В зависимости от сферы бизнеса в перечень обязательных документов организации могут быть включены:
- Лицензии на лицензируемый вид деятельности.
- Допуск СРО (саморегулируемой организации), например, для выполнения строительных или проектировочных работ.
- Заключения Роспотребнадзора и Роспожнадзора на соответствие помещения установленных требований, например, для объектов общепита.
- Подтверждение подачи уведомления о начале предпринимательской деятельности (второй экземпляр с отметкой или почтовая квитанция).
- Сертификаты на товары и услуги организации, если они входят в перечень обязательных для сертификации.
Приказ о переходе на электронный документооборот
Чтобы система электронного документооборота на законных основаниях начала функционировать, издается приказ, в котором:
- указывается дата начала работы системы;
- закрепляется вступление в силу сопутствующей организационной документации (регламентов, инструкций, правил);
- утверждается список лиц, которым предоставляется доступ к системе;
- детализируются сроки проведения инструктажей и обучения сотрудников;
- расшифровываются иные нюансы, связанные с внедрением системы электронного документооборота.
Образец приказа о переходе на электронный документооборот (выдержка):
Юрист от бухгалтерии. Какие НПА бухгалтер должен применять в своей работе
C приказом нужно ознакомить всех причастных сотрудников.
НПА ПО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВУ
Основными НПА по делопроизводству, прямо предназначенными для разработки инструкций по делопроизводству, являются Примерная инструкция по делопроизводству и Правила делопроизводства 2019. Рассмотрим их подробнее.
Примерная инструкция по делопроизводству
Согласно п. 1.3 Примерной инструкции по делопроизводству, в этом документе установлены требования к документированию управленческой деятельности и организации работы с документами в делопроизводстве государственных организаций. Понятие «государственная организация» в российском законодательстве не определено. На практике так называют организации различных организационно-правовых форм, основной признак которых – государственная собственность на имущество организации. В Схеме 2 приведем классификацию государственных организаций.
Примерная инструкция по делопроизводству разработана в целях совершенствования делопроизводства и повышения эффективности работы с документами независимо от вида носителя (бумажного и электронного). Во всех разделах этого НПА отмечены особенности работы с документами в условиях СЭД.
Примерная инструкция по делопроизводству охватывает весь жизненный цикл документа в делопроизводстве: от подготовки проектов документов, включения их в документооборот организации и до систематизации документов в пределах документального фонда и организации их отбора для передачи в архив организации.
Урок 16. Виды нормативно-правовых актов
Примерная инструкция по делопроизводству устанавливает, что на ее основе в организации разрабатывают индивидуальную инструкцию по делопроизводству, утверждаемую руководителем. Отмечено, что в целях организации работы с документами в филиалах организации и обособленных структурных подразделениях могут быть введены инструкции по организации работы с документами, дополняющие индивидуальную инструкцию по делопроизводству организации, но не противоречащие ей.
Примерная инструкция по делопроизводству рассматривает делопроизводство как деятельность, в которую входит:
- документирование деятельности;
- организация документооборота;
- формирование документального фонда организации (систематизация документов и организация их текущего хранения);
- организация доступа к документам и их использования.
Нормы, регулирующие порядок доступа к документам в целях их использования, изложены в разделе IX Примерной инструкции по делопроизводству. Они включают:
- порядок выдачи документов для использования работникам организации;
- предоставление документов по запросам органов власти и организаций (судебных, правоохранительных, органов государственного контроля и надзора);
- порядок изъятия (выемки) документов (на основании письменного распоряжения (постановления) соответствующего органа власти).
В приложения Примерной инструкции по делопроизводству входят:
- образцы бланков документов;
- образцы оформления отдельных видов документов (приказ, распоряжение, протокол, докладная и служебная записки, деловое письмо и т.д.);
- примерные перечни утверждаемых документов;
- примерные перечни документов, заверяемых печатью организации;
- примерные перечни нерегистрируемых документов.
Правила делопроизводства 2019
Правила делопроизводства 2019 разработаны в соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» взамен Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти.
Сфера действия нового НПА в сравнении со сферой действия старого расширилась. Теперь положения документа распространяются на федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы, органы государственной власти и иные государственные органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Правовое регулирование бухгалтерского учета
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России представляет собой совокупность нормативных правовых актов, которые регламентируют организацию и ведение бухгалтерского учета в организациях и определяют компетенцию государственных органов, действующих в данной сфере. Эта система состоит из актов нескольких уровней юридической силы.
Первый уровень — законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете. В соответствии с п. «р» ст. 71 Конституции РФ, вопросы бухгалтерского учета находятся в ведении Российской Федерации. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (ст. 76 Конституции РФ).
Основной составляющей законодательства РФ о бухгалтерском учете является Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»1 (далее — Закон о бухгалтерском учете). Он устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации. Сферой действия названного Закона являются все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в ином, установленном налоговым законодательством порядке.
Основными целями законодательства о бухгалтерском учете являются:
- обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями;
- составление и предоставление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.
Второй уровень системы представляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету.
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. № 34н2, определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности, а также взаимоотношения по этим вопросам организаций с внутренними и внешними потребителями бухгалтерской информации. Данный акт является комплексным, регулирующим в целом вопросы бухгалтерского учета и отчетности.
В соответствии с Программой реформирования бухгалтерского учета, Минфином РФ утверждаются Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), регулирующие отдельные вопросы, направления ведения бухгалтерского учета и отчетности (учет отдельных видов имущества и операций, отдельные этапы бухгалтерского учета и т. п.). В настоящее время приняты и действуют следующие ПБУ:
- Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 9 декабря 1998 г. № 60н1, с изменениями от 30 декабря 1999 г.;
- Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» ПБУ 2/94, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 20 декабря 1994 г. № 1672;
- Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2000, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 10 января 2000 г. № 2н3;
- Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 6 июля 1999 г. № 43н4;
- Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 9 июня 2001 г. № 44н5;
- Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 30 марта 2001 г. № 26н6 с изм. от 18 мая 2002 г.;
- Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» ПБУ 7/98, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 25 ноября 1998 г. № 65н7;
- Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» ПБУ 8/01, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 28 ноября 2001 г. № 96н8;
- Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от б мая 1999 г. № 32н1, с изменениями от 30 декабря 1999 г., 30 марта 2001 г.;
- Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 6 мая 1999 г. № ЗЗн2, с изменениями от 30 декабря 1999 г., 30 марта 2001 г.;
- Положение по бухгалтерскому учету «Информация об аффилированных лицах» ПБУ 11 /2000, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 13 января 2000 г. № 5н3, с изменениями от 30 марта 2001 г.;
- Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» ПБУ 12/2000, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 27 января 2000 г. № 11н4;
- Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 16 октября 2000 г. № 92н5;
- Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 16 октября 2000 г. № 91н6;
- Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» ПБУ 15/01, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 2 августа 2001 г. № 60н7;
- Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» ПБУ 16/02, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 2 июля 2002 г. № 66н8;
- Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» ПБУ 17/02, утвержденное Приказом Минфина РФ от 19 ноября 2002 г. № 115н9;
- Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыть» ПБУ 18/02, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 19 ноября 2002 г. № 114н10;
- Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 10 декабря 2002 г. № 126н1.
- Положение по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности» ПБУ 20/03, утвержденное Приказом Минфина РФ от 24 ноября 2003 г. № 105н.2
Необходимость существования Положений заключается в детализации ими правил ведения бухгалтерского учета, изложении основных понятий, относящихся к отдельным участкам учета. Кроме того, в Положениях (стандартах) говорится о тех или иных возможных бухгалтерских приемах без раскрытия конкретного механизма применительно к определенному виду деятельности или организационно-правовой форме.
Такое раскрытие осуществляется в документах третьего уровня системы — методических указаниях, методических рекомендациях, инструкциях. В качестве примера можно назвать Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина России от 28 июня 1995 г. № 49. Методические указания зачастую принимаются в развитие ПБУ. К примеру, на основе ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» Приказом Минфина РФ от 28 декабря 2001 г. № 119н утверждены Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов.
Методическими указаниями и рекомендациями устанавливаются особенности ведения бухгалтерского учета для отдельных видов организаций. Так, льготы в сфере бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства предусмотрены Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденными Приказом Минфина РФ от 21 декабря 1998г. № 64н.4
Один из важнейших документов этого уровня — План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 9н5.
К данному уровню относятся многочисленные оперативные указания Министерства финансов РФпо вопросам, впервые возникающим в хозяйственной деятельности организаций. Так, Письмом Минфина России от 25 октября 1996 г. № 92 разрешены вопросы, возникающие при ведении бухгалтерского учета и отчетности садоводческими товариществами.
Четвертый уровень в системе составляют локальные нормативные акты, принимаемые организацией и формирующие ее учетную политику в методическом, техническом и организационном аспектах.
Следует отметить, что в соответствии со ст. 5 Закона о бухгалтерском учете общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, является Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России). Положение о Министерстве финансов Российской Федерации утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 3291.
В Законе о бухгалтерском учете отмечено, что нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов РФ. Право регулирования бухгалтерского учета предоставлено, в частности, Центральному банку Российской Федерации. В качестве примера такого регулирования можно назвать Положение ЦБР от 5 декабря 2002 г. № 205-П О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ.
Необходимо также руководствоваться актами по бухгалтерскому учету, принятыми еще органами исполнительной власти СССР. Эти акты действуют, если не были отменены официально и если не противоречат стандартам бухгалтерского учета.
Источник: psyera.ru
Локальные нормативные акты
Локальные нормативные акты – это специально разрабатываемые для внутреннего использования конкретной организацией документы, четко регламентирующие все ключевые моменты бухгалтерского, налогового и кадрового учета и необходимые для ее эффективного функционирования. Именно поэтому разработка локальных нормативных актов в обязательном порядке должна быть выполнена с учетом специфики деятельности организации, а также в соответствии с последними изменениями в бухгалтерском учете, налоговом и трудовом законодательстве РФ.
Специалисты БНК «Такстелл» в оптимально короткие сроки разработают внутренние документы организации любого направления деятельности.
Виды локальных нормативных актов
Внутренние локальные нормативные акты определяют общие принципы работы предприятия, регламентируют порядок и условия труда, трудовой режим и должностные обязанности сотрудников, систему оплаты труда, основные права/ обязанности сторон трудового договора и т.д.
Список локальных нормативных актов содержит:
- обязательные документы (указанные в трудовом законодательстве),
- акты, носящие рекомендательный характер,
- акты, необходимость которых определяется спецификой организации.
- правила внутреннего распорядка
- штатное расписание
- положение об охране труда
- положение о защите персональных данных
- положение о коммерческой тайне
- положение об оплате труда
- положение о служебных командировках
- график отпусков
- график сменности
- должностные инструкции
- положение о структурных подразделениях
- положение о премировании персонала
- положение о представительских расходах
- положение о разъездном характере работ
- положение об аттестации персонала
- положение комиссии по трудовым спорам
Зависящие от специфики организации
- инструкция о порядке прохождения инструктажа при работе с опасными объектами
- инструкции о порядке прохождения мед. осмотров (предварительных, периодических)
Специалисты БНК «Такстелл» всегда готовы разработать конкретные первичные документы для обоснования проведения рекламных и маркетинговых мероприятий с целью отнесения расходов организации в состав затрат бухгалтерского и налогового учета, в том числе:
- маркетинговый план;
- план проведения рекламной кампании на год;
- список мероприятий, которые могут быть проведены в рамках рекламной кампании;
- смета расходов на проведение рекламных акций;
- отчет о проведении рекламной кампании, организованной собственными силами организации;
- отчет о проведении рекламной кампании, организованной силами сторонней организации;
- акт на списание материальных ценностей, использованных в рамках рекламной кампании.
- служебные записки,
- приказы о проведении рекламных кампаний,
- приказ об осуществлении расходов на представительские цели/приказ на проведение представительского мероприятия;
- программа представительского мероприятия;
- смета представительских расходов;
- отчет о проведении представительского мероприятия;
- акт о списании представительских расходов;
- отчет либо акт об осуществлении представительских расходов,
Заказать профессиональную разработку локальных нормативных актов ООО/ ИП вы можете, позвонив в БНК «Такстелл» по телефону +7 (495) 777-11-22 или связавшись с нами по e-mail: . Работа с внутренними документами организации производится в короткие сроки и по самым конкурентоспособным расценкам.
Источник: bnconsult.ru