В Госдуме и на общественных площадках в России активно обсуждается прогрессивно-регрессивная шкала НДФЛ, в соответствии с которой при малых доходах налог платить не надо, а по мере роста заработка будет увеличиваться уровень фискального давления. Но такой порядок налогообложения пока только в проектах, сейчас же началось внедрение прогрессивного варианта взимания налогов. Правилам удержания и перечисления подоходного налога посвящена глава 23 НК РФ. В зависимости от резидентства получателя дохода и типа заработка применяются дифференцированные ставки налогообложения. С 2021 года изменился порядок взимания налога из-за введения вилки ставок.
Введение прогрессивной шкалы НДФЛ
С января 2021 года в России начали применяться дифференцированные ставки налогообложения доходов физических лиц. Это означает, что размер применяемой ставки налога напрямую связан с уровнем доходов – чем выше заработок, тем больше придется заплатить в бюджет, при достижении определенного доходного порога возрастает тариф налогообложения.
Роберт Кийосаки: Чем больше ты отдаёшь, тем больше ты получаешь. Советы богатого папы.
Законом от 23.11.2020 г. № 372-ФЗ введена прогрессивная шкала НДФЛ:
- ставка 13% действует при условии, что совокупный заработок накопительно за год не превысил отметки в 5 млн руб.;
- 15% предназначена для налогообложения суммы дохода, превышающей лимит в 5 млн руб.
Прогрессивная шкала исчисления НДФЛ с 2021 года действует в режиме переходного периода, который завершится к 2023 году. В связи с изменением принципа налогообложения в НК РФ появились новые термины – основная налоговая база (сюда входит зарплата и доход по договору ГПХ) и совокупность налоговых баз. Под налоговой базой понимают сумму полученных доходов одного типа.
То есть дивиденды – это одна налоговая база, зарплата – вторая база налогообложения, выигрыш в лотерею – третья и т.д. В 2021 году конкретная ставка налога применяется по каждой налоговой базе отдельно, итоговое значение которой определяется с учетом вычетов. После завершения переходного периода прогрессивная шкала ставок по НДФЛ начнет применяться к совокупности налоговых баз, то есть к сумме доходов человека из разных источников. Суммировать надо будет следующие виды налоговых баз:
- дивиденды;
- выигрыши;
- поступления от операций с ценными бумагами, в том числе от займов в ценных бумагах;
- доход от операций РЕПО;
- прибыль от КИК;
- доходы, полученные физическим лицом в результате распределения прибыли инвестиционного товарищества;
- заработок на ценных бумагах и производных финансовых инструментах, числящихся на ИИС физического лица;
- основная налоговая база.
Когда производится расчет НДФЛ, прогрессивной шкале отводится роль дифференциатора уровня доходов населения, что стало ответом на назревший социальный запрос в России. Но важно отметить, что повышенная ставка в отношении резидентов не распространяется на вырученные ими средства от реализации движимого и недвижимого имущества. А у нерезидентов такой доход является одним из элементов совокупности налоговых баз (п. 2.2 ст. 210 НК РФ).
Почему миллиардеры платят меньше налогов, чем вы? | Би-би-си объясняет
Так как прогрессивная шкала НДФЛ 2021 года только начала внедряться, налоговым агентам надо акцентировать внимание на отслеживании лимита дохода отдельно по каждой налоговой базе. Причем за ошибки в удержании налога по ставке 15% в 1 квартале 2021 годе штрафы выписываться не будут (при условии самостоятельной уплаты недоудержанного Wowремя налога в полном объеме до июля 2021 года). После завершения переходного периода придется вести консолидированный учет по разным налоговым базам, что усложнит расчет для налогового агента.
Как применяется прогрессивная шкала ставок НДФЛ с 2021 года – пример
- по обычной ставке удерживается и перечисляется в бюджет налог, равный 650 000 руб.;
- по ставке 15% налог удержан в размере 36 000 руб. ((5 240 000-5 000 000)*15%).
Перечисление повышенного налога должно осуществлять отдельно от налога 13%, у этих платежей разные КБК.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Источник: spmag.ru
Как считать НДФЛ по ставке 15 % и кого это касается
С 1 января 2021 года вступили в силу изменения главы 23 НК. Теперь с доходов, превысивших 5 млн рублей, НДФЛ надо платить по ставке 15 %. Расскажем, кого это касается, как посчитать налог по новым правилам и как платить НДФЛ по повышенной ставке.
- Кто применяет прогрессивную ставку по НДФЛ
- Особые правила расчёта в 2021 и 2022 году
- Как считать НДФЛ, если налоговая база превышает 5 млн рублей
- Как считать налоговую базу для прогрессивной ставки НДФЛ
- Как платить НДФЛ в 2021 году
Кто применяет прогрессивную ставку по НДФЛ
Изменения в главу 23 НК РФ внёс Федеральный закон от 23.11.2020 № 372-ФЗ. Согласно новой редакции, налоговая ставка устанавливается в следующих размерах (ст. 224 НК РФ):
- 13 % — если сумма налоговых баз за налоговый период равна или меньше 5 млн рублей.
- 650 тыс. рублей и 15 % от суммы налоговых баз, превышающей 5 млн рублей, — если сумма налоговых баз за налоговый период составляет более 5 млн рублей.
Новую ставку применяют все налоговые агенты, от которых физлица получают доходы (п. 1 ст. 226 НК РФ): российские организации и ИП, нотариусы, адвокаты, обособленные подразделения иностранных организаций в РФ.
Как считать налоговую базу для прогрессивной ставки НДФЛ
Налоговые базы, к которым применяется прогрессивная налоговая ставка, мы собрали в таблице. Для резидентов и не резидентов РФ перечень доходов отличается (п. 2.1 ст. 210 НК РФ, абз. 3-7, 9 п. 3 ст.
224 НК РФ).
- доходы от долевого участия (в том числе дивиденды, выплаченные иностранной организации по акциям (долям) российской организации, признанных отражёнными в налоговой декларации в составе доходов);
- доходы в виде выигрышей, полученных участниками азартных игр и лотерей;
- доходы от операций с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами;
- операции РЕПО, объект которых ценные бумаги;
- операции займа ценными бумагами;
- доходы участников инвестиционного товарищества;
- операции с ценными бумагами и с производными финансовыми инструментами, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете;
- доходы в виде сумм прибыли контролируемой иностранной компании (в т. ч. фиксированной прибыли);
- иные доходы, в отношении которых применяется налоговая ставка, предусмотренная п. 1 ст. 224 НК РФ — основная налоговая база, к которой относятся зарплата, премии, отпускные и т.п.
- от трудовой деятельности по найму в РФ на основании патента;
- от трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста;
- от трудовой деятельности участниками госпрограммы по добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, а также членами их семей;
- от трудовых обязанностей членов экипажей судов, плавающих под флагом РФ;
- от трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства, признанных беженцами или получивших временное убежище на территории РФ;
- в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках, находящихся на территории РФ.
* Не применяется данная ставка к доходам резидентов РФ, облагаемым по ставкам, предусмотренным п. 1.1, 2, 5 и 6 ст. 224 НК РФ.
Каждая из перечисленных баз определяется в отношении доходов физического лица — налогового резидента РФ отдельно. Это общее правило, которое закреплено налоговым кодексом (п.2.статьи 210). К каждому доходу применяются разные вычеты и получается своя база. Совокупность всех баз будут сравнивать с 5 млн рублей с 2023 года. А в 2021 и 2022 гг. с 5 млн будут сравнивать каждую базу самостоятельно.
Таким образом, с 1 января 2021 года введена повышенная ставка НДФЛ в размере 15 % в отношении совокупности всех налогооблагаемых доходов физического лица — налогового резидента РФ, превышающих за налоговый период 5 млн рублей.
Особые правила расчёта в 2021 и 2022 году
В отношении доходов, полученных в 2021 и 2022 году, налоговые ставки, установленные п. 1 и п. 3.1 ст. 224 НК РФ, применяются к каждой налоговой базе отдельно (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 23.11.2020 № 372-ФЗ).
Это значит, что если совокупность всех налоговых баз за 2021 год превышает 5 млн рублей, а каждая база в отдельности не достигла этого размера, то ставка 15 % к доходам физлица не применяется.
Пример
Зарплата Михаила 300 000 рублей. За 12 месяцев 2021 года база составляет 3 600 000 рублей. Это основная налоговая база. Дополнительно в марте ему выплачены дивиденды в размере 2 500 000 рублей.
Сумма баз за налоговый период равна 6,1 млн рублей, что превышает 5 млн рублей. Но каждая база в отдельности меньше 5 млн рублей, поэтому ставка 15 % в этом случае не применяется. НДФЛ с доходов Михаила удержат по ставке 13 % и с зарплаты, и с дивидендов.
Как считать НДФЛ, если налоговая база превышает 5 млн рублей
НДФЛ надо исчислять на дату фактического получения дохода. Налог рассчитывается нарастающим итогом с начала года. Это применимо ко всем доходам, начисленным физлицу за налоговый период, если в отношении них действует прогрессивная ставка. При этом зачитывается сумма налога, удержанная в предыдущие месяцы текущего года.
При исчислении суммы налога не нужно учитывать доходы, которые налогоплательщик получил от других налоговых агентов.
Пример
Директору ООО ежемесячно выплачивается зарплата 700 000 рублей. Вычеты не предоставляются.
Для расчёта НДФЛ за каждый месяц надо определить налоговую базу нарастающим итогом с начала налогового периода. В зависимости от размера базы, к ней применяется прогрессивная ставка налога и зачитывается налог, удержанный в предыдущие месяцы.
- Январь. Налоговая база — 700 000 рублей, НДФЛ — 91 000 рублей (700 000 × 13 %).
- Февраль. Налоговая база за 2 месяца — 1 400 000 рублей, НДФЛ — 91 000 рублей ((700 000 + 700 000) × 13 % – 91 000 (НДФЛ за январь)).
- Март. Налоговая база — 2 100 000 рублей, НДФЛ — 91 000 рублей, (700 000 × 3 × 13% – 182 000 (НДФЛ за январь и февраль).
Расчёт налога с апреля по июль будет аналогичным. Каждый месяц бухгалтер ООО будет удерживать из зарплаты директора 91 000 рублей и перечислять ему 609 000 рублей.
С августа налоговая база превысит 5 млн рублей и составит 5 600 000 рублей (700 000 рублей × 8 месяцев). Теперь к базе, превышающей 5 млн рублей, будет применяться ставка 15 %. Вот как это работает.
- Август. Налоговая база — 5 600 000 рублей, НДФЛ — 103 000 рублей (650 000 + (5 600 000 — 5 000 000) × 15 % – 637 000).
- Сентябрь. Налоговая база — 6 300 000 рублей, НДФЛ — 105 000 рублей (650 000 + (6 300 000 — 5 000 000) × 15 % – 740 000).
За октябрь-декабрь налог нужно будет рассчитывать в таком же порядке. В каждом из месяцев удержанный с зарплаты НДФЛ составит 105 000 рублей, а директор получит на счёт 595 000 рублей.
Общая сумма НДФЛ за год равна 1 160 000 рублей, из которых 510 000 рублей составляет налог, исчисленный по ставке 15% с суммы дохода, превышающей 5 млн рублей. Для сравнения: если бы прогрессивной ставки не было, за год заплатили бы НДФЛ на сумму 1 092 000 рублей.
Как платить НДФЛ с 2021 года
Если на момент уплаты исчисленная и удержанная у физлица сумма НДФЛ превысила 650 000 рублей с начала года, — платите налог в следующем порядке (п. 7 ст. 226 НК РФ):
- отдельно уплатите по ставке 13 % сумму НДФЛ в части, не превышающей 650 тыс. рублей, которая относится к части налоговой базы до 5 млн рублей включительно;
- отдельно уплатите по ставке 15 % часть суммы НДФЛ, превышающую 650 тыс. рублей, относящуюся к части налоговой базы, превышающей 5 млн рублей.
При уплате налога по ставке 15 % в платежном документе укажите КБК 182 1 01 02080 01 1000 110 (Приказ Минфина РФ от 12.10.2020 № 236Н).
Доходы, превышающие 5 млн рублей, и НДФЛ по ставке 15 % подлежат отражению в отдельных разделах 6-НДФЛ. Подробнее об этом мы рассказали в статье «Новая форма расчёта 6-НДФЛ с 2021 года».
- Как заполнить платёжное поручение по налогам и взносам
- Новая форма расчёта 6-НДФЛ с 2021 года
- РСВ в 2021 году: новая форма и правила заполнения
- МРОТ — 2021: изменения
Актуальные материалы раз в неделю
Поделиться
Раз в неделю — дайджест материалов, достойных внимания Актуальные материалы раз в неделю
Раз в неделю — дайджест материалов, достойных внимания
67550778-15DE-41FB-BFC3-9BA2DA4E13BB Created with sketchtool.
Статьи по теме→







Отвечает
Алла Грешкина



15 декабря 2022
12 декабря 2022
Отвечает
Алла Грешкина

8 декабря 2022

4 декабря 2022







Отвечает
Алла Грешкина



15 декабря 2022
12 декабря 2022
Отвечает
Алла Грешкина

8 декабря 2022

4 декабря 2022
50 комментариев
ПОКАЗАТЬ ПРЕДЫДУЩИЕ
Цитирую «Каждая из перечисленных баз определяется в отношении доходов физического лица — налогового резидента РФ отдельно. Это общее правило, которое начнёт дейстWowать с 2023 года.» Ошибка. Это ведь правило для 2021-2022 годов
4 Ответить
Галина, Однако агенты по НДФЛ будут определять ставку исходя из всех выплаченных налогоплательщику доходов только с 2023 года(п. 3 ст. 2 Федерального закона от 23.11.2020 № 372-ФЗ). В 2021 и в 2022 году они расчитывают ставку 13 или 15 (т.е. предел 5 млн руб.) по каждой из перечисленных налоговых баз.
0 Ответить
Елена, здесь ошибка именно в формулировке, почему я и привела цитату. Смотрите, для понимания сокращу: «Каждая из баз . определяется отдельно. с 2023 года».
В том-то и дело, что «отдельно» — это в 2021-2022 годах, а с 2023 г. — вместе. А сам закон мы с вами трактуем одинаково, с Вашими рассуждениями я полностью согласна
0 Ответить
Елена Кулакова , эксперт 30 марта 2021
Галина, там ведь дальше написано, что с 5 млн будут сравнивать совокупность баз с 2023 года. А то что каждая база определяется отдельно, закреплено, как общее правило, налоговым кодексом. Вот как как написано в статье 210:
«2. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.
2.1. Совокупность налоговых баз, в отношении которой применяется налоговая ставка, предусмотренная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, включает в себя следующие налоговые базы, каждая из которых определяется в отношении доходов физических лиц — налоговых резидентов Российской Федерации ОТДЕЛЬНО: (в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 372-ФЗ)
1) налоговая база по доходам от долевого участия (в том числе по доходам в виде дивидендов, выплаченных иностранной организации по акциям (долям) российской организации, признанных отраженными налогоплательщиком в налоговой декларации в составе доходов); (в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 372-ФЗ)
2) налоговая база по доходам в виде выигрышей, полученных участниками азартных игр и участниками лотерей; (в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 372-ФЗ)
3) налоговая база по доходам по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами; (в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 372-ФЗ)
4) налоговая база по операциям РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги; (в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 372-ФЗ)
5) налоговая база по операциям займа ценными бумагами; (в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 372-ФЗ)
6) налоговая база по доходам, полученным участниками инвестиционного товарищества; (в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 372-ФЗ)
7) налоговая база по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете; (в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 372-ФЗ)
8) налоговая база по доходам в виде сумм прибыли контролируемой иностранной компании (в том числе фиксированной прибыли контролируемой иностранной компании); (в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 372-ФЗ)
9) налоговая база по иным доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, предусмотренная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса (далее в настоящей главе — основная налоговая база). (в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 372-ФЗ) «
То есть, налоговые базы вычисляются всегда отдельно, а вот сравнивать с 5 млн в 2021-2022 надо каждую базу, а с 2023 совокупность баз.
Ошибка в формулировке есть, но не в том что базы определяются отдельно, а в том что » . начнёт дейстWowать с 2023 года. » — оно уже действует.
Исправим текст. Спасибо за замечание.
3 Ответить
Сергей Шеянов 4 мая 2022
Елена Кулакова, а почему сравнивать надо отдельно, если в вашей же цитате написано — «Совокупность налоговых баз, в отношении которой применяется налоговая ставка, предусмотренная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса..»
То есть ставка 13% применяется к совокупности баз, а не к каждой по отдельности, а вот сами базы определяются отдельно, а не как одно целое.
А что касаемо пункта п. 3 ст. 2 Федерального закона от 23.11.2020 № 372-ФЗ
«В отношении доходов, полученных в 2021 или 2022 году, при исчислении налога на доходы физических лиц налоговыми агентами применяются налоговые ставки, установленные абзацами вторым и третьим пункта 1 либо абзацами вторым и третьим пункта 3.1 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), при соблюдении условий, предусмотренных указанными абзацами, применительно к каждой налоговой базе отдельно.»
То это для налоговых агентов, а физ. лицо по итогу всё равно заплатит 15% от совокупности налоговых баз — 5кк.
0 Ответить
ПОКАЗАТЬ ВСЁ ОБСУЖДЕНИЕ — 3
подскажите в 2021г мы выплатили физ лицу % по договору займа, сумма свыше 5млн
и выплачиваем ему зарплату , по какой ставке 13% или 15% исчислять НДФЛ с зарплаты? совокупность дохода зарплата + % больше 5 млн, а отдельно зарплата меньше 5млн
Источник: kontur.ru
Налог на доходы богатых: кто заплатит за сверхдоходы в России в 2022 году
Кто платит повышенный налог, зачем его ввели, как рассчитать выплату и есть ли аналоги в других странах — в материале «Ъ».
Выйти из полноэкранного режима

Развернуть на весь экран
Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ
Налог на доходы физических лиц (НФДЛ) — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж. Граждане России платят его почти со всех видов своих доходов. Раньше он был одинаковым для всех жителей страны, его размер составлял 13%. С 1 января 2021 года в России начала дейстWowать прогрессивная шкала НДФЛ, называемая налогом для богатых. Теперь НДФЛ для некоторых лиц стал равен 15%.
Что такое налог на богатых
Согласно новому законодательству, изменения касаются граждан, чей годовой заработок составляет 5 млн руб. и больше. Теперь такие люди платят не 13%, а 15% в рамках НДФЛ. Новый налог составил 650 тыс. руб. за год, плюс 15% части, которая превышает 5 млн руб. Закон не распространяется на операции с единоразовым доходом, например продажу имущества или страховые выплаты. Исключение составляет продажа ценных бумаг.
Кто платит НДФЛ в России
Налоговые резиденты РФ — это лица, которые фактически находятся в России не менее 183 календарных дней в течение 12 месяцев. Кроме этого, НДФЛ платят те, кто не является налоговым резидентом РФ, если получают доход на территории России. Подобная норма закреплена ст. 207 Налогового кодекса Российской Федерации.
Какие виды доходов облагаются НДФЛ:
— от заработной платы;
— от вознаграждения по гражданско-праWowым договорам;
— от продажи имущества;
— от занятия преподавательской деятельностью и проведения консультаций;
— от продажи или сдачи в аренду транспортного средства;
— от продажи или сдачи в аренду недвижимости;
— от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов;
— от различных выигрышей (в лотерею и прочих).
Зачем был введен налог на богатых
Константин Добромыслов, доцент кафедры труда и социальной политики РАНХиГС:
«Прогрессивная шкала налогообложения доходов физических лиц введена в России в целях выравнивания социальной справедливости в обществе между гражданами, получающими высокие и низкие доходы. Принцип социальной справедливости по доходам граждан широко применяется во многих развитых странах — кто больше получает, тот больше платит. Прогрессивная шкала налогообложения доходов физических лиц в некоторых странах в максимальной величине может доходить до 75%. Действующая сегодня система налогового контроля в РФ на основе цифровых технологий позволяет достаточно точно учитывать доходы физических лиц. Это позволило вывести зарплаты и прочие доходы из тени и упростить налоговое администрирование».
На что будут направлены эти средства
Планировалось, что благодаря этой инициативе в 2021 году в бюджет поступят дополнительные 60 млрд руб. В 2022 году эта сумма должна составить 64 млрд руб., а в 2023 году — 68,5 млрд. Эти деньги правительство собиралось направить на лечение детей с редкими, хроническими и тяжелыми заболеваниями. Кроме того, на эти финансы планировалось закупать дорогостоящие лекарства, технику и средства реабилитации.
Налог на богатых в других странах
Прогрессивная шкала налогов на доход физических лиц действует во многих странах. Одна из самых сложных систем в Германии. Здесь учитываются не только личные доходы, но и семейное положение, количество мест работы и детей. В зависимости от этих факторов гражданин оказывается в одной из шести налоговых групп.
Люди с наименьшим заработком, до €9 тыс. в год, освобождены от уплаты налога. Для тех, чей доход превышает €260 тыс., НДФЛ составляет 45%.
В Финляндии используется шестиступенчатая шкала. Здесь налогом облагаются не только заработные платы, но и пенсии, социальные пособия и стипендии, а в НДФЛ включены еще два налога: церковный и на медицинское страхование. Необлагаемым минимумом считается зарплата до €16 тыс. При доходе до €24 тыс. ставка будет равна 6%, от €24 тыс. до €39,6 тыс. — 17%.
Граждане, получающие за год от €39,6 тыс. до €71,3 тыс. платят НДФЛ в размере 21,4%, а те, кто зарабатывает от €71,3 тыс. до €100 тыс.,— 29,7%. Максимальный налог составляет 31,7% при заработке более €100 тыс. Кроме того, жители Финляндии платят отдельный НДФЛ, установленный муниципалитетом. Он может составлять от 17% до 22,5%.
В США НДФЛ варьируется от 10% до 39%. Здесь необлагаемым считается годовой доход до $9,075 тыс. Максимальная ставка применяется к гражданам, получающим в год более $406,751 тыс. Кроме того, каждый штат может ввести собственный налог. Его размер может составлять от 0% до 13%.
Он также может меняться в этих пределах каждый год.
В Китае на прогрессивную шкалу налогов перешли в 2011 году. Здесь используется семиступенчатая система. Ставки налогов составляют 3%, 10%, 20%, 25%, 30%, 35% и 45%. Доходы от индивидуальной предпринимательской деятельности в сфере торговли и промышленности, а также подрядной деятельности здесь облагаются пятиступенчатым НДФЛ. Его размер составляет от 5% до 35%.
Все остальные виды доходов в Китае облагаются НДФЛ по пропорциональной ставке 20%.
В Бразилии налогом не облагается доход до $5,3 тыс. Граждане, получающие от $5,3 тыс. до $10,5 тыс. в год, платят НДФЛ в размере 15%. Доход свыше $10,5 тыс. облагается налогом 27,5%.
Прогрессивная шкала налогов также используется во Франции, Великобритании, Италии, Австрии, Швеции, Канаде и других странах.
Василий Кузнецов, группа «Прямая речь»
- Василий Кузнецов подписаться отписаться
Источник: www.kommersant.ru
