Что такое ндпи в налоговом кодексе

Основной регулирующий закон и дата последних законодательных изменений: Налоговый кодекс России: 03.07.2019.

Понятие НДПИ

Налог на добычу полезных ископаемых — прямой федеральный налог, который взымается с организаций и предпринимателей, использующих недра РФ для получения дохода.

Основные положения НДПИ регламентируются гл.26 НК РФ.

Особенности налога на добычу полезных ископаемых

Согласно ст.336 НК РФ объектами налогообложения признаются следующие полезные ископаемые:

  • уголь и горючие сланцы;
  • торф;
  • руды черных и цветных металлов;
  • углеводородное сырье (нефть, газовый конденсат, газ горючий природный);
  • песок;
  • подземные и термальные воды;
  • природные драгоценные камни;
  • драгоценные металлы;
  • природная соль.

Налог на добычу полезных ископаемых рассчитывается с учетом ставки и налоговой базы.

Размер налоговой ставки устанавливается ст. 342 НК РФ в рублях или % в зависимости от вида добытых ископаемых и их химических характеристик.

Налоговая база определяется по стоимости каждого вида сырья на основе фиксируемой ставки, отдельно по каждому добытому виду.

Важно: не подлежат налогообложению общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые в личных целях.

НДПИ в России 2019 Закон Общий закон, регулирующий платеж Ставка min
Минимальная ставка по платежу

Ставка max
Максимальная ставка по платежу

НДПИ ставки в России Параметр
Параметр платежа

Ставка
Ставка платежа

Ссылка
Ссылка на закон

Предостережение: приведенные више данные являются актуальными и постоянно обновляются нашими модераторами в соответствии с законодательными изменениями. Однако следует помнить, что при решении важных юридических и финансовых вопросов единственно авторитетными источниками могут быть только официальные законы, публикованные через государственные каналы комуникации.

Источник: razmery.info

НДПИ — история, его размер, налоговые льготы

НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) — этот налог обязаны платить те, кто добывает полезные ископаемые из недр земли. Используемая ставка зависит от вида полезного ископаемого, трудности его добычи и некоторых других условий. Для того, чтобы правильно платить налог и отчитываться по нему, нужно знать о его основных особенностях.

1. Что значит налог НДПИ

Этот налог вступил в силу с начала 2002 года. До этого времени было несколько различных обязательных платежей, которые были отменены.

Налог на добычу полезных ископаемых должны платить организации, которые добывают ископаемые из недр.

Мало кто знает, как правильно его считать, он крайне важен для государственного бюджета, поскольку занимает второе место после НДС по сумме поступлений.

НДПИ играет не только фискальную роль, но и помогает регулировать использование недр. Например, для недавно созданных предприятий предоставляется нулевая ставка налога. Этот налог учитывает сложную организации процесса добычи природных ископаемых. Ведь существование этой отрасли основано не только на извлечении природных богатств, но и на организации процесса их воспроизводства.

  • Фискальная политика;
  • Как уменьшить налог на прибыль от инвестиций;
  • Налог на дивиденды по иностранным акциям;

2. История появления налога НДПИ

Этот налог взимался ещё в Российской империи, первоначально он представлял собой получение дохода от регалий. Этим словом обозначались государственные предприятия. Те, которые занимались добычей полезных ископаемых, назывались .

В мировой практике налог на добычу полезных ископаемых начал применяться в XIX веке в Пруссии и Франции. Применялись две разновидности:

  1. Постоянный;
  2. Пропорциональный;

Первый считался на основе площади поверхности земли, занятой разработками, второй — представлял собой долю от полученной выручки.

В Пруссии, начиная с 1865 года, ставка составляла 2%. В Англии обложение дохода от такой деятельности осуществлялось на общем основании — необходимо было заплатить подоходный налог (НДФЛ).

В РФ использование недр стало платным после принятия закона «О недрах» № 2395-1 от 21 февраля 1992 года. Платежи делались в размерах, которые были практически неощутимы для государственного бюджета. В этом законе предусматривалось несколько видов обязательных платежей, связанных с добычей полезных ископаемых. Важнейшие определения были рамочными, а точные нормы устанавливались при помощи межведомственных инструкций. Допускалось внесение платежей денежными суммами или при помощи добытых полезных ископаемых.

3. Как платить НДПИ и отчитываться по нему

Плательщиками НДПИ являются те, кто признаны пользователями месторождений. Существуют следующие виды использования:

  1. Добыча полезных ископаемых.
  2. Геологические изыскания. Они могут проводиться для разведки месторождений или для других целей. Например, для исследования строения грунта при строительстве высотных месторождений.
  3. Разработка технологий добычи.
  4. Сбора коллекционных материалов минералогического или палеонтологического характера.
  5. Образование охраняемых объектов геологической направленности. Это могут быть научные или учебные полигоны, геологические заповедники.

Недры могут быть предоставлены государством для использования несколькими из указанных способов одновременно. НДПИ платится только тогда, когда выполняется добыча полезных ископаемых. Это должно происходить на российской территории или других участках, находящихся в её юрисдикции.

В статье 336 указано, какая именно деятельность облагается налогами:

  1. Добыча полезных ископаемых из земли.
  2. Добыча их из отвалов в тех случаях, когда на такую деятельность предусмотрена выдача лицензии.

В статье 337 Налогового Кодекса РФ указан список полезных ископаемых, за добычу которых необходимо платить налог. В него входят:

  • каменный уголь;
  • бурый уголь;
  • нефть;
  • газ;
  • сланцы;
  • антрациты;
  • торф;
  • руды металлов;
  • драгоценные природные камни;
  • радиоактивные вещества;
  • некоторые другие виды полезных ископаемых;

НДПИ не нужно платить в тех случаях, когда происходит добыча следующих природных богатств:

  1. Добыча общераспространённых разновидностей и получение подземной воды при условии, что эти ресурсы не входят в государственный баланс полезных ископаемых.
  2. Добыча геологических материалов коллекционного назначения.
  3. Если полезные ископаемые были добыты при обслуживании, восстановлении охраняемых геологических памятников.
  4. Если происходит добыча из собственных отвалов.
  5. Извлечение дренажных вод при добыче ископаемых или строительстве сооружений.
  6. При получении метана из угольных пластов.

Список общераспространённых полезных ископаемых отличается в различных регионах. Для Москвы он включает в себя следующее:

  1. Песок, за исключением нескольких его разновидностей (формовочного, абразивного, применяемого для производства фарфора и фаянса и некоторых других).
  2. Известняк (сюда не включаются разновидности, используемые в цементной, металлургической, химической промышленности или для подкормки птиц).
  3. Песчано-гравийные породы.
  4. Сапропель. Однако лечебная разновидность не освобождена от уплаты налогов при добыче.
  5. Супеси и суглинки за исключением тех, которые являются сырьём для цементной промышленности.
  6. Глины кроме тех, которые используются в фарфоро-фаянсовой, огнеупорной и цементной промышленности. Сюда также не включены формовочные, абразивные и стекольные разновидности.

Объектом налогообложения является объём добытого. Выплата налога производится по месту нахождения участка работ юридического лица или индивидуального предпринимателя. Самостоятельной регистрации не требуется, так как налоговая самостоятельно производит постановку на учёт.

  • Индивидуальный предприниматель — это физическое или юридическое лицо;
  • Физические и юридические лица — в чём их различия;

На территории РФ налоговая база определяется двумя способами:

  1. В Красноярском крае это объём добытых многокомпонентных руд.
  2. При добыче углеводородного сырья учитывается количество продукции в натуральных единицах измерения.
  3. В остальных случаях учитывается стоимость.

В последнем случае стоимость определяется на основании существующих цен. При этом выбираются типичные для данного региона без учёта предоставленных государством субсидий. Если добытое не было реализовано в том же налоговом периоде, когда произошла добыча, то для расчёта налоговой базы применяется расчётная стоимость.

4. Как точно определить налоговую базу

Если добытые полезные ископаемые были проданы, то сумма НДПИ будет определяться исходя из стоимости. Но если этого не произошло, должны быть использованы расчётные цены. Они состоят из следующих частей:

  1. Прямые затраты . В них включаются средства, непосредственно потраченные на добычу. Сюда включаются материальные расходы, оплата труда, амортизация оборудования. Хотя обычно понятно, что должно входить в этот список, плательщик должен составить точный перечень видов затрат, которые он учитывает. Эти затраты распределяются на всю продукцию в конце налогового отчётного периода, а учитываются при расчётах только те, которые соответствуют рассматриваемой партии ископаемых.
  2. Косвенные затраты . Во время добычи необходимы дополнительные расходы для обеспечения работы основного производства. Они могут включать ремонт оборудования, геологоразведочные работы. На конец отчётного периода их распределяют, а ту часть, которая приходится на эту партию продукции добавляют для расчёта налоговой базы.

Перечень видов затрат может включать только те, которые считаются таковыми при расчёте налога на прибыль. Количество добытых ископаемых определяется в единицах объёма или массы. Для определения расчётной цены нужно разделить стоимость понесённых затрат на объём или вес добытой продукции.

5. Отчётность и оплата налога НДПИ

Плательщик должен регулярно отчитываться о том, сколько полезных ископаемых он добывает. Это нужно делать за каждый налоговый период. При этом не применяется расчёт нарастающим итогом. Отчитываться необходимо в налоговой по месту регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Оплата выполняется на той территории, где расположен разрабатываемый участок. Если он находится за пределами РФ, то уплата производится по месту жительства.

При определении базы для расчёта налога на нефть, рассчитывается не объём добытого, а обессоленная, обезвоженная и стабилизированная нефть. При расчёте выплат применяется коэффициент, который зависит от динамики мировых цен на нефть.

При оплате налога за добычу природного газа или конденсата измерение производится в единицах условного топлива. При расчёте применяется коэффициент, который отражает сложность добычи. Кроме этого используется дополнительный корректирующий коэффициент.

При оплате за добычу угля применяются коэффициенты-дефляторы, которые отличаются для различных видов угля. Если в затраты включены расходы на увеличение безопасности труда, то на них ставка уменьшается.

При добыче драгоценных металлов учитывается не вся полученная руда, а содержащийся в ней драгоценный металл.

Налоговым периодом является месяц. Срок оплаты — не позднее 25 числа месяца после окончания каждого такого периода. Отчётность и оплата производятся отдельно по каждому виду добываемых полезных ископаемых. Используемые при расчёте ставки и коэффициенты устанавливаются Правительством РФ.

Получателем выплат является федеральный бюджет. Пользователь недр обязан сдавать отчётность начиная с того квартала, в котором фактически началась добыча ископаемых. Декларацию подают в течение месяца после окончания налогового периода. Её можно сдавать в бумажной или электронной форме. Сумма налога указывается за текущий месяц.

6. Что включается в декларацию НДПИ

При сдаче используется специальный бланк. Его форма была утверждена в 2015 году. Документ состоит из нескольких разделов:

  1. Указание вида подземных ископаемых и его кода.
  2. Расчёт налоговой базы с указанием понесённых расходов.
  3. Указание суммы налога за отчётный месяц с описанием расчёта.

По каждому участку, на котором происходит добыча, данные указываются отдельно.

На начальной странице необходимо подробно указать реквизиты организации. В случае, когда в течение одного или нескольких месяцев добычи не происходило, подача декларации является обязательной. При этом в поданном документе в соответствующих графах ставят ноль. В этом случае сдают начальный лист с реквизитами организации и первый раздел.

Если среднесписочная численность за год не превышает 100 человек, то электронная форма подачи является обязательной. В остальных случаях плательщик может выбирать между ней и бумажным документом.

7. Налоговый вычет по НДПИ

При оплате налога может применяться налоговый вычет. Это возможно в тех случаях, если в числе затрат, учтённых при расчёте рассматривались те, которые сделаны в целях увеличения безопасности работников. Вычет образуется при условии, что данные затраты относятся к уже выплаченным суммам налога.

Он может использоваться одним из двух способов:

  1. В соответствующем объёме уменьшается налоговая база.
  2. При выплате налога на указанную сумму уменьшаются налоговые обязательства.

Способ использования выбирает плательщик налога.

При добыче полезных ископаемых нужно платить НДПИ. Первый месяц — это тот, в котором фактически начались работы. Расчёты за каждый вид ископаемых имеют свои особенности, которые необходимо знать плательщику.

Источник: vsdelke.ru

gornyak_d_b

Еще раз задался вопросом налогообложения в нашей стране.
Есть очень давний вопрос, который витает в воздухе: «а есть ли объективная необходимость в налоге на добычу полезных ископаемых?»
И все чаще прихожу к мнению, что сей налог скорее вреден чем полезен. А учитывая особенности системы недропользования в стране, прирост НДПИ на 1% приводит к снижению поступлений от налога на прибыль (НП) на 10-15%.
Изначально целью введения НДПИ было действительно регулирование отношений недропользователя и государства, а также как некий рычаг управления и контроля за рациональным недропользованием. Однако время прошло. Система недропользования в нашей стране, представляет собой практически мировую практику, но… двинуться ей дальше, начать прогрессировать, теперь мешает в том числе и НДПИ.
В общем, получается, в Советском Союзе отношения в недропользовании были производственными. Государство, в то время, также являлось собственником недр, но месторождение полезного ископаемого являлось предметом производства. Разработка месторождений производилась коллективами, которые за свою работу получали заработную плату.

Государство непосредственно управляло производством. Максимальную прибыль обеспечивало максимальное извлечение полезных компонентов в товарную продукцию, при минимально возможной себестоимости. Для того чтобы экономически эффективно управлять недропользованием были введены производственные показатели, обеспечивающие максимальное извлечение полезных компонентов из недр. Также были введены нормативы, регулирующие себестоимость. Был создан мощный государственный аппарат, обеспечивающий оптимизацию этих показателей и контроль за их выполнением.
Применение этих же показателей для Государственного управления недропользованием в рыночных взаимоотношениях, по мнению множества профессионалов и аналитиков, не обоснованно и не эффективно. Это усугубляется тем, что Государственный аппарат по разработке, нормированию и контролю за этими показателями ликвидирован.
В условиях рыночной экономики месторождение является товаром, причем товаром достаточно специфическим. Первоначально недропользователь должен выплатить собственнику месторождения взнос за право пользования данным месторождением, далее месторождение становится предметом аренды. Прибыль от эксплуатации месторождения полностью уходит недропользователю, Государство получает только налоги и занятость (это происходит в том числе из-за того, что механизм «соглашения о разделе продукции» в нашей стране практически не реализован). В условиях рыночной экономики Государство не управляет непосредственно производством. В этих условиях не эффективно применять для управления недропользованием производственные показатели, тем более, что аппарат разработки, нормирования и контроля за этими показателями ликвидирован.
В случае, когда государство сдает месторождение недропользователю в аренду, согласно законам рыночной экономики, должна выплачиваться арендная плата. Налог НДПИ за такую плату можно назвать только с очень большой натяжкой. Кроме того, недропользователь должен принимать на себя обязательства по экономически эффективной эксплуатации арендованного месторождения. В настоящее время, с большой натяжкой данными обязательствами можно признать лицензионное соглашение. Практика показала, данный механизм не эффективен.
Как видно из существующей практики, производственные показатели такие, как потери, разубоживание, извлечение не работают, т.к. теряют свой смысл.
Камнем преткновения в данном случае, является НДПИ и механизмы, связанные с установлением по нему налоговой ставки 0%.
1. НДПИ и НП согласно налоговому кодексу
Как я уже писал в более ранних постах, налог на прибыль .(НП), в недропользовании, стоит в четкой взаимосвязи в налогом на добычу (НДПИ).
Повторюсь.
Основанная база исчисления налога на прибыль – прибыль полученная от реализации конечной продукции. В рудной отрасли это – руда, слитки металла, прочее обогащенное минеральное сырье. В угольной отрасли – зачастую обогащенный уголь, либо уголь, отвечающий требованиям покупателя по качеству (зольности). В нерудной – продукт перерабатывающих производств, т.е. концентрат, также отвечающий, по качеству, требованиям конечного потребителя.
Базой для исчисления НДПИ, согласно ст. 338 НК РФ является– «… стоимость добытых полезных ископаемых…».
Перед дальнейшими рассуждениями, стоит отдельно отметить, что в структуре налоговых платежей НДПИ, в среднем, не превышает 25%, в то время как НП, не редко, превышает 50%.
Теперь вернемся к «земле» и вспомним, что в «игре» по поиску «баланса экономических интересов» между государством и недропользователем противоречий нет, и в случае, если недропользователь извлекает максимально возможную прибыль от разработки месторождения, то и государство получает максимально возможные поступления в бюджет от налоговых отчислений.
Вспомним, также, что с учетом современного российского законодательства, максимально возможную прибыль недропользователь может извлечь, в основном, занимаясь хищнической отработкой наиболее богатых участков месторождения. Или, говоря другим языком, обеспечивая максимально возможные потери полезного ископаемого при добыче.
Учитывая тот факт, что прирост получаемого государством НП с лихвой перекрывает размеры недополученных отчислений от НДПИ, можно смело утверждать, что роль НДПИ в системе налогообложения весьма и весьма призрачна.
Конечно, ситуацию в таком бредовом положении дел, в многом, могла бы изменить четкая стратегия развития минерально-сырьевого сектора, рассматривающая основные задачи и государственную политику по каждому виду минерального сырья (ну или, по крайней мере, по стратегическим видам), но… ее нет… и появится ли она – вопрос… очень большой вопрос.

2. Мировой опыт
Что нам говорит зарубежный опыт взимания платы государством за право пользования недрами?
Рассмотрим наиболее крупные мировые державы, исторически занимающиеся развитием минерально-сырьевого сектора своих экономик.

Франция
Система налогообложения разведочной и добычной деятельности включает три налога: налог на прибыль, налог на минеральные ресурсы, представляющий собой прогрессивный налог на годовой оборот компании, взимаемый центральным правительством, налог на добычную деятельность в пользу местных органов власти.
Ставки и база налогообложения устанавливаются ежегодно парламентом, включая и местный налог. При этом, французская система налогообложения в области недропользования, по мнению аналитиков, считается наиболее эффективной в мире.

Германия
Здесь установлена специальная система платежей за пользование недрами: налог на рудное поле, налог на горные разработки. В особую систему выделена плата за пользование недрами для добычи углеводородов. Следует отметить, что в последние годы в Великобритании, Дании, Норвегии, Нидерландах также введены специальные налоги на добычу углеводородов.

США
Политика США, в основном, направлена на формирование национальных резервов полезных ископаемых.
При этом, основные положения актов гласят, что ни один участок земли не может быть реализован путем продажи, обмена или дарения лицу, не являющемуся гражданином Соединенных Штатов, или корпорации, деятельность которой не подчиняется законам ни одного из штатов или законам Соединенных Штатов.

Также, нормативно-правовыми актами США определяется, что при передачах прав собственности на землю, за Соединенными Штатами сохраняется право на все земельные недра, а также на разведку, разработку и добычу полезных ископаемых. Исключение составляют случаи, когда полезные ископаемые передаются вместе с землей ее будущему владельцу в двух случаях: когда по имеющимся данным в земле не содержатся ценные минеральные ресурсы; когда сохранение США прав на недра препятствует или делает невозможной нормальную разработку неминеральных земельных ресурсов, а последнее является более выгодным способом использования земли, нежели разработка ее недр. При этом права на недра могут быть переданы лишь нынешнему или предполагаемому законному владельцу поверхности земли после оплаты им административных расходов и рыночной стоимости передаваемых прав.
При этом стоит подчеркнуть, что вопросы недропользования в США находятся в ведении Конгресса, что еще раз подчеркивает, особое положение вопросов недропользования в политической деятельности страны.

Канада
Права на полезные ископаемые принадлежат правительству и могут быть выданы в аренду, но не могут быть куплены. В результате, права на полезные ископаемые на более чем 90% территории Канады принадлежат правительству.

При всем при этом, государственное регулирование МСК в большинстве государств строится на возможности извлечения доходов в недропользовании исходя из прямого воздействия на стратегию добычи. Компаниям невыгодно разрабатывать трудноизвлекаемые запасы, значит, фискальная налоговая система должна препятствовать развитию этой тенденции.
В мировой практике, предприятия, занимающиеся недропользованием, выплачивают налог на пользование природными ресурсами (роялти), регулярные платежи при пользовании недрами (ренталз), разовые платежи за право на добычу (бонусы), подоходный налог с корпораций, налог на нефтяной доход и специальные налоги.
Также, не редко используются и дополнительные специальные налоги, направленные на изъятие природной ренты (роялти). В качестве фискальных инструментов чаще всего, помимо роялти, используются экспортные пошлины, сборы за регистрацию заявок на месторождения, платежи за пользование землей, а также целый ряд налогов обычного целевого назначения: НДС, на прибыль, подоходный налог, налог на имущество, налоги с фонда оплаты труда и др.
При этом, общая тенденция изменения налогового законодательства ведущих горнодобывающих стран направлена на сокращение налогов, основанных на роялти, и переходу на налоги на прибыль и доход.
Например, в таких странах, как Чили, Перу, Мексика, Швеция, Эфиопия, ЮАР, Англия, Норвегия полностью перешли на налоги, связанные с получением доходов, что, по мнению аналитиков, сделало продукцию добывающих предприятий этих стран более конкурентоспособной, а инвестиционный климат в отрасли более привлекательным.

3. Установление по НДПИ налоговой ставки 0%
Российским законодательством предусмотрена установка налоговой ставки 0% на НДПИ, а точнее на ту часть добытых запасов, которая относится к «эксплуатационным потерям при добыче» в случае их согласования и утверждения комиссией Федерального агентства по недропользованию.
В случае, если в процессе эксплуатации недропользователь превысит установленные нормативы, он облагается штрафом в несколько крат от процентной ставки по НДПИ на добываемое полезное ископаемое.
Здесь необходимо открыть несколько хитростей и тонкостей.
1) Комиссией, согласовывающей и утверждающей нормативы потерь при добыче (в настоящее время это ЦКР Роснедра), согласовываются утверждаются потери в составе проектной документации по годам в соответствии с календарным планом. Т.е. каждому году эксплуатации месторождения соответствует определенный уровень потерь ПИ по каждой выемочной единице, по которой ведется учет.
Руководствуясь здравым смыслом, вполне очевидно, что в течении года, данный норматив будет меняться и только в конце года (возможно) выходить на то среднее значение, которое заложено в проекте. Также часть выемочных единиц, в соответствии с календарным планом, могут отрабатываться больше года, т.е. их норматив также будет величиной динамической.
Согласно существующей практике, недропользователь отчитывается по НДПИ перед налоговыми службами раз в квартал. Следовательно, часты случаи, когда формально норматив потерь превышен (на некоем периоде времени), но это еще не значит, что он будет превышен по выемочной единице в конце года или на конец отработки выемочной единицы.
К примеру, выемочная единица насчитывает 500 тыс.т руды. На данную выемочную единицу установлен норматив потерь 5%.
На первый квартал, с учетом горно-геологических условий залегания рудного тела, отработано 125 тыс.т с потерями 8%. На лицо превышение норматива потерь, и, казалось бы недропользователь должен уплатить крупный штраф на превышение норматива потерь.
Однако, в течении оставшегося срока погашения запасов данной выемочной единицы, недропользователь, в виду улучшившихся горно-геологических условий, способен доработать оставшиеся запасы с потерями – 4% или даже ниже.
При этом, никаких преференций недропользователь за обеспечение более низких потерь не удостаивается.
В итоге мы имеем недропользователя, отработавшего запасы с выполнением общего среднего норматива потерь или даже ниже. Но… либо изрядно попотевшего, чтобы не выплачивать штраф, либо его уплатившего.
Согласитесь, инвестиционный климат данная ситуация не улучшает.
2) По опыту, могу сказать, если геолог или маркшейдер на предприятии не способен вывести потери перед контрольными органами в необходимую цифру, то либо ему грош цена как специалисту, либо на месторождении существенное неподтверждение запасов или ужасные горно-геологические условия.
3) Существующее положение дел с нашей терминологией, а также отсутствие четкого применения единого классификатора полезных ископаемых, по которому ведется учет, заставляет наши суды работать как угорелых, а налоговые службы с недоумением решать вопрос о том, с чего же брать налог?
4) Существующим законодательством, для нивелирования недостатков проекта, предусмотрено «переутверждение» потерь или как это называется – утверждение уточненных нормативов потерь при добыче в составе планов развития горных работ. Однако, о чудо… в нашей стране отсутствует орган, уполномоченный на проведение данного утверждения. До 2010 года эти функции также исполняла ЦКР Роснедр, в настоящее время данные полномочия с комиссии сняты.

Таким образом, наличие данного налога приводит либо к снижению инвестиционной привлекательности отрасли, либо к явным ухищрениям и обманам со стороны недропользователя.
Лично я абсолютно не виню недропользователей за возможные ухищрения. Они вынуждены делать это, дабы не вылететь в трубу в первый же год эксплуатации месторождения.
Вместе с тем, на моей памяти было несколько случаев, когда крупные недропользователи вполне осознанно отказывались от согласования и утверждения нормативов потерь в пользу получения большей прибыли.

4. Связь налога на прибыль и НДПИ
Еще раз рассмотрим, как связаны НП и НДПИ.
Писал об этом ранее, пришло время рассказать подробнее.
Учитывая то, что основным законом, регулирующим отношения недропользователей и государства предписано «наиболее полное» извлечение запасов из недр, можно сказать, что государство выступает за потери при добыче равные 0%. Это похвально. Но что произойдет если потери станут нулевыми?
Рассмотрим физику процесса.
С точки зрения здравого смысла, доходы предприятия и уровень извлечения полезных ископаемых при добыче, должны иметь зависимость в форме колокола (правильного колокола или неправильного, это предмет дополнительных серьезных исследований).
Т.е., говоря более простым языком, извлекая небольшое количества запасов, недропользователь несет некие затраты, которые слабо перекрываются получаемыми доходами от реализации получаемой продукции. Наращивая извлечение, недропользователь выходит на точку оптимума, в которой разница между затратами и получаемыми доходами максимальна, далее, в связи с увеличивающимися сложностями, возникающими при «доизвлечении» оставшихся запасов недропользователь несет дополнительные расходы, и доходная часть начинает снижаться.
Таким образом, любой производственник скажет, что, либо извлечь все 100% запасов невозможно физически, т.к. вечный двигатель не изобрели, либо извлечение 100% запасов приведет к таким затратам, которые приведут к банкротству предприятия.
Говоря другим языком, в этой зависимости существует некая точка, в которой НП будет максимальным, при этом, увеличивая извлечение, потери при добыче будут снижаться, будет расти НДПИ, но, будет сильно снижаться НП.
При этом, повторю утверждение сказанное в начале поста. Прирост НДПИ на единицу доизвлекаемых запасов не будет перекрывать снижение поступлений от НП.
И самый главный момент – недропользователь также не заинтересован в повышении извлечения:
— никаких преференций от государства за это он не получает;
— государственная комиссия по запасам принимает на государственный баланс запасы по критерию максимизация чистого дисконтированного дохода, а следовательно и бюджетного дохода, т.е. налог на прибыль важнее;
— ЦКР Роснедр также в качестве критерия предпочтения, не редко, пользуется величиной бюджетного дохода.
В итоге – выполняя законодательство и максимизируя извлечение, не стимулируя интересна недропользователя к повышению полноты и качества ПИ, государство несет экономические убытки.
Здесь можно возразить и сказать — «зато государство получает дополнительное минеральное сырье, стратегически важное».
Я бы согласился, если бы снова не одно «но». Стратегии нет! И говорить о том, что какое-либо сырье является стратегически важным, не представляется возможным.

Как видите, существование НДПИ является, не то, чтобы бременем, сколько головной болью для недропользователя. Для государства же это атавизм.
Что же делать? Чем заменить? Оставить недропользователям запасы и пусть что хотят то и делают?
Вовсе нет.
Я считаю, что во-первых необходимо пойти по пути здравого смысла, а во-вторых – воспользоваться прогрессивным опытом зарубежных стран.
Как всем прекрасно известно, сейчас одной из стратегических целей, выдвигаемых Правительством является улучшение инвестиционного климата. Про это я писал ранее.
В таком случае и надо идти по данному пути, потому что, того же хотят и сами инвесторы.
Необходимо акцентировать внимание таким образом, чтобы недропользователи сами были заинтересованы в максимизации извлекаемых запасов.
Каким образом?
Приведу в качестве примера посещение ресторана.
Сейчас дела складываются следующим образом. Некто пришел в ресторан, где выбрал блюдо, за которое заплатил некую сумму. Блюдо ему принесли и поставили рядом официанта, который следит за тем, сколько посетитель съест. За каждый кусочек съеденного блюда посетитель платит дополнительную сумму, а в случае если он не доест блюдо целиком, его наказывают.
Смешно, не правда ли? Сей ресторан не пользовался бы популярностью.
На мой взгляд, необходимо формировать такой интерес после подачи блюда, чтобы возникал интерес и желание съесть его полностью и не задумываться.
(и конечно же все тарелки необходимо сдать целыми )))).

Не секрет для большинства, что запасы полезных ископаемых, для компаний, ведущих разработку месторождений это капитализация. Есть прирост запасов, есть рост капитализации, а следовательно и рост цены акций.
Система платежей должна быть построена таким образом, чтобы недропользователь, теряя запасы осознавал, что тем самым теряет собственную прибыль.
Т.е., как вариант, платежи должны взиматься со всех балансовых запасов, переданных недропользователю.
Вспомните, балансовые запасы – запасы экономически целесообразные к извлечению.
К каким результатам это приведет?
Во-первых недропользователь будет крайне заинтересован, чтобы ему передали именно целесообразные запасы, а следовательно будет конкретизироваться реальный объем запасов.
Снизится уровень халатного отношения к подсчету запасов, а это значит, геологическая информация станет более достоверной.
Недропользователь будет знать точно сколько и за что он платит. Чем не повод повышения инвестиционной привлекательности за счет снижения рисков?
Недропользователь будет заинтересован взять все запасы на столько, на сколько это возможно, ведь он уже за них заплатил!
Снижается дополнительная нагрузка на органы государственной власти, судебной системы.
Хочу подчеркнуть, что мои предложения не означают – передать все недропользователю, и пусть что хочет то и творит.
Отнюдь.
Предлагаемый вариант приводит к тому что именно недропользователь займется управлением недропользования и не просто, а будет крайне заинтересован в рациональном недропользовании.
Конечно, в данном направлении необходимо проработать множество вопросов, в основном касающихся государственного контроля за пользованием недрами и формированием системы государственных предпочтений.
В настоящее время, стоит констатировать, что в погоне за увеличением поступлений от НДПИ бюджет теряет безвозвратно огромные суммы и потенциальных инвесторов.

Источник: gornyak-d-b.livejournal.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Заработок в интернете или как начать работать дома