Что такое реквизиция земельного участка

Юрист с многолетним опытом практической и научной работы. Специалист по гражданскому и предпринимательскому праву, кандидат юридических наук. Издатель, индивидуальный предприниматель.

Родился 30 ноября 1958 г. в г. Москве. В 1981 г. окончил юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова.

Автор более 300 книг, брошюр и статей по проблемам гражданского, предпринимательского, земельного и трудового права, организации управления, обеспечения законности.

Понятие «реквизиция» (от лат. requsitio — требование) означает изъятие государством имущества у собственника с выплатой ему стоимости такого имущества. Реквизиция как одно из оснований принудительного изъятия у собственника имущества (ст. 235 ГК РФ) является категорией гражданского права. Поэтому связанные с ней отношения первично регулируются в ст. 242 ГК РФ.

Согласно данной статье в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах чрезвычайного характера имущество в интересах общества по решению государственных органов может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества.

Реквизицию отличает от конфискации возмездный, как правило, временный характер реквизиции, а также способ ее применения — не в виде карательной меры, а лишь в силу необходимости, порожденной чрезвычайными обстоятельствами, которые указаны в законе.

Напомним, что Земельный кодекс РСФСР 1991 г. не регулировал порядок и правовые последствия реквизиции земельного участка. Действующий Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. (с посл. изм. и доп.) (далее — Кодекс) определяет основные правила и условия изъятия земельных участков в порядке реквизиции в ст. 51. В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, земельный участок может быть временно изъят у его собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз с возмещением собственнику земельного участка причиненных убытков (реквизиция) и выдачей ему документа о реквизиции.

СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4147.

Обратим внимание, что п. 1 ст. 51 Кодекса применительно к реквизиции земельных участков говорит о возмещении собственнику реквизированного участка не стоимости этого участка, как следует из ст. 242 ГК РФ, а причиненных реквизицией убытков. Поскольку согласно п. 2 ст.

15 ГК РФ под убытками в виде реального ущерба понимается, в частности, утрата имущества, постольку следует полагать, что п. 1 ст. 51 Кодекса допускает возмещение собственнику реквизированного земельного участка не только его стоимости, что прямо следует также из п. 6 указанной статьи, но и убытков в виде реального ущерба и упущенной выгоды . Такой подход вполне оправдан, хотя формулировку п. 1 ст. 51 Кодекса в этой части вряд ли можно считать удачной.

См. подроб.: Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации. 2-е изд., доп. и перераб. / Под ред. Г.В. Чубукова, М.Ю. Тихомирова.

М.: Изд-во Тихомирова М.Ю., 2005 — 2007 // www.urkniga.ru.

Факт реквизиции земельного участка должен быть подтвержден документом, выданным собственнику тем исполнительным органом государственной власти, которым было принято решение о реквизиции соответствующего земельного участка. Данный документ имеет важное значение при осуществлении собственником реквизированного земельного участка прав, предусмотренных, в частности, в п. 4 и 6 ст. 51 Кодекса.

Пункт 1 ст. 51 Кодекса называет ряд случаев, носящих чрезвычайный характер, при которых в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз допускается изъятие земельных участков в порядке реквизиции. К ним относятся, в частности, стихийные бедствия, аварии, эпидемии, эпизоотии.

Под стихийным бедствием следует понимать событие, возникающее в результате действия природных сил и происходящее помимо воли человека (например, наводнение, землетрясение, извержение вулкана, снежный занос, удар молнии и т.п.).

Под аварией обычно понимается выход из строя, повреждение какого-либо механизма, устройства, машины и т.п. во время работы, движения .

См.: Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. М.: Большая Российская энциклопедия; СПб.: Норинт, С. 9.

Понятием «эпидемия» обозначают массовое распространение инфекционной болезни человека в какой-либо местности, стране, уровень которого значительно превышает обычно регистрируемый уровень заболеваемости этой болезнью на данной территории в аналогичный период времени.

Эпизоотия означает широкое распространение инфекционной или инвазионной болезни животных, значительно превышающее уровень обычной заболеваемости на данной территории .

См.: Там же. С. 1409.

Понятие «иных» обстоятельств, носящих чрезвычайный характер, законодатель не раскрывает. Поскольку в ст. 51 среди таких обстоятельств прямо названы обстоятельства природного (эпидемии, эпизоотии) и техногенного характера (аварии), речь в ней, по-видимому, идет прежде всего о возникновении на какой-либо территории чрезвычайных ситуаций, вызванных действием подобных обстоятельств. В таком понимании чрезвычайная ситуация означает обстановку на определенной территории, сложившуюся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Законодательство Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций состоит из Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» , принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций было утверждено Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794 .

СЗ РФ. 1994. N 35. Ст. 3648; 2002.

N 44. Ст. 4294; 2004. N 35. Ст.

3607; 2006. N 50. Ст. 5284; N 52 (ч. I). Ст.

5498.
СЗ РФ. 2004. N 2. Ст. 121; 2005. N 23.

Ст. 2269; 2006. N 41. Ст. 4256.

К «иным» обстоятельствам, в силу которых может быть принято решение о реквизиции земельного участка, могут быть отнесены и обстоятельства введения чрезвычайного положения, представляющие собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан и конституционному строю Российской Федерации, устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер (см. ст. 3 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» ). Часть 1 ст. 56 Конституции РФ допускает установление отдельных ограничений прав и свобод с указанием пределов и срока их действия в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом.

Там же. 2001. N 23. Ст. 2277; 2003. N 27 (ч. I). Ст.

2697; 2005. N 10. Ст. 753.

Несмотря на то что среди мер и временных ограничений, применяемых в условиях чрезвычайного положения, реквизиция земельных участков в Федеральном конституционном законе «О чрезвычайном положении» прямо не названа, в таких условиях она представляется допустимой, во всяком случае если чрезвычайное положение было введено в связи с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, чрезвычайными экологическими ситуациями, в том числе эпидемиями и эпизоотиями, возникшими в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных бедствий, повлекшими (могущими повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ (п. «б» ст. 3 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении»). В подобных случаях реквизиция земельных участков возможна на основании п. 1 ст. 51, п. 6 ст. 93 Кодекса с указанием пределов и срока действия такого ограничения в условиях чрезвычайного положения в соответствии с указанным Федеральным конституционным законом.

Напомним, что согласно п. 6 ст. 93 Кодекса в условиях чрезвычайного или военного положения использование земельных участков для нужд обороны и безопасности может осуществляться в порядке, установленном ст. 51 Кодекса. В соответствии со ст. 7 Федерального конституционного закона от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ «О военном положении» на основании указов Президента РФ на территории, на которой введено военное положение, может применяться, в частности, такая мера, как изъятие в соответствии с федеральными законами необходимого для нужд обороны имущества у организаций и граждан с последующей выплатой государством стоимости изъятого имущества. (Речь идет о реквизиции имущества.)

СЗ РФ. 2002. N 5. Ст. 375.

В любом случае применение реквизиции должно быть основано на законе. Представляется, что в целях избежания нарушений прав граждан и юридических лиц понятие «иные» обстоятельства, действие которых может обусловить принятие решения о реквизиции земельного участка, недопустимо толковать расширительно.

Например, при проведении на определенной территории контртеррористической операции такая мера, как реквизиция земельных участков, с нашей точки зрения, применяться не должна, так как она прямо не названа в числе мер и ограничений, вводимых в рамках правового режима контртеррористической операции (см. ст. 11 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму») , и не имеет юридических оснований, указанных в ст. 51 Кодекса. В то же время при проведении такого рода операций возможно временное занятие земельных участков с учетом правил п. 5 и 6 ст. 51.

Там же. 2006. N 11. Ст. 1146; N 31 (ч. I).

Ст. 3452.

Пункт 2 ст. 51 Кодекса отграничивает понятие «реквизиция» от понятия «изъятие» земельных участков для государственных или муниципальных нужд: реквизицией не является изъятие земельных участков, осуществляемое в порядке изъятия, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд на условиях и в порядке, которые установлены в ст. 55 Кодекса.

Реквизиция земельных участков возможна лишь при чрезвычайных обстоятельствах, указанных в п. 1 ст. 51. Согласно ст. 55 Кодекса изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по основаниям, установленным ст. 49 Кодекса.

Исключительные случаи, при которых допускается изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, не могут рассматриваться в качестве чрезвычайных обстоятельств (см. ст. 49 Кодекса).

Норма п. 3 ст. 51 Кодекса предоставляет собственнику реквизированного земельного участка право выбора способа компенсации на случай невозможности возврата реквизированного земельного участка в натуре. В таком случае собственнику земельного участка возмещается рыночная стоимость этого земельного участка, устанавливаемая в соответствии со ст. 66 Кодекса, или, по его желанию, предоставляется равноценный земельный участок.

Таким образом, собственник реквизированного земельного участка по своему усмотрению вправе требовать возмещения рыночной стоимости реквизированного участка или предоставления равноценного (с точки зрения стоимости, расположения, наличия подъездных путей, коммуникаций и т.п.) земельного участка. Под рыночной стоимостью реквизированного земельного участка, на наш взгляд, следует понимать его рыночную стоимость, существовавшую до начала наступления чрезвычайных обстоятельств, послуживших основанием реквизиции. Одновременно в силу п. 1 ст. 51 Кодекса собственник реквизированного земельного участка имеет право требовать возмещения иного причиненного реквизицией реального ущерба, а также упущенной выгоды.

Пункт 4 ст. 51 Кодекса гарантирует собственнику реквизированного земельного участка право требовать в судебном порядке возврата ему этого участка на случай, если указанный участок не возвращен в натуре при прекращении действия обстоятельств, послуживших основанием реквизиции. Подведомственность дела определяется по правилам гл. 3 ГПК РФ и гл. 4 АПК РФ.

Юридическим основанием иска в таких случаях могут служить ст. 301 ГК РФ (истребование имущества из чужого незаконного владения) и ст. 51 Кодекса.

Правила п. 5 ст. 51 Кодекса исключают применение норм п. 1, 3, 4 этой же статьи в случаях, когда в силу чрезвычайных обстоятельств, служащих основанием реквизиции, принадлежащий собственнику земельный участок был временно, на период действия этих обстоятельств, занят для использования в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими обстоятельствами угроз.

В случае наступления чрезвычайных обстоятельств, указанных в п. 1 ст. 51, при отсутствии необходимости реквизиции земельного участка он может быть временно, на период действия этих обстоятельств, занят для использования в указанных целях с возмещением собственнику земельного участка убытков, причиненных в связи с временным ограничением его прав. Например, как уже отмечалось, в зоне проведения контртеррористической операции реквизиция земельных участков не имеет юридических оснований. Однако кратковременное занятие земельного участка в целях проведения контртеррористической операции по правилам Федерального закона «О противодействии терроризму» вполне возможно на основании п. 5 ст. 51 Кодекса с последующей обязательной компенсацией собственнику участка причиненных убытков.

Правовые последствия таких ограничений, по-видимому, должны определяться в контексте ст. 56 Кодекса, частности п. 7 ст. 56. Одновременно в силу прямого указания п. 5 и 6 ст. 51 Кодекса собственник земельного участка вправе в судебном порядке требовать возмещения убытков (как реального ущерба, так и упущенной выгоды), причиненных в связи с временным ограничением его прав.

Другие последствия ограничений прав собственника могут быть предусмотрены и иными федеральными законами.

Оценка, в соответствии с которой собственнику земельного участка компенсируются стоимость реквизированного земельного участка, убытки, причиненные в связи с его реквизицией или временным ограничением его прав, может быть оспорена собственником земельного участка в судебном порядке. Данные положения п. 6 ст.

51 Кодекса предоставляют собственнику реквизированного земельного участка юридическое основание для обращения в суд с целью оспорить оценку, в соответствии с которой ему компенсируются стоимость участка и причиненные убытки. Речь идет об оспаривании размера убытков, причиненных как реквизицией земельного участка (п. 1 ст.

51 Кодекса), так и временным ограничением прав собственника в случаях, когда его земельный участок не подвергается реквизиции, но используется в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства (п. 5 ст. 51 Кодекса).

Статья 51 ЗК РФ. Реквизиция земельного участка (действующая редакция)

1. В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, земельный участок может быть временно изъят у его собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз с возмещением собственнику земельного участка причиненных убытков (реквизиция) и выдачей ему документа о реквизиции.

2. Реквизицией не является изъятие земельных участков, осуществляемое в порядке изъятия для государственных или муниципальных нужд на условиях и в порядке, которые установлены главой VII.1 настоящего Кодекса.

3. В случае невозможности возврата реквизированного земельного участка его собственнику возмещается рыночная стоимость этого земельного участка, устанавливаемая в соответствии со статьей 66 настоящего Кодекса, или по его желанию предоставляется равноценный земельный участок.

4. Собственник земельного участка, у которого реквизирован земельный участок, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми осуществлена реквизиция, требовать возврата ему реквизированного земельного участка в судебном порядке.

5. В случае наступления обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, при отсутствии необходимости реквизиции земельного участка он может быть временно, на период действия этих обстоятельств, занят для использования в целях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, с возмещением собственнику земельного участка убытков, причиненных в связи с временным ограничением его прав.

6. Оценка, в соответствии с которой собственнику земельного участка компенсируются стоимость реквизированного земельного участка, убытки, причиненные в связи с его реквизицией или временным ограничением его прав, может быть оспорена собственником земельного участка в судебном порядке.

Комментарий к ст. 51 ЗК РФ

В соответствии со ст. 242 ГК РФ реквизиция представляет собой изъятие у собственника имущества в интересах общества в случае чрезвычайных обстоятельств в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой собственнику стоимости имущества.

Земельный кодекс РФ устанавливает особенности применения реквизиции по отношению к земельным участкам. Основная особенность связана с тем, что земельный участок после прекращения действия чрезвычайных обстоятельств в большинстве случаев может быть возвращен владельцу, в то время как в отношении любого иного имущества такой возврат чаще всего невозможен (например, пораженный эпидемией скот изымается и уничтожается). Поэтому в ГК РФ идет речь о выплате стоимости реквизированного имущества, и лишь в отдельных случаях, если имущество при прекращении чрезвычайных обстоятельств сохранилось (например, изъятые при ликвидации аварии или во время военных действий транспортные средства), собственник вправе требовать его возврата по суду.

Напротив, ЗК РФ в п. 1 комментируемой статьи специально указывает на временный характер изъятия земли при реквизиции. Собственнику при этом возмещаются убытки, понесенные им в связи с невозможностью использования земельного участка, а стоимость участка возмещается только в том случае, если участок не может быть возвращен после прекращения действия чрезвычайных обстоятельств (п. 3 комментируемой статьи).

Как в ГК РФ, так и в комментируемой статье ЗК РФ идет речь о реквизиции земельного участка только у собственника. В то же время в других статьях ЗК РФ реквизиция названа как одно из оснований прекращения права пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды, безвозмездного срочного пользования (ст. ст. 45, 46, 47 ЗК РФ). Разумеется, арендуемый или предоставленный в пользование, пожизненное наследуемое владение участок находится в чьей-то собственности — государственной, муниципальной или частной, и в случае реквизиции он изымается у собственника.

Однако встает вопрос о возмещении убытков, понесенных при этом землевладельцем, землепользователем или арендатором. Порядок такого возмещения ЗК РФ не определяет. Следовательно, в этих случаях придется руководствоваться общими нормами гражданского законодательства; убытки, вызванные расторжением договора аренды или пользования, будет возмещать собственник земельного участка.

Реквизиция земельного участка имеет схожие черты с изъятием земель для государственных и муниципальных нужд: то и другое производится в интересах обществах и государства, участок в обоих случаях изымается с соответствующей компенсацией собственнику. Однако это разные понятия, на что специально указывает п. 2 комментируемой статьи. Различаются прежде всего основания, по которым производятся реквизиция и изъятие земли для государственных и муниципальных нужд.

Случаи последнего исчерпывающе перечислены в законе (см. комментарий к ст. 49 ЗК РФ), они не носят чрезвычайного характера и связаны чаще всего с планируемым строительством и расширением промышленных, социальных, транспортных и иных объектов.

Ситуации, когда возможно применение реквизиции, очерчены в законе примерно: никто не может предусмотреть всех экстраординарных обстоятельств, которые возможны в жизни, но в любой из этих ситуаций действовать приходится незамедлительно, поэтому невозможно исполнение всей процедуры, соблюдаемой при изъятии земель для государственных и муниципальных нужд, предусмотренной нормами главы VII.1 ЗК РФ.

Кроме того, изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд является окончательным, а реквизиция носит чаще всего временный характер.

Из указанных различий вытекают и важные правовые последствия. Так, лицо, у которого изъят земельный участок под строительство высокоскоростной магистрали, не может требовать возврата участка, даже если в дальнейшем государством принято решение об отказе от этого строительства и участок не используется; а при проведении реквизиции лицо не может требовать предварительного и равноценного возмещения стоимости участка.

Отличается и порядок возмещения причиненных убытков.

Возмещение убытков при ухудшении качества земель, временном занятии земельного участка, ограничении прав собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков для государственных и муниципальных нужд урегулировано ст. 57 ЗК РФ; особенности определения размера возмещения в связи с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд — ст. 56.8 ЗК РФ. На случаи реквизиции земель они не распространяются. В отношении возмещения собственнику возникших в связи с реквизицией убытков следует руководствоваться нормами гражданского законодательства.

В соответствии со ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Поскольку реквизиция земельного участка носит, как правило, временный характер, то земельный участок по прекращении действия чрезвычайных обстоятельств возвращается собственнику, и лишь при невозможности такого возврата собственнику возмещается его рыночная стоимость или предоставляется равноценный земельный участок.

Исходя из общего смысла статьи предполагается, что участок возвращается тем же уполномоченным исполнительным органом государственной власти, по решению которого он изымался, на основании имеющегося у собственника документа о реквизиции, и никаких дополнительных действий со стороны собственника для этого не требуется. И лишь в случае, если участок по прекращении действия указанных обстоятельств не возвращается, лицо, у которого был реквизирован участок, вправе требовать его возврата в судебном порядке.

Комментируемая статья различает реквизицию и временное занятие земельного участка в связи с чрезвычайными обстоятельствами. На наш взгляд, различие в данном случае провести довольно трудно. Возникают эти два вида ограничений прав собственника на земельный участок при одних и тех же обстоятельствах, и оба носят временный характер.

Только в случае реквизиции, в отличие от временного использования, участок не всегда может быть возвращен собственнику. При временном использовании участка в государственных и общественных интересах собственник может также продолжать им пользоваться, если это возможно. Решение о временном использовании земельного участка при чрезвычайных обстоятельствах, видимо, принимают те же государственные органы, что и при реквизиции.

Оценка земельного участка при реквизиции производится по его рыночной стоимости (о рыночной стоимости земельного участка см. комментарий к ст. 66). Собственник земельного участка в судебном порядке может оспорить размер сумм, выплаченных ему в возмещение стоимости участка и понесенных убытков.

Источник: coderf.ru

Статья 242 ГК РФ (действующая редакция). Реквизиция

1. В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество в интересах общества по решению государственных органов может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества (реквизиция).

2. Оценка, по которой собственнику возмещается стоимость реквизированного имущества, может быть оспорена им в суде.

3. Лицо, имущество которого реквизировано, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, требовать по суду возврата ему сохранившегося имущества.

Комментарий к Ст. 242 ГК РФ

1. В каждом государстве существуют правовые нормы (правила), которые можно условно разделить на основные — предназначенные для регулирования отношений в повседневных условиях функционирования общества и резервные, которые начинают действовать только при наступлении чрезвычайных ситуаций мирного или военного времени.

Вполне очевидно, что нормы права, применяемые в случаях чрезвычайных ситуаций, являются более строгими с точки зрения реализации прав и свобод, что обусловлено обеспечением защиты интересов общества и государства. При этом дозволенные законом действия органов государственной власти в этом случае могут быть сравнимы, конечно, с определенной долей условности, с действиями лиц, находящихся в состоянии крайней необходимости.

К примеру, наиболее показательно характеризует данную ситуацию ст. 2.7 КоАП РФ, в соответствии с которой не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, т.е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

2. Предпринимаемые государством в чрезвычайных обстоятельствах меры являются вынужденными и носят временный характер.

Комментируемая статья — одна из немногих норм российского законодательства, рассчитанных на такие обстоятельства, она определяет следующие правовые основания принудительного изъятия у собственников их имущества:

— имущество может быть изъято только при обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер;

— изъятие осуществляется по решению государственных органов в порядке и на условиях, установленных федеральным законом;

— изъятие имущества имеет возмездный характер;

— изъятие имущества по общему правилу ведет к прекращению права собственности.

Такое изъятие имущества считается реквизицией.

3. Термин «реквизиция» имеет латинское происхождение (requisitio), оно означает требование принудительного возмездного изъятия имущества в собственность или во временное пользование и представляет собой традиционное для всякого правопорядка основание прекращения частной собственности граждан и юридических лиц.

Реквизиция применяется не в качестве санкции за совершенное собственником правонарушение, а как чрезвычайная мера в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и других обстоятельств, носящих чрезвычайный характер.

Под стихийным бедствием следует понимать событие, возникающее в результате действия природных сил и происходящее помимо воли человека (например, наводнение, землетрясение, извержение вулкана и т.п.).

Под аварией обычно понимается выход из строя, повреждение какого-либо механизма, устройства, машины и т.п. во время работы, движения .

———————————
Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. М.: Большая российская энциклопедия; СПб.: Норинт, 1998. С. 9.

Понятием «эпидемия» обозначают массовое распространение инфекционной болезни людей в какой-либо местности, стране, уровень которого значительно превышает обычно регистрируемый уровень заболеваемости этой болезнью на данной территории в аналогичный период времени.

Эпизоотия означает широкое распространение инфекционной или инвазионной болезни животных, значительно превышающее уровень обычной заболеваемости на данной территории .

Понятие «иные обстоятельства, носящие чрезвычайный характер», ГК РФ не раскрывает. При этом в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайной ситуацией является обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

———————————
Собрание законодательства РФ. 1994. N 35. Ст. 3648.

Таким образом, основная цель реквизиции — ликвидация чрезвычайных ситуаций и их последствий.

4. Административный порядок изъятия имущества у собственника обусловлен необходимостью скорейшей реакции со стороны органов государственной власти на чрезвычайные ситуации.

В качестве объекта изъятия подразумевается любое имущество, принадлежащее на праве собственности. На практике объектами реквизиции становятся транспортные средства, продовольствие и др. При этом квалифицирующим признаком реквизиции является дальнейшее использование имущества при принудительной смене собственника.

Следует обратить внимание на то, что комментируемая статья не определяет категории собственников изымаемого имущества. Поэтому, поскольку иное не установлено федеральным законом, реквизиция может быть проведена в отношении имущества не только граждан и юридических лиц, но и муниципальных образований.

5. Комментируемой статьей установлено, что в чрезвычайных ситуациях реквизиция возможна только с выплатой стоимости изымаемого имущества.

В данной статье, в отличие от п. 2 ст. 281 ГК РФ, не конкретизируется порядок определения стоимости такого имущества и фактически оставляется решение данного вопроса на усмотрение соответствующего органа государственной власти, осуществляющего изъятие. Учитывая чрезвычайность соответствующих ситуаций, такой подход вполне обоснован.

Гарантия защиты интересов собственника, утратившего в порядке реквизиции свое имущество, получения справедливой компенсации проявляется в предоставляемом ему праве на оспаривание оценки стоимости соответствующего имущества в суде. Вполне очевидно, что основным критерием для суда при разрешении спора будет являться рыночная стоимость такого имущества.

Кроме того, лицо, имущество которого реквизировано, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, требовать по суду возврата ему сохранившегося имущества. При этом ГК РФ «умалчивает» о судьбе ранее выплаченной государством стоимости изъятого имущества, оставляя решение данного вопроса на усмотрение суда.

В отличие от ГК РФ Федеральным законом от 9 июня 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» данный вопрос решен более однозначно. Согласно п. 2 ст. 8 названного Федерального закона при реквизиции иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями выплачивается стоимость реквизируемого имущества, и при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, иностранный инвестор или коммерческая организация с иностранными инвестициями вправе требовать в судебном порядке возврата сохранившегося имущества, но при этом они обязаны возвратить полученную ими сумму компенсации с учетом потерь от снижения стоимости имущества.

———————————
Собрание законодательства РФ. 1999. N 28. Ст. 3493.

6. Необходимо обратить внимание на то, что комментируемая статья по существу содержит нормы общего характера и непосредственно устанавливает, что порядок и условия реквизиции имущества у собственника должны определяться федеральным законом.

К примеру, ст. 51 ЗК РФ установлено, что в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, земельный участок может быть временно изъят у его собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз с возмещением собственнику земельного участка причиненных убытков и выдачей ему документа о реквизиции.

Источник: stgkrf.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Заработок в интернете или как начать работать дома