В данной курсовой работе соединились несколько предметов, такие как: география, экономическая география, ландшафтоведение и территориальная организация населения. Для начала необходимо дать краткое пояснение для ландшафтоведения, ведь именно с этой наукой мы ещё не сталкивались.
Ландшафтоведение — раздел физической географии, изучающий сложные природные и природно-антропогенные геосистемы различного ранга — ландшафты как части географической оболочки Земли.
1 Введение …………………………………………………………….……. 3
2 Часть 1 Понятие зональности и азональности ..………………..……. 5
3 Часть 2 Классификация ландшафтных единиц…………………….…….9
4 Часть 3 Основные ландшафтные зоны мира ………………………….…20
5 Заключение ……………………………………………………….…….…40
6 Список литературы……………………………………………….……….41
Работа содержит 1 файл
Министерство образования Российской Федерации
Пермский Государственный Технический Университет
Зональность и азональность ландшафтов.
Классификация ландшафтных единиц.
ГЕОГРАФИЯ 7 класс : Природная зональность | Видеоурок
Основные ландшафтные зоны мира.
гр. ГМУ-07 Е.Д. Личкина
2 Часть 1 Понятие зональности и азональности ..………………..……. 5
3 Часть 2 Классификация ландшафтных единиц…………………….…….9
4 Часть 3 Основные ландшафтные зоны мира ………………………….…20
В данной курсовой работе соединились несколько предметов, такие как: география, экономическая география, ландшафтоведение и территориальная организация населения. Для начала необходимо дать краткое пояснение для ландшафтоведения, ведь именно с этой наукой мы ещё не сталкивались.
Ландшафтоведение — раздел физической географии, изучающий сложные природные и природно-антропогенные геосистемы различного ранга — ландшафты как части географической оболочки Земли.
Ландшафтоведение рассматривает происхождение, структуру, изменение, пространственную дифференциацию и интеграцию ландшафтов, а также их отдельные свойства, взаимосвязи элементов, их изменения под воздействием природных и антропогенных факторов.
В наше время очень полезно и даже необходимо знать о наших лесах, полях, реках, горах – о наших ландшафтах, одним словом. Эти знания пригодятся нам не только в поисках полезных ископаемых, но и подскажут нам, где лучше всего построить высокоскоростную магистраль, где полезней всего осушить болото, отвести землю под пастбища и, конечно, где экономически перспективней всего построить завод.
Целью работы — более глубокое и обширное изучение выбранной темы.
Вовлечение ландшафтов в сферу человеческой деятельности значительно опережает процесс осмысливания его наукой. Ландшафтоведение активно изучает новые функции ландшафтов, которые реально выполняются длительное время. Потребности общества, связанные с ландшафтами, систематизированы в следующие группы функций: ресурсовоспроизводящие — бесперебойное снабжение из природных источников веществом и энергией; абиотические (свет, тепло, кислород, вода, гидро-, термальная, ядерная энергия, топливо); биотические (флора и фауна: естественные и культурные, почва, торф); средовоспроизводящие — пространственная основа человеческой деятельности; ресурсосохраняющие — постоянно обеспечивающие условия деятельности людей: хозяйственные, социальные, культурные, физиологические; производственные — обмен веществом и энергией с обществом; информационные — снабжение информацией для ориентации в изменениях окружающей среды и ее хранение для использования в будущем; эстетические — воздействие на человека через психические процессы.
В книге Гвоздецкого «Ландшафты» рассматриваются теоретические и практические вопросы восстановления исторического ландшафта Центральной России. Обсуждаются результаты экспериментов по восстановлению растительности древнего природопользования. Предложены подходы, позволяющие развивать работы по реконструкции в условиях современного аграрного производства и развития рекреации.
Книга Раковской Э.М. и Бариновой И.И. «Природа России» очень полно повествует о ландшафтных зонах России, очень полно их описывая и преподносит читателю абсолютную информацию.
Особый интерес производит книга Голованова А.И., Кожанова Е.С., Сухарева Ю.И. «Ландшафтоведение. Здесь изложены общая теория формирования и функционирования различных природных геосистем, включая ландшафты, их состав и свойства. Приведены сведения об основных природных законах и моделировании природных процессов.
Описаны создание и управление техноприродными системами, методы организации культурных ландшафтов. Рассмотрено влияние мелиоративных мероприятий на функционирование ландшафтов в различных природных зонах. Так же есть материал связанный с деятельностью человека, который очень важен в данной курсовой.
Задачей курсовой работы является более развёрнутое и полное объяснение закономерностей и связей ландшафтоведения и территориальной организацией населения.
Общие сведения о географической зональности
О том, что основной причиной зональности природы является шарообразная форма Земли, ее суточное вращение вокруг своей оси и годовое движение вокруг Солнца, многие знают из школьной программы. Приходящая лучистая энергия Солнца снабжает земную поверхность светом, энергией и теплом — всем тем, что необходимо для химических процессов на поверхности планеты. Но лишь небольшая часть солнечной энергии используется зелеными растениями в процессе фотосинтеза. От экватора к полюсам, в зависимости от длины пути солнечных лучей, проходящих через атмосферу, и от угла их падения, количество поступающей солнечной энергии убывает в закономерном порядке.
Именно по этой причине земная поверхность имеет ярко выраженную географическую зональность. Природа любого участка поверхности земной суши, особенности ее почвы, растительности и прочее зависят от количества не только поступающего солнечного тепла, но и влаги: влажности воздуха, притока поверхностных и грунтовых вод, осадков. Таким образом, каждая географическая зона имеет свой особенный облик, характерную почву и растительность.
Так, в умеренном поясе господствуют западные воздушные течения, которые приносят на материк с океана тепло и осадки. Количество этих течений убывает с запада на восток, поэтому широтная географическая зональность нарушается. Растительный облик земной поверхности нашей страны изменяется по мере удаления с запада на восток и в зависимости от того, на каком расстоянии от океана находится данная территория. На одних и тех же широтах у нас встречаются и степи, и пустыни, и широколиственные леса.
Теперь более подробно об этом понятии.
Географическая зональность — основная закономерность распределения ландшафтов на поверхности Земли, состоящая в последовательной смене природных зон, обусловленной характером распределения лучистой энергии Солнца по широтам и неравномерностью увлажнения.
Географической зональности подчинены процессы в атмосфере, гидросфере, экзогенные процессы образования рельефа, образование почв, формирование и изменение биосферы.
В горах на зональность накладывается и замещает ее высотная поясность.
Зональность — это закономерность дифференциации географической (ландшафтной) оболочки Земли, проявляющаяся в последовательной и определённой смене географических поясов и зон, обусловленной, в первую очередь, изменениями количества лучистой энергии Солнца, падающей на поверхность Земли, в зависимости от географической широты. Зональность присуща и большинству компонентов и процессов природных территориальных комплексов — климатическим, гидрологическим, геохимическим и геоморфологических процессам, почвенному и растительному покрову и животному миру, отчасти образованию осадочных пород.
Уменьшение угла падения солнечных лучей от экватора к полюсам вызывает выделение широтных радиационных поясов — жаркого, двух умеренных и двух холодных. Формирование аналогичных тепловых и тем более климатических и географических поясов связано уже со свойствами и циркуляцией атмосферы, на которые большое влияние оказывает распределение суши и океанов.
Дифференциация собственно природных зон на суше зависит от соотношения тепла и влаги, изменяющегося не только по широте, но и от побережий в глубь материков (закономерность секторности), поэтому можно говорить о горизонтальной зональности. Каждому географическому поясу и сектору присущ свой набор (спектр) зон и их последовательность. Зональность проявляется и в закономерной смене высотных зон, или поясов, в горах, что также первоначально обусловлено азональным фактором — рельефом, однако и определенные спектры высотных зон свойственны определенных поясам и секторам. Зональность как горизонтальная, так и глубинная выражена и на океанах (последовательность изменения температуры, солёности, биокомпонентов и т.п.), на которые распространяются географические пояса.
Вся планета делится на 11 природных зон, такие как
— зона арктических и антарктических пустынь
— зона тундры и лесотундры
— зона смешанных и широколиственных лесов
— зона лесостепей и степей
— зона полупустынь и пустынь
— зона саванн и редколесий
— зона жестколистных вечнозелёных лесов и кустарников (среднеземноморская зона)
— зона переменно-влажных (в том числе муссонных) лесов
— зона влажных экваториальных лесов
— области высокой поясности.
Источник: www.stud24.ru
Что такое природная зона? Определение, названия, характеристика и карта
Природная зона – это часть географической оболочки Земли, которую отличают особенности животного и растительного мира, рельефа, климата. Можно выделить 9 крупных природных зон, которые иногда подразделяют на более мелкие.
Экваториальные и тропические леса
Вблизи экватора располагаются тропические и экваториальные леса. Классический пример – это джунгли Амазонки. Температура здесь высока, также как и влажность. Растительный мир очень разнообразен. Почва плодородна и позволяет выращивать несколько урожаев фруктов в год.
Пустыни и полупустыни
Также возле экватора располагаются пустыни и полупустыни. Они характеризуются высокой температурой, но низкой влажностью. И флора, и фауна здесь развиты крайне слабо, земля почти не имеет плодородных свойств. Примером этой природной зоны является Сахара.
Редколесья и саванны
Саваны представляют нечто среднее между пустыней и джунглями. Здесь жарко, влаги мало, но всё же осадки выпадают. Деревьев мало (иногда эту зону называют редколесьем), но много травы и кустарников. Большая часть саванн располагается в Африке, Южной Америке, Индии.
Жестколистные вечнозеленые леса
Кустарники и жестколистные леса чаще всего встречаются в странах Средиземноморского региона (Италия, Испания, Греция), хотя растут они и, например, в Калифорнии. Большинство растений в таких лесах – хвойные. Лето здесь засушливое и жаркое, осадки выпадают во время мягких зим в количестве 500-1000 мм.
Степи
Степи располагаются в более прохладных широтах. Местность здесь равнинная, деревьев мало, растительность представлена травой. Почва отличается особым плодородием – именно в степях находятся черноземы. Летом температура может подниматься до 20-40 °С, а зимой она падает до – 20-0°С. Степи занимают большую часть Украины, Казахстана, юга России.
Смешанные и широколиственные леса
В еще более северных широтах находятся смешанные, а также лиственные леса. Здесь преобладают лиственные породы деревьев. Четко выделяются времена года. Зима холодная, а лето теплое. Эта природная зона занимает территорию Польши, Беларуси, Германии, Прибалтики, значительной части России.
Тайга
Тайга находится севернее лиственных лесов. Ею занята большая часть Сибири, российского Дальнего Востока, Канады. Преобладают вечнозеленые деревья (лиственница, сосна), значительные территории заняты болотами. Климат ещё считается умеренным, но лето здесь слегка теплое, а зимы суровые (до – 40°С). Среди животных много хищников.
Тундра
Ещё севернее находится тундра. Именно здесь начинается вечная мерзлота. Земли неплодородны, растительность представлена мхами и лишайниками. Редкие деревья и кустарники встречаются в переходной зоне – лесотундре. Лето почти отсутствует (температура не выше 10°С), зимы крайне холодные. По большей части тундра занимает прибрежные территории, омываемые Северным Ледовитым океаном.
Снег сходит в мае, а появляется он уже в октябре.
Арктическая пустыня
Наконец, самой северной природной зоной является арктическая пустыня. Её можно увидеть в Гренландии, на архипелагах Новая Земля и Северная Земля. Здесь даже мхи встречаются нечасто. Животный мир представлен моржами, белыми медведями и другими полярными животными. Зимой температура опускается до – 60°, а летом она поднимается только до + 3°С.
Отдельной природной зоной является антарктическая пустыня, занимающая территорию Антарктиды.
Список использованных источников
• https://obrazovaka.ru/geografiya/kakie-byvayut-prirodnye-zony.html • https://pristor.ru/prirodnye-zony-i-ix-osnovnye-osobennosti/ • https://ru.wikipedia.org/wiki/Природная_зона
Источник: natworld.info
Урок «Географическая зональность»
Цели и задачи урока: 1. Познакомить с природными зонами, с особенностями их смены и причинами, вызывающими эту смену. Сформировать понятия «природная зона», «широтная зональность», «высотная поясность».
2. Развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся.
3. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к природе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«Урок «Географическая зональность» »
Тема: Географическая зональность
Цели и задачи урока: 1. Познакомить с природными зонами, с особенностями их смены и причинами, вызывающими эту смену. Сформировать понятия «природная зона», «широтная зональность», «высотная поясность».
2. Развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся.
3. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к природе.
Оборудование: карта «Природные зоны мира», таблички с терминами.
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
- Что называют природным комплексом?
- Что называют географической оболочкой?
- Назовите свойства географической оболочки.
- В чем проявляется целостность географической оболочки?
- Назовите виды круговоротов.
- Приведите примеры ритмичности.
- Что называют антропогенными природными комплексами?
- Целеполагание.
- Объяснение новой темы.
- Закрепление.
- Подведение итога урока.
- Выставление оценок.
- Домашнее задание. §12 пересказ, письменно выполнить задание на стр. 57-58.
- Рефлексия.
1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был
1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был
1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был
1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был
Источник: kopilkaurokov.ru