К моменту публикации материала Митрошина сообщила, что полностью погасила долги перед ФНС, то же, со слов адвоката, сделала и Чекалина. Блиновская лишь начала погашать задолженность. Александра Митрошина, а также адвокаты Елены Блиновской на запрос Frank Media о подробностях и текущем статусе дел не ответили.
Адвокат четы Чекалиных пояснил Frank Media: «Всё, что указано в акте, было уплачено, но штрафы и пени уплатить невозможно, поскольку они неизвестны, так как ещё нет решения. Для прекращения уголовного дела необходима оплата не только недоимки, но и пени, и штрафа. Поэтому уголовное дело пока не прекращено. Вместе с тем, полагаем, что оплата всех сделанных на данном этапе начислений должна быть учтена следствием для снятия ограничительных мер (арест счетов, снятие запрета на пользование интернетом и пр.), чего пока сделано не было». Он настаивает, что факт дробления бизнеса Чекалиными может установить только суд. «При этом для прекращения уголовного дела в связи с полной уплатой налогов, пени и штрафа, признание вины не требуется», — завершает он.
Frank Media также отправили запрос в ФНС и УФНС по Москве, касающийся этих трех дел. На момент публикации материала центральный аппарат и столичное управление на запрос не ответили. Впрочем, глава ФНС Даниил Егоров, выступая в Совете Федерации 24 мая, рассказал о позиции службы в отношении блогеров: «Мы не раз проводили информационную кампанию, предоставляли материалы, как мы анализируем дробление бизнеса, как мы на него реагируем, какие действия противозаконны, выпускали обзор как нашей, так и судебной практики. Мы и дальше будем проводить такие действия, это касается не только контрольных мероприятий, это касается и информационных мероприятий, как правильно вести учет, как делать так, чтобы не нарушать законодательство».
Сенаторы 24 мая предложили правительству рассмотреть введение налогообложения для физических лиц и организаций за деятельность в интернете, в том числе блогерскую, следует из проекта постановления Совфеда «О реализации налоговой политики в целях обеспечения экономического роста», на который ссылаются в ТАСС. Сенаторы предложили блогерам суммировать доходы со всех платформ и социальных сетей и находиться на общей системе налогообложения. Также они обещали подумать над возможностью сделать для них специальный налоговый режим.
Почему p2p-переводы для блогеров сложно контролировать?
Несмотря на то, что ФНС научилась идентифицировать схемы “дробления” бизнеса, есть еще сферы, отслеживать которые налоговикам пока трудно, говорят собеседники Frank Media. Одна из таких денежные переводы между физлицами. “Это довольно частая история, когда бизнес-платежи маскируются под p2p-переводы.
Рутинные и небольшие переводы граждан остаются вне поля зрения налоговых органов. ФНС не имеет официального механизма соответствия расходов граждан их доходам”, — напоминает партнер FTL Advisers Мария Кукла. По действующему законодательству, если банк совершает перевод со счета физлица на сумму свыше 600 тысяч рублей, он обязан сообщить об операции в Росфинмониторинг.
Однако если блогер уже попал в разработку, доказать, что частные поступления от физлиц являются оплатой за оказанные услуги, реализованный товар, пожертвования, донат за доступ к контенту вполне возможно, считает советник Intana Legal Артем Французов. По его словам, блогеры сами устно или письменно призывают своих подписчиков делать донаты или покупать услуги – достаточно будет скриншота блога или видеозаписи трансляции.
“Блогерам часто деньги приходят то на бизнес-счёт, то на личную карту. Бывают ситуации, когда бухгалтер блогера говорит примерно следующее: “Дайте мне все ваши поступления на личную карту, чтобы я их пробил по кассе”. И вручную придает этим платежам официальный статус”, — резюмирует Алексей Халимон из Khalimon Legal.
Какие налоги платит блогер — релокант?
Еще одна сфера, где много неясностей, — это доход блогеров, которые открывают бизнес за рубежом, теряют статус налогового резидента России, на при этом работают на российскую аудиторию и с российскими рекламодателями. По общему правилу зарубежный ИП не признается таковым в РФ, поэтому блогер будет приравнен к физлицам – налоговым нерезидентам, говорит старший юрист практики международного налогового планирования BGP Litigation Екатерина Ардашева.
Вопрос налогообложения будет зависеть от того, как оформлены отношения с рекламодателем. “Если блогер будет работать, например, по договору об оказании услуг, то вознаграждение, выплачиваемое по такому договору, не будет облагаться в РФ. Так как на данный момент в России отсутствует налог у источника для вознаграждений, выплачиваемых по договорам об оказании услуг в пользу нерезидентов”, — считает она.
Пока доходы от деятельности налоговых нерезидентов за рубежом не попадают в периметр налогообложения РФ, согласен Владислав Елтовский из Seamless Legal. “Разве что российские заказчики – юридические лица и ИП могут удерживать российский НДС, в зависимости от вида и оформления оказанных услуг”, — добавляет он.
Однако к российскому сегменту интернета законодатели уже присматриваются. В частности, на обсуждение выносился законопроект, в котором предлагалось обложить НДФЛ доходы, полученные с использованием российских доменов, сетевых адресов или серверов. “Эта инициатива пока вызывает много вопросов, не до конца понятна техническая сторона ее применения. Например, неясно, что будет, если услуга оказана в пользу русского заказчика для русскоязычной аудитории, но с использованием иностранных площадок”, — добавляет Елтовский.
Если блогер – нерезидент получает в РФ пассивные доходы или доходы от российской недвижимости, для них ставка НДФЛ составит 30%. “Такое может возникнуть, например, если у блогера есть свой бренд или авторские права на художественные произведения”, — добавляет Екатерина Ардашева.
Если блогер не будет признаваться налоговым резидентом РФ, но будет осуществлять в России деятельность в качестве ИП, изменившийся статус резидентства никак не повлияет на ставку налогообложения, напоминает она. Например, он сможет пользоваться упрощенкой с 6% при объекте налогообложения “доходы”, как и до переезда, а зачет уплаченных в РФ налогов производить в зависимости от того, есть ли у страны его проживания с РФ соглашение об избежании двойного налогообложения (СИДН).
Дискуссия о том, стоит ли привязывать специальные налоговые режимы к налоговому резидентству, ведутся в РФ, но пока изменения в законодательство лишь обсуждаются, и ставки для самозанятых и ИП – граждан РФ в этом году остаются прежними. Предложение разорвать соглашения с “недружественными” странами также пока остается в статусе инициативы.
Как правильно блогерам платить налоги в РФ?
“Чтобы блогеры платили налоги, не нужно лицензировать их деятельность, заставлять вступать в саморегулируемые организации или придумывать специальные режимы. Они ведут обычную предпринимательскую деятельность, поэтому могут выбрать между самозанятостью или ИП и теми налоговыми режимами, условиям которых они соответствуют”, — категорична Мария Кукла из FTL Advisers.
По мнению собеседников Frank Media, выбирать режим стоит в зависимости от предполагаемого размера годового дохода.
- Для микроблогеров, чей годовой доход не превышает 2,4 млн рублей, идеален режим самозанятого со ставками 4% на доходы от физлиц и 6% от юрлиц.
- Для тех, кто получит до 188,5 млн рублей за год, подойдет режим ИП на УСН. Ее применение освободит блогера от уплаты НДС, налога на прибыль, НДФЛ, кроме подоходного налога, выплачиваемого сотрудниками такого ИП. При применении налоговой базы “доход” ставка для ИП – 6%, с налоговой базой “доход минус расход” – 15%.
Также регионы могут устанавливать стоимость патентов на отдельные виды деятельности, чем тоже могут воспользоваться блогеры-ИП. Некоторые виды инфобизнеса могут подойти под определение услуг в сфере дополнительного образования, напоминает Алексей Халимон. “В Москве патент для такой деятельности стоит 39,6 тысячи рублей на год. И все, больше никаких платежей. Но на патенте можно работать, только пока выручка не превысила 60 млн рублей в течение года”, — говорит он.
Такие условия подходят практически всем блогерам, кроме самых топовых – их ждет уже общая система налогообложения с налогом на прибыль, НДС и т.д., заключает партнер Five Stones Consulting Екатерина Болдинова.
Как блогеру легализовать доходы прошлых лет?
Формально возможность урегулировать налоговые пробелы существует как через подачу уточненных налоговых деклараций (если какие-то доходы уже декларировались), так и через подачу первичных деклараций и уплату налога с пропуском срока, подсказывает Владислав Елтовский из Seamless Legal.
В такой ситуации блогер будет привлечен к ответственности за неподачу деклараций: ему грозит штраф 5% от неуплаченной суммы за каждый полный или неполный месяц просрочки, но не более 30% от нее и не менее 1000 рублей, напоминает Екатерина Болдинова из Five Stones Consulting.
Штраф за неуплату налогов в результате занижения налоговой базы составит 20% от неуплаченной суммы, если деяние совершено неумышленно, или 40% в случае умышленного занижения. Кроме того, за неуплату налогов могут быть начислены пени. Для физлиц, НК РФ устанавливает размер пени в 1/300 от действующей ставки рефинансирования [сейчас она равна 7,5% — FM] от суммы недоимки за каждый день просрочки.
При уклонении в крупном (более 2,7 млн рублей за 3 года) или особо крупном (13,5 млн рублей за 3 года) наступает уголовная ответственность. Максимальное наказание в таком случае составит лишение свободы на 1 и 3 года соответственно.
Источник: www.sberometer.ru
«Злорадствуют токсичные завистники»: в России началась охота на инфоцыган и блогеров-миллионников
Налоговые органы всерьез взялись за блогеров-миллионников и продавцов «марафонов успеха», уже давно показательно раздражавших население своими сверхдоходами из «воздуха». Возбуждены уголовные дела, которые обречены быть громкими, особенно среди миллионов подписчиков в запрещенных социальных сетях. Ключевая претензия государства — сокрытие огромных сумм налогов и отмывание денег. В СИЗО отправлена «королева инфобизнеса» Елена Блиновская, не доплатившая в бюджет налогов почти на миллиард рублей. Не исключено, что на очереди ее последователи из Волгограда.
В Волгограде широко известны несколько девушек-блогеров с огромной аудиторией в соцсетях. Среди них известная под псевдонимом Акуна Матата Ольга Нечаева, розовый Geländewagen которой обнаружили не так давно стоящим на местах для инвалидов на парковке Ворошиловского торгового центра. Или бывшая «Мисс студенчество Волгограда — 2014» Виолетта Чиковани, которая то каталась по центру города на матрасе, прикрепленном тросом к легковушке, а затем на грузовой «Газели». Виолетта лежала, а рядом с ней стояли два раба. Доставляли ее и в полицию за то, что она каталась на кабриолете по Парку Саши Филиппова.
По словам Артема Богача, раньше дробление бизнеса было не уголовным преступлением, а способом оптимизации налогов. И этому, как он говорит, даже специально учили.
— Еще в 2019 году налоговые органы по-другому относились к данному способу ведения бизнеса. Было время, когда дробление бизнеса не являлось незаконной схемой. Более того, существовали учебные центры, где рассказывали, как применять дробление с целью снижения налоговой нагрузки, — уверяет Артем Богач, — Сейчас мнение ФНС изменилось, в том числе на фоне всем нам известных событий.
При этом малый и средний бизнес вообще велено не проверять, но Елена, похоже, перешла барьер и стала слишком заметной. Посчитаем, из открытых источников известно о недоплаченном миллиарде налогов, значит, заработала она не меньше пяти миллиардов. Должна она или не должна их платить — в компетенции суда. И отмечу, что часто суд встает на сторону налогоплательщика. Разумеется, если у него есть аргументы, подтвержденные документами.
Сам Артем Богач считает, что продавцам интернет-курсов, вне зависимости от их качества и объема полученных денег, налоги надо платить. И делать это нужно всем, а не только Елене Блиновской.
— Если человек хочет кого-то чему-то учить и брать за это деньги, то, безусловно, обязан платить налоги. Самый простой и понятный вариант — статус самозанятого. Ставка, кажется, в пределах 4–6%. Но — по достижении определенных показателей. Дальше уже нужно регистрировать ИП и переходить на другие ставки.
И так постепенно — до ООО, до совсем других налоговых режимов… — перечисляет Артем Богач.
Злорадства по поводу ситуации Елены Блиновской Артем Богач не испытывает. И намекает на необходимость тем, кто искренне рад тому, что женщина попала под уголовное преследование, поискать источник этого чувства.
— Люди всегда чем-то недовольны. Это не только сторонние наблюдатели или клиенты, но и завистливые конкуренты. Если кто-то купил курсы, например, той же Елены и стал чувствовать себя лучше, вдохновился, что тут плохого? — озвучил свое мнение Артем Богач. — Возмущаться и быть недовольным — это удел жертв, токсичных людей, перекладывающих на других ответственность за свои неудачи. Ведь у каждого есть возможность зарабатывать столько, сколько хочется. Но некоторые люди выбирают вместо этого обвинять других в соцсетях либо повышать свою узнаваемость, критикуя более успешного человека.
Источник: v1.ru