  • [3] Подробное изложение системы индивидуального (персонифицированного)учета в области пенсионного обеспечения содержится в учебной литературе по дисциплине «Организация работы органов социального обеспечения».
  • [4] См. также Методические рекомендации о порядке начисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, изложенные в письме ПФРот 11 марта 2002 г. № МЗ-09-25/2186.
  • [5] Федеральный закон от 27 ноября 2001 г. «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации».
  • [6] Письмо ПФР от 7 октября 2003 г. № СД-09-24/10623 «О добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию граждан, ведущих личное подсобное хозяйство».
  • [7] Постановление ПФР от 2 августа 2006 г. № 197п «Об утверждении Порядкарегистрации в территориальных органах ПФР страхователей, уплачивающих страховыевзносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в виде фиксированных платежей».
  • [8] Отдельные положения Закона вступили в силу с 1 октября 2008 г. и с 1 января 2009 г.
  • [9] Федеральный закон от 7 мая 1998 г. «О негосударственных пенсионных фондах»; постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2004 г. № 55«Об утверждении Правил передачи пенсионных накоплений для финансирования накопительной части трудовой пенсии из одного негосударственного пенсионного фонда в другой негосударственный пенсионный фонд или из негосударственного пенсионного фонда в Пенсионный фонд Российской Федерации».

Источник: bstudy.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Заработок в интернете или как начать работать дома