В первом квартале 2024 года в России начнут введение цифрового акциза на табак и пиво, сообщает «РИА Новости» со ссылкой на «дорожную карту» Минфина. Согласно документу, с мая 2023 года по июль 2024 года планируется проведение пилотного проекта по использованию данных о маркировке и прослеживаемости в ходе налоговых проверок.
«Минфину России совместно с «Оператор-ЦРПТ» поручено разработать и утвердить план мероприятий («дорожную карту») по осуществлению с 2024 года перехода на уплату акциза на табачную и никотинсодержащую продукцию на основании данных о ее маркировке средствами идентификации, Минфин России направляет на согласование проект плана мероприятий («дорожная карта») по отказу от нанесения на табачную продукцию федеральных специальных (акцизных) марок с 2024 года»,— сказано в документе.
Предполагается, что в ходе пилотного проекта подтвердится возможность использования данных о маркировке для расчета налоговым органом акциза на табак и никотинсодержащую продукцию, сахаросодержащие напитки, пиво и пивные напитки. Также планируется оценить возможность отказа от декларирования акциза и переход на бездекларационный режим. Переход к промышленной эксплуатации автоматизированной информационной системы ФНС (АИС «Налог-3») и государственной информационной системе мониторинга оборота товаров запланирован на первый квартал 2024 года.
Простая экономика. Акциз
В декабре 2022 года замглавы Минфина Алексей Сазанов сообщил, что ведомство предлагает довести ставки акцизов на никотинсодержащие жидкости до уровня акцизов на сигареты. Он говорил, что инициативу обсуждали в правительстве. Производители электронных сигарет попросили власти не повышать акцизы. Также Минфин предложил ввести уголовную ответственность за производство и продажу контрафактных сигарет.
- Лаура Кеффер подписаться отписаться
Источник: www.kommersant.ru
Плательщики акцизов + ответственность за неуплату

Содержание
- Плательщики акцизов
- Оплата акциза
- Акциз и спецрежим
- Акциз и простое товарищество
- Пример определения акциза
- Подакцизные товары
- Операции производителя подакцизных товаров
- Реализация подакцизных товаров
- Сроки уплаты акциза
- Ответственность за неуплату акциза
- Законодательная база
- Ответы на распространенные вопросы
Плательщиками акциза признают как российские так и иностранные организации и предпринимателей, а также лиц, перемещающих подакцизные товары через границу Таможенного союза. При этом обязанность уплачивать акциз возникает при совершении с подакцизными товарами определенных операций.
Плательщики акцизов
На постоянной основе как юридические, так и физические лица плательщиками акциза не являются. Уплачивают они его только с появлением некоторых обстоятельств. Что касается обособленных подразделений российских компаний, то плательщиками налога как самостоятельная единица они не признаются, но по своему местонахождению уплачивать налог они вправе.
⚠️ СИГАРЕТЫ БЕЗ АКЦИЗ: СКОЛЬКО СТОЯТ, ОТКУДА БЕРУТСЯ И ГДЕ ПРОДАЮТСЯ
Оплата акциза
Уплачивает налог в бюджет производитель подакцизного товара по месту производства.
В некоторых случаях и получатели подакцизных товаров выступают плательщиками налога, например, при:
- Получении бензина, если есть свидетельство на его переработку;
- Получении денатурированного этилового спирта, если есть свидетельство на изготовление неспиртосодержащей продукции;
- Продаже конфискованных подакцизных товаров;
- Ввозе подакцизных товаров в Россию;
- Закупке этилового и коньячного спирта с целью производства алкогольной подакцизной продукции, если выплачен авансовый платеж по акцизу за месяц до закупки.
Акциз и спецрежим
От акциза организации и предприниматели, работающие на спецрежимах (УСН, ЕНВД и т.д.) не освобождены. Кроме того, организациям, являющимся производителями подакцизных товаров законом запрещено применять «упрощенку» и ЕСХН. Однако, при совершении ими таких операций, которые связаны с подакцизными товарами, она оплачивают акциз в общем порядке.
Акциз и простое товарищество
Определять кто именно уплачивает акциз в простом товариществе должны участники самостоятельно. Обычно плательщиком является тот участник, который ведет дела товарищества. Само товарищество представляет собой соединение вкладов нескольких лиц с целью получения какого-либо результата, в том числе прибыли, но юридического лица они не образуют. Соответственно, акциз товарищество платить не может и плательщиком не является.
Однако, если операции, облагаемые акцизом товарищество все же совершает, то его уплата быть должна. В этом случае обязанности по уплате возлагаются на одного участника, выбирают которого участники товарищества самостоятельно.
Важно! Все участники простого товарищества несут одинаковую ответственность по уплате акциза, в том числе и ИП, но уплачивает акциз только один из них.
Пример определения акциза
ООО «Континент» является производителем пива, реализация которого происходит через ООО «Пиво». ООО «Пиво» разливает продукцию в бутылки и продает его конечному потребителю.
Согласно НК РФ, пиво – это подакцизный товар, поэтому нужно определить должно ли ООО «Континент» платить акциз.
Пиво как в бочках, так и в бутылках – это готовый продукт. То есть розлив пива – это производство одного подакцизного товара из другого подакцизного товара. А производителю пива в любой таре оплачивать акциз нужно обязательно. Соответственно, ООО «Континент» является плательщиком акциза.
Подакцизные товары
При совершении определенных операций с подакцизными товарами возникает необходимость уплаты налога. К таким операциям относят:
- Действия производителей, совершаемые с подакцизными товарами;
- Действия, совершаемые с подакцизными товарами другими лицами.
Под производителями, которые осуществляют операции с подакцизными товарами имеют ввиду следующие компании:
Операции производителя подакцизных товаров
Как уже упоминалось выше, при совершении производителем некоторых операций, он обязан начислить акциз. К таким операциям относят:
- Реализацию на территории РФ подакцизных товаров;
- Передачу подакцизных товаров по договору давальческого сырья;
- Для дальнейшего изготовления неподакцизного товара, для собственных нужд;
- Передачу подакцизного товара в уставный капитал, либо как взнос в простое товарищество;
- Передачу товара участнику при его выбытии из организации, либо из товарищества;
- Передачу для дальнейшего производства спирта (этиловый и коньячный) между структурными подразделениями внутри организации.
Реализация подакцизных товаров
Под реализацией понимают передачу права собственности на подакцизный товар от одной компании к другой.
Следовательно, для производителя любая операция с подакцизными товарами, в результате которой она передает права на товар, является объектом обложения акцизом. Такими операциями признают:
- передачу подакцизных товаров на безвозмездной основе, в том числе для проведения рекламной акции;
- передачу подакцизных товаров как натуральную оплату, в том числе бартер и оплата труда;
- реализацию подакцизных товаров в качестве залога;
- передачу товаров по соглашению о предоставлении отступного либо новации;
- при недостаче подакцизных товаров при превышении норм естественной убыли.
Кроме того, производители, занимающиеся алкогольной и другой спиртсодержащей продукцией уплачивают также авансовый акцизный платеж. Под таким платежом понимают уплату акциза предварительно, то есть:
- до непосредственного приобретения этилового спирта, производство которого было на территории РФ (в том числе спирта денатурированного, спирта-сырца, спиртового дистиллята);
- до непосредственной передачи этилового спирта между структурными подразделениями организации с целью производства подакцизной продукции.
Сроки уплаты акциза
При совершении операций, попадающих под разные сроки уплаты, организация обязана вести раздельный учет, а сумма налога по каждой операции перечисляется в установленный для нее срок.
Соответственно, при выпадении 25 числа на выходной или праздничный день, уплату акциза можно перенести на следующий рабочий день.
Другие сроки установлены для авансового платежа по акцизу. Оплата аванса должна производиться в текущем налоговом периоде до 15 числа.
Ответственность за неуплату акциза
При перечислении акциза позже положенного срока, ИФНС вправе начислить пени. А если в результате проверки будет выявлена полная неуплата налога, либо его часть, то компанию могут привлечь к административной или уголовной ответственности. Сумма штрафа может составить от 20 до 40% от суммы неуплаченного налога.
Кроме того, на должностное лицо могут наложить штраф в размере:
- 5 000 – 10 000 рублей – при однократном нарушении;
- 10 000 – 20 000 рублей (или дисквалификацию на 1-2 года) – при повторном нарушении.
Законодательная база
| Законодательный акт | Содержание |
| Глава 22 НК РФ | «Акцизы» |
| Статья 75 НК РФ | «Пеня» |
| Статья 122 НК РФ | «Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов)» |
| Статья 15.11 КоАП | «Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой отчетности)» |
| Статья 199 УК РФ | «Уклонение от уплаты налогов, сборов» |
Ответы на распространенные вопросы
Вопрос: Должны ли мы уплачивать акциз, если являемся посредниками в реализации подакцизного товара?
Ответ: Как правило, уплачивает акциз в этом случае производитель. Но если с него взыскать налог невозможно (например, при перепродаже конфискованных товаров), то уплачивает акциз посредник.
Источник: online-buhuchet.ru
Акциз на сладкие напитки введут с июля 2023 года: что это значит для потребителя

Когда будет введен акциз
Комитет Госдумы по бюджету одобрил поправки в Налоговый кодекс, согласно которым акциз на сладкие напитки будет введен на полгода позже, чем планировалось изначально. СМИ ориентировали нас, что изменения вступят в силу уже с начала 2023 года. Но, видимо, участникам рынка нужно больше времени на подготовку. Новая дата: июль следующего года. Скорее всего, она не изменится.
Каким будет этот акциз
Какие напитки не попадают под акциз
Под закон не попадает алкоголь крепостью более 0,5%, соки, сокосодержащие напитки, нектары, морсы, сиропы, молочная продукция, кисели и другие напитки на растительной основе. А также специализированная пищевая продукция, прошедшая государственную регистрацию в соответствии с правом Евразийского экономического союза.
Что это значит для потребителя
К сожалению, скорее всего, напитки, которые будут облагаться новым налогом, подорожают. В первую очередь газировки. Еще в октябре звучали прогнозы, что, вероятнее всего, производители поднимут цены на 7-20 процентов. Также некоторые компании, например, «Очаково» и «Черноголовка» объявили о заморозке инвестиций в новые проекты. Словом, 7 рублей на литр, может, и кажется довольно небольшой суммой, но для бизнеса она весьма ощутима.
К слову, авторы законопроекта рассчитывают, что благодаря новому акцизу в государственный бюджет поступит не менее 35 млрд рублей. Эти деньги планируется потратить на борьбу с сахарным диабетом. Возможно, более высокая цена также сократит потребление. О вреде сладких напитков часто говорят врачи и диетологи. Недавно мы писали, какая норма потребления газировок считается безопасной (если вы, конечно, не хотите серьезно заболеть).
Источник: www.gastronom.ru
