Не всё, что идет в добавочный капитал, оформляется как вклад в имущество по ст. 27 Закона об ООО.
В ходе увеличения уставного капитала общества за счет дополнительных вкладов его участников (или принимаемого в общества нового участника) в соответствии со ст.19 Закона об ООО участники, помимо прочего, определяют величину оставшейся части вклада, которая всегда идет на увеличение добавочного капитала («Премия»). Премия образуется за счет того, что номинальная стоимость доли может быть не равна рыночной стоимости вклада, что прямо предусмотрено Законом об ООО и признано судебной практикой.
В ситуации, когда нужно увеличить уставный капитал и одновременно профинансировать деятельность общества (пополнить оборотные средства), используют этот вариант: сумма, на которую увеличивается номинальная стоимость доли, меньше размера дополнительного вклада, а разница образует «оставшуюся часть вклада» и направляется в добавочный капитал (отражается на счете добавочного капитала).
Учет резервного и добавочного капитала
Разница между номинальной стоимостью доли и рыночной вклада (Премия) не может быть переквалифицирована во вклад в имущество по ст. 27 Закона об ООО. Хотя по бух. учету эти два случая вклада (Премия в рамках ст. 19 и вклад по ст. 27 Закона об ООО) поступают в добавочный капитал, юридически это две разные процедуры увеличения капитала общества, и способ образования отличается.
В связи с этим приравнивать эти два случая лишь по основанию учета вклада как добавочный капитал неправомерно.
Вопрос принял практическое значение. Один нотариус в Санкт-Петербурге считает иначе и отказался удостоверять протокол ОСУ об увеличении уставного капитала с Премией (при принятии нового участника в общество).
Нотариус считает, что это две разные процедуры — увеличение уставного капитала и внесение вклада в имущество (оставшейся части — Премии — в добавочный капитал), и должны осуществляться поэтапно.
Следующие аргументы нотариуса не убедили, убедят ли аудиторию Zakon.ru?
- Прямое указание закона, что номинальная стоимость доли может быть не равна рыночной стоимости вклада – абз.4 п.2 ст. 19 Закона об ООО:
«Номинальная стоимость доли, приобретаемой каждым третьим лицом, принимаемым в общество, не должна быть больше стоимости его вклада.»
- Судебная практика прямо признает получение обществом Премии (см., например, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19.09.2018 N Ф05-15091/2017 по делу N А40-71749/2015):
«…суды пришли к выводу о том, что несоответствие рыночной стоимости объекта недвижимости и номинальной стоимости доли не свидетельствует о неравноценном встречном исполнении, доказательств обратного не представлено, в том числе сведений о рыночной стоимости доли ООО «Дмитровка» в ООО «Раздолье» после внесения имущества в его уставный капитал, и что размер причитающегося удовлетворения определяется не номинальной, а рыночной стоимостью доли участия.
При этом суды сослались на положения статьи 19 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», в соответствии с которыми увеличение уставного капитала общества за счет дополнительного вклада третьего лица, принимаемого в общество, направлено на привлечение хозяйственным обществом инвестиций в обмен на передачу инвестору другого актива — доли участия в хозяйственном обществе с увеличенным уставным капиталом».
Счет 83 Добавочный капитал» | Бухгалтерские счета | Бухгалтерия для начинающих | Бухгалтерский учет
- НК РФ и подзаконные акты содержат положения, из которых следует, что допускается получение обществом Премии:
- Статья 251 НК РФ
1. При определении налоговой базы не учитываются следующие доходы:
3) в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав, имеющих денежную оценку, которые получены в виде взносов (вкладов) в уставный (складочный) капитал (фонд) организации (включая доход в виде превышения цены размещения акций (долей) над их номинальной стоимостью (первоначальным размером).
- Приказ Минфина России от 29.07.1998 № 34н (ред. от 11.04.2018) «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации».
Исходя из п.68 Положения по ведению бухучета учитываются как добавочный капитал и отражаются в бухгалтерском балансе отдельно следующие случаи:
— сумма дооценки внеоборотных активов, проводимой в установленном порядке;
— сумма, полученная сверх номинальной стоимости размещенных акций (эмиссионный доход АО) или превышение вклада участника в уставный капитал над номинальной стоимостью доли (для ООО);
— другие аналогичные суммы.
Если по действующему законодательству у общества с ограниченной ответственностью возникает превышение стоимости вклада участника в уставный капитал общества над номинальной стоимостью оплаченной участником доли, то сумма такого превышения может приниматься к бухгалтерскому учету общества применительно к порядку учета суммы разницы между продажной и номинальной стоимостью акций, вырученной в процессе формирования уставного капитала акционерного общества.
В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (с последующими изменениями и дополнениями), сумма разницы между продажной и номинальной стоимостью акций отражается по дебету счета 75 «Расчеты с учредителями» в корреспонденции с кредитом счета 83 «Добавочный капитал».
Учитывая вышеизложенное, неправомерно приравнивать «оставшеюся часть вклада» по ст. 19 к вкладу по ст. 27 Закона об ООО, поскольку указанные вклады изначально возникают в рамках разных корпоративных процедур. «Оставшаяся часть вклада» по ст.19 как бы «подтягивается» и тесно связана с процедурой увеличения уставного капитала общества в рамках ст. 19 Закона об ООО: «оставшаяся часть вклада» не возникла бы, если бы не было принято решение об увеличении уставного капитала и об определении соотношения долей, и, соответственно, получается по остаточному принципу.
При этом вклад в имущество в рамках ст. 27 ФЗ образуется/вносится в результате принятия общим собранием участников самостоятельного решения о внесении такого вклада в заранее определенном твердом размере, призванного увеличить имущество общества (юридическим языком) и добавочный капитал общества (языком учета).
Источник: zakon.ru
Добавочный капитал: порядок формирования и использования
Определение добавочного капитала в российском гражданском законодательстве отсутствует. Нет его и в бухгалтерском законодательстве.
В Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденном Приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н, сказано только, что добавочный капитал является частью собственного капитала организации (п. 66) и в его составе учитывается сумма дооценки основных средств, объектов капитального строительства и других материальных объектов имущества организации со сроком полезного использования свыше 12 месяцев, проводимой в установленном порядке, а также сумма, полученная сверх номинальной стоимости размещенных акций (эмиссионный доход акционерного общества), и другие аналогичные суммы.
При этом понятие «другие аналогичные суммы» в документах системы нормативного регулирования бухгалтерского учета не раскрывается.
Таким образом, добавочный капитал является составной частью собственного капитала организации, а в его составе отражаются те суммы, которые по каким-либо причинам не могут быть отражены на счетах учета уставного или резервного капитала либо на счете учета нераспределенной прибыли.
Информация о добавочном капитале организации обобщается на счете 83 «Добавочный капитал».
В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов по кредиту счета 83 «Добавочный капитал» отражаются:
прирост стоимости внеоборотных активов, выявляемый по результатам их переоценки, — в корреспонденции со счетами учета активов, по которым определился прирост стоимости;
сумма разницы между продажной и номинальной стоимостью акций, вырученной в процессе формирования уставного капитала акционерного общества (при учреждении общества, при последующем увеличении уставного капитала) за счет продажи акций по цене, превышающей номинальную стоимость, — в корреспонденции со счетом 75 «Расчеты с учредителями».
Письмом Минфина РФ от 13.04.2005 № 07-05-06/107 разъяснено, что вклад в имущество общества с ограниченной ответственностью подлежит отражению в бухгалтерском учете этим обществом по дебету счетов учета имущества и кредиту счета добавочного капитала. Подчеркнем, что речь идет не о первоначальном вкладе (стоимость которого отражается в составе уставного капитала), а о дополнительных взносах. Думается, этот же принцип может быть использован и в отношении организаций других организационно-правовых форм.
Таким образом, перечень поступлений, отражаемых в составе добавочного капитала, можно считать исчерпывающим.
Суммы, отнесенные в кредит счета 83 «Добавочный капитал», как правило, не списываются. Дебетовые записи по нему могут иметь место лишь в случаях:
погашения сумм снижения стоимости внеоборотных активов, выявившихся по результатам их переоценки, — в корреспонденции со счетами учета активов, по которым определилось снижение стоимости;
направления средств на увеличение уставного капитала — в корреспонденции со счетом 75 «Расчеты с учредителями» либо счетом 80 «Уставный капитал»;
распределения сумм между учредителями организации — в корреспонденции со счетом 75 «Расчеты с учредителями» и т.п.
Корреспонденция счетов, содержащаяся в характеристике счета 83 в Инструкции по применению Плана счетов, допускает также оформление бухгалтерских проводок по данному счету в корреспонденции со счетами 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» (по дебету и кредиту) и 86 «Целевое финансирование» (по кредиту).
субсчет 1 «Прирост стоимости имущества по переоценке»;
субсчет 2 «Эмиссионный доход».
Рассмотрим особенности ведения учета по названным субсчетам более подробно.
Как уже отмечалось, на субсчете 1 «Прирост стоимости имущества при переоценке» счета 83 могут отражаться суммы переоценки объектов внеоборотных активов. К данной категории имущества хозяйствующего субъекта относятся основные средства, нематериальные активы и объекты незавершенного строительства.
На уровне нормативного документа детально урегулирован порядок отражения сумм переоценки объектов основных средств и объектов нематериальных активов (соответственно ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов»).
Напомним общие требования к проведению переоценки объектов основных средств и нематериальных активов:
переоценка может проводиться не чаще одного раза в год;
текущая рыночная стоимость объектов нематериальных активов определяется исключительно по данным активного рынка указанных нематериальных активов;
при принятии решения о переоценке объектов, входящих в однородную группу, следует учитывать, что в последующем данные активы должны переоцениваться регулярно, чтобы стоимость, по которой они отражаются в бухгалтерской отчетности, существенно не отличалась от текущей рыночной стоимости;
переоценка производится путем пересчета их остаточной стоимости. То есть отдельно переоцениваются первоначальная стоимость объектов и суммы амортизации, начисленной до момента переоценки;
результаты переоценки принимаются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года;
результаты переоценки не включаются в данные бухгалтерского баланса предыдущего отчетного года, но раскрываются организацией в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности предыдущего отчетного года.
Таким образом, в бухгалтерскую отчетность за 2007 г. могут быть включены только данные о переоценке, проведенной по состоянию на 1 января 2007 г. (разумеется, если такая переоценка проводилась). Если руководством организации принято решение о проведении переоценки по состоянию на 1 января 2008 г., то эти результаты могут быть отражены в бухгалтерском балансе и пояснениях к нему за 2008 г. (в промежуточной отчетности — за I квартал 2008 г. и далее). В отчетности за 2007 г. информация о проведенной переоценке может быть отражена в пояснительной записке — в составе информации о событиях после отчетной даты;
сумма дооценки объекта зачисляется в добавочный капитал организации. Сумма дооценки объекта, равная сумме уценки его, проведенной в предыдущие отчетные периоды и отнесенной на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка), зачисляется на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка);
сумма уценки объекта в результате переоценки относится на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка). Сумма уценки объекта относится в уменьшение добавочного капитала организации, образованного за счет сумм дооценки этого объекта, проведенной в предыдущие отчетные периоды.
В бухгалтерском учете процесс переоценки основных средств, влияющий на величину добавочного капитала, отражается следующими проводками:
Дебет 01 Кредит 83
— на сумму проведенной дооценки
Дебет 83 Кредит 02
— на сумму корректировки начисленной амортизации. Проводка оформляется одновременно с приведенной выше
Дебет 83 Кредит 01
— на сумму проведенной уценки (в пределах сумм ранее произведенной дооценки)
Дебет 02 Кредит 83
— на сумму корректировки амортизации при проведении уценки.
Руководством организации принято решение о проведении дооценки объекта основных средств первоначальной стоимостью 200 тыс. руб. с применением индекса 1,3. Сумма начисленной амортизации равна 150 тыс. руб. Сумма дооценки должна быть отнесена на счет учета добавочного капитала.
В бухгалтерском учете будут сделаны проводки:
Дебет 01 Кредит 83
— 60 тыс. руб. [200 тыс. руб. х (1,3 – 1)] — на сумму дооценки первоначальной стоимости объекта
Дебет 83 Кредит 02
— 45 тыс. руб. [150 тыс. руб. х (1,3 – 1)] — на сумму корректировки начисленной амортизации.
Нетрудно убедиться, что в данном случае до переоценки степень изношенности объекта составляла 75% (150 тыс. руб. : 200 тыс. руб. х 100%). После проведения корректировки износа это соотношение сохранилось [(150 тыс. руб. + 45 тыс. руб.) : (200 тыс. руб. + 60 тыс. руб.) х 100%].
Аналогичные проводки оформляются при переоценке нематериальных активов:
Дебет 04 Кредит 83
— на сумму проведенной дооценки
Дебет 83 Кредит 05
— на сумму корректировки начисленной амортизации. Проводка оформляется одновременно с приведенной выше
Дебет 83 Кредит 04
— на сумму проведенной уценки (в пределах сумм ранее произведенной дооценки)
Дебет 05 Кредит 83
— на сумму корректировки амортизации при проведении уценки.
Руководством организации принято решение о проведении уценки объекта нематериальных активов, который ранее дооценивался. Восстановительная стоимость объекта на момент уценки — 100 тыс. руб., сумма начисленной амортизации — 40 тыс. руб. Индекс переоценки — 0,8.
Предполагается, что кредитовое сальдо по счету 83 по данному объекту допускает списание сумм уценки в полном размере за счет добавочного капитала.
В бухгалтерском учете будут сделаны проводки:
Дебет 83 Кредит 04
— 20 тыс. руб. [100 тыс. руб. х (1 – 0,8)] — на сумму уценки первоначальной стоимости объекта
Дебет 05 Кредит 83
— 8 тыс. руб. [40 тыс. руб. х (1 – 0,8)] — на сумму корректировки амортизации.
Нетрудно убедиться, что и в данном случае переоценки степень изношенности объекта (40%) сохранится: (40 тыс. руб. : 100 тыс. руб. х 100%) = [(40 тыс. руб. – 8 тыс. руб.) : (100 тыс. руб. – 20 тыс. руб.) х 100%)].
В общем случае суммы, ранее отнесенные на увеличение добавочного капитала, списываются со счета 83 «Добавочный капитал» при выбытии объектов основных средств. При этом они включаются в состав нераспределенной прибыли (счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)») (п. 15 ПБУ 6/01 и п. 21 ПБУ 14/2007):
Дебет 83 Кредит 84.
Отметим, что проводка может оформляться как при ликвидации активов, так и при их безвозмездной передаче. Проводка может делаться в течение отчетного года.
Суммы добавочного капитала, списанные в кредит счета 84, присоединяются к бухгалтерской прибыли и, следовательно, могут быть использованы в порядке, установленном организацией, в том числе и для выплаты дивидендов.
Инструкция по применению Плана счетов допускает возможность распределения сумм добавочного капитала, минуя его присоединение к нераспределенной прибыли. В этом случае оформляется проводка:
Дебет 83 Кредит 75
— на сумму добавочного капитала, подлежащего распределению.
Заметим, что правовой статус подобной операции ни гражданским, ни налоговым законодательством не определен.
По общему правилу распределяемые суммы не могут быть признаны дивидендами и, значит, соблюдение принципа равномерного распределения прибыли между участниками (пропорционально количеству акций или стоимости долей в уставном капитале) в данном случае необязательно.
Эмиссионный доход
На субсчете 2 «Эмиссионный доход» счета 83 учитывается эмиссионный доход, который может образовываться вследствие реализации акций по ценам выше номинальной стоимости. Логично предположить, что обороты по этому субсчету могут возникать только в акционерных обществах и лишь в тех случаях, когда осуществляется реализация акций: при учреждении общества или при увеличении его уставного капитала (посредством дополнительной эмиссии акций либо повышения их номинальной стоимости).
Межу тем, как следует из Письма Минфина России от 09.08.2004 № 07-05-12/18, если по действующему законодательству у общества с ограниченной ответственностью возникает превышение стоимости вклада участника в уставный капитал общества над номинальной стоимостью оплаченной участником доли, то сумма такого превышения может приниматься к бухгалтерскому учету общества применительно к порядку учета суммы разницы между продажной и номинальной стоимостью акций, вырученной в процессе формирования уставного капитала акционерного общества.
Субсчет 83-2 может корреспондировать по кредиту только со счетом 75. При этом предполагается, что изначально в дебет счета 75 относится номинальная стоимость акций. За счет превышения суммы произведенной оплаты над номинальной стоимостью на счете 75 образуется кредитовое сальдо, которое и гасится в корреспонденции со счетом добавочного капитала.
Номинальная стоимость 100 акций равна 100 тыс. руб. Фактически оплата произведена по цене 1,2 тыс. руб. за 1 акцию.
В бухгалтерском учете будут сделаны проводки:
Дебет 75 Кредит 80
— 100 тыс. руб. — на сумму номинальной стоимости акций
Дебет 50 (51, 08, 10 и т.д.) Кредит 75
— 120 тыс. руб. — на сумму фактически произведенной оплаты (денежными средствами или имуществом)
Дебет 75 Кредит 83 субсчет 2 «Эмиссионный доход»
— 20 тыс. руб. — на сумму разницы между продажной и номинальной стоимостью акций.
Курсовые разницы
В соответствии с п. 14 ПБУ 3/2006 курсовая разница, связанная с расчетами с учредителями по вкладам, в том числе в уставный (складочный) капитал организации, подлежит зачислению в добавочный капитал этой организации. Предполагается, что вклады вносятся имуществом, стоимость которого выражена в валюте.
В данном случае не предполагается, что счет 83 может корреспондировать с любым из счетов учета активов как по дебету, так и по кредиту. Посредством оформления проводки по соответствующей стороне счета 83 (в зависимости от знака курсовой разницы) списывается разница, образовавшаяся по счету 75.
Задолженность участника по вкладу в уставный капитал определена в размере 1 тыс. долл. На момент регистрации учредительных документов курс доллара составлял 23 руб., на дату внесения средств — 23 руб. 75 коп.
В бухгалтерском учете будут сделаны проводки:
Дебет 75 Кредит 80
— 23 тыс. руб. — на сумму задолженности учредителя по вкладу в уставный капитал
Дебет 52 Кредит 75
— 23,75 тыс. руб. — на сумму фактически внесенных средств (в рублевой оценке)
Дебет 75 Кредит 83
— 0,75 тыс. руб. — на сумму курсовой разницы.
При возникновении подобной ситуации к счету 83 может открываться и еще один субсчет: 83-3 «Курсовые разницы».
Добавочный капитал в отчетности
Аналитический учет по счету 83 «Добавочный капитал» организуется таким образом, чтобы обеспечить формирование информации по источникам образования и направлениям использования средств. Соответственно аналитический учет должен обеспечить группировку и детализацию данных, подлежащих включению в отчетность по форме № 3 «Отчет об изменениях капитала».
Напомним, что при составлении Отчета об изменениях капитала рекомендуется выделять из статьи «Добавочный капитал», как в том числе данные об изменении (увеличении или уменьшении) данных о приросте стоимости имущества по переоценке, числящихся в бухгалтерском учете по отдельному субсчету счета учета добавочного капитала. В случае уменьшения стоимости основных средств, например в результате переоценки при недостаточности или отсутствии учтенных сумм добавочного капитала в связи с принятием к учету этого объекта основных средств в результате капитальных вложений, его достройки, дооборудования, реконструкции, дооценки, к уменьшению следует принимать нераспределенную часть прибыли, оставшуюся в распоряжении организации.
Если суммы изменения добавочного капитала превышают 5% от суммы добавочного капитала на начало года, в пояснительной записке целесообразно привести соответствующую расшифровку.
Источник: www.eg-online.ru
Учет добавочного и резервного капитала
Учет добавочного и резервного капитала – важная часть бухгалтерского учета предприятий.
Счет 83 добавочный капитал, проводки для резервного капитала
Он должен производиться по установленным законом дебетовым и кредитовым счетам и иметь отражение в налоговой отчетности.
Добавочный капитал

Под данным параметром понимается часть денежных активов предприятия,
чья фактическая стоимость увеличилась в результате переоценки или иных нефинансовых вливаний.
Добавочный капитал образуется за счет суммирования четырех основных показателей:
- Эмиссионный доход. Он представляет собой наценку на акции компании для сторонних покупателей.
- Доход от разницы в курсе валют. Образуется при исчислении доли капитала в иностранной валюте или в результате переводов. По факту данная величина может быть отрицательной.
- Наценка на собственные средства предприятия. К ним относится имущество организации и средства производства.
- Восстановленный НДС (является составляющей добавочного капитала с 2006 года по приказу Минфина №07-0506).
Добавочный капитал формируется из «случайных» видов прибыли, которые организация не планирует, но может предполагать их возникновение.
Добавочный капитал, проводки.
Добавочный капитал содержит информацию об изменении активов организации, не вызванные какими-либо финансовыми манипуляциями.
Для его отражения в бухгалтерии
- применяется кредитовый счет №83 «Добавочный капитал».
- Доход, полученный в результате продажи акций предприятий по цене выше фактической, отражается на счете в корреспонденции со счетом №74.
- При переоценке имущества фирмы добавочный капитала отражается на счетах №01 или №02.
Добавочный капитал при отрицательном балансе должен быть отражен в обязательном порядке
Также это необходимо при
- дополнительных вливаниях в капитал организации,
- разделении активов между учредителями,
- выделении одному из акционеров компании его доли.
Пример проводки добавочного капитала.
При переоценке стоимости материальных активов и средств производства на производстве было выявлено увеличение в 100.000 рублей (с 500.000 рублей до 600.000 рублей). Сумма амортизации за тот же период времени составила 50.000 рублей.

Правила регистрации ПБОЮЛ (ИП) – подробная инструкция.
Как зарегистрировать обособленное подразделение организации?
Бухгалтерская проводка будет выглядеть так:
Дебет 01, Кредит 83 – 100.000 рублей.
Дебет 83, Кредит 02 – (600.000/500.000)*50.000-50.000 = 10.000 рублей.
Исходя из этого, фактическое увеличение добавочного капитала составило:
100.000 – 10.000 = 90.000 рублей.
