Что такое государственный сектор

Гос сектор экономики- эконом отношения,связанные с использованием гос имущества, закреплённого за гос-ми унитарными предприятиями, гос учреждениями, гос казны, имущественных прав РФ и др гос имущества.

· Гос казенные, бюджетные, автономные учреждения

· Гос унитарные предприятия

· Гос корпорации, хоз общества (в уставном капитале которых более 50% акций нах в гос собст)

· Хоз общества(50% у гос-ва)

Гос политика в сфере управления гос сектором экономики преслед след цели:

· Увелич дохода бюджета на основе эффективного упр гос соб

· Оптимизация структуры соб-ти в интересах обнспечения устойчивых предпосылок для развития эк рос

· Исполь гос активов в качестве инструментов для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики

· Повышение конкурентоспособности ком орг

Государственные корпорации: цели, структура собственности и финансовый аспект деятельности.

Гос корпорацией явл не имеющая членства некомер орг,учрежденная РФ на основе имущественного взноса и созданная для осущ социальных, управленческих или иных общественно полезных функций

Проблемы и подходы к измерению государственного сектора

РФ не отвечает по обязательствам корпорации и наоборот.

Деятельность гос корпорац регулируется и специальным фед законом

Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации.

Гос контроль за деятельностью гос корпораций осущ-ся в общественном порядке. Ежедневно публикует отчеты об использовании своего им-ва и отчеты о результатах аудита годовой бух отчетности.

Статус некоммерческой организации для госкорпораций предполагает, что целью их создания не является прибыль. И вся прибыль, полученная госкорпорациями должна тратиться на достижение целей, поставленных перед ними. Также законом ограничивается предпринимательская деятельность структур, госкорпорации не имеют права заниматься предпринимательством, если это не соответствует целям, определенным в федеральном законе о их создании. Таким образом ограничиваются сферы деятельности госкорпораций

Примеры гос корпораций: Росатом,Фонд содействия реформированию жкх,Агенство по страхованию вкладов,внешэкономбанк.

Особенности управления государственными (муниципальными) унитарными предприятиями, а также хозяйственными обществами, акции (доли в уставных капиталах) которых находятся в государственной (муниципальной) собственности

Гос унитарным предприятием явл ком орг, не наделенная правом собс-ти на закрепленное за ней собственником имущество.Имущество находится в гос соб-ти,является неделимым и может быть распределено по вкладам, в том числе между работниками пред-я, и принадлежит такому предприятию на праве хоз ведения.

Деятельность регулир фед законм «О гос и мун унитарных предприятиях»

Учрежденным док явл устав, размер которого не менее 5 тыс минимальных рахмеров оплаты труда

Соб-к имущества имеет право на получени е части прибыли,оставшейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.

Государственный сектор и совокупный спрос. Воздействие государственных закупок

Гос пред-е ежедневно перечисляет в соответствующий бюджет часть прили,которая осталась после уплаты всего.

Предприятие не может продавать принадлежащее ему им-во,сдавать в аренду, отдаватьв залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал хоз об-ва и товарищества или иным способ распоряжаться им-вом без согласия соб-ка им-ва гос пред-я. Также не вправе без согласия собственника совершать сделки,связанные с предоставлением займов, поручительств банковских гарантий, заключать договоры простого товарищества.

Могут осущ заимствования только по согласию с собственником им-ва, в форме кредитов по договорам с кредиторами организациями или выдачей векселей.

Органы гос власти Краснод края явл учредит порядка 80 гос унитарных предприятий. Бух отчетность подвергается ежегодной аудиторской проверке

Реорганизация унитарного предприятия может происходить путем слияния, присоединения, разделения, выделения,преобразования.

Цели и задачи унитарного предприятия:

· Повышение эффективности деятельности унитарного предприятия

· Эффективное использ им-ва

· Погашение кредиторской задолженности по налогам, обязат платежам и по з/п.

Хозяйственные об-ва, акции в уставном капитале которых находятся в гос собственности,являются компаниями с гос участием.

В федеральной соб-ти закрепляются только акции АО производящих продукцию имеющую стратегическое значение для обеспеч нац без-ти гос-ва.

В зависимости от организационно-правовой формы можно выделить след группы орг, в уставном капитале которых имеется доля гос-ва:ОАО,ЗАО,ООО и товарищества.

Основные цели управления акциями

· Увеличение неналоговых доходов

· Стимулирование развития про-ва

· Оптимизация управленческих затрат

· Обеспечение выполнения хоз товариществами и обществами своих функций(оборона,безопасность,соц программы)

6. Государственные (муниципальные) казанные, бюджетные, автономные учреждения: цели создания, отличительные особенности и порядок финансирования их деятельности

Казенные учреждения создаются для оказания гос услуг, выполнения работ и использования гос функций в целях обеспечения реализации полномочий органов гос власти. Правовое положение определяется бюджетным кодексом

Фин обеспечение деят казенного учреж осущ за счет средств соответствующего бюджета.

Казенные уч-я не вправе распоряжаться ср-ми,полученными из внебюджетных иточников..Предусмотрена субсидированная отвес-ть учредителя по его обязат-м.Не имеют право предоставлять и получать кредиты,приобретать ценные бумагт. Субсидии и бюджетные кредиты непредусмотренные

Особенности правового положения распространяются на органы гос власти, органы местного самоуправления, органы управления гос внебюджетными фондами.

Бюджетные и автономные уч-я создаются для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий органов гос власти или орг местного самоупра-я в сферах образования, науки, культуры, соц защиты здравоохранения, спорта.

Правовое положение бюджетных орг опред фед законом «О некоммерчесских орг»,автономных – «об автономныхэ учреждениях».

Бюджетные и автономные уч-м предостав-ся большая самостоятельность.Право распоряжаться доходами, расширены права по распоряжению частью находящегося у них на праве оперативного увправления государственного иму-ва.Предприятиям не предусмотрена субсидированная отве-ть.Деят-ть финансируется за счет субсидий на выполнение гос задания.

Операции по средствам, поступающим в данные учреждения учитываются на отдельных счетах. Публикуют отчеты о деят в сми.

Пример: ГКУ «Гулькевический реабилитационный центр для детей и подростков с огр возможностями», ГКУ центр энергосбережения и новых технологий

Отличия бюджет и автономных. Автономные уч-я праве распоряжаться нежвижимым им-ом. Автономные ex отвечают по своим обязательствам имуществом,находящимся у него на праве оперативного пользования за исключением недвижимого им-ва и особо ценного движимого им-ва. Могут открывать банковские счета в кредитных орг.

Пример. РАН, кучреждения высшего проф обр.

Источник: infopedia.su

ЗАЧЕМ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ НУЖЕН ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР?

Разброс мнений о том, куда двигаться России, среди граждан страны огромен. На одном полюсе голоса тех, кто полагает, что надо возвращаться назад, к социализму — с его полным огосударствлением — или хотя бы к госкапитализму с преобладающим участием государства в хозяйственной жизни страны.

На другом — сталкиваемся с мнением тех, кто, напротив, призывает идти дальше, к преобладанию рыночных отношений при максимальном сокращении государственного вмешательства в экономику, к уменьшению его перераспределительной деятельности и социальных обязательств. Примирить непримиримое, казалось бы, невозможно.

И все же поиск «третьего пути», которым особенно увлекались социал-демократы стран Европы, позволил каждой из них нащупать этот путь. Отклоняясь под влиянием различных обстоятельств либо в ту, либо в иную сторону, им удалось создать тип смешанной экономики с социальной ориентацией, где наряду с частным сектором существует довольно обширный государственный (или общественный). Сегодня под влиянием процессов глобализации и интеграции, господства либеральной идеологии (особенно фразеологии) говорить и писать о «третьем пути» стало немодно. И тем не менее экономику развитых капиталистических стран (при всех переменах и реформах, которые в них идут) в серьезной литературе принято называть смешанными экономическими системами. И неслучайно.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Идеи науки, претворяющиеся в производстве, — одна из составляющих современного развитого государства. А государство — это, прежде всего, закон и его исполнение.

Бюджетные средства нужны и медицине, и образованию, и науке. Именно об этом говорит плакат из журнала ‘Финансы и развитие’.

Государственные расходы и социальные трансферты * ( % от ВВП). * Расходы на социальное обеспечение, помощь безработным, пенсии, здравоохранение (кроме образования).

Изменение в структуре расходов консолидированного бюджета России (% к ВВП).

Структура расходов консолидированного и федерального бюджетов России в 2004 году (%). *Промышленность, энергетика, сельское хозяйство, транспорт и связь, дорожное и жилищно-коммунальное хозяйство.

СООТНОШЕНИЕ ЧАСТНОГО И ГОСУДАРСТВЕННОГО

Частный сектор — основа экономики любой развитой страны. Это огромное множество и разнообразие крупных и мелких предприятий, производящих подавляющую часть товаров, необходимых для людей. Но есть сферы, где рынок заведомо не может справиться с удовлетворением потребностей общества и более того — наносит прямой вред, обостряет социальные проблемы.

Это так называемые провалы рынка — market failures. В таких случаях участие государства в процессе производства становится неизбежным, хотя принимать оно может разные формы — от полного огосударствления до государственного контроля или партнерства с частным предпринимательством. Перечислим такие сферы.

— Производство общественных благ, главная особенность которых — совместное потребление: оборона, охрана порядка, образование, строительство общественных сооружений, водоснабжение, уборка мусора и т.п.

— Защита общества от «внешних эффектов» рыночной деятельности — прежде всего, защита природы, воздушной и водной среды (пример такой «деятельности» и показывает фото внизу, слева).

— Регулирование производства в отраслях, где возникают условия для «естественной монополии» (производство и распределение электроэнергии, телекоммуникации, транспорт, связь, водоснабжение и т.п.).

— Корректировка неблагоприятных социальных последствий рыночной экономики, рождающих (или закрепляющих) социальное неравенство, безработицу, бедность.

Государство, дополняя и облагораживая рынок, сглаживая отдельные его «провалы», работает с ним в одной упряжке. Именно этот симбиоз вытащил капитализм из глубочайшего кризиса 1929-1933 годов, порожденного усилением монополизации экономики, с одной стороны, и падением спроса — с другой. Такой симбиоз обеспечил дальнейшее развитие капитализма, подкрепляемое научно-техническим прогрессом и растущим потреблением населения.

Однако имеются свои пороки и у государства, которые вызывают издержки государственного вмешательства (по аналогии с «провалами рынка» их называют «провалы государственного вмешательства» — government failures). За чрезмерным государственным вмешательством неизбежно следует усиление налогового бремени, отрицательно сказывающееся на производственных и трудовых стимулах. Увеличение государственных расходов подталкивает борьбу заинтересованных групп за собственные выгоды («политическую ренту»), вызывая тем самым рост бюджетных дефицитов. И наконец, расширение государственного сектора (нередко убыточного или малоэффективного) снижает общую конкурентоспособность страны. Гипертрофия государственного аппарата делает его косным, малоподвижным, работающим скорее на себя, чем на экономику.

Выправляет эти пороки в конечном счете рыночная система регулирования и соответствующая ей политическая структура: меняются приоритеты экономической политики, проводятся необходимые реформы, а те, в свою очередь, налаживают, рационализируют отношение между рынком и государством.

Противопоставлять рынок и государство бессмысленно. И прежде всего потому, что государство — это источник законов, определяющих важнейшие институты рыночной экономики. Вся система рыночного обмена, оформляемая в виде добровольных сделок (трансакций), на самом деле базируется на системе тщательно разработанных законодательных установлений, не только упорядочивающих рыночные отношения, но и предусматривающих определенные меры принуждения к их исполнению. Обеспечение прав собственности — важнейшая прерогатива государства. Государство — это прежде всего закон и его исполнение.

Обоснованием участия государства в рыночной экономике занимались в разное время многие школы и направления экономической мысли. Ныне они включены в обширный самостоятельный раздел современной экономической науки, названный теорией государственного, или общественного, сектора экономики — Public economics. (Долгое время данный термин переводился как «государственный сектор», но в последнее время чаще стал использоваться термин «общественный», или «публичный сектор».) Учение о функциях государства в рыночной экономике решает проблему оптимального сочетания рыночного механизма и государственного управления смешанной экономикой в демократическом обществе. Другими словами, определяет, что должно делать государство, каковы его полномочия в смешанной экономике, где его пределы вовлечения в экономическую жизнь.

Крупнейший специалист в развитии этой теории Р. Масгрейв писал: «Один рыночный механизм не может выполнять всех экономических функций. Государственная политика необходима для управления, корректировки и дополнения определенных его аспектов. Этот факт важно понять, поскольку он означает, что соответствующий размер государственного сектора в значительной мере есть вопрос технического, а не идеологического порядка».

Это замечание особенно важно, поскольку наличие государственного сектора не зависит от преобладания в правительстве тех или иных партий, от господства реформистской или консервативной идеологии. Как показала историческая практика, речь может идти только о масштабах этого сектора, о формах и методах государственного регулирования. К этому можно добавить утверждение автора одного из самых популярных учебных пособий по экономике государственного сектора (переведенного на русский язык) лауреата Нобелевской премии Дж. Стиглица: «Я писал его (учебное пособие. — Прим. авт .), будучи убежденным, что понимание затрагиваемых в нем вопросов является центральным для любого демократического общества. Среди наиболее важных из этих проблем — вопросы разумного соотношения между государственным и частным секторами, а также то, как правительства могут более эффективно достигать своих целей».

ГДЕ И В КАКИХ МАСШТАБАХ ГОСУДАРСТВО НЕПОСРЕДСТВЕННО УЧАСТВУЕТ В ПРОИЗВОДСТВЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ?

Прежде всего — в производстве «общественных благ». Государственный сектор сегодня, как непосредственный поставщик товаров и услуг, представлен такими отраслями инфраструктуры, как образование, здравоохранение, культура, транспорт и связь, энергетика, коммунальное хозяйство, включая водо-, электро- и газоснабжение, уборку мусора и переработку отходов, облагораживание среды обитания, и некоторыми другими.

Однако так было не всегда. Сразу после окончания Второй мировой войны, в 50-70-х годах ХХ века, во всех развитых капиталистических странах сложился более или менее значительный сектор, в котором государство осуществляло прямой контроль, либо владея собственностью (государственные и смешанные предприятия), либо регламентируя стратегические параметры цен, тарифов, условий доступа в отрасль и т.п. Как правило, государственные предприятия создавались в отраслях с высокой капиталоемкостью и с большим периодом окупаемости — в энергетике, транспорте, связи, в сфере коммунального обслуживания. Кроме того, после войны в европейских странах были национализированы многие убыточные отрасли (добывающая промышленность, металлургия, судостроение). Нередко государство выступало инициатором создания предприятий, открывающих новые страницы в развитии научно-технического прогресса, например атомной энергетики.

Огосударствление происходило под давлением чрезвычайных обстоятельств. То был способ быстрого решения экономических и социально-политических проблем за счет государственного бюджета. В некоторых европейских странах до начала широкой приватизации 80-х годов прошлого века государству принадлежали многие предприятия обрабатывающей промышленности: сталелитейной — в Австрии, Италии, во Франции, в Швеции, автомобильной — в Великобритании и во Франции, судостроительной — в Великобритании, Италии, Испании, Швеции. В этих странах существенная часть государственных расходов шла на поддержание, субсидирование и развитие национализированных отраслей. Доля прямых государственных капиталовложений доходила до 10-20% всех инвестиций.

На первых порах государственные предприятия обладали необходимыми преимуществами. Мотив прибыли для таких предприятий не всегда являлся главным. Поэтому правительство могло в каких-то пределах маневрировать отпускными ценами, поставляя частным предприятиям сравнительно более дешевое сырье, электроэнергию, транспорт и предоставляя им бесплатно (или по низким ценам) результаты научных исследований (которые велись за государственный счет) и т.п.

Но шло время, и государственное предпринимательство стало обнаруживать ряд отрицательных свойств, которые первоначально выступали как его преимущества. Монопольное положение государственных предприятий и прямая их связь с бюджетом порождали иждивенческие настроения, снижали стимулы к инновациям. Бюрократические формы управления — преимущественно отраслевая организация государственных предприятий — препятствовали диверсификации производства и созданию крупных межотраслевых объединений. Государственные предприятия оказались в стороне от новых рынков капитала и новых форм финансирования (в том числе международных). С наступлением глобализации, с усилением интеграционных процессов и созданием единого рыночного пространства в самой Европе они уже не могли быть конкурентоспособными.

Именно эти причины, с одной стороны, и потребности правительства пополнить бюджетные доходы — с другой, привели в 80-х годах прошлого века к широкой приватизации государственных предприятий почти во всех индустриально развитых странах (да и во многих развивающихся государствах). Так государственный сектор значительно сократился, особенно в сфере промышленного производства.

Однако дело не ограничилось лишь приватизацией. Было снижено государственное вмешательство в процессы производства и ценообразования. Наиболее наглядно эти изменения проявились в США, где такие отрасли, как авиатранспорт, автогрузовой транспорт, сфера телекоммуникаций, традиционно были частными, но находились под государственным регулированием. Во Франции государственный контроль над ценами практиковался наиболее широко (это был один из важных элементов «дирижизма»), но с конца 1978 года все формы ценового контроля стали постепенно свертываться.

Новым стимулом к дальнейшей приватизации в Европе послужили Маастрихтский договор, подписанный в 1992 году, и создание Европейского союза. Условия этого договора потребовали расширить поле свободной конкуренции, исключающей поддержку государством «своих предприятий». В конце ХХ века во всех странах ЕС государство практически ушло из предприятий обрабатывающей промышленности. Если в начале 1980-х годов доля работников, занятых на государственных предприятиях, в общем количестве рабочей силы (исключая сельское хозяйство) составляла 13%, то сегодня она не превышает 1,7%. Снизилась занятость и в ранее государственном финансовом секторе, к концу 90-х годов она составила 9% общей численности работающих.

Сегодня величина государственного сектора в разных странах смешанной экономики различна. Об этом можно судить по доле занятости в нем от общего количества рабочей силы: в конце 90-х годов эта доля в Швеции составляла 31%, во Франции — 25%, в Великобритании — 14%, в США — 13% и в Японии — лишь 6%.

Отрасли инфраструктуры (они были перечислены в начале этой главы) по-прежнему остаются под контролем государства. Но и в них происходят очень важные реформы. Эти отрасли, являясь «естественными монополиями», грешат многими пороками монополистического господства. Государственный же контроль за ними не всегда способен добиться целей, отвечающих подлинно общественным интересам.

И тогда во многих странах началась основательная реконструкция этих монополистических структур. В них выделяется так называемый сетевой компонент, который, собственно, и образует монополию. Он остается под контролем государства, а все другие элементы — предприятия, фирмы, — непосредственно производящие и предоставляющие услуги и способные жить в конкурентной среде, передаются в частные руки. (К сетевым компонентам, например, в электроэнергетике относятся линии электропередачи, в железнодорожном транспорте — железнодорожные пути.)

Расширяются партнерские отношения между государством, частным и некоммерческим секторами в проведении крупных совместных программ и проектов. В основе подобного партнерства — бюджетные ассигнования, предоставляемые правительством (субсидии, гранты), и различные преференции (предпочтения), в частности налоговые льготы. Особенно широко их используют на местном уровне, как правило, для перестройки проблемных городских районов, в муниципальном жилищном строительстве и при модернизации коммунальных структур.

В России в течение всего периода перестройки на рыночную основу шел сложный и трудный процесс: отход от полностью огосударствленной экономики, создание частного рыночного сектора и выделение собственно государственного (общественного). К нашим дням лицо страны кардинальным образом изменилось — во всяком случае, в отношении собственности. С 1996 по 2005 год доля всех предприятий, находящихся в государственной собственности, снизилась с 14,3 до 3,6%, а доля частных предприятий выросла с 63,4 до 79,2% (без учета таких форм собственности, как муниципальная, общественная, религиозных организаций, смешанные и иностранные). Государство ушло почти из всех основных отраслей промышленного производства, сохранив за собой позиции в области инфраструктуры.

И тем не менее сказанное не означает, что государство (на фоне трудностей переходного периода) должно было вовсе отказаться от использования остающихся у него рычагов экономического влияния на развитие экономики. Более того, позиции государства в настоящее время расширяются: усиливается его контроль путем скупки акций, приобретения контрольного пакета акций в ведущих корпорациях страны и внедрения в их советы директоров представите лей государства. Важным становится государственно-частное предпринимательство, особенно в крупных инфраструктурных проектах.

Производство и поставка товаров и услуг на рынок — важная, но не основная форма участия общественного сектора в экономической жизни страны. Роль и масштабы государственного сектора лучше всего отражает удельный вес государственных доходов и расходов в национальном доходе (в валовом внутреннем либо в валовом национальном продукте — ВВП или ВНП). Другими словами — величина государственных финансов. Они включают в себя бюджеты центрального правительства, региональных и местных органов власти всех уровней, а в ряде стран — и некоторые внебюджетные фонды. Государственные финансы — важнейшая составная часть хозяйственного механизма любой страны и в то же время рычаг, с помощью которого правительство воздействует на весь процесс производства и распределения.

Рост государственных расходов в развитых странах исторически был, прежде всего, связан с расширением военных ассигнований — особый вклад здесь внесли Первая и Вторая мировые войны. Однако в дальнейшем все более весомую роль стали играть аспекты экономического и особенно социального характера. Именно последние вызвали колоссальный рост государственных расходов и значительно расширили масштаб перераспределения национального дохода в пользу государства во всех индустриально развитых странах. Это началось со второй половины ХХ столетия и продолжалось до его конца, о чем наглядно свидетельствует таблица (см. внизу).

Как видим, доля социальных расходов в ВВП непрерывно возрастала. Вместе с ними увеличивалась и доля государственных расходов, которая к началу XXI столетия достигла в европейских странах примерно 50%, а в США и Японии — от 33 до 35%. Если к приведенным выше показателям социальных расходов (трансфертов) добавить расходы на здравоохранение (а это 6-8% ВВП), то они превысят половину всех государственных расходов. Удельный вес военных расходов в настоящее время невелик: от 1% (Япония) до 4-6% ВВП (США и Франция).

В течение последних двух десятилетий в странах Запада идут серьезные реформы государственного сектора. Их цель — повысить его эффективность и сократить государственные расходы, которые в условиях рыночный экономики практически достигли своего потолка. Государство полностью или частично уходит из многих сфер деятельности.

И в то же время растет концентрация ресурсов в тех областях, которые изначально выпадают из сферы рыночных отношений. Главным направлением воздействия государства на экономический рост сегодня стало повышение качества человеческого капитала. На первый план теперь выступают улучшение системы образования, подготовки и переподготовки кадров рабочей силы, совершенствование системы здравоохранения.

Значительной остается роль государства в финансировании и организации научно-исследовательских работ. Доля государственных расходов (прежде всего, на поддержку фундаментальных работ) в развитых странах Европы колеблется от 40 до 55% (в Японии — примерно 20%). В то же время все большее значение приобретают смешанные формы финансирования. Целевые программы по ключевым направлениям науки и техники предполагают объединение финансовых, материальных и человеческих ресурсов многих звеньев: государства, корпораций, университетов, многочисленных учреждений, специализирующихся на оказании всякого рода деловых услуг. Правительства развитых стран, стремясь максимально сконцентрировать фундаментальные научные исследования, поощряют создание особых «технологических полюсов», или «технологических парков», вокруг крупных университетов, институтов и исследовательских центров.

За годы перестройки структура государственных расходов в России изменилась, приблизившись к структуре бюджетных расходов стран с рыночной экономикой. В ней также (в результате снижения доли военных расходов и ассигнований на нужды народного хозяйства) значительное место заняли социальные расходы (см. таблицу слева внизу). К сожалению, эти показатели еще очень далеки от европейских.

Напомним, что консолидированный бюджет — это сумма центрального (федерального) бюджета и бюджетов регионов. В последние годы соотношение между ними менялось в пользу центра: если в 2000 году оно составляло 50:50, то к настоящему времени — примерно 60:40. Это говорит о развитии процессов централизации в Российской Федерации, усилении власти и возможностей центра распоряжаться ресурсами страны. Не будем здесь вдаваться в вопрос, в какой мере это соответствует интересам регионов, тем более, что интересы эти очень разные (одни — у регионов-доноров, другие — у дотационных регионов). Тема эта особая, дискуссионная, если к тому же учесть, что в стране начал претворяться в жизнь закон о местных органах власти, который предполагает передачу части средств региональных бюджетов на более низкий уровень — муниципалитетам и другим органам местной власти.

Здесь же хотелось бы сказать о той особой роли, которую играет федеральный бюджет. Полезно сопоставить структуру консолидированного бюджета и структуру бюджета федерального (см. таблицу внизу)..

Как видим, федеральный бюджет несет основную нагрузку по расходам на оборону страны и ее правоохранительные органы и по обслуживанию государственной задолженности. А треть его расходов перераспределяется в пользу регионов.

Основной источник, наполняющий государственный бюджет, — это налоги. Налог на физических лиц в развитых странах дает от четверти до 40% всех налоговых поступлений. У нас — всего 17%. И неслучайно: подавляющая часть населения настолько еще бедна, а преуспеваю щее меньшинство лишь начинает привыкать платить налоги «добровольно» (и то в основном под нажимом налоговых органов), что рассчитывать на быстрое расширение базы личного подоходного налога не приходится.

Изменить налоговую структуру и сделать ее более адекватной рыночной экономике, ориентированной на рост, можно, но для этого требуется (всего-навсего!) повысить благосостояние широких слоев населения. И в то же время глубокая дифференциация уровня доходов в России вряд ли и дальше будет оправдывать существующую систему индивидуального налогообложения, когда все уровни доходов облагаются по единой шкале — в 13%.

ПРОБЛЕМА СТАБИЛИЗАЦИОННОГО ФОНДА

Говоря о государственных финансах России — этой важнейшей составной части государственного сектора, — нельзя обойти молчанием так называемый стабилизационный фонд, вокруг которого сегодня идут острые дискуссии.

Правительства многих нефтедобывающих стран создали такие фонды в качестве буфера, который может позволить маневрировать в случае, если мировая и внутренняя ситуация изменится. После долгих дискуссий закон о создании стабилизационного фонда, призванного обезопасить экономику страны от колебаний нефтяных цен, был в 2003 году принят и в России. Помимо этой главной задачи фонд призван служить надежным инструментом стерилизации излишних денег, притекающих в страну в виде потока нефтедолларов, и тем избавить ее от появления дополнительного инфляционного натиска.

В 2004 году фонд должен был составить 25% федерального бюджета, формируясь из сверхдоходов от экспорта нефти, поступающих при повышении цены на нефть сверх порогового значения. Первоначально это пороговое значение — «цена отсечения» — было установлено в 20 долларов за баррель.

Предполагалось: после того как в фонде накопится базовая сумма в 500 млрд рублей, Минфин начнет тратить излишки, покрывая дефицит Пенсионного фонда России и погашая внешнюю задолженность. Что он успешно и делал. Однако цены на нефть росли столь высокими темпами, что стабилизационный фонд стал разбухать гораздо быстрее, нежели прогнозировалось первоначально. К концу 2005 года фонд составил 1 трлн 315 млрд рублей. В течение 2006 года он подрастет еще на 62% и достигнет астрономической цифры — 2 трлн 132 млрд рублей (это 42% доходной части федерального бюджета).

Как разумно распорядиться избытком, учитывая множество прорех в нашей экономике, не говоря уже о стимулировании ее роста? Это и вызвало бурные дискуссии. В Минфине по-прежнему считают, что трогать его не следует (до худших времен), ни в коей мере не использовать для решения текущих экономических и социальных проблем, а хранить в надежных ценных бумагах в иностранных банках. «Совмещение функций «кошелька для трудных лет» и «кошелька для экономики» в одном фонде может привести к тому, что обе функции будут выполняться плохо» — утверждала в свое время редакционная статья газеты «Ведомости» (16.12.2003). (Кстати сказать, по сообщению главы Счетной палаты С. Степашина, оказалось, что и в ценные бумаги средства фонда до последнего времени не были помещены, что еще более подлило масла в огонь.)

По нашему мнению, внимания заслуживает позиция тех, кто предлагает разделить стабилизационный фонд на две части: одну оставить в виде собственно стабилизационного фонда для будущих поколений, другую использовать в качестве инвестиций долгосрочного характера, прежде всего — в инфраструктурные проекты: строительство дорог, систем связи, морских торговых терминалов, аэропортов, линий электропередач, трубопроводов, школ, больниц и пр. А также, бесспорно, вложить в высокотехнологичные отрасли, способные вывести страну на мировые конкурентные рынки.

Что касается позиций тех, кто призывает использовать часть стабилизационного фонда для решения социальных проблем уже сегодня (увеличив пенсии, расходы на образование, здравоохранение и другие социальные выплаты), то, несмотря на всю привлекательность подобных предложений, такие действия действительно опасны — они способны разогнать инфляцию. Тем более, что средства этого фонда уже используются для погашения дефицита Пенсионного фонда. Текущие социальные расходы должны покрываться за счет бюджетных расходов и расти вместе с увеличением бюджетных поступлений благодаря экономическому росту страны.

С начала 2006 года «цена отсечения» (то есть базовая ставка цены на нефть) должна повыситься до 27 долларов. Это означает, что бюджет станет получать от продажи нефти больше поступлений, чем стабилизационный фонд. Однако правительство ищет и новые источники его наполнения. Предполагается, что ими станет часть средств от экспорта газа и нефтепродуктов, а также часть налога на добычу полезных ископаемых. Так что есть надежда, что кубышка не оскудеет!

Источник: www.nkj.ru

Государственный Сектор Экономики

госуда́рственный се́ктор эконо́микичасть экономики, находящаяся в собственности государства; материальная основа выполнения государством своих целей (управление, обеспечение обороноспособности, охрана общественного порядка, решение социальных проблем, развитие образования, науки и здравоохранения, экологическая безопасность, макроэкономическое развитие и структурные преобразования в экономике). Подразделяется на гос. имущество (земля, недра, водные ресурсы, леса, здания и сооружения); гос. предприятия (как правило, производственной инфраструктуры); бюджетные организации и учреждения (вооружённые силы, госаппарат, полиция, учебные заведения, больницы, научные центры и лаборатории). В отдельных странах к гос. сектору относятся и ключевые отрасли промышленности, напр. нефтедобывающая и газовая.

Смотреть значение Государственный Сектор Экономики в других словарях

Государственный — государственная, государственное. 1. Прил. к государство. герб. флаг. язык. Государственная торговля. аппарат. 2. Такой, что может оказать влияние на положение дел в государстве.
Толковый словарь Ушакова

Сектор — сектора, мн. секторы (сектора нов. простореч.), м. (латин. sector, букв. рассекатель). 1. Часть площади криволинейной фигуры, ограниченная двумя прямыми, исходящими из одной.
Толковый словарь Ушакова

Государственный Прил. — 1. Соотносящийся по знач. с сущ.: государство, связанный с ним. 2. Осуществляемый государством, находящийся в его ведении. // Устанавливаемый государством. 3. Связанный с.
Толковый словарь Ефремовой

Государственный — -ая, -ое; -вен и -венен, -венна, -венно.
1. к Государство. Г. строй. Г. аппарат. Г. герб, флаг. Г-ые границы. Г-ая собственность. Г. контроль, надзор.

Г. заём. Г-ое социальное страхование.
Толковый словарь Кузнецова

Аппарат Государственный — (лат. apparatus — оборудование) — совокупность учреждений, организаций, их работников, осуществляющих обслуживание сферы государственного управления всех уровней. Выделяют.
Политический словарь

Герб Государственный — — официальная эмблема государства, изображаемая .на флагах, денежных знаках, печатях и некоторых др. официальных документах. Согласно Указу Президента РФ и утвержденному.
Политический словарь

Государственный Долг — (син. «внешний долг») — один из механизмов экономического воздействия на сторонние государства. Применяется против государств, поверженных в ходе холодной войны, в.
Политический словарь

Государственный Патриотизм — — идеология, яснее всего выражающаяся словами «государство — всё, остальное — ничто». В современном мироустройстве термин «государственный патриотизм» является.
Политический словарь

Государственный Переворот — — насильственное и совершенное в нарушение конституции свержение или изменение конституционного (государственного) строя либо захват (присвоение) государственной власти кем бы то ни было.
Политический словарь

Государственный Совет — — 1) высший совещательный орган при русском императоре в 1810-1906. В 1906 в связи с созданием Государственной думы преобразован: половина членов Т.д. назначалась императором.
Политический словарь

Государственный Язык — — язык государствообразующей нации (в данном случае эстонский), за которым законодательно закреплено исключительное применение в органах государственной власти и.
Политический словарь

Кооперативно-государственный — > -ая, -ое. Совмещающий в себе кооперативные и государственные начала. Кооперативно-государственное предприятие, объединение.
Толковый словарь Кузнецова

Статс-секретарь (государственный Секретарь) — 1) В ряде стран — официальный титул нек-рых министров, заместителей (помощников) министров или глав отдельных ведомств; в США — министр иностранных дел. 2) В дореволюционной.
Политический словарь

Акт Государственный — официальный документ, принятый и опубликованный органами государственной власти.
Экономический словарь

Акт, Государственный — — официальный документ, принятый и выпущенный государственными органами.
Экономический словарь

Анализ Экономики Пространственный — изучение экономической системы с точки зрения ее пространственного размещения, без учета административного деления для рационального распределения и размещения промышленных объектов.
Экономический словарь

Аппарат Государственный — система органов государства, осуществляющих управление страной.
Экономический словарь

Банк Государственный — банк, являющийся собственностью государства и управляемый государством. Чаще всего Б.г. является Центральный банк, нередко Б.г. бывают и коммерческие банки.
Экономический словарь

Банк, Государственный — —
банк, находящийся в собственности государства и управляемый государственными органами. К числу таких
банков относится, прежде всего,
центральный банк.
Экономический словарь

Билет Казначейский Государственный — вид государственной ценной бумаги, размещаемой среди физических лиц. Г.к.б. есть государственное обязательство выплачивать его владельцу установленные доходы периодически.
Экономический словарь

Бюджет Государственный — годовая смета доходов, поступлений и расходов государства, в которой указываются источники поступления государственных доходов и направления расходования средств.
Экономический словарь

Бюджет Государственный Консолидированный — свод бюджетов различного территориального уровня. В РФ имеются К.г.б.: районные бюджеты районов в городе и городской бюджет составляют К.г.б. города бюджет( города), бюджеты.
Экономический словарь

Бюджет, Государственный — —
смета доходов и расходов государства на определенный
период, чаще всего на год, составленная с
указанием источников
поступления государственных доходов.
Экономический словарь

Бюджет, Государственный Консолидированный — —
свод бюджетов различного территориального уровня (вышестоящего и нижестоящего). К.г.б. не подлежит утверждению и используется для расчетов и
анализа. В РФ имеются.
Экономический словарь

Вариант Развития Экономики — развитие экономики с учетом возможных предпосылок масштаба, пропорций, темпов и ограничений. Расчет вариантов и оценка вероятности варианта проводятся с использованием.
Экономический словарь

Внешний Государственный Долг — задолженность государства по привлеченным из-за рубежа средствам в виде займов и кредитов иностранных государственных и частных банков, международных финансовых.
Экономический словарь

Внешний Государственный Долг — совокупная
задолженность государства международным банкам, правительствам других стран, частным иностранным банкам.
Экономический словарь

Внутренний Государственный Долг — внутренняя
задолженность государства предприятиям и населению, образовавшаяся в связи с
привлечением их средств для выполнения государственных программ и.
Экономический словарь

Вторая Теорема Экономики Благосостояния — — утверждает, что всякое Парето-оптимальное состояние является равновесным для некоторого первоначального распределения вкладов факторов производства.
Экономический словарь

Глобализация Экономики — рост взаимозависимости экономики всех стран мира, в основе которого — углубление интернационализации производства и
капитала. В результате глобализации выравниваются.
Экономический словарь

Источник: slovariki.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Заработок в интернете или как начать работать дома