Почему учителя мало зарабатывают

Содержание

Почему учителям не платят достойные зарплаты, а они работают годами? Делюсь своими наблюдениями

Всем привет. В последнее время с новостных лент не сходят новости о том, что власти всерьез озаботились зарплатами бюджетников, особенно преподавательского состава. За 2020 год статистика показала, что средняя зарплата учителя по стране составила не более 31 тыс. рублей, цифра не особо большая, меньше 500 долларов на данный момент.

Нужно учитывать еще один момент, что опытный стажист-математик, который ведет 2 ставки вполне может получить и 50+ тыс. рублей, а учитель начальных классов в этой же школе 18 тыс., завуч 70 тыс, а директор 100 тыс., а потом путем сложения всех зарплат получаем среднюю по школе, которую не получает никто. И естественно возникает вопрос, а почему многие люди работают годами в школе, если из каждого утюга кричат о низкой зарплате?

1. Стабильный ритм жизни

Работа в школе подразумевает, четкое расписание жизни, буквально по неделям и дням. 4 четверти, осенние, зимние, весенние каникулы, зимние морозы, летний лагерь, 2 летних месяца отпуска. Ты встраиваешься в этот ритм и находишь в нем массу плюсов и порой поменять его очень сложно, люди готовы так работать даже при низкой зарплате. Хотя и минусов в нем немало, можно целую статью написать.

Почему учителя мало зарабатывают

2. Ответственность учителей

Большинство моих коллег крайне ответственные люди, которые раз за разом говорят «вот доведу этот класс и уйду», а в итоге остаются и все идет по новой. Этому способствует и слабый приток молодежи в школы, и пенсионер остается так как совесть не позволяет бросить детей. По сути государство активно пользуется этой стороной учительского характера, а раз вы не уходите, зачем платить больше?

https://komiinform.ru/content/news/images/184769/Uchitel_view.jpg

Если к примеру врач может уйти в частную клинику на более высокую зарплату, то педагогу уйти порой некуда, частных школ очень мало, а репетиторство имеет свои сложности.

3. Не работающий профсоюз

Профсоюз работников образования целиком зависит от государства, поэтому реально он не борется за повышение зарплат, а его действия носят формальный и декларативный характер, кто будет противоречить мнению своего босса, особенно если встает вопрос финансов?

Представьте если бы профсоюз организовал забастовку учителей, хотя бы на недельку, хотим минимум 30 тысяч и точка. Но это никогда не произойдет

4. Учителя не умеют отстаивать свои права и не хотят

Сам учительский коллектив очень плохо самоорганизуется для борьбы за свои права. Конечно, высказать недовольство коллегам в учительской это одно, а вот отстоять свое мнение или поддержать коллег перед вышестоящим начальством, это совсем другое. А раз нет коллективной борьбы, значит все всем довольны, в том числе и зарплатой.

https://www.meme-arsenal.com/memes/34a7c3990554dc6bd4bdd331d39be0a3.jpg

5. Сложная оценка результатов учительского труда

Почему учителя получают маленькую зарплату?

Еще один немаловажный вопрос, а как оценивать труд педагога? Учитель по сути не видит результата своего труда, а ведь главным итогом является формирование личности и воспитание гражданина, а совсем не оценки! С условным менеджером по продажам все более менее понятно: выполнил план продаж на 100%-ну и хорошо, выполнил на 150%-молодец, получи премию, выполняешь всегда, давай повысим тебе ЗП, чтобы к конкурентам не ушел. А в школе хорошему педагогу попадется слабый класс, который завалит ВПР/ОГЭ/ЕГЭ и учитель становится виноватым, у слабого учителя сдаст талантливый ученик ЕГЭ на 100 баллов, ему почет и премия. И как в этих условиях по настоящему оценивать труд педагога?

Хотя конечно зарплата учителя/врача/полицейского по умолчанию должна быть высокой, так как это общественно важные профессии

6. Не все же учителя мало зарабатывают?

Конечно, многие мне справедливо возразят, что надоели учителя со своим нытьем, что они знают учителей, которые неплохо по местным меркам зарабатывают. Но здесь нужно понимать одну простую вещь, что учитель который получает неплохую зарплату серьезно перерабатывает, скорее всего он пашет на 2 ставки и еще берет дополнительную работу. В итоге через 5-7 лет такого темпа он «выгорит» и сдаст позиции. Поэтому вся это «штурмовщина» средних зарплат несет только вред.

https://ic.pics.livejournal.com/nikpolmir/34583870/119401/119401_900.jpg

Это кстати произошло со мной, на 7 год работы в школы я «сгорел», к тому же начались проблемы со здоровьем и это все в 32 года

Результатом этого станет то, что дети не получат качественные знания, а это может им закрыть двери в очень многие сферы. Нужно понимать, что педагог это самый явный показатель того, как государство в целом относится к человеку. «Выгоревший» преподаватель не может выполнить свою главную функцию-сформировать личность и воспитать гражданина!

Главной проблемой и для общественности, и для государства является не понимание одновременно простой и очень сложной вещи, чтобы учителя давали качественны знания им нужно 2 вещи-хорошая зарплата и свободное время, только в этой ситуации масса проблем современной школы закроется сразу же.

Спасибо, что дочитали, Ваш учитель-самостройщик. Всем добра!

Источник: dzen.ru

Почему учителя мало зарабатывают

Учительская зарплата эпохи перемен: почему не оправдались большие ожидания?

Тема учительской зарплаты всегда была в центре внимания экспертов.

Заслуживает внимания обсуждение, состоявшееся на конференции памяти Анатолия Пинского, организованная Центром общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ.

Педагог и ученый Анатолий Пинский (1956–2006) настаивал на радикальном изменении оплаты труда педагогов, предлагая перейти на окладную систему, включая обязательное стимулирование качества, с ориентацией на нормативно-подушевой принцип финансирования. При этом он был сторонником федеральной ответственности за решение этой задачи. Удалось ли реализовать на практике его идеи?

Учительская зарплата как поле битвы

Надо сказать, что предложений о совершенствовании оплаты учительского труда в то время было много, на этом поле развернулась настоящая борьба.

Как рассказала профессор Института образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина, в процессе реализации Комплексного проекта модернизации образования (2007–2009 годы) введение новой системы оплаты труда (НСОТ) стало одним из пяти ключевых направлений. Ее реформирование заключалось прежде всего в отказе от тарифной сетки и введении окладной системы, предполагающей разделение учительской зарплаты на базовую часть, включающую все виды учительского труда, и стимулирующие выплаты.

Назначение и распределение последних было доверено самой образовательной организации. НСОТ внедрялась с большим сопротивлением со стороны профсоюзов, которые настаивали на сохранении и развитии тарифной системы оплаты труда. В противовес этому руководство Тюменской области (в то время один из регионов-лидеров в сфере образования) предложило систему расчета на основе ученико-часа, позволявшей учитывать наполняемость класса, а также интенсивность и сложность труда педагогов. Эта модель и была принята за основу.

«И надо сказать, что именно в крупных городах, где возможно полноценное комплектование класса, эта модель показала свою эффективность, имела реально стимулирующую роль. Однако для малокомплектных сельских школ с небольшим количеством учеников эта модель оказалась чрезвычайно жёсткой и поставила их на грань выживания. И поэтому переход на расчёт учительской зарплаты через ученико-час имеет свои очевидные ограничения. В отличие от нее окладная система не зависит от наполняемости класса и в этом смысле более приемлема там, где по объективным условиям наполняемость класса не обеспечивается», – отметила Ирина Абанкина.

В настоящее время примерно в 20% регионов применяется модель ученико-часа, в 40% – окладная. Остальные используют тарифную систему, в которой учитывается стаж работы, квалификация педагога и оплачиваются фактически аудиторные часы.

От больших ожиданий – к обманутым надеждам

Большие надежды возлагались на майские Указы президента от 2012 года, согласно которым средняя зарплата школьных педагогов должна быть не ниже уровня средней зарплаты по экономике региона.

Центр экономики непрерывного образования (ЦЭНО) РАНХиГС проводит мониторинги учительской зарплаты, начиная с 2013 года, то есть фактически на старте реализации этих Указов.

В 2013 году 12% опрошенных педагогов заявили, что они стали получать существенно больше, 52% – незначительно больше, 24% отметили, что их зарплата осталась на прежнем уровне.

Но даже в этот относительно благополучный период 12–13% стали получать зарплату меньше, чем раньше.

По словам директора ЦЭНО РАНХиГС Татьяны Клячко, в 2014 году наблюдается падение этого драйва: 6,1% получают зарплату существенно больше и 40% – незначительно больше. До 36% вырастает доля тех, кто получает зарплату на прежнем уровне, и до 17% -тех, у кого зарплата сокращается.

В 2016 году снижается зарплата почти у половины учителей.

В 2018 году зарплата существенно или незначительно повышается у 33% педагогов, но у большинства она оказывается на том же уровне, а у 32% она снижается.

Примечательно, что по итогам исследования, проведенного в 2021 году (в нем приняли участие около 2100 учителей из Псковской, Самарской, Ярославской областей и директора школ из других регионов), в динамике учительской зарплаты наметилась положительная тенденция.

Так, у 33% учителей зарплата выросла, почти у 50% она не изменилась, зато упала доля тех, у кого она снизилась.

В то же время уровень учительской зарплаты по-прежнему остается невысоким: 53% опрошенных педагогов получают зарплату ниже 25 тысяч рублей. Но впервые появились учителя, зарплата которых превысила 50 тысяч (таких немного – 0,8%) и выросла доля тех, кто получает зарплату от 35 до 50 тысяч рублей, на что указали более 8% респондентов.

Отношение учителей к дифференциации заработной платы неоднозначное. С 2018 по 2020 годы на 10% (с 51% до 42%) упала доля тех, кто поддерживал идею стимулирующих выплат, 20% считают себя противниками этой системы и почти 40% не хотят обсуждать эту проблему. В 2018 году таких было около 25%.

Только 0,2% учителей считают себя материально обеспеченными; чуть выше среднего оценивают свой уровень доходов 3%; 54% полагают, что они находятся на среднем уровне для своего региона, 43% – ниже среднего.

Более половины утверждают, что их материальное положение в последние годы не менялось, у 23% оно немного улучшилось, у 23% – ухудшилось.

Учителя отказываются от большой нагрузки?

Еще одна новая тенденция, впервые зафиксированная в минувшем году – это рост числа учителей, работающих на одну ставку и на полставки и одновременно резкое падение – на 14,5% – числа учителей, работающих на полторы ставки, хотя все последние годы эта доля росла до 50% и по прогнозам должна была увеличиться. При этом на 3% выросла доля работающих на две ставки.

Комментируя произошедшие изменения, Татьяна Клячко отметила, что, возможно, они связаны с переходом на дистанционные технологии, которые привели к увеличению времени на подготовку к урокам и проверку домашних заданий, к техническим проблемам, к конфликтам с родителями, на что указывает 55% педагогов.

При этом две трети школ испытывают дефицит педагогических кадров.

Более или менее нормальная ситуация в 37% школ – это прежде всего школы Москвы, Санкт-Петербурга и крупных городов.

Школы небольших городов и сел испытывают заметную нехватку кадров, и этот фактор определяет нагрузку учителя и недовольство заработной платой, низкий уровень которой заставляет учителей подрабатывать.

26% респондентов занимаются репетиторством регулярно или время от времени.

«74% говорят, что они не подрабатывают, но мне думается, что доля подрабатывающих существенно выше – от 30 до 50% в зависимости от типа поселения, но многие учителя либо стесняются говорить о подработках, либо опасаются санкций со стороны начальства, несмотря на анонимность опроса», – констатировала Татьяна Клячко.

Что же удерживает в школе опытных учителей и что привлекает молодых специалистов?

О том, что эта работа им интересна, заявили около 33% участников опроса.

Однако большинство указали на удобный режим работы и на ее стабильность.

Настораживает тот факт, что за последние три года выросло число ответов о том, что ничего не может привлечь в школу молодых учителей.

«Это свидетельствует о серьезном кризисе школы и о том, что обновление кадров в ней крайне затруднено», – считает Татьяна Клячко.

Потогонная система сохраняется, недовольство зарплатой растет

Результаты исследования ЦЭНО РАНХиГС во многом перекликаются и даже совпадают с данными мониторинга экономики образования (МЭО), проводимого НИУ ВШЭ последние 15 лет и представленные ведущим экспертом Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского Сергеем Заир-Беком.

Высокая бюрократическая нагрузка и низкая заработная плата – главная причина недовольства учителей.

Явным исключением из правила является Москва, где более 60% педагогов считают свою зарплату конкурентоспособной, однако в других городах-миллионниках, а также в малых городах и селах количество таких оптимистов не превышает 30–35%.

Появилась большая когорта учителей, получающих низкую заработную плату, причем независимо от возраста и опыта работы.

Так, согласно опросам, до 10 тысяч рублей получают 16% опрошенных учителей со стажем до 5 лет, 14% – со стажем от 5 до 20 лет, 18% – со стажем более 20 лет.

По сравнению с данными исследований ЦЭНО РАНХиГС, не удовлетворенных системой стимулирующих выплат оказалось еще больше: от 64% среди молодых учителей до 68% среди педагогов старше 50 лет.

При этом дифференциация оплаты труда внутри региона постепенно снижается, но растет между регионами.

Для получения обещанной «средней по региону» заработной платы сохраняются потогонные условия труда: свыше 56% педагогов говорят о том, что им приходится 31–40 часов в неделю работать в школе, сверх этого – от 10 до 20 часов занимают подработки и репетиторство. В результате не успевают готовиться к урокам более половины опрошенных. До трети педагогов не имеют возможности уделить внимание индивидуальной работе с учащимися.

Кадровый кризис и падение качества образования

Несмотря на то что педагогические направления подготовки вновь стали популярными у абитуриентов, и вузы этого профиля готовят до 20 тысяч специалистов в год, молодые педагоги до 35 лет неохотно идут в школы: их доля с 2010 по 2020 годы остается неизменной и составляет 27%. Наоборот, педагоги преклонного возраста с повышением заработной платы стали отказываться от выхода на пенсию, и их доля за тот же период увеличилась с 18% до 26%.

При этом для большинства характерны высокие ожидания от уровня зарплаты на фоне низкой готовности в изменении своего профессионального маршрута: число желающих сменить работу в последние годы сократилось в 1,2–1,3 раза.

Низкий социальный статус учителя и недовольство заработной платой неизбежно отражаются на качестве образования.

28% родителей, опрошенных в ходе мониторинга экономики образования, говорят о недостатке индивидуального внимания к детям, 16% – о неинтересных уроках, 13% – о плохой атмосфере в школьных коллективах, около половины семей хотели бы перевести своих детей в другие школы.

Реформа не достигла цели?

По мнению Сергея Заир-Бека, реформа заработной платы, задуманная еще в 2004 году Анатолием Пинским, не достигла своих главных целей: зарплата педагогов растет медленно и неравномерно и зависит от высокой нагрузки; покупательная способность учительской зарплаты за счет инфляции и кризиса так и осталась на уровне 2013 года; учесть в оплате труда все виды деятельности учителя и стимулировать качество его работы пока так и не удалось. Сама система стимулирования, по мнению педагогов, остается непрозрачной и несправедливой.

«Для управления системой оплаты труда у школ должна быть автономия, которая реально так и не заработала, более того, она даже ниже той, что была в конце 2000-х», – отметил эксперт.

Федеральный проект без федеральной поддержки?

В настоящее время в шести регионах реализуется пилотный проект по оплате труда педагогов с установлением единых требований к должностным окладам, порядку и размеру компенсационных и стимулирующих выплат, утверждаемых на уровне правительства.

С этим проектом связывают новые надежды, но удастся ли их реализовать?

По словам Ирины Абанкиной, в ходе эксперимента апробируется новая система оплаты труда, основанная на окладной модели, включающей все виды работы, которые связаны не с достижениями учащихся, а с выполнением трудовых обязанностей. По ее мнению, такая система позволяет учитывать и дистанционные, и очные часы, и проверку ученических работ, и заведование кабинетами – в окладе, размер которого будет зависеть от стоимости жизни в каждом из регионов. Иными словами, межрегиональная дифференциация в оплате труда педагогов сохранится.

«К сожалению, федеральный центр, как и прежде, будет проводить политику межбюджетного выравнивания за счет выделения субъектам РФ нецелевых трансфертов, и в этом смысле поддержки оплаты труда педагогов за счёт федерального бюджета в предлагаемых моделях я пока не вижу. Я считаю, что, во-первых, несомненно требуется увеличение финансирования оплаты труда педагогов – как в части базовой, так и стимулирующей. Резервы оптимизации на сегодня исчерпаны полностью: об этом со всей очевидностью свидетельствует дефицит кадров в российских школах. Во-вторых, обязательно должна быть поддержка федерального центра для обеспечения гарантий по достойной зарплате педагогов», – отметила Ирина Абанкина.

Источник: vogazeta.ru

Богаты только знаниями. Почему учителя вынуждены работать за копейки?

«На ставку есть нечего, на две — некогда» — такая горькая поговорка ходит среди учителей.

Да и Госдума осеннюю сессию начнёт с рассмотрения законопроекта об установлении зарплат учителей не ниже двойной величины прожиточного минимума. Пока же педагоги довольствуются более чем скромными заработками.

«Требуются, требуются. »

«На ставку есть нечего, на две — некогда» — такая горькая поговорка ходит среди учителей. Об этой проблеме педагоги уже не просто говорят — кричат на всю страну.

Или нечего, или некогда

На июньской «Прямой линии» с президентом Владимиром Путиным зачитали обращение орловской учительницы, зарплата которой, по её заверению, составляет 10 000 руб. Она учитель высшей категории, но получает копейки.

Сергей Рукшин.

Статья по теме

«Вы говорите о зарплате в 10 000, нужно проверить. Мы довели МРОТ до прожиточного минимума — 11 280 руб., и поэтому регионы не имеют права платить меньшую сумму», — сказал тогда Владимир Путин. По окончании «Прямой линии» губернатор Орловской обл. Андрей Клычков сообщил, что дал ряд поручений по её итогам.

Согласно данным Орёлстата, средняя зарплата педработников общего образования по региону в I квартале 2019 г. составила 29 000 руб., у работников дополнительного образования — 24 000 руб. А что на деле?

О том, сколько получают педагоги допобразования, рассказала учительница Валентина Игнатьева, которая, как и многие орловцы, смотрела ту «Прямую линию». «Человеку не имеют права платить меньше суммы МРОТ. Это что означает? — возмущается Валентина. — Учителя сравняли с дворником? Я ничего не имею против дворников, но надо помнить, что это низкоквалифицированный труд. Да и аттестовываться им каждые несколько лет не нужно».

Она в профессии уже более 17 лет. Преподавала в Орловском университете, последние несколько лет работает в детской школе искусств. «Ставка преподавателя в школе за первую категорию — 10 340 руб., за высшую — около 11 000. До МРОТ действительно ежемесячно доплачивают, но только по одной ставке. В результате мы имеем ровно минималку и не более того», — рассказала преподаватель.

Но чиновников, по её мнению, это нисколько не волнует. Они отчитываются о зарплате исходя из общих цифр, а стало быть, считают зарплату за полторы, две и более ставки. Обычному учителю, чтобы заработать больше 20 000 руб., о которых говорят чиновники, надо работать на три ставки.

Нажимите для увеличения

Ситуация близка к катастрофе

В школах Владивостока проблема дефицита кадров — первоочередная. На официальном уровне озвучивается довольно приличная средняя зарплата педагогов, но достигается она увеличенной нагрузкой. Многие педагоги не выдерживают и уходят. 12 600 руб. — средний оклад учителя школы по Приморскому краю. У педагога высшей категории с 50-летним опытом работы — 15 750 руб. при норме 18 часов в неделю.

— Не хватает учителей русского языка, математики, английского, — рассказывает директор школы № 52 Владивостока Елена Дмитриенко. — В группе директоров школ города каждый день только и пишем: «Требуется, требуется. » Ситуация близка к катастрофе. Учителям опытным, квалифицированным гораздо комфортнее работать индивидуально, чем с переполненными классами.

И они уходят в репетиторство, которое оплачивается гораздо лучше — и безо всяких учебных программ, тематических планирований, нервотрёпки, налогов. В столице учитель начальных классов может заработать 120 000, у нас — в пределах 30 000. Педагоги берут нагрузку по 35 и более часов в неделю, девять уроков ежедневно! Учителя говорят, что обедают они на большой перемене. А на глоток чая порой времени просто нет.

Статья по теме

Эксперты прогнозируют: когда история станет обязательной для сдачи на ЕГЭ, педагоги-историки также убегут из школ в репетиторство. А чиновники тем временем сократили доплату за классное руководство в 1,5 раза. Не были заложены в бюджет и средства на поощрение учителей за хорошую работу, за внеклассную деятельность.

Учителя превращаются в нищих — утверждает директор псковской школы-интерната Лидия Овсякова. Даже у неё, руководителя, зарплата — 23 800 руб. Все надбавки, которые она получала несколько лет назад, — за звание заслуженного учителя, отличника народного образования, за привлечение помощи спонсоров и пр., — сняли. Что уж говорить про рядового учителя.

«8500 руб. — ставка педагога, — делится Лидия Викторовна. — Мы „добираем“ хотя бы до „минималки“ в 11 000 руб.: это проверка тетрадей, классное руководство. Раньше компенсирующие выплаты (работа с трудными детьми в интернате) составляла 25% от оклада, теперь только 10%. Обидно!»

Чтобы получать 20 000 руб., педагог должен жить в школе в прямом смысле: работать на 1,5–2 ставки и совмещать должность воспитателя, находясь на работе до отбоя детей.

«Молодёжь на эти деньги не заманишь, — сетует директор. — Сейчас у меня масса вакансий — 5 воспитателей и 3 учителя».

Молодёжь не заманишь не только из-за низкой зарплаты. «Когда учишься, строишь планы, как будешь работать. Но после первой же практики почти у всех как отрезает», — делится Светлана А., всего один год выдержавшая в псковской школе. — Да, до «минималки» мне доплачивали, на следующий год обещали 1,5 ставки. Но я просто не выдержала. Достучаться до современных детей сложно, мне было очень трудно с моими пятиклассниками. Уже не говорю о родителях, которые ещё менее адекватны, чем дети, и по мнению которых учитель имеет одни обязанности«.

Гладко только на бумаге

В марте 2019 г. учителям одной из школ Усолья-Сибирского, что в 1,5 часах езды от Иркутска, подняли оклад почти на 1,5 тыс. руб. Педагоги обрадовались, но каково было их удивление, когда на руки они получили такую же зарплату, как и прежде.

Ярослав Михалев: Урок – это 40 минут, которые вы и еще 30 человек проживаете вместе. Это маленькая жизнь, в течение которой мы учимся строить взаимоотношения.

Статья по теме

Выяснилось, что оклады подняли, оплату за классное руководство и заведование кабинетами тоже, но стимулирующие выплаты уменьшились. А в один месяц вообще свелись к нулю. Так что на бумаге всё гладко — зарплаты учителей растут, а по факту за сделанную работу они получили даже меньше.

Как ни удивительно, но даже внутри Иркутской обл. педагоги за одну и ту же работу получают по-разному: в школах, которые подчиняются непосредственно министерству образования региона, оклад педагога — 7983 руб., а во многих муниципальных учреждениях — всего 6600 руб.

— 18 126 руб. — таков заработок молодого педагога юга области, — подсчитывает глава Иркутской областной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ Валентина Федосеева. — У него ещё нет ни квалификационной категории, ни наград. А работать, чтобы получить эти деньги, он должен 31 час в неделю. И это только уроки!

А ещё проверка тетрадей и подготовка к занятиям. Стоимость часа работы у такого педагога — при колоссальной нагрузке — очень маленькая: всего 91 руб. Мы как-то интересовались, сколько стоит в среднем час у кассира в супермаркете. И, честно говоря, не удивились результату: 150 руб. Нужны ещё какие-то объяснения?

Одним — жильё, другим — миллион

Некоторые регионы сами придумывают программы поддержки.

В Воронежской обл. исправить ситуацию с нехваткой кадров в сельских школах решили с помощью конкурса. Каждый из 50 победителей получит грант в 1 млн руб. из областного бюджета, а взамен минимум на два года отправится учить детей в сельскую местность и малые города области.

— Такие конкурсы должны поспособствовать тому, чтобы больше молодых учителей ехало работать в село, — надеется представитель областной организации профсоюза работников народного образования и науки Людмила Дорохова.

Детям интересно решать нестандартные задачи, а у учителей зачастую просто не хватает времени их ставить

Статья по теме

В Приморье в бюджет 2019 г. заложили 246 млн руб., они пойдут в том числе и на единовременные выплаты педагогам от 250 до 440 тыс. руб. Также установлена 50%-ная компенсация расходов за наём жилья и 25% стоимости путёвки в санаторий. Ежемесячные денежные выплаты предусмотрели для молодых специалистов и их наставников — 10 тыс. и 5 тыс. руб. соответственно.

В г. Саянске Иркутской обл., где живут всего 40 тыс. чел., уже несколько лет проводят конкурс «Учитель года», победителю вручают автомобиль. А молодых специалистов обеспечивают жильём. В 2018 г. ключи от квартир получили 8 педагогов. Заселили их в многоквартирный трёхэтажный дом. Раньше в нём располагалось городское управление образования, но его переоборудовали под жилой дом для коллег-учителей.

Но лучше всего с проблемами низких доходов научились справляться в школах столицы. За последние несколько лет московское образование совершило ощутимый качественный рывок — это касается и современных технологий, и оборудования, которым оснащают школы, и доходов педагогов.

Сегодня средняя зарплата учителя в столице составляет порядка 105 тыс. руб. Классные руководители в московских школах получают ежемесячное вознаграждение 12,5 тыс. руб. А сотни активных московских учителей получают надбавку 10 тыс. руб. ещё и за участие в проекте «Московская электронная школа».

Также учителя могут стать участниками программы по наполнению библиотеки «МЭШ» контентом. Для разработчиков электронных учебных пособий, приложений, сценариев уроков и других материалов создана система грантов. Авторы наиболее востребованных образовательных проектов получают грант правительства Москвы. Его размер зависит от типа материала и от того, сколько педагогов им воспользовались.

Унижение зарплатой

В советские времена зарплата у учителя была меньше, чем у рабочего на заводе. Спустя десятилетия в стране сменился строй, а вот ситуация в лучшую сторону не изменилась. Требований к учителям всё больше, а оплата труда нередко унизительная.

Директорская воля

Мы привыкли кивать на недостаток финансирования: мол, дадут больше денег из бюджета на образование, и проблема решится. Но не всё так просто. «Ситуация с экономикой образования в России не очень хорошая, но не критическая, — считает директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС, доктор экономических наук Татьяна Клячко.

— РФ тратит 3,6% ВВП на образование. С одной стороны, это очень немного, учитывая, что средние расходы на образование по Евросоюзу — 4,5–4,6% ВВП. И если в нашей стране финансирование поднимется до этого уровня, то и ситуация с зарплатами в образовании улучшится. С другой стороны, скажем, Япония тратит 3,2% ВВП, Италия — примерно как и мы: 3,6%. В этом году в нашей стране, возможно, цифра возрастёт до 3,8–3,9%, поскольку есть профицит бюджета и стартовали национальные проекты в образовании».

Статья по теме

Однако, каковы бы ни были суммы, важно тратить их с умом. А вот здесь есть проблемы. «Не очень эффективно организуется учебный процесс, — продолжает Т. Клячко. — Учителя задавлены бюрократической работой в виде написания программ, планов, домашних заданий на год вперёд. В итоге вместо того чтобы учить детей, учителя пишут бумажки».

Ещё одна «дыра», в которую уплывают немалые деньги, — это система повышения квалификации педагогов. Зачастую курсы эти педагоги проходят просто для галочки, но при этом дают неплохой заработок немалой армии наставников. Тогда как у самого учителя оклад официально до сих пор ниже МРОТ.

Да, существуют доплаты и надбавки, но. «Директор школы распределяет эти надбавки, как он считает нужным, — объясняет Клячко. — Например, прибавляет зарплату молодым учителям, чтобы удержать их в школе. Другой, наоборот, больше платит учителям со стажем. Либо урезает зарплаты учителям пенсионного возраста, аргументируя это тем, что они ещё и пенсию получают, а молодёжь — только зарплату. Где-то выясняется, что директор даёт „своим“, а тем, кто ему возражает или просто не нравится, зажимает. Хуже того, многие руководители не считают нужным честно объяснить педагогам, чем вызвана их политика распределения доплат».

Лучшие уходят

Да, в официальных отчётах фигурируют вполне красивые цифры зарплат учителей. Но это всего лишь средние показатели. Из чего они складываются? Из того, что на Камчатке зарплата 112 тыс. руб., в Ивановской обл. — 29 тыс., а где-то — ещё ниже. Ситуация в регионах очень разная.

В среднем же всё хорошо: 45 тыс. руб. в месяц для школьного педагога вполне приемлемый заработок. А конкретный человек приходит и говорит: мне на жизнь не хватает. В итоге учитель трудится на 1,5–2 ставки, к которым ещё прилагаются «добровольно-принудительные» обязанности в виде проведения конкурсов, олимпиад, классных часов и т. д.

«В отношении учителей государство убеждено, что оно должно действовать как бизнесмен: то есть стремиться выжать из наёмных работников (в данном случае — учителей) как можно больше и при этом заплатить им как можно меньше, — убеждён доцент базовой кафедры Торгово-промышленной палаты РФ РЭУ им. Г. В. Плеханова Вадим Квачев. — В итоге время работы и нагрузка у педагогов растут, а зарплата при этом не увеличивается. Учителей поставили в такие условия, что им приходится либо увольняться и менять работу, либо работать на износ, чтобы прокормить себя. Ни для кого не секрет, что даже в бюджетной сфере с безусловно белыми зарплатами и социальными отчислениями трудовые конфликты разрешаются неформально: недовольного или неудобного работника запросто могут «попросить» написать заявление об увольнении «по собственному желанию».

Сергей Погодин, директор школы № 4 г. Нелидово Тверской обл.

Статья по теме

Каков же выход? «Развитие экономики, — уверена Татьяна Клячко. — Есть глубинная зависимость всех аспектов от экономики, которой мы часто пытаемся пренебрегать. Когда у учителя голова забита бытовыми проблемами, то быть хорошим педагогом уже сложно, каким бы замечательным человеком он ни был. С другой стороны, необходимо обучение как директоров школ, так и самих учителей. Нужно давать людям возможности для роста и развития. Когда молодёжи говорят, что у неё большие перспективы, но в реальности они сталкиваются с иным, кто после этого пойдёт работать в школу?»

К сожалению, уравнять всех и платить учителям во всех регионах одинаково никогда не получится. «Региональные различия есть во всех странах, — объясняет Т. Клячко. — В Нью-Йорке средняя заработная плата учителя — 90 тыс. долл. в год, а в Оклахоме — 50 тыс. Чем богаче регион или город, тем больше он даст денег учителям». Уравнять нельзя, но можно сделать оплату труда учителей хотя бы справедливой. «Мало кто помнит, что первый указ первого Президента России Ельцина касался именно образования, — продолжает Клячко. — Он тогда заявил, что зарплату учителя поднимут до 100% средней по промышленности, самой высокой тогда».

Те обещания так и остались на бумаге. Зато рынок репетиторских и прочих образовательных услуг растёт как на дрожжах. Немало учителей, как правило лучшие кадры, из школ уходят — не только в репетиторы, но и просто в частный бизнес, ведь в крупных компаниях образовательные, информационные технологии сейчас очень востребованы.

Статья по теме

Мешает решению проблем и слишком оптимистичный взгляд власти на ситуацию. Когда руководителю докладывают, что в системе всё хорошо, можно успокоиться и ничего не делать. Докапываться до реального положения дел и глубинных причин никто не хочет. И в итоге получают искажённую картину происходящего. От чего страдают и учителя, и дети.

Сколько получают учителя в Европе?

В Европе профессия учителя относится к одной из самых уважаемых и высокооплачиваемых.

Согласно исследованию ОБСЕ (по данным за 2017 г.), в европейском рейтинге учительских зарплат в средней школе с отрывом лидирует Люксембург — от 62 до 110 тыс. евро в год (от 4,5 до 7,9 млн руб.), на 2-м месте Германия— 50,3–66,7 тыс. евро (3,6–4,8 млн руб.). В Италии учитель получает до 37,2 тыс. евро в год, в Испании — до 49,2 тыс. евро.

Учителя немецких государственных школ — высокооплачиваемая профессия. Уровень оплаты их труда зависит от типа школы (начальная, общая, гимназия, профучилище и др.), статуса самого учителя (госслужащий или работает по найму) и стажа. Помимо того зарплаты учителей различаются в разных федеральных землях Германии. К примеру, в начальной школе в Баварии учитель на старте своей карьеры получает 3520 евро в месяц до вычета налогов, отчислений в медстрах и т. д. (255 тыс. руб.), а жалованье учителя с 20-летним стажем — 4119 евро (299 тыс. руб.).

Источник: aif.ru

«Вслух было сказано — денег нет»: почему зарплата учителей ниже прожиточного минимума

Преподаватели из Алтайского края и Владивостока жалуются на отсутствие выплаты за классное руководство, доплат за консультации, а еще на низкие зарплаты младшего персонала. Учитель русского языка и литературы из Березников Пермского края Евгений Хан записывает вирусное видео, в котором рассказывает, что работает более чем на две ставки за 22 000 рублей. Что вообще происходит в регионах с зарплатами педагогов? Разбираемся вместе с преподавателями и профсоюзом «Учитель».

Учитель истории и обществознания школы города Меленки Владимирской области Григорий Фоменков преподает 24 года и получает зарплату по МРОТ: 12 130 рублей — из них 10 613 рублей на руки.

В мае прошлого года Григорий Борисович не стал подтверждать высшую квалификационную категорию, потому что лишние эмоциональные нагрузки нежелательны для его здоровья: в 2011 году преподаватель перенес обширный инфаркт. Хотя подтверждение категории позволило бы Григорию Борисовичу получать на 3000 рублей в месяц больше:

— В этом году в нашей школе убрали стимулирующие. Мне выплачивали 451 рубль в месяц за подготовку к ЕГЭ и ОГЭ. В прошлом году я готовил девятые и одиннадцатые классы, в этом году остались только одиннадцатые, но надбавку убрали вообще. Раз мне за это не платят, то я, конечно, не провожу дополнительные занятия. Детям на уроках всё равно не откажешь, я всё объясняю.

И, разумеется, мы продолжаем консультировать по ЕГЭ. Преподаватели — те, кому убрали выплаты — обратились в школьный профсоюз, подписали бумагу с указаниями, у кого и на сколько упала зарплата, однако судьба этой бумаги осталась неизвестна. А вслух было сказано — денег нет».

Из чего складывается зарплата учителей

О том, как в школах устроена подготовка к ЕГЭ и ОГЭ, рассказывает оргсекретарь профсоюза «Учитель» Ольга Мирясова:

— У школы нет обязанности специально готовить к государственной аттестации. Но поскольку школа и учителя заинтересованы в хороших результатах, в большей или меньшей степени проводятся внеурочные занятия по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ. Поскольку это все равно занятия, они должны фиксироваться и оплачиваться, но иногда учителя проводят дополнительные занятия по подготовке к экзаменам бесплатно, поскольку рассчитывают получить стимулирующие за высокие результаты учеников по ЕГЭ или потому что директор оказывает моральное давление.

Надежда получить стимулирующие — не алчность отдельных педагогов, а вынужденная необходимость. Как мы уже говорили выше, в регионах учителя часто получают зарплату в рамках МРОТ. Работая на полной ставке, 18 часов в неделю, учитель не может зарабатывать меньше этого уровня, иначе это будет нарушением законодательства. Другое дело, что МРОТ — это характеристика для неквалифицированного труда. Но даже такой базовый оклад для многих школьных учителей скорее мечта.

12 правовых вопросов, которые нужно учитывать учителям

Ольга Мирясова объясняет механику:

— Распространена практика, когда у преподавателей маленький базовый оклад, а за счёт надбавок его повышают до МРОТ. Проблема в том, что, когда преподаватель хочет работать только на ставку без дополнительных нагрузок, ему говорят, что так нельзя, потому что он будет зарабатывать меньше МРОТ. Тогда ему предлагают взять больше рабочих часов или классное руководство, чтобы дотянуть зарплату до 15–20 тысяч рублей в месяц.

Собеседник «Мела», классный руководитель начальной школы из Новосибирска, пожелавший высказаться анонимно, зарабатывает 19 000 рублей в месяц чистыми с учётом надбавки за классное руководство, которая составляет 5000 рублей.

В их школе стимулирующие, которые составляли 2–3 тысячи рублей в месяц, перестали выплачивать с сентября

Если до пандемии удавалось получать баллы за вывоз детей на экскурсии и проведение классных мероприятий, то теперь такой возможности нет:

— В прошлом году открылась новая школа, куда перешли дети. Если раньше у меня в классе было 36 человек, то в этом году осталось 19. Нам постоянно требуются кадры, но работать никто не идёт. Недавно пригласили педагога в начальную школу, но она не устроилась из-за того, что в другой школе платят больше. Я думаю, дело как раз в стимулирующих.

Что такое стимулирующие и компенсационные выплаты

Согласно Постановлению об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, учитель имеет право получать заработную плату, компенсационные и стимулирующие выплаты. Компенсационные могут выплачиваться, если педагог работает в условиях, отклоняющихся от нормы, например сверхурочно. Стимулирующие же выплаты можно получить за интенсивность, качество и высокие результаты работы. Правда, стимулирующие выплачиваются не всегда, так как они не являются обязательными. Ольга Мирясова разъясняет детали:

— Школа находится в зависимости от выделенного на нее бюджета. Может быть, директор и не против выплатить хорошие стимулирующие, но если денег на школу выделили мало, то таких выплат может не быть вообще. Остается только фонд экономии оплаты труда (незакрытые ставки, невыплаченная зарплата за тот период, когда учителя были на больничном), но он может быть совсем небольшим. Часто учителя получают зарплату, состоящую только из базового оклада и компенсационных выплат.

Еще одна наша анонимная собеседница, школьный учитель из Архангельска, объясняет эту механику на собственном примере:

— У нас в школе стимулирующие составляли 7–8 тысяч рублей к окладу, в этом году их отменили вообще. Для того чтобы их получить, нужно было из кожи вон лезть — расхвалить себя так, чтобы получить 100 баллов. Причем стоимость одного балла зависела от общей суммы стимулирующих и общего количества баллов всех педагогов, которые подали заявление на получение этих выплат. То есть общую сумму делили на общее количество баллов и получали стоимость одного балла. Чем больше мы старались, тем меньше стоил балл.

Как живут и сколько зарабатывают школьные учителя в разных странах мира

По словам Ольги Мирясовой, параметры, по которым выплачиваются стимулирующие, в каждой школе свои и одна из задач профсоюза — выработать справедливые критерии. При выплате стимулирующих часто учитывается успеваемость учеников, их победы в конкурсах, количество проведенных классных мероприятий и многое другое:

— Проблема в том, что не так просто придумать критерии, которые будут устраивать всех учителей. Допустим, преподаватель физкультуры не занимается с детьми подготовкой к ЕГЭ, у него меньше возможностей заработать стимулирующие баллы, и он начинает требовать их у администрации. Такие вопросы должны решаться коллективом совместно с профсоюзом и администрацией. Профсоюз имеет право включать в комиссию по стимулированию своего представителя.

Сегодня администрации школ часто сами формируют критерии, распределяют стимулирующий фонд без какого-либо контроля со стороны профсоюза. Из-за этого внутри школ мы видим большой разброс зарплат: кто-то получает 20 000 рублей, а кто-то — 50. Власть отчитывается, что зарплаты учителей в среднем по региону не ниже средней по экономике, но никто не гарантирует учителю, что он будет получать среднюю зарплату.

О том, как повышают зарплаты учителям в регионах, рассказывает преподаватель начальных классов из Кемерово, который тоже попросил скрыть свое имя:

— Нам третий раз повысили базовую часть за счёт уменьшения стимулирующих. В итоге к базовой части зарплаты добавляется 2000, а общая сумма дохода при этом падает на 3–7 тысяч. При этом те, кто не работал на стимулирующие, по сути, получили деньги тех, для кого они были важным источником дохода.

Что будет дальше

В 2021–2025 годах правительство собирается ввести новую систему оплаты труда бюджетников. Согласно новому закону, зарплаты будут рассчитывать по единым требованиям, которые вместо региональных властей установит кабмин. Правительство разработает дифференциацию окладов и ставок, где оклады будут определяться на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, а также единые перечни стимулирующих и компенсационных выплат. Ольга Мирясова объясняет, как можно было бы сделать это справедливо:

— Новая единая система оплаты труда учителей, которую планируют разработать в Министерстве просвещения, должна включать минимальный размер оплаты труда за ставку 18 часов. Наш профсоюз считает, что он должен быть не менее двух региональных МРОТ. А уже сверху должны начисляться компенсационные и стимулирующие выплаты. Но для этого необходимо увеличить и бюджет на образование.

Иллюстрация: Shutterstock / GoodStudio

Источник: mel.fm

Почему отечественные педагоги зарабатывают мало

учитель, педагогический труд, зарплата, законопроект

В среднем нагрузка на учителя в отечественных школах на восемь часов в неделю больше, чем у иностранных коллег. Фото РИА Новости

До 1 марта 2021 года в правительстве РФ ждут предложения по совершенствованию системы оплаты труда педагогов. Поручения были сформированы по итогам ежегодной пресс-конференции президента РФ Владимира Путина. В ходе этого мероприятия неожиданно выяснилось, что зарплата учителя оказалась равной зарплате уборщицы.

Ситуация, когда зарплата учителя высшей категории оказалась равной зарплате уборщицы, сложилась из-за того, что минимальный размер оплаты труда (МРОТ) был поднят до уровня прожиточного минимума. После этого у некоторых категорий работников, уборщиц в том числе, зарплата выросла, а у учителей из-за другой методики расчета осталась на прежнем уровне.

Премьер-министр России Михаил Мишустин подписал постановление, по которому вводятся новые выплаты для отдельной категории граждан. Этот документ опубликован на официальном портале правовой информации. Законопроект о повышении зарплат педагогам внесли на рассмотрение и депутаты Госдумы.

Об этом заявил депутат КПРФ, первый зампредседателя комитета Думы по образованию и науке Олег Смолин. «Многие учителя получают такую зарплату, на которую нельзя прожить реально», – отметил он. Депутат заявил, что сегодня бюджет страны испытывает ограничения, тем не менее деньги в нем на нормализацию оплаты труда учителей есть. «Они специально копились на случай кризиса», – подчеркнул Смолин. Также, по его словам, разброс в зарплатах учителей по стране достигает 5 раз – если в Москве учитель может получать больше 100 тыс. руб., то в регионах чаще всего 15–20 тыс. Но так как ликвидировать эту разницу невозможно, Смолин предлагает ее хотя бы уменьшить.

Если зарплата учителя такая мизерная, а вопрос ее повышения решается долго и со скрипом, хочется понять, почему учителя массово не бегут из профессии. Отставим в стороне вариант, что им просто некуда идти. Обратимся к фактам. Прояснить ситуацию помогает «Международное исследование по вопросам преподавания и обучения» (TALIS, Teaching and Learning International Survey), наиболее масштабное и авторитетное в мире. Организация по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) проводит его для сбора и сопоставления информации об учителях и директорах школ разных стран.

Судя по последним опросам TALIS, учителя РФ очень преданы своей профессии. Они работают по зову сердца, потому что знают, что заняты в профессии, которая не ценится в обществе. Кстати, большинство учителей из Сингапура, наоборот, считают, что профессия учителя высоко котируется в их обществе.

Как еще выглядит российский учитель относительно зарубежного коллеги? Российские учителя считаются наиболее опытными. Согласно данным того же опроса, стаж работы российского учителя составляет в среднем 21 год. Это на пять лет больше среднего показателя по всем странам. И здесь нужно отметить, что чем дольше учителя находятся в профессии, тем чаще они заявляют об удовлетворенности своей работой.

В целом учителя всех стран – участниц исследования TALIS демонстрируют удовлетворенность своей работой. Однако именно в России одна из самых низких долей учителей, желающих сменить школу, если бы это было возможно. То есть российские учителя показывают очень высокую удовлетворенность своей работой, что можно подтвердить и низким показателем желающих сменить ее при условии наличия такой возможности (12% в России, 21% в среднем по TALIS, 39% в Сингапуре).

При этом нагрузка учителя в России существенно больше, чем у его зарубежных коллег. В среднем этот показатель составляет 46 часов в неделю против 38 часов для европейских педагогов. Недавно в ходе исследования на платформе «Яндекс» было обнаружено, что 74% наших учителей ежедневно испытывает хроническую усталость.

Согласно данным, представленным в исследовании TALIS, по профессиональному уровню педагогов Россия занимает лидирующее место. Анализ проводился по следующим позициям: знания, автономия, партнерское взаимодействие с коллегами. По первому критерию Россия вышла на твердое первое место, по последнему – показала высокий уровень, сравнимый с уровнем стран с самыми успешными образовательными системами – Англией и Сингапуром. А вот уровень автономии у российских учителей низок, их деятельность слишком регламентирована и не дает возможности выбирать или разрабатывать самостоятельно программы подготовки и системы оценочных инструментов.

И как оплачивается этот нелегкий учительский труд? На основе анализа, проведенного ОЭСР, была составлена своеобразная таблица – доход учителя в фастфудовских биг-маках. Получилось наглядно и образно. Зарплата учителя в среднем по России – это 10 биг-маков в день, в Германии – 44, в Испании – 30, в Японии – 25. Любопытная информация для размышления.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Источник: www.ng.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Заработок в интернете или как начать работать дома