Факторы вызывающие инфляцию спроса

В зависимости от причин возникновения стремительного роста цен и обесценения денег, на основания анализа мировой практики можно выделить следующие виды инфляции Андрианов В. Инфляция и методы ее регулирования // Общество и экономика 2006, № 4:

  • § Административную инфляцию;
  • § Инфляцию издержек;
  • § Инфляцию спирали цен и зарплат;
  • § Инфляцию спроса.

Административная инфляция порождается волей государственных органов, различных союзов и объединений, отдельных лиц и др.

Административная инфляция проявляется во взвинчивании тарифов на железнодорожные перевозки, платы за услуги почты, связи, коммунальные услуги, увеличении ставок импортных пошлин и др.

Инфляция спирали цен и зарплат близка по характеру к административной инфляции и инфляции издержек, поскольку обусловливается повышением уровня заработной платы (в частности работникам бюджетной сферы), что приводит к росту денежной массы и увеличению издержек производства, что провоцирует рост цен на большинство продовольственных и промышленных товаров. Соответственно рост цен вызывает необходимость индексации заработной платы, тем самым, замыкая порочный круг.

Инфляция — самое простое объяснение | Причины и последствия инфляции

Инфляция спроса — это тип инфляции, которая вызвана причинами, лежащими на стороне совокупного спроса Курс Экономической теории. Учебник. Изд-е 4-е, дополненное и переработанное. Под общей ред. Проф. Чепурина М.Н., проф.

Киселевой Е.А. Киров, «АСА», 2001. Инфляция издержек — это тип инфляции, вызванной причинами, лежащими на стороне совокупного предложения.

Механизм инфляции спроса:

На рис. 1 на промежуточном отрезке кривой AS рост цен может соответствовать росту производства, либо обгонять его. На вертикальном отрезке кривой AS, что соответствует совокупному спросу предложению в долгосрочном плане, находящемуся на уровне полной занятости, дальнейшее расширение совокупного спроса вызовет только повышение уровня цен, т.е. инфляцию.

Расширение совокупного спроса в условиях приближения к полной занятости и при ее достижении вызывает рост общего уровня цен. Получается, что без инфляции нельзя добиться увеличения ВВП (на промежуточном отрезке AS). Рост платежеспособного спроса приводит к такому роду инфляций.

Так как экономика любой страны замкнутая, и увеличение доходов в одних секторах может, при прочих равных условиях, произойти только за счет перераспределения из других секторов, что в целом не изменит размеров совокупного спроса. Таким образом, увеличение платежеспособности может возникнуть лишь из-за дополнительной эмиссии денег, осуществляемой государством чрезмерно.

Критерием, определяющим инфляционность эмиссии денег, является объем производимой в стране продукции: если темпы прироста денежной массы соответствуют темпам прироста реального ВВП, то такое увеличение предложения денег неинфляционно. Если же рост денежного предложения обгоняет рост реального ВВП, то происходит переполнение каналов обращения денежной массой сверх товарооборота. Получается, что правительство, обладая монопольным правом на эмиссию денег («сеньораж»), в определенных случаях может им злоупотреблять. Профессор Чепурина М.Н. и профессор Киселева Е.А. рассматривают, что служит причиной сверхэмиссии, нарушающей баланс между совокупным спросом и совокупным предложением.

Причины вздутия совокупного спроса из-за дополнительной эмиссии связаны с дефицитом бюджета правительства и способами его погашения.

Во-первых, если правительство считает, что покрытие бюджетного дефицита посредством займов у населения и бизнеса усилит дисбаланс между сбережениями и инвестициями, подняв ставку процента и сократив инвестиционный спрос, то оно может прибегнуть к монетизации государственного долга. Чрезмерная эмиссия и сопровождающая ее индексация доходов приводят к переплетению инфляционных ожиданий населения и бизнеса, что и раскручивает инфляционную спираль. Причем, к увеличению темпа инфляции могут привести любые чрезмерные расходы, превышающие доходы бюджета, даже такие, как увеличение размера трансфертных платежей (пенсий, пособий, дотаций и т.д.).

Во-вторых, к инфляционному росту совокупного спроса приводит расширение государственного сектора, сопровождающееся увеличением заработной платы для привлечения и поощрения государственных служащих и работников госпредприятий. Наращивание в экономике удельного веса продукции госсектора с фиксированными ценами на фоне увеличения номинального дохода работников также может стать инфляционным фактором.

В-третьих, финансирование военных заказов и расширение военно-промышленного комплекса (ВПК). Продукция этого сектора экономики специфична и не является объектом производственного и потребительского спроса. ВПК предъявляет спрос на рынке капитала, труда, а также на рынке потребительских товаров и услуг. Создается давление на цены в сторону их повышения, так как деньги для оплаты военных заказов увеличивают денежную массу, не подкрепленную массой товарной.

Итак, эмиссионное покрытие бюджетного дефицита, является прямым фактором инфляции спроса. Сами же причины бюджетного дефицита, заключающиеся в неэффективности государственных расходов, вызывают (либо углубляют) количественные и структурные диспропорции между совокупным спросом и совокупным предложением и становятся косвенными факторами инфляции.

Инфляцию спроса так же может усилить обесценение отечественной валюты страны по отношению к устойчивой иностранной валюте, если высока доля иностранной валюты в составе денежного агрегата М2. Этот фактор при падении курса отечественной валюты срабатывает подобно дополнительной эмиссии и может вызвать инфляцию спроса.

Механизм раскручивания инфляции спроса характеризуется тем, что сначала увеличивается денежная масса, а затем — совокупный спрос.

Инфляция издержек — происходит в результате сокращения совокупного предложения в связи с удорожанием издержек производства на единицу продукции.

На рис.2 кривая AS под воздействием роста издержек на единицу продукции сдвигается влево, что вызывает сокращение объема производства при одновременном повышении уровня цен.

Отмечается монополизм В условиях открытой экономики, когда существует свободный перелив товаров, услуг и ресурсов через национальные границы, монополизм отечественных фирм может быть лишь относительным. фирм и профсоюзов. Монополизм фирм приводит к повышению издержек производства, вызывая инфляцию. Монополизм фирм порождает инерционное завышение цен.

Монополизм профсоюзов проявляется в области ценообразования на рынке труда. Сильные профсоюзы давят на предпринимателей, добиваясь повышения заработной платы, либо сокращают предложение квалифицированных профессий, что также увеличивает заработную плату. Повышаются издержки предпринимателей на услуги труда, дороговизна производства делает невыгодным его расширение. Совокупное предложение начинает сокращаться, несмотря на то, что совокупный спрос остается на прежнем уровне, а порой и растет.

Инфляцию издержек может вызвать сдерживающая бюджетно-налоговая и кредитно-денежная политика правительства, во-первых, при наличии лага запаздывания в принятии решений и, во-вторых, в случае взаимоисключаемости целей экономической политики. Так, если лаг принятия решений затянут, то сдерживающие инструменты, адекватные фазе бума, применяют к уже изменившейся ситуации. В результате несвоевременное повышение налогов, импортных пошлин на сырье и промежуточную продукцию, ужесточение условий кредита и другие сдерживающие меры повысят издержки производства и могут привести к инфляции издержек.

Не только экономическое (косвенное), но и административное регулирование экономики может придать импульс инфляции издержек. Например, частое изменение правовых норм, расплывчатость законодательства, усложнение и частое изменение процедур регистрации и отчетности фирм и т.д. Все это увеличивает административные издержки, в частности, и трансакционные издержки в целом, а значит, может привести к повышению уровня цен в стране и к сокращению легального производства.

Механизм раскручивания инфляции издержек характеризуется тем, что первоначально в результате роста издержек повышается уровень цен, а лишь затем расширяется денежная масса.

Два альтернативных источника инфляции — монополизм государства, ведущий к чрезмерной эмиссии, а также монополизм фирм и профсоюзов — в сущности, сводятся к одному: к неэффективности их деятельности. Это случай одновременного фиаско и государства, и рынка.

Однако при хронически высокой инфляции невозможно определить, к какому типу она относиться. Факторы инфляции спроса и инфляции издержек переплетаются и усиливают друг друга. При гиперинфляции в гонке цен рост денежной массы и инфляционные ожидания превращаются в самостоятельные источники инфляции.

Источник: vuzlit.com

Инфляция спроса и инфляция предложений.

Инфляция спроса — порождается избытком совокупного спроса по сравнению с реальным объемом производства. (Дефицит товара).

Исходя из состояния спроса и предложения различают два типа инфляции. Когда возникает избыток денег по отношению к количе­ству предложенных товаров и экономика реагирует повышением цен — налицо инфляция спроса. В данной ситуации обеспечена пол­ная занятость, так как промышленность стимулируется высокими ценами и производительные мощности загружаются полностью. На возрастание совокупного спроса действуют государственные Расходы (военные и социальные заказы), потребительские расходы. Профсоюзы требуют пересмотра размеров заработной платы, растет покупательная способность населения, кроме того, в условиях эконо­мического бума повышается спрос на средства производства (на инвестиционные товары).

Инфляция предложения (издержек) — рост цен вызван увеличением издержек производства в условиях недоиспользованных производственных ресурсов. Повышение издержек на единицу продукции сокращает объем предлагаемой производителями продукции при существующем уровне цен.

Когда цены растут в результате роста издержек производства в условиях недоиспользования производственных мощностей, то мы имеем дело с инфляцией предложения (издержек).

Суть инфляции спроса можно объяснить фразой: «Слишком большое количество денег охотятся за слишком малым количеством товаров». Основными причинами инфляции спроса являются:

  • Рост спроса со стороны населения, факторами которого выступают рост заработной платы и рост занятости;
  • Увеличение инвестиций и рост спроса на капитальные товары во время экономического подъема;
  • Рост государственных расходов (рост военных и социальных заказов).

Инфляция предложения означает рост цен, спровоцированный увеличением издержек производства в условиях неполного использования производственных ресурсов. Ее иногда так и называют – инфляцией издержек производства. В последнее время тип инфляции, при котором цены растут при снижении совокупного спроса, часто встречается в мировой практике. Основными причинами инфляции предложения являются:

  • Рост заработной платы;
  • Удорожание сырья и энергоносителей;
  • Монопольная и олигополистическая практика ценообразования;
  • Финансовая политика государства.

Скорость обращения денег.

Скорость обращения денег — среднее число оборотов, совершаемое денежной единицей в течение года.

Скорость обращения денег — число, показывающее, сколько раз в году денежная единица, находящаяся в обращении, расходуется на приобретение товаров и услуг.

Скорость обращения денег — это среднегодовое количество оборотов, сделанных деньгами, которые находятся в обращении и используются на покупку готовых товаров и услуг. Скорость обращения денег равна отношению номинального валового национального продукта к массе денег в обращении:

где V- скорость обращения денег;

U- номинальный объем ВНП;

М- масса денег в обращении.

Скорость обращения денег в краткосрочном периоде является обычно величиной постоянной, а в долгосрочном меняется, но незначительно. Скорость эта вполне поддается управлению и зависит от работы банковской системы страны и от уровня технического оснащения учреждений, которые участвуют в денежных операциях.

Современные деньги. Проблемы измерения денежной массы.

Денежная масса — совокупность наличных и безналичных средств, находящихся в обращении, которыми располагают физические, юридические лица и государство.

Основными проблемами измерения денежной массы является разработка методики применения показателей денежной массы — денежных агрегатов.

1. Агрегат Ml — «деньги для сделок» — это показатель, предназначенный для измерения объема фактических средств обращения. Он включает наличные деньги (банкноты и разменные монеты) и банковские деньги.

2. Агрегаты М2 и МЗ включают, кроме Ml, денежные средства на сберегательных и срочных счетах, а также депозитные сертификаты. Эти средства не являются деньгами, поскольку их невозможно непосредственно использовать для сделок купли-продажи, а их изъятие подчинено определенным условиям, однако они сходны с деньгами в двух отношениях: с одной стороны, они могут быть в короткие сроки выброшены на рынок товаров и услуг, с другой — позволяют осуществлять накопление денег. Не случайно их называют «почти деньгами».

3. Наиболее полные агрегаты денежного предложения — L и D; I наряду с МЗ включает прочие ликвидные (легкореализуемые) активы, такие как краткосрочные государственные ценные бумаги. Они называются ликвидными, так как без особых трудностей могут быть превращены в наличность. Агрегат D включает как все ликвидные средства, так и закладные, облигации и другие аналогичные кредитные инструменты.

Агрегаты МЗ, LuD более четко отражают тенденции в развитии экономики, чем Ml: резкие изменения в этих агрегатах часто сигнализируют об аналогичных изменениях в ВНП. Так, быстрый рост денежной массы и кредита сопровождает период подъема, а их сокращение часто сопровождается спадами. Однако большинство экономистов предпочитают использовать агрегат Ml, так как он включает активы, непосредственно используемые в качестве средства обращения. Мы также в дальнейшем будем понимать под предложением денег агрегат Ml.

Деньги — специфический товар, который является универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг.

В роли таких денег выступали сначала скот, меха, зерно, иногда даже ракушки, затем металлы, из которых наиболее подходящими оказались серебро и золото, и, наконец – одно только золото. Впоследствии золото перестает быть всеобщим эквивалентом и заменяется бумажными и кредитными деньгами.

Налоги. Кривая Лаффера.

Налоги — это обязательные платежи, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц — предприятий, организаций, граждан — для удовлетворения общественных потребностей.

Важнейшие функции налогов:

1. Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция),

2. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция),

3. Государственное регулирование экономики (регулирующая функция).

Повышение налоговых ставок до определенного момента будет вести к увеличению собранных налогов. Дальнейший рост налогов подрывает стимулы к производственной деятельности (так как большая часть дохода должна быть перечислена в государственный бюджет), тормозит рост научно-технического прогресса, замедляет экономический рост и ведет к уменьшению поступлений налогов в бюджет.

Данная зависимость выражается в Кривой Лаффера.

На уровне размер налоговых ставок оптимален и обеспечивает наибольшее поступление денежных средств в бюджет.

Налоговые поступления возрастают в периоды экономического подъема и сокращаются в периоды спада.

А трансфертные платежи, напротив, сокращаются в периоды экономического роста и увеличиваются в периоды спада.

45.Влияние государственных закупок на равновесный ЧНП.

В кейнсианской модели объясняется равновесие между объемом производства, дохода и занятости, вызываемыми изменениями в расходах. Равновесный уровень производства — это такой объем производства, который обеспечивает общие расходы, достаточные для закупки данного объема продукции, или при равновесном уровне ЧНП общее количество проданных товаров (ЧНП) точно равно общему количеству закупленных товаров.

Соответственно, нарушением равновесия является любое превышение общих расходов над общим объемом производства, что приводит к росту последнего; любая недостаточность общих расходов вызывает снижение ЧНП

46.Влияние уровня налогообложения на равновесный ЧНП,

Рис. Встроенные стабилизаторы:где G — государственные расходы; Т— налоговые поступленияНа графике размеры государственных расходов постоянны. На самом же деле они меняются. Но эти изменения зависят от решений парламента и правительства, а не от роста ВНП. Поэтому график не показывает прямой связи государственных расходов от увеличения ЧНП.

Налоговые же поступления во время подъема растут.Это происходит потому, что увеличиваются про­дажи и доходы. Изъятие же части доходов налогами сдерживает темпы эко­номического роста и инфляции.

В результате действующих сил, помимо уси­лий правительства, предотвращается перегрев экономики из-за диспропор­ций во время подъема.В этот период налоговые поступления превышают государственные рас­ходы (T>G). Возникает излишек— профицит государственного бюджета, которыйпозволяет расплатиться по долговым государственным обязатель­ствам, взятым в депрессивный период экономики.График отображает и падение налоговых поступлений в период, когда ЧНПуменьшается, т. е. падает производство, что ведет к образованию дефицита государственного бюджета (G>T). Если бы объем налоговых поступ­лений сохранился на прежнем уровне во время экономического кризиса, хозяйственная конъюнктура для бизнеса означала бы более высокие эконо­мические риски, что спровоцировало дальнейшее свертывание производства. Значит, уменьшение налоговых поступлений в этот период объективно обе­регает общество от нарастания кризиса и ослабляет падение производства.

47.Банковская система. Функции национального банка.

Банковская система (БС) — форма организации функционирования в стране специализи­рованных кредитных учреждений, сложившаяся исторически и закрепленная законами. В истории развития БС различных стран известно несколько их видов:

· рыночная (двухуровневая) БС (Центральный банк и система коммерческих банков);

· централизованная монобанковская система;

· уникальная децентрализованная БС — Федеральная резервная система США.

Банковская система Украины построена по двухуровневому принципу и включает в себя:

1. Центральный банк – Национальный банк Украины
2.Коммерческие банки.

2. НБУ выполняет традиционные функции, характерные для центрального банка гос:

является эмиссионным и расчетным центром государства;

1. Организация межбанковских расчетов.

2. Кредитные операции.

3. Надзор за деятельностью коммерческих банков. является «банком банков» и банкиром правительства;

4. НБУ осуществляет регулирование и контроль за кредитно – финансовой системы страны в целом. определяет и проводит денежно-кредитную политику.

5. НБУ предоставлено монопольное право на выпуск денег в обращение в то время как Казночейство и Минестерство финансов не имеют право эмиссии денег и осуществляет финансирование гос. расходов в пределах поступивших доходов в бюджет а также полученных кредитов. Этим обеспечивается креди тная основа совокупного денежного оборота в Украине

6. Обеспечивает накопление и сбережение золотовалютных резервов и осуществление операций с ними т банковскими металлами.

7. Анализирует состояние денежно-кредитных, финансовых, ценовых и валютных соотношений.

8. Организует инкассацию и перевозку банкнот и монет и других ценностей, выдает лицензии на право инкассации и перевозку банкнот и монет и других ценностей.

9. Реализирует государственную политику по вопросам защиты государственных секретов в системе Национального банка.

10.. Берет участие в подготовке кадров для банковской системы Украины.

11. Осуществляет другие функции в финансово-кредитной сфере в пределах своей компетенции, определенной законом.

Налоги — обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемыегосударством. Современная налоговая система включает различные виды налогов. Основную их группу составляют прямые и косвенные налоги. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество.

Косвенные налоги — это налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф. Владелец товара или услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству.

В данном случае связь между плательщиком и государством опосредована через объект обложения.В современных условиях в связи с расширением социальных функций государства широкое распространение получили взносы в фонд социального страхования. Они по своей сущности являются целевыми налогами, поскольку имеют определенное назначение.В зависимости от органа, который взимает налог и распоряжается его суммой, различают государственные и местные налоги.

Государственные налоги взимаются центральным правительством на основании государственного законодательства и направляются в государственный бюджет. К ним относятся подоходный налог, налог на прибыль корпораций, таможенные пошлины и т. п. Местные налогивзимаются местными органами власти на соответствующей территории и поступают в местный бюджет.

Местные власти взимают преимущественно индивидуальные акцизы и поимущественный налог.Налоги по их использованию подразделяются на общие, они поступаютв единую кассу государства, и специальные (целевые) (например,налог на продажу бензина, топлива, смазочных масел в США направляется в дорожный фонд).В зависимости от характера взимания налоговых ставок налоги подразделяются на: пропорциональные, прогрессивные и регрессивные. Пропорциональный налог это налог, ставка которого одинакова для всех облагаемых сумм. Налог, средняя ставка которого повышается по мере роста суммы, называется прогрессивным. Регрессивный налогпредполагает уменьшение процента изъятия из суммы по мере ее роста.К последнему виду налогов относятся, как правило, косвенные налоги.

49.ВНП и общественное благосостояние. Теневая экономика.

ВНП представляет собой весьма точный и очень полезный показатель

функционирования национальной экономике. Однако он не является (и никогда таким не мыслился) показателем благосостояния общества. ВНП просто является измерителем годового объема ориентированной на рынок деятель­ности. Несмотря на то что ВНП может дать реальное представление о материальном благосостоянии, он далек от того, чтобы быть характеристикой благосостояния общества:

«. Любой набор мероприятий может обогатить нашу нацию, не предполагая при

этом увеличения объема реального ВНП в нынешнем его измерении: мы можем начать список этих мер с создания мира, равенства возможностей, ликвидации несправедливости и насилия, укрепления братства между американцами разной расовой и этнической принадлежности, лучшего взаимопонимания между родителями и детьми, мужьями и женами; и мы можем продолжать этот список до бесконечности»‘.

Тем не менее широко распространено мнение, что между реальным ВНП и

общественным благосостоянием обязательно должна существовать тесная

положительная корреляция. То есть чем выше уровень производства, тем

общество ближе к «хорошей жизни». Следовательно, необходимо выявить некоторые недостатки показателя ВНП — причины, по которым ВНП может либо завышать, либо занижать реальный объем производства, а также факторы, в результате, действия которых увеличение объема производства не обязательно ведет к повышению благосостояния общества.

ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА — экономические процессы, которые не афишируются, скрываются их участниками, не контролируются государством и обществом, не фиксируются официальной государственной статистикой. Это невидимые невооруженным глазом, со стороны процессы производства, распределения, обмена, потребления товаров и услуг, экономические отношения, в которых заинтересованы отдельные люди и группы людей. Теневая экономика включает: криминогенную, то есть запретную, противозаконную; скрытую, укрываемую в целях избежать налогов или в связи с нежеланием экономических субъектов придавать известность своим действиям и доходам; неформальную, не подлежащую учету в связи с ее индивидуальностью, личным или семейным характером, отсутствием измерителей.

50.Меры борьбы с инфляцией.

Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные. Чаще всего проявляется следующая закономерность — чем кризиснее ситуация, тем насущнее прямые методы воздействия правительства и Центрального банка на экономику и денежную массу, как ее составляющую.Косвенные методы включают: — регулирование общей массы денег через управление «печатным станком». — регулирование процентных ставок коммерческих банков через управление ими Центробанком. — обязательные денежные резервы коммерческих банков. — операции Центрального банка на открытом рынке ценных бумаг. Прямое регулирование покупательной способности денежной единицы включает в себя такие методы, как: — прямое и непосредственное регулирование кредитов и их распределения государством. — государственное регулирование цен. — государственное регулирование пределов заработной платы. — государственное регулирование внешней торговли и операций с иностранным капиталом. — государственное регулирование валютного курса.[8]Общее направление антиинфляционной политики формируется под влиянием множества факторов, в том числе: общехозяйственной конъюктуры; характераинфляционных процессов; особенностей теоретической базы экономической политики и пр.3 Принятие того или иного варианта антиинфляционной политики становится результатом оценки достаточно большого числа условий,характеризующих особенности конкретной экономической ситуации. Однако, несмотря на многообразие этих ситуаций, вариантов антиинфляционной политикина удивление мало. В большинстве своем антиинфляционная политика укладывается в политику управления факторами спроса (политика агрегатного спроса и политику доходов), факторами предложения (политика стимулирования предложения) или факторами, регулирующими питательную среду инфляции, – сферу денежного обращения.

Прокрутить вверх

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право.

Источник: zdamsam.ru

Инфляция спроса и инфляция издержек

Инфляционные кризисные процессы – довольно частое явление в современной экономической жизни любой страны. Данный экономический термин подразумевает падение покупательской способности нацвалюты на фоне всеобщего и стабильно растущего повышение цен. Уровень инфляции исчисляется с учетом прошлых среднегодовых показателей. Инфляционные показатели отражают характеристики хозсистемы внутри страны.

Специалисты выделяют достаточно много подходов к рассмотрению и классификации этого явления. Среди градаций специалистов можно выделить две наиболее существенные типы инфляций: инфляция спроса и издержек (предложений). Их следует изучить подробнее, ведь каждый современный россиянин обязан хоть немного ориентироваться в происходящих изменениях рынка.

инфляция спроса

Что такое инфляция предложения и спроса простыми словами

Инфляционные кризисные процессы способны развиваться стремительными темпами, затрагивая и негативно воздействуя на практически все сферы экономики и производства данной страны. Такая масштабность объясняется тесной взаимосвязью функционирования различных производственных отраслей, которые зависят друг от друга поставками.

Если некий поставщик поднимет стоимость своей продукции, то итогом станет удорожание выпускаемых товаров, что крайне отрицательно влияет на финансовое состояние обычных жителей страны.

Инфляция спроса и инфляция издержек приводит к крайне печальным последствиям. Негативные моменты затрагивают практически все стороны жизни простых граждан. В частности:

  • растет уровень безработицы в результате закрытия многих предприятий (особенно среди малого бизнеса);
  • обесцениваются результаты трудовой деятельности граждан, что ведет к урезанию зарплаты;
  • уничтожаются денежные накопления граждан и юридических лиц;
  • отмечается снижение спроса на банковские услуги, что приводит и к расстройству кредитно-финансовой сферы.

Инфляция спроса

Инфляция спроса означает, что рост цен происходит из-за преобладания роста денежного спроса на предложения. При наличии кризиса такого уровня предприятия активно привлекают дополнительную рабочую силу и подключают дополнительные экономические ресурсы на фоне расширения производства. Итогом становится увеличение доходности владельцев данного ресурса, ожидаемому увеличению спроса на продукцию и, соответственно, возрастанию стоимости этой продукции.

инфляция издержек это

Главные виновники кризиса

Основной причиной инфляции спроса может послужить рост занятости населения и повышение его доходов. Что, следовательно, приводит к увеличению спроса и подъему цен. Эти нюансы также приводят и повышению банковских инвестиций. Специалисты относят к виновникам развития инфляции спроса и деятельность правительства.

Печальные итоги

Причем на фоне таких событий производственный сектор не может удовлетворить растущий спрос, ведь он уже функционирует на полную загруженность. Такое положение вещей постепенно подводит страну к обесцениванию национальной валюты и дальнейшего развития кризиса вплоть до глобальной, масштабной гиперинфляции.

Инфляция предложений

Инфляция издержек – это кризис, происходящий на фоне невозможности полноценно и полностью использовать производственные ресурсы, что при одновременном росте издержек приводит к росту стоимости конечной продукции. В этой ситуации рост цен происходит при падении совокупного спроса. Данный тип инфляционных процессов, по мнению аналитиков, является наиболее часто встречающимся в развитии современных стран.

инфляция предложения может возникнуть в результате

Главным катализатором данной разновидности экономического кризиса становится проводимая государством финансовая политика.

Основные причины развития

Инфляция предложения может возникнуть в результате следующих нюансов:

  • дефицит бюджетных средств;
  • повышение налогообложения;
  • увеличение зарплаты;
  • повышенные ставки на капитал;
  • подорожание сырья;
  • повышение расценок на энергоносители;
  • олигополистическая рыночная стратегия (совершение продаж и поставок несколькими крупными компаниями сбыта на фоне повышенного покупательского спроса).

Последствия

Если на единицу продукции повышаются издержки, то результатом становиться сокращение показателей прибыльности самого предприятия и, соответственно, объем товаров/продукции, который компания может предложить на фоне имеющихся цен. Результатом становится удорожание продуктов/товаров/услуг на базе уменьшения предложений.

Такая инфляция приводит к значительной потере прибыльности отдельных предприятий и их дальнейшему банкротству. А при несвоевременном вмешательстве со стороны правительства и неграмотных действиях по урегулированию данного положения, инфляция издержек способна подвести страну к условиям тяжелого кризиса и последующего краха экономической системы.

Кейнсианская теория инфляции

Разработали данную теорию Б.Хансен и Дж.Кейнс. При ее разработке ученые использовали анализ расходов/доходов предприятий и их прямое влияние на рост спроса. Сторонники данной теории считают, что рост со стороны предпринимателей и госорганов спроса и приводит к увеличению занятости и производства. А сопутствующее возрастание спроса населения становится причиной инфляционного процесса, ведь данный спрос не носит производительный характер, а является потребительским.

инфляция спроса и инфляция издержек

Чтобы стабилизировать кризис и уменьшить его сторонники данной теории предлагают ограничивать уровень зарплат, но в то же время стимулировать государственные и частные инвестиции. Разработчики теории разграничивали инфляцию спроса на две подкатегории:

  1. Полуинфляция (либо ползучая/умеренная). Такой тип кризиса не представляет особой угрозы и считается вполне нормальным явлением для развивающихся стран. Так как данный кризис способствует не только ценовому росту, но и уменьшает численность безработицы, путем задействования людей в растущие потребности производства.
  2. Подлинная (или галопирующая). Данный вид кризиса проявляется при показаниях полной занятости населения, когда увеличение количества денежной массы проявляется в росте ценовой стоимости услуг и продукции.

Монетаристская концепция инфляционных процессов

Монетаризм представляет собой неоклассическое направление экономики. Разработали его ученые Чикагского университета в 70-е годы прошлого столетия. Основателем данной теории стал лауреат премии Нобеля по экономики профессор Милтон Фримен. Основной тезис монетаристской концепции состоит в определении наиболее эффективной рыночной экономики, как развитие экономических процессов, полностью свободных от влияния государства.

инфляция спроса означает что рост цен происходит из за

Монетаризм базируется на утверждении, что инфляционные процессы определяет увеличение денежной массы. Поэтому экономическая политика обязана направляться на ее стабилизацию и ограничение свободного хождения денег.

Монетаристская теория инфляции базируется на расчетной формуле, имеющей следующий вид: MхV=PхQ, где:

  • M: денежная масса, имеющая хождение в стране;
  • V: установленная скорость денежного обращения, показывающая, сколько раз определенная расчетная единица используется за год (берется усредненный показатель);
  • P: ценовой уровень в экономике;
  • Q: объем нацпроизводства;
  • PхQ: уровень ВНП в денежном эквиваленте;
  • MхV: объем денег, имеющий хождение у населения.

Опираясь на данное уравнение, специалисты определяют количество денег, которые требуется для стабилизации экономического состояния страны и смягчения инфляционных процессов. Если же данные условия не соблюдаются (например, при неконтролируемом производстве денежной массы), то равенство между этими позициями исчезает, что и приводит к развитию инфляции.

Шаги, предпринимаемые правительством

Методов регулирования процессов инфляции, происходящих в стране, разработано немало. Государственная политика, направленная на стабилизацию экономического состояния, может быть мягкой, предупредительной либо ужесточенной. Но главной задачей всех предпринимаемых действий становится понижение уровня инфляции либо адаптация населения к ней.

причиной инфляции спроса может послужить рост

Исправить негативное влияние инфляционных процессов на экономику государства значительно сложнее, нежели внедрение предупредительных мер.

Для стабилизации кризисного положения наиболее часто используются такие шаги:

  • ограничение и уменьшение бюджетных расходов на социальные нужды потребителей (населения), ВПК (военно-промышленный комплекс) и различные субсидии на развитие предпринимательства;
  • повышение налогообложения частных и юрлиц;
  • продажа государственных кредитов;
  • увеличение ставок Центробанка (соответственно и рост годовых процентов по ссудам);
  • сведение уровня зарплат к фиксированному уровню с минимальным ограничением по колебанию (+-).

Данные меры стабилизации кризиса помогают снизить темпы роста инфляции и стабилизировать состояние экономики страны. Но, чтобы не провоцировать развитие условий для появления будущего кризиса, многие развитые страны стремятся к полному исключению государственного вмешательства в механизмы рыночной экономики, тем самым создавая максимально комфортные условия для развития предпринимательства и минимизации влияния монополистов на рынке.

Выводы

Итак, инфляционные процессы возникают по причине дестабилизации равновесия между предложениями и спросом. Если дисбаланс наблюдается со стороны предложения (то есть, растут производственные издержки и поднимается итоговая цена продукции), то приходится сталкиваться с инфляцией предложения. В ситуации нестабильного спроса развивается инфляция издержки (или спроса). Но в любом случае государством должны быть предприняты срочные и грамотные, адекватные меря по восстановлению баланса данных позиций, в ином случае есть большой риск появления в стране гиперинфляции и последующему краху всей экономической отрасли.

Источник: znaemdengi.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Заработок в интернете или как начать работать дома