Женщина зарабатывает в исламе

Вопрос: Я работаю и получаю зарплату, из которой я трачу на себя и на свой дом, даю моей семье и на благотворительность, и т.д. Между мной и моим мужем случаются непонимания по поводу расходования моих денег. Имеет ли мой муж право запрещать мне тратить мои деньги, и обязана ли я просить у него разрешения, когда я хочу потратить мои деньги?

Ответ: Хвала Аллаху.

Нет сомнения, что свободный человек, находящийся в здравом уме, имеет право расходовать свое имущество без всяких ограничений, пока он жив: покупать, арендовать, дарить, завещать на благотворительные цели (вакъф) и т.д. В этом вопросе нет разногласий среди ученых.

Так же у ученых нет разногласия по поводу того, что муж не имеет права запрещать своей жене распоряжаться ее имуществом в таких вопросах, как покупка, аренда и т.д. Если женщина находится в здравом уме, она может распоряжаться своим имуществом, и она не является из тех, кого можно обманывать. (Муратиб аль-Иджма’ ли Ибн Хазм, 162; аль-Иджма’ фи аль-Фикх аль-Ислями Абу Джайб, 2/566)

Я обязан содержать жену, которая сама зарабатывает?

Мнения ученых разделились относительно того, имеет ли женщина право отдавать все свое имущество или ее часть на благотворительность или в подарок, без разрешения мужа. Эти мнения таковы:

Муж имеет право запретить то, что превосходит треть ее имущества, но он не имеет права запрещать меньше этого. Это мнение маликитов и одно из двух менений ханбалитов. (Шарх аль-Хураши 7/103; аль-Мугни 4/513; Тайль аль-Автар 6/22) Доказательством этого мнения являются сообщения и аналогия (къийас).

Некоторые из этих сообщений:

1. Передается, что Хейра, жена Ка’ба б. Малика, принесла Пророку своидрагоценности. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ей: «Женщине не дозволено распоряжаться своим имуществом, без разрешения мужа. Ты попросила разрешения у Ка’ба?». Она ответила: «Да».

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, послал за Ка’бом б. Маликом, ее мужем, и спросил его: «Ты разрешил жене пожертвовать ее драгоценности?». Тот ответил: «Да». И Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, принял их от нее.
Этот хадис передал Ибн Маджа (2380). В его иснаде есть Абд-Аллах ибн Яхьа и его отец, которые являются маджхуль ( неизвестные – т.е. о них нет достаточной информации, чтобы определить, степень их надежности).

2. Передается от Амра б. Шу’айба, от его отца, от его деда, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал в своей проповеди: «Женщине не дозволено дарить подарок, без разрешения своего мужа». Хадис приводится в «Сунан» Абу Дауда (Буйу’, баб 84), «Сунан» ан-Насаи (Закят, баб 58), «Муснад» Ахмада (2/179), «Сунан» Ибн Маджа (2/798). В другой версии хадиса говорится: «Женщине не дозволено распоряжаться своим имуществом, если она замужем». Хадис передали пять передатчиков, кроме ат-Тирмизи.

Эти два хадиса являются доказательством того, что женщина не имеет права расходовать свое имущество без разрешения мужа, и это означает, что разрешение мужа является условием для расходования ее имущества. Она имеет право расходовать не более одной трети своего имущества из-за наличия других текстов, свидетельствующих о том, что хозяин имеет право завещать одну треть или меньше этого из своего имущества, но на большее он должен получить разрешение наследников.

Можно ли мужу забирать половину зарплаты своей жены? Шейх Усман аль-Хамис |

Об этом передается в известном хадисе Са’да б. Аби Ваккъас, в котором он спросил Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, может ли он пожертвовать все свое имущество, на что он ответил: «Нет». Он спросил: «А две трети?». Он ответил: «Нет». Он спросил: «А половину?» Он ответил: «Нет».

Он спросил: «А одну треть?» Он ответил: «Одну треть можно, но даже этого много». Согласованный хадис.

Что касается использования их в качестве доказательства путем аналогии (къияс), они говорят, что права мужа распространяются на имущество жены на основании слов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «На женщине женятся из-за ее богатства, ее красоты, ее религии». Хадис передали семеро ученых.

Обычно муж увеличивает размер махра, в зависимости от ее богатства, и он сможет расходовать из ее богатства. А если у него не будет возможности расходовать на нее, она не будет жаловаться (потому что у нее есть свои деньги). Это подобно правам наследников по отношению к богатству больного человека (Аль-Мугни, 4/514).

Муж имеет право полностью запретить жене расходовать, будь-то малое количество или большое, кроме мелочей. Это мнение аль-Лейса б. Са’да. (Найль аль-Автар, 6/22)

Женщине полностью запрещено расходовать ее имущество без разрешения мужа. Этого мнения придерживался Тавус (Фатх аль-Бари, 5/218). Ибн Хаджар привел в «аль-Фатх», и Тавус использовал его в качестве доказательства, хадис ‘Амра б. Шу’айба: «Женщине запрещено дарить что-либо из своего имущества без разрешения мужа». Хадис передали Абу Дауд и ан-Насаи.

Женщина имеет полное право на расходование своего имущества, будь то сделки что-либо другое, будь то все имущество или ее часть. Это мнение большинства ученых (джумхур), среди которых ханафиты, шафииты, ханбалиты и Ибн Мунзир.

(аль-Мугни, 4/513; аль-Инсаф, 5/342; Шарх Ма’ани аль-Асар, 4/354; Фатх аль-Бари, 5/318; Найль аль-Автар, 6/22)

И это мнение является наиболее справедливым, и более соответствует Корану, Сунне и здравому смыслу. Всевышний сказал в Коране:

«Даруйте женщинам их приданое от чистой души. Если же они по доброй воле отдадут вам часть его, то вкушайте это во благо и на здоровье». (Коран, 4:4)

Аллах разрешил мужу то, что его жена отдает ему добровольно. Всевышний так же сказал:

«Если же вы разведетесь с ними до того, как коснулись их, но после того, как установили обязательное вознаграждение (приданое), то отдайте им половину установленного вознаграждения, если только они не простят (т.е. откажутся от этого вознаграждения)» (Корова, 2:237)

Аллах позволил женщине отказаться от своего имущества после развода со своим мужем, без необходимости просить разрешение у кого бы ни было. Это указывает на то, что женщине разрешено распоряжаться своим имуществом, и что ее право в этом такое же, как у мужчины. (Шарх Ма’ани аль-Асар, 4/352)

Аллах так же сказал: «Испытывайте сирот, пока они не достигнут брачного возраста. Если обнаружите в них зрелый разум, то отдавайте им их имущество». (Коран, 4:6)

Из этого ясно следует, что когда сирота становится зрелой и здравомыслящей женщиной, ей разрешается распоряжаться своим имуществом.

Таким же образом, когда женщины отдали свои драгоценности в качестве пожертвования, после праздничной проповеди, с которой Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к ним. Все это указывает на то, что женщины имеют право распоряжаться своим имуществом, без разрешения кого-либо.

См. книгу «Иттихаф аль-Хилян би Хукук аль-Завджайн филь Ислам» Др. Файхан б. Атик аль-Мутайри, стр. 92-96.

В Найль аль-Автар говорится: «Большинство ученых считают, что женщина имеет право распоряжаться своим имуществом без каких-либо ограничений, не спрашивая разрешения у мужа, если она не является глупой. Если же женщина глупая, ей не разрешается это». Сказано в Фатх аль-Бари: «У большинства (джумхур) есть много доказательств из Корана и Сунны».

Джумхур сделали опровержение тем, кто приводит в доказательство хадис: «Женщине не дозволено дарить подарок, без разрешения своего мужа» (Абу Дауд, 3079; Сахих аль-Джами’, 7265. Некоторые сообщения были упомянуты выше).

Большинство ученых сказали, что в этом хадисе идет речь о хороших манерах и правах мужа по отношению к своей жене, его статуса, жизненного опыта и мудрости. Ас-Синди в своем шархе ан-Насаи, в комментарии к этому хадису сказал: «По мнению большинства ученых, этот хадис относится к хорошим манерам и душевному комфорту мужа». Передано от аш-Шафии, что это не утвержденный хадис, как же тогда мы можем использовать его в качестве доказательства, когда Коран и Сунна, а также другие отчеты и здравый смысл говорят об обратном? Маймуна освободила рабов без ведома Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и он не упрекнул ее. Это означает, что если даже этот хадис является утвержденным, он относится к вопросам хорошего отношения и доброй воли.

Мусульманской женщине желательно обращаться к мужу за разрешением, — хотя она не обязана этого делать, — и она будет вознаграждена за это. Передается от Абу Хурейры, что у посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросили, какие женщины лучше.

Он ответил: «Та, которая радует своего мужа, когда он смотрит на нее, подчиняется, когда он повелевает, не противоречит ему и не расходует свое имущество так, как ему не нравится». (Хадис передал ан-Насаи, 3179; см. Сахих аль-Джами’, 3292). И Аллах знает лучше.

Шейх Мухаммад Салих аль-Мунаджид, Islam QФатауа Аль Мар’а», 149

Источник: alifammara.livejournal.com

Исламские новости

Может ли женщина работать?

3 Июля 2012

Может ли женщина работать?

Коран поощряет, чтобы и женщины, и мужчины, работая, занимались созидательной деятельностью. Работая дома или вне его, вместе с мужем обеспечивать семью, это естественное право и обязанность женщины. В среде, когда супруги, созданные, чтобы дополнять друг друга, работают рука об руку, проблемы решаются легче, а общество получает дополнительный стимул развития.

Женщина имеет право и избирать, и быть избранной. Подобно тому, как она может, работать в качестве государственного служащего самого разного уровня и делать карьеру, она может стать и главой государства. В Коране нет ни одного аята о том, что женщины не могут работать или быть руководителями. Ей дается наставление много работать, но заниматься полезной для людей деятельностью.

Хоть женщина, хоть мужчина, они, уверовав, должны совершать добрые дела, которые ведут людей к благу и счастью. Вознаграждением за это будет мирная и спокойная жизнь в этом мире и Рай в ахирате. Те, кто много работает и творит благие дела, являются самыми лучшими из творений в глазах Аллаха.

В эпоху после жизни нашего Пророка (с.а.в.), к сожалению, женщин постарались закрыть в домах, ограничив их свободу, их оставляли обделенными знанием, образованием и работой. Некоторые из исламских стран, в которых практиковалось такое несправедливое отношение, остались позади, может и потому, что не использовали тот потенциал, который был заложен в женщинах.

ЧТО ГОВОРИТСЯ В КОРАНЕ О РАБОТЕ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН

«Я не погублю деяния, совершенные любым из вас, будь то мужчина или женщина» (3/195).

«Трудитесь, и увидят ваши деяния Аллах, Его Посланник и верующие» (9/105).

Подобно тому, как Коран не выступает против трудовой деятельности женщины, он поощряет эту деятельность. Чтобы женщина, работая дома или вне его, помогала своему мужу обеспечивать семью, в свете Корана и Сунны является ее самым естественным правом.

Если после нашего Пророка (с.а.в.) и вводили какие-то ограничения для работы женщины, это не имеет никакого отношения к Божественным канонам и практике Посланника Аллаха. Если для того, чтобы обеспечить потребности семьи супруги занимаются трудовой деятельностью, соответствующей их природе, и являются помощниками друг друга, это приводит к обилию благ и умиротворению в этом мире. В семье мужчина и женщина в соответствии со своими качествами, дополняющими друг друга, разделили свои обязанности. По ее природе и качествам главной обязанностью женщины является руководство домом, так как она наделена способностью любить и воспитывать, то на нее возлагается обязанность заниматься детьми. Основной обязанностью мужчины же является обеспечивать семью с материальной точки зрения и защищать ее от внешних негативных факторов.

В трудных жизненных ситуациях, когда положение семьи меняется в худшую сторону, подобно тому, как супруги помогают друг другу в исполнении своих обязанностей, в зависимости от обстоятельств может произойти и смена ролей. Главное – с любовью, уважением и милосердием сохранить семью. В Коране сказано: «Среди Его знамений – то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом – знамения для людей размышляющих» (Рум 30/21).

ВЕРШИТЕ ПРАВЕДНЫЕ ДЕЯНИЯ

«А те мужчины и женщины, которые совершают некоторые из праведных поступков, будучи верующими, войдут в Рай» (4/24).

«Верующих мужчин и женщин, которые поступали праведно, Мы непременно одарим прекрасной жизнью и вознаградим за лучшее из того, что они совершали» (16/97).

Так Коран наставляет и женщин, и мужчин. В суре Фуссилят говорится: «Кто поступает праведно, тот поступает во благо себе. А кто творит зло, тот поступает во вред себе. Господь твой не поступает несправедливо со Своими рабами» (41/46) «Действуйте, но творите не дурные деяния, а деяния (амаль) благие (ас-салих)».

Арабское слово «амаль» означает «дело; деятельность, работа; осознанное действие». «Салих» же означает «благой; положительный, чистый; приносящий умиротворение и счастье». «Амаль ас-салих», таким образом, означает «праведное деяние, благое деяние». В таком случае, и мужчина, и женщина должны работать таким образом, чтобы вносить свой вклад в достижение людьми блага и счастья.

Например, женщина, которая работает не ради денег, известности, а, в первую очередь, ради блага людей, женщина, которая занимает какую-то должность на приносящих пользу людям структурах, ради Аллаха решает какие-то проблемы людей, вне всякого сомнения, совершает благое деяния – амаль ас-салих. Учительница, которая работает не только ради материальной выгоды, а с любовью подходит к ученикам, старается воспитать их полезными для общества людьми, вносит свой вклад в благо и счастье для всех людей. 4-й аят суры ан-Ниса затрагивает важную тему: «Праведные женщины покорны и хранят то, что положено хранить». Праведные женщины выказывают к мужу любовь, уважение и доброту, как их защищает Аллах, так и они защищают имущество, честь, тайны семьи, обеспечивая мир семейного очага. Женщины-домохозяйки, которые стараются вырастить своих детей в соответствии с современностью, дать им образование, также совершают благое деяние – амаль ас-салих.

ЧТО ГОВОРИТСЯ В СУННЕ О РАБОТЕ ЖЕНЩИН

Профессор Мухаммад Хамидуллах в своей книге «Пророк Ислама» пишет: «В армии нашего Пророка были и женщины, которые сражались с оружием в руках. В походах участвовали также женщины, которые оказывали помощь раненым. Так, часто упоминается имя врачевательницы Руфайды, говорится о ее шатре. Этот шатер был разбит даже в Большой мечети Медины, сюда доставляли раненых.

Поэтому следует думать, что Руфайда была не обычной врачевательницей, а имела более высокий ранг. Согласно Ибн Хишаму, она лечила раненых из племени Аслям и спешила на помощь всем мусульманам. Супруга Посланника Аллаха (с.а.в.) Айша (р.а.) часто принимала участие в походах, она готовила пищу, приносила воду и оказывала медицинскую помощь.

Женщины выходили на улицу для своих каких-то дел, это продолжалось и после того, как был оглашен приказ о хиджабе для женщин. Некоторые женщины собирали на улицах финиковые косточки, чтобы продавать или дать своим верблюдам. Женщины приходили в мечети, где присутствовали и мужчины, навещали своих подруг. Супруги Посланника Аллаха принимали своих подруг и родителей, также выполняли и другую необходимую работу. В то время кроме джузов Корана не было ничего, что можно было бы почитать, поэтому они декламировали стихи, развлекались рассказами и притчами.

Одна из родственниц Хазрата Умара Шифа бинти Абдиллях еще в доисламские времена научилась читать и писать, она научила этому и супругу Посланника Аллаха (с.а.в.) Хафсу. Согласно некоторым риавятам, наш Пророк (с.а.в.) поручал ей какие-то торговые дела. Некоторые же передают, что все это происходило во времена халифа Умара (р.а.).

Но, возможно, что Хазрат Умар (р.а.) давал ей подобные поручения, продолжая традицию нашего Пророка (с.а.в.). Согласно Табари, женщины имеют право и возможность быть судьями в самых разных делах. Абу Ханифа в этом случае делал исключение для некоторых трудных случаев, таких как убийство».

ПРИЗЫВ К ДОБРУ И ОТВРАЩЕНИЕ ОТ ДУРНОГО

«Верующие мужчины и женщины являются помощниками и друзьями друг другу. Они велят совершать одобряемое и запрещают предосудительное» (9/71).

Этот аят самым явным образом говорит о равенстве мужчины и женщины. Их положение с точки зрения ответственности быть рабом Аллаха по своей ценности и правам одинаково. Мужчины и женщина, будучи друзьями, должны помогать друг другу во всем. Подобно тому, как они на протяжении всей жизни сотрудничают рука об руку, они делят и ответственность.

Их обязанностью является призывать к добру и отвращать от дурного. В Коране подчеркивается, что в обществе, где мужчины и женщины помогают друг другу, работают рука об руку, проблемы решаются легче, это общество прогрессирует. Те же страны, где создаются препятствия для участия женщин в социальной жизни общества, отстают во всех сферах.

Как очевидно из аята, женщина имеет право избирать и быть избранной, она может занимать самые разные частные и общественные должности, вплоть до главы государства. Необходимо только, чтобы она обладала необходимыми для этого качествами, знаниями и волей.

В Коране не только нет никакого закона, который запрещал бы женщине быть главой государства, но содержится пример, что она может быть правительницей. В 22-44 аятах суры ан-Намль содержится такой рассказ: «В стране Саба царицей была женщина, по имени Балкис. Жители этой страны не знали Аллаха, они поклонялись Солнцу.

Когда пророк Сулейман (а.с.) узнал о них, он написал письмо царице, где призвал принять истинную религию. В если они откажутся, пригрозил завоевать их. Царица Балкис собрала совет, что призывает делать и Коран. Она старалась найти мирные пути и прийти к соглашению. В результате жители Сабы приняли истинную религию». Коран наставляет нас взять урок из этой истории.

Царица Балкис поклонялась Солнцу, но другие ее поступки показывают, что как правительница, она хорошо справлялась со своими обязанностями. Так, она совещалась с народом, несмотря на рекомендации Совета начать войну, проявляя здравомыслие и проницательность, направила посланника к пророку и старалась наладить мирные отношения. Выслушав Сулеймана (а.с.), царица Балкис поняла, что его слова – истина, поэтому склонилась перед Аллахом. Из этой истории можно сделать такой вывод: если женщина обладает необходимыми качествами и компетенцией, в случае необходимости и она может быть главой государства.

ОСОБЫЕ ЗАКОНЫ ДЛЯ ЖЕН ПОСЛАННИКА АЛЛАХА

«О, жены Пророка! Вы не таковы, как любая другая женщина…» (32/33)

Коран устанавливает особые законы для супруг Посланника Аллаха (с.а.в.) – ведь на них возложена особая миссия. Так, чтобы в обществе не возникли кривотолки, им предписывается обращать внимание даже на то, как они ходят и каким тоном говорят. Кроме того, выходить из дома им рекомендуется только в случае необходимости, им дается наставление больше сидеть дома, занимаясь поклонением и обучая мусульманок.

Некоторые группы же, которые толковали Ислам в соответствии со своими эгоистическими пожеланиями, добавив еще и выдуманные хадисы, эти особые законы, предписанные только для жен Посланника Аллаха (с.а.в.), стали применять по отношению ко всем женщинам. Между тем, в Коране помимо этих особых адресованных женам нашего Пророка (с.а.в.) законов, нет ни одного аята о том, что женщины должны быть запертыми дома, им не следует получать образование. Наоборот, наша священная Книга призывает женщин учиться, получать образование. Когда в эпоху после нашего Пророка (с.а.в.) стали создавать институт гаремов, заставили женщин излишне укутываться, закрыв их дома, не давали им работать, все это было притеснением, причиной невежества женщин. Некоторые исламские страны, которые не допускали к участию в общественной жизни женщин, составляющих половину населения, не использовали заложенный в них потенциал и, может, и поэтому, отстали во многих областях.

Источник: www.islam-portal.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Заработок в интернете или как начать работать дома