В конце мая был опубликован плановый 45-й доклад экономистов Всемирного банка (ВБ) по поводу актуального состояния российской экономики. Подобные исследования публикуются дважды в год и обычно не вызывают пристального интереса со стороны отечественных СМИ. Но на этот раз все вышло иначе. Поводом для достаточно широкого обсуждения стала рекомендация ВБ о введении в РФ национальной программы минимального гарантированного дохода. Международная финансовая организация утверждает, что такая мера позволила бы сократить уровень бедности в стране вдвое к 2030 году.
Подобное предложение российским властям со стороны Всемирного банка стало довольно неожиданным. Вместе с тем вопрос о необходимости сокращения уровня бедности в России, безусловно, стоит в местной повестке. В частности, президент РФ Владимир Путин в октябре 2020 года выразил уверенность в том, что в ближайшие годы количество находящихся за чертой бедности граждан сократится в два раза. На тот момент, по оценке президента, число малоимущих россиян составляло около 20 млн человек.
Сам же вопрос о возможности введения в России той или иной формы гарантированного дохода для граждан является неоднозначным и дискуссионным.
Что советует Всемирный банк?
Предложение ВБ по введению минимального гарантированного дохода в РФ не просто озвучено, но и достаточно подробно изложено в уже упомянутом майском докладе.
Прежде всего, необходимо понимать, что Всемирный банк предлагает запуск в России программы, которая предполагает финансовую помощь для людей и семей, находящихся за чертой бедности. Подобные пособия призваны нивелировать разрыв между доходом домохозяйства или гражданина и неким предполагаемым пороговым доходом, в качестве которого может выступать прожиточный минимум. Помимо денежных выплат предполагается и оказание иных социальных услуг, направленных на то, чтобы помочь людям и семьям выбраться из плохого материального положения. В обмен на это получатели пособий должны были бы принять на себя ряд обязательств, например работать или учиться.
Указанную систему адресной поддержки малоимущих нередко путают с активно обсуждаемой во многих странах концепцией универсального или безусловного базового дохода (ББД). Она предполагает регулярные одинаковые выплаты всем гражданам страны вне зависимости от их доходов и материального благосостояния. Безусловный доход представляет собой выплаты без каких-либо встречных обязательств со стороны их получателей. Кроме того, указанная схема выплат призвана заменить собой все иные пособия, льготы и привилегии, уравняв всех граждан в правах и финансовых возможностях.
Это не то, что Всемирный банк рекомендует для внедрения в России. ВБ говорит прежде всего об адресной поддержке малоимущих семей. В то время как концепция безусловного базового дохода предполагает индивидуальные выплаты всем гражданам страны без исключения, включая детей, пенсионеров и инвалидов.
Думаю, повышенный интерес российских СМИ к недавней инициативе ВБ мог быть связан именно с подобной путаницей.
Соль безусловного базового дохода
Тем не менее стоит более подробно остановиться на плюсах и минусах системы безусловного базового дохода (ББД), поскольку в России уже звучали достаточно громкие инициативы по поводу ее введения.
Несомненным экономическим плюсом системы безусловного базового дохода в России могла бы быть отмена необходимости сложного и дорогостоящего администрирования существующей системы пособий и многочисленных социальных льгот. Согласно оценке экономистов Всемирного банка, в настоящее время в России существует более 800 мер социальной поддержки на федеральном уровне и почти 13 тысяч на региональном. Очевидно, что разобраться в том, на какие из мер государственной поддержки вправе претендовать тот или иной гражданин, весьма сложно.
Также следует учесть, что ряд мер социальной поддержки уже не соответствует реалиям. Например, до начала 2020 года в России действовала ежемесячная компенсационная выплата по уходу за ребенком в возрасте от полутора до трех лет в размере 50 руб. Столь малая сумма вполне заслуженно воспринималась населением не как помощь, а как насмешка или оскорбление. Прекращение администрирования подобных мер и льгот позволило бы высвободить не только работников, занятых непроизводительным трудом, но и средства.
Критики действующей пенсионной системы также приводят математические выкладки о том, что закрытие пенсионного фонда с переходом на выплату пенсий напрямую из бюджета страны дало бы возможность сэкономить государственные средства. Правда, неприятной оборотной стороной оптимизации такого рода мог бы стать заметный прирост уровня безработицы в стране. Не будем забывать о том, что государство остается одним из крупнейших, если не самым крупным работодателем в России. С этой точки зрения необходимость повышения производительности труда работников бюджетной сферы может отходить на второй план по значимости.
Вероятно, проблему сложной и запутанной системы социальных льгот могла бы решить уже применявшаяся в России практика «регуляторной гильотины». Ее суть заключается в разовой отмене большого количества устаревших нормативных правовых актов. Однако вопрос по упразднению даже незначительных льгот не так прост и однозначен, как кажется на первый взгляд. Подобные планы могут быть восприняты широкими слоями населения как попытка возврата к политике монетизации льгот, проводившейся в 2005–2010 годах. Спустя некоторое время представители льготных категорий выяснили, что денежные компенсации за имевшиеся ранее льготы оказались «съедены» инфляцией и прежние возможности теперь стали фактически недоступными.
Очевидно, что вопрос о введении безусловного базового дохода тесно увязан с финансовыми ресурсами государства. Однако практика показывает, что в этом плане не существует однозначной зависимости. Пионером введения бессрочного минимального жизненно необходимого дохода в Европе стала Испания. Такое решение готовилось давно, но было принято на фоне вспышки COVID-19.
Напомню, что Испания не относится к числу самых богатых стран в указанном регионе. Да и сказать, что новая система выплат в ней является безусловным доходом в чистом виде, нельзя, и все же это очень большой шаг в этом направлении.
В то же время граждане весьма благополучной во многих отношениях Швейцарии еще в 2016 году в ходе референдума высказались против введения в стране «безусловного основного дохода». В тот момент речь шла о ежемесячных выплатах в размере около $2260 на взрослого и около $565 на ребенка.
Российские возможности
Что касается России, то в ней теоретически могла бы быть реализована модель распределения сырьевой (природной) ренты. Коль скоро основу экономики страны составляют доходы от экспорта полезных ископаемых, было бы, думаю, справедливо отчислять их часть в пользу каждого гражданина.
В качестве «живых» примеров подобной схемы обычно приводят такие небольшие по территории и относительно малонаселенные страны, как Объединенные Арабские Эмираты или Кувейт. Россия с ее масштабами и населением едва ли может рассчитывать на сопоставимый с указанными государствами уровень жизни на основе только лишь сырьевой ренты. Однако природная рента могла бы стать хорошим подспорьем для того, чтобы «подтянуть» доходы малоимущих граждан до уровня прожиточного минимума. Подобные предложения неоднократно звучали со стороны многих российских политиков, но заканчивались на уровне благих пожеланий.
В целом идея введения безусловного базового дохода в России приходит в противоречие с социальной политикой, проводившейся в стране в предыдущее десятилетие. Например, решение о повышении пенсионного возраста явно указывает на то, что государство стремилось скорее облегчить бремя социальной нагрузки, а не наоборот. Более того, в стране уже несколько лет обсуждается возможность обложения в какой-либо форме налогом трудоспособных, но официально не работающих граждан.
Необходимо учитывать и состояние рынка труда в России. Несмотря на то, что текущий уровень безработицы оценивается в 5,4%, в стране имеется острая нехватка дешевой рабочей силы в ряде отраслей. Примером этого может служить строительная индустрия, пострадавшая от оттока мигрантов. В начале марта 2021 года ей не хватало около 1,2 млн сотрудников.
В связи с этим в РФ уже заговорили о возможности широкого использования труда заключенных. Уже с июня текущего года их начнут привлекать для модернизации Байкало-Амурской магистрали (БАМ).
Другой острой проблемой России остается феномен «работающих бедных». Речь о том, что низкий уровень зарплат не позволяет существенной части трудящихся россиян вырваться из состояния бедности. Это особенно актуально для неполных и многодетных семей. А сближение уровня доходов безработных и работающих бедных рискует быть воспринято неодобрительно существенной частью общества.
В связи с этим стоит обратить внимание и на моральный аспект. Российское общество в своем ядре все еще остается традиционным. Для многих его представителей введение безусловного дохода — развращающий шаг, особенно в отношении трудоспособной молодежи. Вместе с тем абсолютная бедность в такой стране, как Россия, способна поставить человека на грань физического выживания — в силу особенностей климата например.
Однако эксперименты свидетельствуют о том, что оптимальные по размеру безусловные денежные выплаты не снижают мотивации к труду и не стимулируют иждивенческие настроения. Вместе с тем нельзя отрицать, что отдельные группы населения в США и в обеспеченных странах Европы способны в течение поколений жить на уже существующие социальные пособия, намеренно избегая постоянного трудоустройства.
С учетом всех указанных факторов, думаю, становится вполне очевидным, что введение безусловного базового дохода в России не является вопросом сегодняшнего и даже завтрашнего дня. Вместе с тем система адресной поддержки малоимущих в стране явно требует эволюционного улучшения. Актуальность указанной темы усилилась в связи с глобальным распространением коронавируса. Высшее руководство страны и правительство не может игнорировать указанную потребность. В связи с чем надо признать, что в течение последнего года мы наблюдаем некоторые реальные позитивные шаги со стороны государства в этом направлении.
Михаил Ханов, управляющий директор ИК «Алго Капитал»
Источник: www.sberometer.ru
Популярные группы
АиФ.ru рассказывает, в каких странах ЕС граждане действительно получают гарантированные выплаты от государства, где это является лишь проектом, а где жители сами отказались от такой нагрузки на бюджет.
Идея так называемого безусловного дохода, когда граждане страны получают ежемесячное пособие, довольно популярна в Европе. Но удалось ли европейцам получать деньги ни за что?
Один из кандидатов в президенты Франции Бенуа Амон (бывший министр образования будет баллотироваться от Социалистической партии) обещает своим избирателям ежемесячное пособие — так называемый универсальный базовый (или безусловный) доход. Он, по задумке Амона, должен выплачиваться абсолютно всем французам, вне зависимости от их финансового положения.
Первый этап реформы кандидата в президенты заключается в увеличении на 10% пособия для бедных граждан (до 600 евро в месяц), на втором этапе выплаты будут получать все французы в возрасте от 18 до 25 лет. А в перспективе Амон надеется поднять размер пособия до 750 евро в месяц и распространить на население всех возрастов. Реализовать все этапы социалист обещает к 2022 году. Однако на какие средства он собирается увеличивать пособия и выплачивать их всем гражданам, Амон умалчивает. Между тем, по последним данным Евростата, госдолг Франции составляет почти 97% к ВВП.
Швейцария чуть было не стала первым в мире государством, в котором каждый гражданин получал бы гарантированный доход. Однако население возможность такого пособия отвергло — на референдуме против него проголосовали почти 77% граждан.
Отказ граждан от пособия связан с предупреждениями правительства о том, что введение базового дохода потребовало бы дополнительных бюджетных расходов, а это чревато увеличением налогов и рисками для социального страхования.
Идея гарантированного дохода в Швейцарии предполагала, что каждый гражданин страны (не важно работающий или нет) получал бы по 2200 тысячи франков в месяц (около 132 тысяч рублей). Пособие для несовершеннолетних швейцарцев могло составить 625 франков (37,5 тысяч рублей).
Вместе с тем, получатели безусловного дохода лишались ряда льгот: пособий по уходу за детьми, по безработице и т.д.
Эксперимент по выплате безусловного дохода проводился в Германии — с его помощью в Берлине хотели понять, насколько государство готово к подобным пособиям. В 2014 году 43 немца стали получать по одной тысяче евро в месяц.
Однако граждане ФРГ к введению гарантированного дохода относятся скептически: две трети населения считают, что безусловный доход попросту отобьет у соотечественников желание работать. 53% немцев выступают против «бесплатных» пособий, свидетельствуют данные исследования Emnid. При этом в случае введения безусловного дохода 17% респондентов действительно бы бросили свою нынешнюю работу.
С января этого года в рамках эксперимента базовые выплаты стали
получать 2000 граждан Финляндии. В отличие от швейцарского проекта, в Финляндии участниками гарантированного дохода стали исключительно безработные финны, которые вместо пособия по безработице получают по 560 евро в месяц. Эта сумма, в отличие от пособия по безработице налогом не облагается. Как пишет немецкое издание DW, от налогов участники эксперимента освобождаются, даже если найдут работу. А вот если они пойдут служить в армию, переедут в другую страну или начнут получать пособие по уходу за ребенком, выплаты базового пособия прекратятся.
Оплачивает безусловные пособия вовсе не государство, а Институт национального страхования Kela, специалисты которого хотят выяснить, может ли гарантированный доход стимулировать людей искать работу, пусть даже низкооплачиваемую. По версии Kela, именно высокие налоги мешали безработным гражданам устроиться на работу, потому что после трудоустройства их совокупный доход часто был равен социальным пособиям.
Источник: subscribe.ru
Безусловный базовый доход: немного истории, текущая ситуация и перспективы
2021-07-12 в 12:21, admin , рубрики: бедность, безусловный доход, Блог компании Selectel, будущее здесь, деньги, Исследования и прогнозы в IT, счастье есть, финансы в IT
О получении денег на безвозмездной основе частью или всеми членами определенного сообщества размышляли лучшие умы во все времена — как в древности, так и сейчас. Например, в своей «Утопии» Томас Мор высказал такую мысль: «Оттого, что здесь нет скаредного распределения добра, нет ни одного бедного, ни одного нищего. И хотя ни у кого там ничего нет, все, однако же, богаты».
Жан Жак Руссо в «Исповеди» вполне справедливо заявил: «Деньги, которыми обладаешь, — орудие свободы; деньги, за которыми гонишься, — орудие рабства». Томас Пейн развивал идею предоставления людям гарантированного минимального дохода. Он предлагал выплачивать определенную сумму в качестве компенсации земельного налога.
Уже в наше время населению некоторых стран начали давать деньги в буквальном смысле ни за что, надеясь на то, что выделенные средства помогут участникам эксперимента улучшить качество своей жизни и принять более деятельное участие в развитии экономики своего региона. Давайте посмотрим, где и как это происходило и насколько распространена идея безусловного базового дохода.
Зачем все это?
Да, стоит попробовать ответить на этот вопрос, ведь народная мудрость «Бесплатный сыр — только в мышеловке» возникла не на пустом месте. Тем не менее, особо опасаться нечего: это не микрокредиты, а действительно средства, выделяемые на безвозвратной основе. Получатели такого дохода чаще всего не дают никаких обязательств — их и не просят это делать.
Сейчас проблема в том, что общество очень быстро развивается. Несмотря на постоянное увеличение финансовых потоков, бедных людей все еще очень много. И экономисты, политики, бизнесмены боятся, что в скором будущем рост безработицы станет неконтролируемым. Все это чревато социальными проблемами, которые могут привести к нарушению существующего порядка вещей и спровоцировать громадные убытки для бизнеса любого масштаба.
Как раз предоставление незащищенным слоям населения безусловного базового дохода позволяет избежать неблагоприятных последствий. Средства, которые пойдут на выплаты, попросту несравнимы с теми деньгами, которые придется пустить на мероприятия по ликвидации социальных проблем, спровоцированных безработицей.
Идея таких выплат вовсе не нова, и о ней не просто писали, а даже реализовывали. Кто бы мог подумать, что безусловный базовый доход выплачивали уже в XVI веке. Конечно, это называлось не так, но принцип был примерно тот же — поддержать тысячи оставшихся без работы людей для того, чтобы не вспыхнули разного рода восстания и бунты. Тогда все получилось: наводнившие средневековые города малообеспеченные люди были вполне довольны оказываемой поддержкой.
Сейчас, когда автоматы заменяют людей на производстве, причем массово, ситуация может повториться. Так, на некоторых китайских фабриках около 80-90% людей заменяют роботы, с последующим гигантским ростом производительности труда. Пока что люди переходят в другие цеха, переучиваются и т.п., но это потому, что поток «уволенных роботами» пока что не такой большой. Возможно, процесс замены людей роботами не станет столь уж массовым, чтобы привести ситуацию с безработицей к крайности, но все же лучше подготовиться заранее.
Тестируем безусловный базовый доход
Кроме средневекового «проекта», о котором говорилось выше, в наше время реализуется много проектов с концепцией безусловного базового дохода.
Здесь с 1976 года существует специализированный фонд, который называется «Перманентный фонд штата Аляска», куда зачисляется четверть всей прибыли штата от оборотов нефти. Половина доходов распределяется среди жителей. Выплата каждый год разная, она пересчитывается в зависимости от доходов штата за последние пять лет. Но вот уже несколько десятков лет все жители региона, кроме имеющих судимость, получают эти выплаты.
Как оказалось, выплаты не оказали сколь-нибудь существенного влияния на регион. Показатели занятости почти не изменились после начала реализации проекта. Среднее увеличение доли работников, которые заняты неполный рабочий день, составило примерно 1,8%, что существенным результатом назвать вряд ли можно.
В этой стране двум тысячам добровольцев в течение двух лет платили по 560 евро ежемесячно. Согласно условиям эксперимента, участникам не должно было быть больше 28 лет, они были безработными и малоимущими. Авторы проекта считали, что небольшой, но стабильный доход позволит трудоспособным людям, попавшим в сложную ситуацию, удовлетворить базовые потребности вроде еды и заняться поиском работы. Средства выплачивались вне зависимости от успеха в трудоустройстве.
Но ничего путного не вышло. Как оказалось, проблема в том, что сумма в 560 евро гораздо ниже прожиточного минимума и участники эксперимента все равно испытывали финансовые трудности. Им приходилось подавать заявки на пособия и думать о пропитании. Трудоустроилось в итоге не так много людей, как рассчитывали авторы идеи.
С другой стороны, почти все участники заявили, что они стали более уверенными в своих силах и более здоровыми. В целом, эксперимент дал нейтральные результаты — не произошло ничего, что кардинально бы улучшило качество жизни участников, но и плохого ничего не случилось.
Информации о том, сколько здесь выплачивали участникам, не нашлось. Но зато есть довольно подробное изложение результатов проекта. Так, сельские школы сообщили о росте посещаемости, о том, что ученики лучше едят и лучше учатся. На 36,5% уменьшилась преступность. Бедность уменьшилась с 86% до 68% (с 97% до 43% с учетом миграции).
Безработица упала с 60% до 45%, средний доход увеличился на 29% — без учета базового дохода. Результаты говорят о том, что базовый доход не только уменьшает бедность, но и способен вывести бедных из их состояния, помочь им найти работу или начать свой бизнес, а также ходить в школу.
Жители города Стоктон в течение двух лет получали регулярные выплаты в размере в $500 в месяц. Средства выделяла организация Mayors for a Guaranteed Income, основанная Майклом Таббсом, бывшим мэром Стоктона. Получать деньги могли лишь люди с доходом ниже $46 033 в год.
Как оказалось, участники не ринулись покупать сигареты или алкоголь, а тратили средства на еду и выплату долгов. Если в начале эксперимента выплачивали долги вовремя лишь 52% участников, то к его завершению их количество увеличилось до 62%. По словам некоторых участников, получаемые деньги позволили удовлетворить базовые потребности и заняться поиском новой, более высокооплачиваемой работы.
Иран и Монголия
В этих странах правительство решило ввести нечто похожее на безусловный базовый доход (хотя проводимые выплаты не совсем соответствовали концепции ББД).
В первом случае почти все население страны получало на протяжении пяти лет около $400. В итоге эксперимент закончился ухудшением макроэкономической ситуации, и выплаты прекратили. В целом, это можно понять: свободные деньги, которые раздают всем подряд, увеличивают покупательскую способность всех, кто в этом участвует и разгоняют инфляцию.
В Монголии же большому количеству жителей выплачивали около $89 в месяц. Этот эксперимент привел к схожим с Ираном результатам. Правда, выплаты не прекратили, а снизили до $7-17.
Плюсы и минусы безусловного базового дохода
Плюсы более-менее понятны и уже были озвучены в тексте:
- Повышение уверенности людей в своих силах.
- Удовлетворение базовых потребностей вроде покупки продуктов, недорогой одежды и т.п.
- Возможность начать поиск хорошей работы, которая позволит избавиться хотя бы от части финансовых проблем.
- Возможность отправить детей, которые зарабатывали гроши, необходимые семье, на учебу.
- Выплата накопившихся долгов.
Минусов же гораздо больше, и некоторые из них сложно оспорить:
- Если выплачивать ББД не тысяче или двум добровольцев, а нескольким процентам (а то и десяткам процентов) населения страны, то это будет очень дорогой проект, который может себе позволить далеко не каждое государство.
- ББД будет отличаться для многих государств. Где-то выплата позволит купить мешок риса, а где-то — приобрести ноутбук для учебы. В любом случае население условной страны «с рисом» будет стремиться к лучшей жизни, а значит — миграции.
- Введение массовых выплат потребует видоизменения как финансовой, так и налоговой систем государств, где решили реализовать безусловный базовый доход. Возможно, придется даже урезать другие статьи расходов бюджета, чтобы удовлетворить новую.
- Несмотря на то, что экспериментов с ББД проводилось много, это были не очень масштабные проекты, которые длились всего пару лет. Пока что сложно сказать, что будет, если выплаты станут получать сотни тысяч или миллионы человек в течение десятка лет. Что будет в итоге? Неясно, но средства будут затрачены колоссальные.
Источник: www.pvsm.ru