I. Общие положения. 1.1. Настоящее Положение об уполномоченном по защите прав и законных интересов ребенка в общеобразовательном учреждении (далее – Положение) разработано в соответствии с Конвенцией ООН по правам ребенка и Временным положением об уполномоченном по правам ребенка Волгоградской области в целях введения уполномоченного по защите прав и законных интересов ребенка в общеобразовательном учреждении.
1.2. Уполномоченный по защите прав и законных интересов ребенка (далее – Уполномоченный) вводится в следующих образовательных учреждениях Волгограда независимо от их формы собственности: общеобразовательных (всех видов); специальных (коррекционных) для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии (всех видов); учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) (всех видов) (далее – Учреждение).
1.3. Основными задачами Уполномоченного являются:
всемерное содействие восстановлению нарушенных прав ребенка;
уполномоченный по правам ребенка в Кемеровской области без комментариев
оказание помощи родителям в трудной жизненной ситуации их детей, в регулировании взаимоотношений в конфликтных ситуациях, формировании у детей навыков самостоятельной жизни;
обеспечение взаимодействия семей, учителей и детей по вопросам защиты прав ребенка;
содействие правовому просвещению участников образовательного процесса.
1.4. В своей деятельности Уполномоченный руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией РФ, Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ, иными российскими и международными документами, защищающими права и интересы ребенка, уставом общеобразовательного учреждения и настоящим Положением.
1.5. Деятельность Уполномоченного осуществляется на общественных началах.
II. Права и обязанности Уполномоченного
2.1. Уполномоченный действует в пределах компетенции, установленной настоящим Положением, и в рамках образовательного процесса. Он не принимает управленческих решений, отнесенных к образовательному процессу и компетенции должностных лиц Учреждения.
2.2. Для реализации задач Уполномоченный имеет право:
посещать уроки, родительские собрания, совещания при директоре, заседания органов самоуправления Учреждения, ученического самоуправления;
получать объяснения по спорным вопросам от всех участников образовательного процесса;
проводить самостоятельно или совместно с органами самоуправления Учреждения, администрацией Учреждения проверку факта нарушения прав, свобод и интересов ребенка;
заниматься решением проблем по собственной инициативе при выявлении факта грубых нарушений прав ребенка;
выбирать себе помощников из числа участников образовательного процесса.
2.3. Уполномоченный обязан:
принять меры по устранению выявленного факта нарушения прав и законных интересов ребенка;
при необходимости обращаться к администрации Учреждения с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования по фактам выявленных нарушений;
Уполномоченный по правам ребенка или ширма?
в случае конфликтной ситуации содействовать ее разрешению, в том числе путем проведения переговоров с участниками конфликта;
передать обращение (жалобу) органу или должностному лицу, компетентному разрешить ее по существу, если на то есть согласие заявителя;
направлять свои мнения, оценки и предложения по результатам изучения и обобщения информации о нарушении прав, свобод и законных интересов ребенка органам самоуправления и администрации Учреждения;
предоставлять органам самоуправления Учреждения, администрации Учреждения, Уполномоченному по правам ребенка Волгоградской области отчет о своей деятельности с выводами и рекомендациями по окончании учебного года;
не разглашать ставшие ему известными в процессе выяснения сведения без согласия заявителя.
2.4. Уполномоченный рассматривает обращения (жалобы) участников образовательного процесса (обучающихся, учителей, родителей обучающихся), касающихся нарушения их прав и свобод, связанных с осуществлением образовательного процесса.
2.5. Не подлежат рассмотрению обращения (жалобы), связанные с:
несогласием с выставленными оценками;
несогласием с рабочим расписанием уроков и других вопросов, относящихся к компетенции должностных лиц.
2.6. Обращение (жалоба) должно быть подано Уполномоченному в 5-дневный срок со дня нарушения права заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об этом. Жалоба может подаваться как в письменной, так и в устной форме.
2.7. Уполномоченный должен отказаться от принятия жалобы, не относящейся к его компетенции, аргументируя отказ.
2.8. Уполномоченный взаимодействует:
с органами управления образованием;
уполномоченным по правам ребенка Волгоградской области;
уполномоченным по правам человека Волгоградской области;
инспекцией по делам несовершеннолетних;
правозащитными, в том числе общественными организациями.
III. Обеспечение деятельности Уполномоченного
3.1. Для эффективной работы Уполномоченного администрация Учреждения оказывает ему всемерное содействие: обеспечивает отдельным помещением, предоставляет запрашиваемые документы и иные сведения, необходимые для осуществления деятельности в пределах его компетенции.
3.2. Администрация Учреждения не вправе вмешиваться и препятствовать деятельности Уполномоченного с целью повлиять на его решение в интересах отдельного лица.
3.3. При осуществлении деятельности в законных интересах ребенка Уполномоченный имеет право привлекать спонсорские средства на внебюджетный счет Учреждения и расходовать их в порядке, установленном локальными нормативными актами Учреждения.
3.4. Педагогическому работнику, выполняющему функции Уполномоченного, могут быть установлены надбавки к окладу за счет фонда экономии заработной платы или за счет внебюджетных средств в порядке, установленном локальными нормативными актами Учреждения.
3.5. Правовое обучение Уполномоченных осуществляется при содействии Комитета по образованию администрации Волгограда, Уполномоченного по правам ребенка Волгоградской области, Уполномоченного по правам человека Волгоградской области, Волгоградского государственного педагогического университета и общественными организациями, содействующими правовому и гражданскому образованию.
IV. Порядок избрания Уполномоченного и прекращение его полномочий.
4.1. Уполномоченным может быть только педагогический работник: учитель, воспитатель, педагог-психолог, социальный педагог.
4.2. Участник образовательного процесса, занимающий в Учреждении административную должность, не может быть избран Уполномоченным.
4.3. Порядок избрания Уполномоченного:
4.3.1. Процедура выборов:
обучающиеся Учреждения на классных собраниях рассматривают кандидатуры на должность Уполномоченного;
выбрав кандидатуру, делегируют представителей (представителя) для участия в общешкольном собрании с целью избрания Уполномоченного;
на общешкольном собрании обучающиеся избирают Уполномоченного открытым или прямым тайным голосованием. Вариант выборов остается за Учреждением;
в выборах участвуют учащиеся с 5-го по 11-й класс;
выборы проводятся 1 раз в 4 года в сентябре;
для организации и проведения выборов Уполномоченного в Учреждении приказом директора создается избирательная комиссия.
4.3.2. Подготовка и проведение выборов Уполномоченного:
подготовка выборов Уполномоченного осуществляется открыто и гласно;
в пресс-центре Учреждения (или специально отведенном месте) помещается информация о кандидатах на должность Уполномоченного за 7-10 дней до общего собрания;
всем кандидатам на должность Уполномоченного предоставляются равные права на ведение предвыборной агитации;
предвыборная агитация проводится через передачи школьного радио, выпуск листовок с данными, характеризующими кандидата, собрания и встречи с участниками образовательного процесса, публичные дебаты, дискуссии между кандидатами и т.п.;
предвыборная агитация заканчивается за 2 дня до выборов;
участники образовательного процесса имеют право вести агитацию за или против любого кандидата;
запрещается некорректная агитация, оскорбляющая или унижающая кандидата;
информация об итогах выборов размещается в пресс-центре или специально отведенном месте;
директор Учреждения приказом утверждает Уполномоченного и представляет его на общем собрании Учреждения.
4.4. Прекращение деятельности Уполномоченного:
Уполномоченный прекращает свою деятельность по окончании срока выборов.
Уполномоченный может быть досрочно освобожден от обязанностей в случаях:
увольнения из Учреждения;
подачи личного заявления о сложении полномочий;
неисполнения своих обязанностей.
Источник: ug.ru
Сборник докладов Международной научно-практической конференции
Специфика деятельности института уполномоченного по правам ребенка в правозащитной системе Российской Федерации
Несмотря на принимаемые в последние годы комплексные меры по охране детства, все еще не удается преодолеть происходящие в стране негативные социально-экономические процессы. В связи с этим одной из актуальных задач современности, как известно, является необходимость повышения эффективности охраны и защиты прав несовершеннолетних 1 Правовой статус ребенка в Российской Федерации / рук. авт. кол. О. В. Пристанская; Академия Ген. Прокуратуры Рос. Федерации. М., 2011. с. 3. .
Россия, как ни одна страна в мире, располагает разветвленной, сложившейся в течение длительного времени структурой органов, имеющих право контроля за различными аспектами соблюдения прав ребенка (как ведомственных — органы образования, здравоохранения и пр. так и надведомственных — органы прокуратуры, комиссии по делам несовершеннолетних, институт Уполномоченного по правам человека). Исследования, проведенные Международным центром развития ребенка, показали, что наиболее важное место в формировании международного механизма защиты детства принадлежит институту омбудсмена 2 Широ С. В. Права ребенка: необходимость внедрения новых механизмов защиты.
Мурманск: ОАО МИП «Север», 2009, с. 41. . В правозащитной системе Российской Федерации институт Уполномоченного по правам ребенка является относительно молодым, однако быстро развивающимся. В 1998 г. должности Уполномоченных по правам ребенка появились в пяти субъектах Российской Федерации — Волгоградской, Калужской, Новгородской областях, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.
Руководителями соответствующих регионов были учреждены Уполномоченные по правам ребенка, которые действовали на основании положений, утвержденных главами исполнительной власти 3 Развитие института Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации: пособие. М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2007., с. 4. . В 2010 г. было уже 47 регионов, включенных в эксперимент. Более десяти лет прошло между учреждением первой в России должности детского омбудсмена и появлением на основе Указа Президента Российской Федерации от 1 сентября 2009 г. № 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» такого должностного лица на федеральном уровне. В настоящее время во всех субъектах Российской Федерации функционирует данных институт. Уполномоченные объединены в Ассоциацию уполномоченных по правам ребенка Российской Федерации и сотрудничают между собой и с Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) в целях обмена опытом правозащитной деятельности и совместного проведения мероприятий, направленных на преодоление детского неблагополучия.
По мнению большинства исследователей, таких как А. С. Автономов, Т. Н. Алексеева, О. В. Кучмаева, С. В. Широ и других, основой учреждения и деятельности института Уполномоченного по правам ребенка должен служить нормативно-правовой акт максимально высокого уровня. Давно обозначается необходимость принятия Федерального закона «Об Уполномоченном по правам ребенка в Российской Федерации», однако данный закон так и не был принят.
Тем не менее, данный факт не умаляет значимости и не отменяет необходимость совершенствования механизмов функционирования детских правозащитников. Применительно к действующей системе законодательства регионального уровня подразумевается, что речь должна идти о законах субъектов Российской Федерации.
Закрепление статуса Уполномоченного по правам ребенка в региональных актах, обладающих наивысшей юридической силой, придает значимость данному институту, обеспечивает определенную стабильность и независимость его функционирования 4 Настольная книга Уполномоченного по правам ребенка: метод. пособие. М: Институт семи и воспитания РАО, 2010., с. 19. . Тем не менее, все еще достаточно субъектов Российской Федерации, в которых детские омбудсмены осуществляют деятельность в структуре аппарата Уполномоченного по правам человека.
По нашему мнению, следует воздержаться от однозначно негативной оценки такого положения вещей. Часто проблемы защиты прав ребенка на практике невозможно отделить от интересов совершеннолетних граждан, являющихся ближайшим окружением ребенка, т.е. семьи в целом. Совместная деятельность Уполномоченного по правам человека и Уполномоченного по правам ребенка позволяет рассмотреть вопрос комплексно, учитывая не только наилучшие интересы отдельно несовершеннолетнего, но и пути согласованной реализации прав всей семьи. Однако при этом нужно в полной мере учитывать специфику правового статуса ребенка.
Дискуссионным остается вопрос о необходимости выделения более узко специализированных структур: защитников детей-сирот, детей-инвалидов и пр. Согласимся с мнением А. С. Автономова, который считает, что «выделить специфические проблемы из общего состояния обеспеченности прав и законных интересов детей в целом и заниматься только ими вряд ли возможно» Автономов А. С. Уполномоченный по правам ребенка и система ювенальной юстиции в России // Вопросы ювенальной юстиции. 2001. № 1 .
Основным смыслом деятельности специализированных детских омбудсменов, с момента появления этого должностного лица в международной практике, является защита прав детей во всем их многообразии. Несмотря на то, что в настоящее время в Российской Федерации защиту прав ребенка осуществляют многие государственные организации, эти структуры часто действуют разобщенно и остро нуждаются в координации взаимодействия. Таким координатором может выступать Уполномоченный по правам ребенка, который не подменяет данные структуры, а органично дополняет существующие традиционные формы и средства защиты прав детей.
Содействие в устранении нарушений прав и законных интересов детей включает обращение в вышестоящие органы об отмене решений нижестоящих подчиненных структур, которые нарушают права детей; информирование государственных, включая правоохранительные, и муниципальных органов о фактах нарушения прав и законных интересов детей, о неисполнении решений этих органов. Уполномоченный по правам ребенка может вносить предложения о совершенствовании работы государственных органов, отдельных должностных лиц в сфере обеспечения и защиты прав ребенка 5 Образовательная программа повышения квалификации Уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации: учеб, пособие / науч. ред. А. П. Логунов. М.: Изд-во РГГУ, 2011. .
В отличие от других существующих государственных органов, в чьей компетенции находится защита прав детей, главное назначение института Уполномоченного заключается в следующем:
- осуществление независимого контроля за деятельностью государственных органов, органов местного самоуправления по защите прав детей, детских учреждений в части обеспечения прав детей;
- защита ребенка, чьи права нарушены органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, работниками учреждений;
- содействие восстановлению нарушенных прав детей; предоставление ребенку возможности лично, без посредников, обратиться за помощью к Уполномоченному по правам ребенка.
Обособленность института Уполномоченного по правам ребенка от иных органов, стоящих на страже прав детей, подтверждается еще и тем, что в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Уполномоченный не является субъектом профилактики. Пункт 3 ст. 4 анализируемого закона гласит, что «участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, других органов, учреждений и организаций осуществляется в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации». Конечно, во многих регионах детские уполномоченные осуществляют свою деятельность в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, однако делают это скорее как независимые эксперты, готовые со стороны указать недостатки в работе системы профилактики и принять участие в обсуждении путей преодоления детского неблагополучия.
Изучение законодательства Российской Федерации, регулирующего правовой статус ребенка, свидетельствует о его недопустимо низком профилактическом потенциале и недостаточной регулирующей роли права в повседневной жизни детей. Несовершенство самих законов, их пробельность, коллизионность, неадекватность реальной действительности нередко способствуют формированию сложных, острых, трудноразрешимых и даже конфликтных ситуаций и тем самым правонарушающему поведению несовершеннолетних. В этой связи становится особо актуальной деятельность детских омбудсменов по правовому просвещению и формированию правовой культуры несовершеннолетних как основы соблюдения их прав и правового поведения.
Анализ деятельности Уполномоченных по правам ребенка в регионах и городах России выявил, что все без исключения детские правозащитники организовывают правовое просвещение и правовое образование детей и взрослых, осуществляют бесплатные юридические консультации, активно работают со средствами массовой информации, пропагандируют Конвенцию о правах ребенка и ценности прав детей. Опыт показывает, что наибольший результат достигается при активном участии самих несовершеннолетних в такой деятельности.
Конвенцией ООН о правах ребенка дети признаны не только объектом особой защиты и внимания, но и самостоятельным субъектом права. Поэтому одной из приоритетных задач Уполномоченного по правам ребенка помимо содействия в защите и восстановлении нарушенных прав детей — это вовлечение несовершеннолетних в принятие решений, затрагивающих их интересы.
Открытость для непосредственного общения с ребенком — еще одна отличительная особенность деятельности детского омбудсмена. Работа с несовершеннолетними ведется не только в традиционных формах (лекции, правовые встречи, круглые столы), но и через развитие сети уполномоченных по защите прав участников образовательного процесса из числа детей.
Причем на сегодняшний день такие уполномоченные действуют в средних общеобразовательных школах, в дошкольных учреждениях, в вечерних (сменных) школах и школах-интернатах, но, к сожалению, не во всех. Деятельность данного института способствует реализации Конвенции ООН о правах ребенка, правовому просвещению детей и взрослых, конструктивному разрешению школьных конфликтов, возможности создания примирительных технологий, воспитанию уважения человеческого достоинства. С целью внедрения новых технологий в систему защиты прав и законных интересов ребенка при Уполномоченных по правам ребенка создаются Детские общественные советы, организуются волонтерские движения. Таким образом, перед Уполномоченным ставится задача по преодолению устоявшихся стереотипов о возможности участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.
Детский омбудсмен не обладает властными полномочиями. Он не принимает законы, не отвечает за претворение в жизнь государственной политики, не вправе устанавливать санкции, когда права ребенка нарушены. Но основываясь на экспертной оценке, он может предлагать новые законы или поправки к уже существующим, внося тем самым вклад в развитие социальной политики в интересах детей. Все действия детского омбудсмена должны строиться только на знании и понимании реальной ситуации, в которой находятся дети и молодежь, причем с обязательной опорой на мнения и взгляды самих детей и молодых людей.
Особая роль детского омбудсмена, отличающая его от других институтов, как раз и состоит в постоянном напоминании и власти, и обществу об обязательствах, установленных Конвенцией о правах ребенка.
Источник: isfic.info
Уполномоченный по правам ребенка во Владимирской области
Согласно Закону Владимирской области от 25.11.2010 N 108-ОЗ «Об Уполномоченном по правам ребенка во Владимирской области», должность Уполномоченного по правам ребенка во Владимирской области (далее — Уполномоченный по правам ребенка) учреждена в целях обеспечения дополнительных гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов ребенка, а также для ее осуществления на территории Владимирской власти Владимирской области, государственными органами Владимирской области (далее — органы государственной власти), органами местного самоуправления муниципальных образований Владимирской области, их должностными лицами и организациями, расположенными на территории Владимирской области.
Деятельность Уполномоченного по правам ребенка строится на основе принципов справедливости, ответственности, гуманности, открытости, объективности и доступности, а также взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований Владимирской области, их должностными лицами, ответственными за обеспечение и защиту прав и законных интересов ребенка.
Уполномоченный по правам ребенка осуществляет свою деятельность в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 1 сентября 2009 года N 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка», Уставом (Основным Законом) Владимирской области, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Владимирской области.
К полномочиям Уполномоченного по правам ребенка относятся:
1. Уполномоченный по правам ребенка действует в пределах компетенции, установленной настоящим Законом, и не вправе принимать решения, отнесенные к компетенции органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Владимирской области, должностных лиц.
2. В целях выполнения своих функций Уполномоченный по правам ребенка:
1) осуществляет прием граждан, рассматривает обращения, касающиеся фактов нарушения прав и законных интересов ребенка, жалобы граждан на решения или действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Владимирской области, их должностных лиц, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, нарушающих права и законные интересы ребенка;
2) рассматривает информацию, предоставляемую правоохранительными органами, касающуюся фактов нарушения прав и законных интересов ребенка;
3) проверяет самостоятельно или совместно с компетентными органами, должностными лицами и государственными служащими сообщения о фактах нарушения прав и законных интересов ребенка;
4) содействует повышению информированности детей, а также их законных представителей в области прав и законных интересов ребенка, в том числе через средства массовой информации;
5) принимает в пределах своей компетенции меры к урегулированию споров между детьми и их родителями (законными представителями), а также между детьми, их родителями (законными представителями) и органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований Владимирской области, их должностными лицами, организациями, действия которых обжалуются;
6) направляет органам государственной власти, органам местного самоуправления муниципальных образований Владимирской области, их должностным лицам, руководителям организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушения прав и законных интересов ребенка, заключения, содержащие рекомендации по восстановлению нарушенных прав и законных интересов ребенка и предотвращению подобных нарушений в дальнейшем;
7) направляет в компетентные органы обращения о привлечении к дисциплинарной, административной либо уголовной ответственности лиц, в действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и законных интересов ребенка;
8) информирует правоохранительные органы о фактах нарушения прав ребенка;
9) вносит в органы государственной власти, органы местного самоуправления муниципальных образований Владимирской области предложения о совершенствовании механизма обеспечения и защиты прав и законных интересов ребенка;
10) принимает участие в разработке нормативных правовых актов Владимирской области, затрагивающих вопросы соблюдения прав, свобод и законных интересов ребенка;
11) осуществляет изучение и анализ информации на основе материалов органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Владимирской области, правоохранительных органов, а также обращений граждан, общественных организаций, сообщений средств массовой информации и других источников по вопросам обеспечения и защиты прав и законных интересов ребенка.
3. По окончании календарного года Уполномоченный по правам ребенка готовит доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка во Владимирской области. Указанный доклад направляется Губернатору Владимирской области, в Законодательное Собрание Владимирской области и подлежит опубликованию.
4. Уполномоченный по правам ребенка может направлять в органы государственной власти специальные доклады, касающиеся вопросов соблюдения и защиты прав и законных интересов ребенка.
Уполномоченный по правам ребенка в целях выполнения возложенных на него задач имеет право:
1) взаимодействовать с органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований Владимирской области, их должностными лицами, организациями;
2) запрашивать и получать в установленном порядке материалы, документы, иную информацию, необходимую для осуществления его полномочий, от органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Владимирской области, их должностных лиц, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности;
3) по предъявлении удостоверения беспрепятственно посещать по вопросам своей деятельности органы государственной власти, органы местного самоуправления муниципальных образований Владимирской области, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности;
4) привлекать по согласованию квалифицированных специалистов, создавать экспертную группу либо совет по правам ребенка на общественных началах из числа ученых и специалистов, работающих с детьми;
5) проверять самостоятельно или совместно с органами, в ведении которых находятся вопросы, связанные с защитой и восстановлением нарушенных прав и законных интересов ребенка, сообщения о фактах нарушения прав и законных интересов ребенка;
6) принимать участие в заседаниях Законодательного Собрания Владимирской области, работе межведомственных комиссий, совещаниях, конференциях администрации Владимирской области при обсуждении вопросов, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка.
- Биография
- Компетенция УПР
- Международные нормативные акты
- Федеральные нормативные акты
- Региональные нормативные акты
- Ежегодные доклады
- Специальные доклады
Источник: ombudsman33.ru