Лекции 13. Понятие и структура муниципальной собственности
4. Муниципальная казна
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 г., Уставом муниципального образования, и другими правовыми актами органов местного самоуправления, представительный орган местного самоуправления разрабатывает положение о муниципальной казне, которое, как правило, содержит общие положения, определяет органы, управляющие объектами муниципальной казны, порядок использования и учета объектов муниципального казенного имущества, а также может отражать прочие (особые) условия по формированию, учету и использованию объектов муниципальной казны.
В состав муниципальной казны входят муниципальные финансы, иное движимое и недвижимое имущество, находящееся в собственности муниципального образования, не закрепленное за муниципальными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения и за муниципальными учреждениями на праве оперативного управления, а именно:
Муниципальная казна пополнилась
а) средства бюджета муниципального образования;
б) пакеты акций (доли) в уставном капитале хозяйствующих субъектов, иные ценные бумаги;
в) нежилые здания, сооружения, помещения;
г) муниципальный жилищный фонд;
д) земельные участки, другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности;
е) иное движимое и недвижимое муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями.
Объекты муниципальной казны могут находиться как на территории муниципального образования, так и за его пределами.
Муниципальная казна образуется из имущества:
а) созданного или приобретенного за счет средств бюджета муниципального образования;
б) переданного в муниципальную собственность в порядке, предусмотренном законодательством о разграничении государственной собственности на государственную и муниципальную;
в) переданного безвозмездно в муниципальную собственность юридическими и физическими лицами;
г) изъятого на законных основаниях из хозяйственного ведения и оперативного управления у муниципальных предприятий и учреждений;
д) оставшегося после ликвидации муниципальных предприятий и учреждений;
е) поступившего в собственность муниципального образования по другим, не противоречащим закону основаниям.
Муниципальное образование отвечает по своим обязательствам имуществом, составляющим муниципальную казну, за исключением имущества, которое может находиться только в муниципальной собственности.
Обращенные к муниципальному образованию имущественные требования удовлетворяются, прежде всего, за счет средств бюджета муниципального образования.
Источник: netprava.ru
Новый стандарт по учету имущества казны
В повседневной работе бухгалтеры учреждений государственного сектора не так часто сталкиваются с отражением операций по учету имущества казны, в связи с этим часто появляются вопросы по отражению тех или иных хозяйственных операций. Рассмотрим более подробно особенности ведения учета имущества казны и познакомимся с новым стандартом, который вступит в силу в 2023 г.
Как учитывать имущество казны по новому стандарту. Новое видео в системе КонсультантПлюс
- Что такое имущество казны
- Новый стандарт
- Признание и оценка имущества казны
- Амортизация объектов имущества казны
- Прекращение признания активов имущества казны
- Отражение в бюджетной отчетности
Что такое имущество казны
Если в учреждении имеется имущество, которое фактически не принадлежит ему на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, а является собственностью Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципалитета, то такое имущество относится к имуществу казны. По данному имуществу все решения принимаются субъектами РФ или муниципалитетами.
В 2008 г. в послании президента Российской Федерации от 23 июня «О бюджетной политике в 2009-2011 годах» были определены требования о необходимости обеспечить учет имущества казны в полном объеме. В этом же году, Приказом Минфина России от 30.12.2008 г. № 148н для учета имущества казны был разработан отдельно специализированный счет 108.00 «Нефинансовые активы имущества казны», учет на котором ведется в разрезе материальных и нематериальных основных фондов, непроизведенных активов и материальных запасов.
Новый стандарт
Новый стандарт, вступающий в силу в 2023 г., полностью раскрывает понятие учета имущества казны и определяем корректность отражения хозяйственных операций в учете.
Основная цель нового стандарта заключается в том, чтобы обеспечить своевременность и оперативное отражение хозяйственных операций, проведение анализа использования имущества, а также возможность контролировать сохранность и использование имущества по целевому назначению.
Стандарт «Государственная (муниципальная) казна» четко выделяет группы объектов имущества, которые следует относить к казне. Согласно п.6, определены следующие группы:
- недвижимое имущество, составляющее казну;
- движимое имущество, составляющее казну;
- ценности государственных фондов России;
- нематериальные активы, составляющие казну;
- непроизведенные активы, составляющие казну;
- материальные запасы, составляющие казну;
- прочие активы имущества казны;
- нефинансовые активы, составляющие казну в концессии.
Также, для облегчения понимания что относится к имуществу казны, а что нет, в стандарте выделен перечень объектов, на которые правила Стандарта не распространяются. К ним относятся: биологические активы, объекты библиотечного фонда, финансовые инструменты, объекты незавершенного производства и активы культурного наследия.
Новым Стандартом утверждено, что учет имущества казны должен вестись в стоимостном выражении с указанием реестрового номера в реестре государственного (муниципального) имущества. Учет по соответствующему счету ведется в разрезе объектов имущества казны, идентификационных номеров объектов (реестровых номеров).
Порядок ведения аналитического учета имущества казны должен быть установлен документом учетной политики органа государственной (муниципальной) власти, осуществляющего полномочия и функции собственника в отношении публичного имущества:
- в части федерального имущества — документом учетной политики Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимуществом);
- в части имущества субъектов Российской Федерации, имущества муниципалитетов — документом учетной политики соответствующих комитетов, департаментов, отделов по управлению государственным имуществом субъектов Российской Федерации или администрациями муниципалитетов.
Как и прежде, финансовым органом устанавливает отчетная дата, на которую должны быть отражены в учете все операции с объектами имущества казны, только новым стандартом определено, что на каждую такую отчетную дату, все объекты имущества казны должны быть отражены по своей балансовой стоимости в отношении вышеописанных групп.
Есть вопросы по новым стандартам ведения учета?
Обратитесь к специалистам Линии консультации «ГЭНДАЛЬФ». Мы быстро ответим и поможем разобраться в трудной ситуации.
Признание и оценка имущества казны
Все объекты имущества казны должны быть отражены в учете по первоначальной стоимости. При условии отражения объектов имущества казны, которые были вновь выстроенные (созданные или приобретенные), первоначальная стоимость равна сумме фактических затрат на их приобретение, создание, изготовление. Земельные участки должны быть отражены в составе имущества казны по их кадастровой стоимости.
Объекты, которые предназначены для отчуждения не в пользу организаций бюджетной сферы, признают по справедливой стоимости, которая определяется методом рыночных цен (п. 16 Стандарта). Результат уценки (дооценки) до справедливой стоимости отражают в учете и раскрывают в бюджетной отчетности обособленно в составе финансового результата текущего периода.
Обратите внимание: согласно переходным положениям Стандарта, имущество, подлежащее отражению на соответствующих балансовых счетах и ранее не признававшимся таким, а также имущество казны, отраженное на забалансовых счетах, должно быть с 2023 года признано в учете на соответствующих счетах по его первоначальной стоимости. При необходимости может быть проведена реклассификация, т.е. перевод объекта из одной группы в другую, без изменения стоимости, или переоценка имущества.
Амортизация объектов имущества казны
Начисление амортизации на объекты имущества казны зависит от того, было ли данное обязательство закреплено нормативно-правовым актом финансового органа. При отсутствии данного обязательства, начисление амортизации не осуществляется.
Расчет и единовременное начисление амортизации на объекты имущества казны за период нахождения их в составе нефинансовых активов при вовлечении их в хозяйственный оборот (передача объектов казны в аренду, безвозмездное пользование, постоянное пользование или оперативное управление).
По объектам, которые были включены в состав имущества казны после прекращения права оперативного управления или хозяйственного ведения, сумма амортизации, начисленная последним правообладателем, должна быть принята к учету в общей сумме.
Начисления амортизации, в случаях, когда имущество казны находится в концессии, осуществляется уполномоченным субъектом в соответствии с положениями федерального стандарта «Концессионные соглашения».
Прекращение признания активов имущества казны
Признание нефинансовых активов в составе имущества казны может быть прекращено по нескольким объективным причинам, которые нам всем знакомы, а именно, принятие решения о списании данного объекта с учета, передача на договорных условиях объекта, передача в другое учреждение на основании безвозмездного пользования, передача в результате реализации (приватизация, продажа или обмен), а также в случаях хищения, порчи, потерь или уничтожения имущества.
Балансовая стоимость имущества казны при реализации, относится на уменьшение доходов того периода, в котором данная хозяйственная операция была проведена. Доходы и расходы от таких операций отражаются в учете развернуто.
Выбытие нефинансовых активов оформляется в составе расходов текущего года в случаях естественной убыли актива, как чрезвычайный расход текущего года — в результате стихийных бедствий или катаклизм, а вот в случаях кражи, потерь или уничтожение — из балансовая стоимость относится на уменьшение доходов от операции с активами. При обнаружении виновного лица, возмещение ущерба учитывается по справедливой стоимости, которая определяется методом рыночных цен.
Согласно п. 30 Стандарта при выбытии нефинансовых активов имущества казны в части драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных и иных изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, или нефинансовых активов имущества казны, которые не имеют аналогов, их стоимость оценивается по стоимости каждой единицы на дату совершения операции с активом.
Отражение в бюджетной отчетности
При раскрытии информации об имуществе казны в бюджетной отчетности во внимании берутся следующие пункты:
- Методы определения сроков полезного использования;
- Балансовая стоимость и накопленная амортизация;
- Методы начисления амортизации;
- Сверка остаточной стоимости на начало и конец периода.
Данную информацию отражает учредитель управления государственным (муниципальным) имуществом на основании пердоставленных данных от доверительного управляющего.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: gendalf.ru
Городская казна: дороги, земля, фонари, деревья.
Муниципалитет владеет деньгами и имуществом. Заместитель главы администрации Калининграда, председатель комитета муниципального имущества и ресурсов Александр Зуев рассказал, что такое муниципальная казна и из чего она состоит.
— Всегда думала, что муниципальная казна — это деньги, а оказывается, что это не так?
— Фонари на улицах, тротуарная плитка, деревья в парках – это все тоже входит в муниципальную казну. Деньги, безусловно, тоже вещь, но бюджетные средства постоянно в работе, и в этом смысле они являются финансовым фондом, который постоянно используется на необходимые городские нужды, деньги на счетах не лежат. Имущественная казна статична.
В ней учитываются активы города, как движимые, так и недвижимые. Причем имущество может как находиться в казне без движения, так и быть закреплено за каким-нибудь предприятием. Например, имущество, переданное муниципальному предприятию, не «лежит» в казне, так как оно находится в хозяйственном ведении предприятия. В то же время само предприятие находится в муниципальной собственности. Таким образом, его имущество учтено на балансе предприятия, поименовано в казне города, но при этом «чистой» казной не является. «Чистой» казной являются, к примеру, дороги общего пользования, которые не закреплены за какими-либо организациями.
— Получается, недвижимое имущество – это дороги, движимое – троллейбусы? Или все не так просто?
— Недвижимым имуществом являются и дороги, и детские сады, и здания, эксплуатируемые в том числе федеральными службами, общественными организациями, — все это является объектами недвижимости, учтенными в казне.
Что же касается движимого имущества, то сюда относится все начиная от скрепок и заканчивая троллейбусами, электрическими сетями или трубопроводами – да, это имущество, это сооружение может быть как недвижимое, так и движимое. И это также учитывается в казне. Все эти активы имеют свои характеристики: в некоторых случаях площадные, метрические, в некоторых — только финансовые.
— У нас в офисе все, что находится в собственности у работодателя, подписано инвентарными номерами, периодически проводится проверка – все ли на месте. На всех муниципальных объектах тоже есть такие инвентарные номера?
— Совершенно верно. Скажем так: казна – это реестр имущества, который учитывается по правилам бухгалтерского учета. Каждый объект имеет свой номер, характеристики, финансовую стоимость. Именно поэтому, чтобы объект появился в казне, необходим ряд документов: техническое описание объекта, финансовое описание, стоимостные характеристики.
— Могу я как-то внести свой вклад в муниципальную казну? Если да, то как? И, наоборот, могу ли я претендовать хоть на крохотную часть муниципальной казны?
— Да, конечно, можете подарить городу, например, квартиру, если считаете, что она вам не нужна, а бремя по ее содержанию для вас слишком тяжело. Кроме того, существует процедура расприватизации, когда жилье становится муниципальным. А человек продолжает жить в этой квартире, но уже не как собственник, а как наниматель.
Помимо этого, есть возможность заключить с городскими властями договор пожизненного содержания. Чаще всего так поступают одинокие люди, не имеющие наследников. Муниципалитет, в силу своих обязанностей, подписывает договор ренты, по которому берет на себя дополнительное обеспечение гражданина (помимо единовременной выплаты, такой человек ежемесячно получает определенную сумму).
Если кто-то придет со словами «я хочу отдать вам такой-то объект», но при этом не принесет на него документы, то мы такой «подарок» принять в казну не сможем. В этом случае нам придется попросить человека либо предоставить документы, характеризующие имущество, либо, если он не захочет этого сделать, принимать его в казну по другой процедуре. В этом случае мы вынуждены объявлять имущество бесхозяйным, готовить за счет муниципалитета техническую документацию, ставить на учет в Едином государственном реестре прав и обращаться в суд о признании нашего права собственности на указанное имущество. Именно по такой процедуре мы недавно приняли в казну муниципалитета уличные часы.
— Поэтому с приемкой имущества Минобороны процесс так затянулся?
— С Минобороны немного другая ситуация. При передаче имущества они не отказываются от своей собственности, а передают. Очень долго готовят документы, так как далеко не всегда заинтересованы передавать муниципалитету это имущество. Они являются владельцами, которые на каждый объект имеют свой взгляд: какой-то объект они желают передать муниципалитету, какой-то — областному правительству, а некоторые объекты просто реализуют с торгов, выполняя свои программы.
— А если, например, кто-нибудь захочет отдать автомобиль? Или город имеет право решать, что он возьмет в казну, а что нет?
— Автомобиль – движимое имущество. Безусловно, по движимому имуществу, которое предлагает гражданин, у нас есть право отказа. Немного по-другому обстоит дело, когда речь о передаче в казну транспортной единицы будет вести какое-то муниципальное учреждение или предприятие.
В этом случае после оценки стоимостных характеристик указанного объекта, его технического состояния мы можем либо принять его в казну, либо предложить предприятию списать имущество, которое не годно к эксплуатации. В случае с физическим лицом все значительно сложнее. Мы действительно можем принять указанное имущество. Если его принятие имеет какое-то финансовое обоснование, то мы, безусловно, акты приема-передачи подпишем, заключим договор. Если же нам будет предложен объект, который потребует затрат — либо на приведение его в надлежащее состояние, либо на утилизацию, — то мы предложим дарителю этот «подарок» реализовать самостоятельно.
— Года два назад Калининграду подарили очень много луковиц цветов, они в казну попадали хоть ненадолго, до высадки на клумбах?
— Луковицы цветов в соответствии с бухгалтерским учетом, относят к малоценным быстроизнашиваемым материалам. Они в любом случае были учтены, но через реестр, в соответствии со своими стоимостными характеристиками. А вот всем известный булыжник, например, в казне находится. У него износостойкость несколько больше, чем у тюльпанов. Мало того, сейчас этот камень учитывается по весу – и на приемке, и на отгрузке.
— Получается, что передавать в казну свое имущество горожане могут, а претендовать на что-то оттуда имеют право?
— Калининградцы постоянно, каждый день пользуются городским имуществом. Ведь горожане передвигаются по дорогам и тротуарам, гуляют на набережных, в скверах и парках, путь им освещают фонари, которые стоят вдоль дорог, к ним в квартиры подаются вода, электричество и тепло и т.д., и т.п. Имуществом казны мы пользуемся каждый день, даже не осознавая этого. А человек, который ломает фонарный столб или только что высаженное дерево, разбивает скамейки, уничтожает урны, безусловно, причиняет казне вред имущественного характера. Когда выявляются подобные нарушения, мы каждый раз обращаемся в правоохранительные органы.
— Муниципальная казна приносит доходы или только требует расходов?
Некоторые объекты недвижимости муниципалитет сдает в аренду. Это имущество, которое не участвует в жизнеобеспечении города. И, как правило, такое имущество подлежит приватизации. Например, помещения, используемые под магазины. Это может быть льготная приватизация, когда малый предприниматель получает право выкупить в рассрочку арендуемое помещение.
Либо реализация с торгов в соответствии с программой приватизации (ее ежегодно утверждают депутаты городского совета, одновременно с принятием бюджета).
— В какую сумму можете оценить муниципальную казну?
— Она многократно превышает 20 млрд рублей. Город у нас на самом деле не самый бедный.
К публикации подготовила Анна СОРОКИНА.