Что такое сэв в истории

СОВЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВЗАИМОПОМОЩИ (СЭВ) — межправительственная экономическая организация социалистических государств.

В январе 1949 г. в Москве состоялось экономическое совещание представителей 6 стран — Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, Советского Союза и Чехословакии, на к-ром было признано необходимым создать Совет Экономической Взаимопомощи для расширения экономического сотрудничества между социалистическими странами. Совещание определило основные цели и задачи СЭВ, его принципы и направления деятельности. Страны-участницы решили постоянно и всемерно проводить обмен хозяйственным опытом, оказывать друг другу техническую и материальную помощь.

Совет Экономической Взаимопомощи был провозглашен открытой организацией, в к-рую могли вступить другие страны, разделяющие его цели и принципы и желающие участвовать в широком экономическом сотрудничестве со странами — членами СЭВ. В апреле 1949 г. на I Сессии СЭВ было положено начало его практической деятельности.

В 1950 г. в СЭВ была принята Германская Демократическая Республика, в 1962 г.—Монгольская Народная Республика, в 1972 г.— Республика Куба и в 1978 г.— Социалистическая Республика Вьетнам. Таким образом, к 1982 г. членами СЭВ являлись десять государств Европы, Азии и Америки с населением более 443 млн. человек, занимающие ок. 20% территории земного шара и производящие ок. 40% всей мировой промышленной продукции.

«СЭВ : исторический опыт альтернативного глобального мироустройства (1949–1979)»

В соответствии с Уставом СЭВ, принятым на XII Сессии СЭВ (1959) и вступившим в силу с 13 апреля 1960 г., подписаны Соглашения о сотрудничестве между СЭВ и Социалистической Федеративной Республикой Югославии (1964), Финляндской Республикой (1973 г.), Иракской Республикой и Мексиканскими Соединенными Штатами (1975 г.).

В работе нек-рых органов СЭВ в качестве наблюдателей принимают участие представители Народной Республики Анголы, Демократической Республики Афганистан, Народной Республики Кампучии, Корейской Народно-Демократиче-ской Республики, Лаосской Народно-Демократической Республики, Народной Республики Мозамбик, Социалистической Эфиопии.

Основной задачей СЭВ является объединение и координация усилий стран — членов СЭВ по дальнейшему углублению ii совершенствованию экономического и научно-технического сотрудничества, развитию социалистической экономической интеграции, постоянному повышению благосостояния народов социалистических стран. Экономическое и научно-техническое сотрудничество стран — членов СЭВ осуществляется на основе принципов социалистического интернационализма, полного равноправия и суверенитета, независимости и национальных интересов, взаимной выгоды и товарищеской взаимопомощи.

Для реализации своих задач СЭВ располагает системой различных органов; к ним относятся Сессия, Исполнительный комитет, комитеты, постоянные комиссии, секретариат и ряд других органов, функции и полномочия к-рых определены Уставом СЭВ.

Постоянные комиссии СЭВ создаются по решению Сессии СЭВ в целях содействия дальнейшему развитию экономических связей между странами — членами СЭВ и организации многостороннего научно-технического сотрудничества в отдельных отраслях народного хозяйства. Первые постоянные комиссии СЭВ (по сотрудничеству в области внешней торговли, машиностроения, сельского хозяйства, цветной металлургии, нефтяной и газовой промышленности, угольной, химической промышленности и черной металлургии) были созданы по решению VII заседания Сессии СЭВ (1956). В 1982 г. в рамках СЭВ функционировали 22 постоянные комиссии, охватывающие экономическим и научно-техническим сотрудничеством практически все основные отрасли народного хозяйства стран — членов СЭВ.

Совет экономической взаимопомощи

Постоянная комиссия СЭВ по сотрудничеству в области здравоохранения была создана в 1975 г. по постановлению XXIX Сессии СЭВ в связи с необходимостью развития и совершенствования сотрудничества стран — членов СЭВ в области здравоохранения, мед. науки и техники, имеющих важное значение для дальнейшего развития материального и культурного уровня жизни народов этих стран. Сессия признала целесообразным, чтобы страны — члены СЭВ, заинтересованные в осуществлении сотрудничества в этой области в рамках СЭВ, были представлены в Комиссии министрами здравоохранения.

Согласно решению XXIX Сессии СЭВ, основной задачей Комиссии должно являться содействие дальнейшему углублению и совершенствованию многостороннего экономического и научно-технического сотрудничества и развитию социалистической экономической интеграции стран — членов СЭВ в области здравоохранения, мед. науки и техники, фармации путем разработки основных направлений в этих областях, координации и специализации важнейших научных мед. исследований, обмена опытом по организации здравоохранения, информации о результатах научно-исследовательских работ, изобретениях и других достижениях в мед. науке и технике и др.

Комиссия представлена 9 странами; ее членами являются: Болгария, Венгрия, Вьетнам, ГДР, Куба, Монголия, Польша, Советский Союз, Чехословакия. Функции секретариата Комиссии выполняет отдел здравоохранения секретариата СЭВ. Первым постоянным председателем Комиссии был избран Б. В. Петровский, а в 1981 г.— министр здравоохранения СССР С. П. Буренков.

Заседания Комиссии проводятся 1—2 раза в год поочередно в каждой стране. Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с уставом СЭВ, типовыми правилами и положением о Комиссии. К 1982 г. было проведено 12 заседаний Комиссии, на к-рых неоднократно рассматривались и обсуждались вопросы экономического и научно-технического сотрудничества стран — членов СЭВ, входящие в план работы Комиссии.

На 1981 —1985 гг. Комиссией определены следующие основные направления сотрудничества: состояние здоровья населения и организация здравоохранения стран — членов СЭВ; борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями; со злокачественными новообразованиями; гриппом; гигиена окружающей среды; гигиена труда и профессиональные заболевания; борьба с инфекционной заболеваемостью; трансплантация органов и тканей и вопросы трансплантационной иммунологии; разработка и производство медицинских иммунобиологических препаратов; исследование, оценка и стандартизация лекарственных средств; научная разработка и унификация методов и средств клинической лабораторной диагностики; охрана материнства и детства.

По этим направлениям подготовлен план научно-технического сотрудничества, определены тематика, головные организации, ответственные за координацию исследований по темам, и научные учреждения, участвующие в разработках. Всего в рамках Комиссии сотрудничает более 540 научно-исследовательских организаций, принимающих участие в разработке 228 тем по 60 проблемам.

В своей работе Комиссия постоянно уделяет большое внимание тесному взаимодействию с другими отраслевыми комиссиями. Так, разработаны и одобрены перечни наиболее важных изделий мед. техники и фарм. препаратов, а также ориентировочная потребность в них стран-членов СЭВ до 1990 г. Перечни регулярно (один раз в 2—3 года) обновляются и направляются в постоянные комиссии по сотрудничеству в области машиностроения, хим. промышленности и по использованию атомной энергии в мирных целях, где они могут оказаться полезными при проведении консультаций по координации народнохозяйственных планов и подготовке предложений по специализации и кооперированию производства.

Большое внимание в деятельности Комиссии уделяется организации конкретной братской помощи для развития здравоохранения Вьетнама, Монголии и Кубы.

В период пяти летнего (1976 — 1980) многостороннего экономического и научно-технического сотрудничества стран — членов СЭВ в области здравоохранения были заключены соглашения о научно-техническом сотрудничестве в развитии кардиологии, трансплантации органов и тканей, производства медицинских иммунобиологических препаратов и лекарственных средств. Был заключен Договор о многосторонней специализации и кооперировании производства и взаимных поставках иммунобиологических . препаратов, рассчитанный на обеспечение потребностей стран в важнейших препаратах для профилактики таких заболеваний, как полиомиелит, менингит, корь, туберкулез, бешенство, столбняк и др. с наименьшими экономическими затратами.

С целью повышения эффективности сотрудничества Комиссия предусматривает сократить и конкретизировать научно-техническую тематику, сосредоточив внимание на наиболее крупных проблемах здравоохранения, а также на проблемах экономического характера с более тесной увязкой этих проблем с деятельностью других органов СЭВ и с учетом задач, поставленных в долгосрочных целевых программах сотрудничества стран — членов СЭВ.

Сотрудничество в области медицинской техники и фармации развивается в соответствии с задачами, поставленными комплексной программой социалистической интеграции стран — членов СЭВ в области создания и производства мед. техники и лекарственных средств. Эта функция принадлежит секции «Медицинская техника» Постоянной комиссии СЭВ по сотрудничеству в области машиностроения и секции «Фармацевтическая промышленность» Постоянной комиссии СЭВ по СОТрудничеству в области химической промышленности. Начало деятельности секций (до 1979 г.— рабочих групп) относится к 1956 г., однако наиболее активно они начали работать с 1970 г. после принятия (по инициативе СССР) Исполнительным комитетом СЭВ решения об усилении интеграции промышленности стран— членов СЭВ и специализации производства.

Обе секции, как рабочие органы постоянных комиссий СЭВ, координируют планы развития мед. промышленности стран — членов СЭВ; организуют непосредственное научно-техническое сотрудничество между организациями стран — членов СЭВ в разработке изделий мед. техники и лекарственных средств, а также в стандартизации этих видов продукции; подготавливают предложения по специализации и кооперированию производства.

Результатом совместных работ являются новые образцы мед. техники, производство к-рых ведется на основе специализации или кооперирования, напр. 6-канальный электрокардиограф (СССР и ЧССР), гибкие и жесткие эндоскопические приборы (СССР и ВНР), 4-канальный биохимический автоматический анализатор (СССР и ГДР). В СССР совместно с организациями Болгарии ведется разработка приборов для физиотерапии и аптечного оборудования с выпуском этих изделий в Болгарии. В рамках научно-технического сотрудничества проводится совместная разработка новых техно л. процессов в производстве мед. техники: изделий очковой оптики, инъекционных игл, мед. инструментов и других видов продукции. Создаются единые методы и средства испытаний и контроля готовых мед. приборов и принадлежностей к ним.

Большое внимание уделяется совместным работам по созданию новых лекарственных средств, а также по совершенствованию технол. процессов изготовления витаминов, антибиотиков и синтетических препаратов с целью создания высокоавтоматизированных крупнотоннажных производств этих продуктов. Ведутся совместные работы по совершенствованию технологии возделывания лекарственных растений, уборки урожая и обработки растительного сырья, селекции и семеноводству лекарственных культур.

Особое значение придается работам по стандартизации (см.) в области мед. техники и лекарственных средств. С 1971 по 1980 г. разработано более 30 стандартов СЭВ по мед. технике. Ведутся работы по созданию комплексов стандартов СЭВ, необходимых для своевременного и полного нормативно-технического обеспечения конкретных мероприятий по экономическому и научно-техническому сотрудничеству, специализации и кооперированию производства.

С 1970 г. регулярно издаются сборники унифицированных требований и методов испытания лекарственных средств, идет работа по унификации нормативных требований к качеству лекарственных средств, производимых в странах — членах СЭВ.

В целях полного обеспечения стран — членов СЭВ мед. техникой и лекарственными средствами используется распределение труда и соответствующая специализация производств стран — членов СЭВ. Это дает возможность на основе концентрации производства увеличить его объем, уменьшить номенклатуру в каждой стране, снизить себестоимость продукции и повысить ее качество. Действующие в наст, время соглашения предусматривают специализацию производства более 1 тыс. изделий мед. техники и медикаментов (более 200 лекарственных форм). Поставка специализированной продукции в общем объеме экспорта-импорта СССР и других стран-членов СЭВ достигает 70%.

Научно-техническое сотрудничество по мед. технике увязано с деятельностью созданного в 1971 г. Координационного центра СЭВ по проблеме «Создание биомедицинских приборов и аппаратуры для научных исследований и клинической медицины», к-рый ведет работу по классификации мед. техники, составлению унифицированных ме-дико-технических требований на ее разработку, созданию методов технических и клин, испытаний новых изделий, а также по анализу состояния и перспектив развития потребности здравоохранения в этой продукции.

Работа по научно-техническому и экономическому сотрудничеству в области мед. техники и фармации координируется с деятельностью Постоянной комиссии СЭВ по сотрудничеству в области здравоохранения, а также с деятельностью других органов СЭВ, в частности с Постоянными комиссиями СЭВ по сотрудничеству в области использования атомной энергии в мирных целях, по сотрудничеству в области стандартизации, с другими отраслевыми секциями комиссий по сотрудничеству в области машиностроения и хим. промышленности.

Библиография: Дворяковский В. А. Международное сотрудничество в разработках и производстве медицинской техники (К 30-летию СЭВ), Мед. техника, № 3, с. 4, 1979; Натрадзе А. Г. Специализация и кооперация со странами— членами СЭВ в области производства лекарственных средств и изделий медицинской техники, с. 30, М., 1979; Содружество стран — членов СЭВ, Политико-экономический словарь-справочник, под ред. О. А. Чуканова, М., 1980; Тридцатилетие содружества стран — членов СЭВ, М., 1978.

Е. А. Богомазов; В. А. Дворяковский (сотрудничество в области медицинской техники и фармации).

Источник: xn--90aw5c.xn--c1avg

Легендарный СЭВ: Как СССР спасал послевоенную Европу от полного краха

К созданию Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) СССР и страны Восточной и Центральной Европы шли с 1945 года, когда СССР начал оказывать помощь освобожденным государствам Европы. С образованием СЭВ в 1949 году эта помощь должна была стать взаимной. До 1949 года помощь странам Восточной Европы была односторонней: со стороны СССР.

Например, неурожай 1947 года мог бы ввергнуть Чехословакию в такие экономические затруднения, из которых страна не могла бы вырваться в течение ряда лет. Ущерб от неурожая 1947 года исчисляется 13 млрд ч/с крон.

Только благодаря бескорыстной помощи со стороны Советского Союза Чехословакия не только не пережила кризис с продовольствием, но вышла из него без серьезного пассивного баланса. Уже в 1945 году, когда Румыния перешла на сторону антигитлеровской коалиции, советское командование впервые предоставило румынской стороне пшеницу, кукурузу и картофель для посева. Румынии было предоставлено 150 тыс. т пшеницы и 150 тыс. т кукурузы в рамках кредита, который необходимо было вернуть в 1946–1947 годах. Подобный объем зерна на мировом рынке на тот момент стоил около 35 млн.

Статья публикуется в сокращённом варианте, так как в ней использованы источники, запрещающие репост своих материалов: tvzvezda.ru
Ознакомиться с полным текстом статьи можно перейдя по ссылке источника.

Источник: pandoraopen.ru

СОВЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВЗАИМОПОМОЩИ

СЭВ
в 1949-91 межправительственная экономическая организация. Члены СЭВ: Албания (прекратила участие в работе СЭВ в 1961), Болгария, Венгрия, Вьетнам, ГДР (до 1990), Куба, Монголия, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия. Секретариат находился в Москве.

Совет экономической взаимопомощи

(СЭв) Rat für gegenseitige Wirtschaftshilfe (RGW). Council for Mutual Economic Assistance (COMECON) СЭВ (1949−1991) был организацией стран Восточно-го блока (со штаб-квартирой в Москве), которая отвечала за взаимные соглашения и помощь в странах с социалистической экономикой. См.: Государства Восточно-го блока – Плановая экономика

СОВЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВЗАИМОПОМОЩИ (СЭВ)

международная организация социалистических стран, просуществовавшая с 1949 по 1991 г. Совет был создан в целях экономического сотрудничества и взаимовыгодной экономической интеграции этих стран. Члены СЭВ — Болгария, Венгрия, Германская Демократическая Республика, Куба, Монголия, Польша, Румыния, Социалистическая Республика Вьетнам, Советский Союз, Чехословакия. СЭВ поддерживал контакты с рядом международных организаций, имел статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН. СЭВ и его исполнительные органы располагались в Москве.

СОВЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВЗАИМОПОМОЩИ (СЭВ)

Council for Mutual Economic Assistance – COMECON/CMEA) – международная межправительственная организация многостороннего эконом. сотрудничества социалистических стран. Была создана по решению эконом. совещания представителей Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и ЧССР, состоявшегося в Москве с 5 по 8 января 1949. В 1950 в СЭВ вступила ГДР, в 1962 – МНР, в 1972 – Республика Куба, в 1978 – СРВ.

В 1949-60 гг. в СЭВ входила Албания. СЭВ имеет соглашения о сотрудничестве с СФРЮ (1964), Финляндией (1973), Ираком (1975), Мексикой (1975), Никарагуа (1983). В работе органов СЭВ принимали участие в качестве наблюдателей по приглашению представители ряда стран не членов СЭВ.

Совет экономической взаимопомощи (СЭВ)

международная организация социалистических стран, созданная в январе 1949 года на Московском совещании представителей СССР, Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии и Чехословакии. Несколько позже к нему присоединились другие социалистические страны Европы.

Совет создан для координации развития экономики стран-участниц на основе наиболее целесообразного и взаимовыгодного разделения труда между ними. Совет организует обмен хозяйственным опытом, взаимную техническую помощь, организует и направляет экономическое сотрудничество, совершенствуя его формы и методы.

Вся работа СЭВ строится на основе равноправия, уважения государственной независимости и учета национальных особенностей представленных в нем стран. Деятельность совета — проявление нового типа международных экономических отношений, присущих лишь мировой системе социализма. Эти отношения базируются на братской дружбе, взаимопомощи и взаимной выгоде всех участников совета. Регулярно созываются сессии СЭВ; при совете созданы постоянные отраслевые комиссии по важнейшим отраслям народного хозяйства.

СОВЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВЗАИМОПОМОЩИ

(СЭВ) международная межправительственная организация многостороннего экономического и научно-технического сотрудничества и интеграции социалистических стран. Создана в 1949. В СЭВ входят НРБ, ВНР, СРВ, ГДР, Республика Куба, МНР, ПНР, СРР, СССР, ЧССР. В 1949 в члены СЭВ вступила Албания, однако с кон. 1961 в деятельности организации не участвует.

СЭВ призван содействовать путем объединения и координации усилий стран-членов совершенствованию сотрудничества и углублению социалистической экономической интеграции, планомерному развитию их народного хозяйства, ускорению экономического и научно-технического прогресса, выравниванию уровней экономического развития, непрерывному росту производительности труда и неуклонному подъему благосостояния народов стран членов СЭВ. В своей работе руководствуется Уставом (вступил в силу в 1960), Осн. принципами международного социалистического разделения труда (1962), Комплексной программой дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран членов СЭВ (1971), Комплексной программой научно-технического прогресса стран членов СЭВ до 2000 года (1985) и др. документами. Экономическое и научно-техническое сотрудничество в рамках СЭВ осуществляется на основе принципов социалистического интернационализма, уважения государственного суверенитета и национальных интересов, невмешательства во внутренние дела стран, равноправия и взаимной ответственности, взаимной выгоды и взаимной помощи. В СЭВ существует равное представительство, равные права и обязанности каждой страны-участницы, независимо от экономического потенциала, численности населения и взносов в бюджет Совета. Решения принимаются лишь с согласия заинтересованных стран.
В ходе осуществления Комплексной программы социалистической экономической интеграции утверждались новые, более совершенные методы и формы хозяйственного взаимодействия сотрудничающих стран. Экономическое совещание стран — членов СЭВ на высшем уровне (Москва, 1984) одобрило согласованную стратегию дальнейшего хозяйственного развития, углубления социалистической экономической интеграции. Разработанная по решению совещания и принятая в декабре 1985 Комплексная программа научно-технического прогресса стран членов СЭВ до 2000 года призвана придать этому процессу новое ускорение.
На 43м (внеочередном) заседании сессии СЭВ (Москва, октябрь 1987) принят ряд важных постановлений: о необходимости поэтапного осуществления перестройки механизма социалистической экономической интеграции; о подготовке Коллективной концепции международного социалистического разделения труда на 19912005; о разработке специальных комплексных программ многостороннего сотрудничества европейских стран — членов СЭВ с Вьетнамом, Кубой и Монголией в интересах постепенного выравнивания уровней их развития и др., к-рые были одобрены на 44м заседании сессии СЭВ (Прага, июль 1988). Реализация этих решений будет способствовать ускорению социально-экономического развития стран членов СЭВ, повышению благосостояния народов, все более полному раскрытию созидательного потенциала социализма.
Страны члены СЭВ укрепляют свое могущество, способствуют социальному прогрессу. Они выступают за развитие хозяйственных связей с др. регионами мира, рассматривая такое сотрудничество как одно из важных средств расширения взаимопонимания народов и укрепления всеобщего мира. СЭВ инициатор установления официальных отношений с ЕЭС.

В июне 1988 в Люксембурге подписана Совместная декларация об установлении официальных отношений между СЭВ и ЕЭС. Созданы благоприятные условия для развития торгово-экономических обменов между крупнейшими организациями, между странами, входящими в их состав. С момента создания СЭВ является открытой организацией, в к-рую может вступить любая страна, разделяющая принципы Совета и желающая участвовать в широком экономическом сотрудничестве со странами членами СЭВ. Высший орган СЭВ сессия Совета, уполномоченная обсуждать принципиальные вопросы, входящие в компетенцию СЭВ, и определять основные направления его деятельности.

Совет экономической взаимопомощи

(СЭВ) (The Council for Mutual Economic Assistance, COMECON, CMEA или CAME) – межправительственная экономическая организация, созданная в 1949 г. полномочными представителями Албании, Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии. Появление СЭВ оказалось востребованным в период становления мировой системы социализма, в рамках которой на него была возложена задача организации социалистической экономической интеграции.
Официальная задача СЭВ состояла в содействии путем объединения и координации усилий стран-членов углублению и совершенствованию экономического сотрудничества, планомерному развитию их экономик, ускорению экономического и научно-технического прогресса, выравниванию уровней экономического развития. Штаб-квартира СЭВ находилась в Москве. Высшим органом СЭВ считались сессии, на которые собирались представители руководства стран – участниц организации. Исполнительные функции были переданы Исполнительному комитету и Секретариату Совета, расположенным в Москве.
СЭВ создавался в формате открытой организации, к которой могла присоединиться любая страна. Его состав постоянно менялся, что отражало политические и экономические изменения в мире социализма: в 1950 г. к СЭВ присоединились ГДР и Монголия, в 1991 г. его покинула Албания, но в эти же годы в работе организации периодически принимала участие Югославия (с 1964 г. – ассоциированный член), в 1972 г. в состав СЭВ вошла Куба, в 1978 г. – последняя страна – Вьетнам.
СЭВ имел свою расчетную валюту – «переводной рубль», позволяющий создать закрытую валютную систему и без использования конвертируемой валюты вести товарообмен между странами. Торговля между странами была клиринговая (бартерная).
На начальном этапе своего развития (1949–1960) СЭВ играл важную роль для подъема экономик стран Центральной Европы, принадлежащих к советскому блоку и объявивших о строительстве социализма. Помощь со стороны СССР в эти годы носила в основном ресурсный и технический характер, но она позволила создать основу для национализации промышленности по советскому образцу, приступить к реформам на селе и в определенной степени заменить программу Маршалла, к которой присоединились страны Западной Европы.

Таким образом, СЭВ во многом способствовал развитию стран-участниц. За годы нахождения в организации некоторые страны прошли этап индустриализации, в них резко поднялся жизненный уровень населения, осуществлялось масштабное жилищное строительство. За одно поколение большинство стран полностью изменили свой хозяйственный уклад. В то же время в 1950-е годы СССР смог в рамках СЭВ воспользоваться технологическим опытом, прежде всего ГДР, Чехословакии и в меньшей степени Венгрии. В последующие периоды основным источником технологий в СЭВ оказался Советский Союз.
С конца 1950-х годов СЭВ стал восприниматься как альтернатива набирающему динамику процессу европейской интеграции и должен был продемонстрировать преимущество социалистической плановой экономики. К этому моменту в рамках СЭВ вошло в практику координирование народно-хозяйственных планов его членов. В 1960-х годах основным принципом развития сотрудничества в рамках СЭВ стало социалистическое разделение труда. Были сделаны попытки перейти в рамках СЭВ на отраслевую специализацию, охватывающую как промышленность, так и сельское хозяйство.
В 1960-е годы выросло значение советской энергетической поддержки развивающихся экономик европейских стран – членов СЭВ. Был построен нефтепровод «Дружба», и страны СЭВ стали получать советский природный газ. Появилась объединенная энергосистема «Мир». На Кубу был организован «мост» по доставке нефти.
В 1970-е годы в рамках СЭВ появились первые совместные международные отраслевые организации, координирующие выпуск своей продукции в разных странах. В эти же годы в рамках многочисленных совместных планов страны СЭВ приступили к созданию совместных предприятий, большей частью по добыче полезных ископаемых в СССР и Монголии, на Кубе.
Решения высших органов СЭВ носили рекомендательный характер и страны-участницы могли выполнять их по мере необходимости. На начальном этапе СССР своим авторитетом мог подвинуть членов СЭВ к выполнению согласованных решений. С вступлением Советского Союза во второй половине 1980-х годов в период структурного кризиса влияние его в СЭВ стало ослабевать. Советский Союз уже не мог оказывать решающего влияния на ситуацию в организации. К этому моменту нарушился товарообмен, стали накапливаться взаимные долги и невыполненные обязательства.
С переходом с начала 1990-х годов в расчетах между странами СЭВ на свободно конвертируемую валюту необходимость в СЭВ отпала, и в 1991 г. организация прекратила свое существование. (А.И. Суздальцев)

Источник: politike.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Заработок в интернете или как начать работать дома