Производители ОПЕК+ призвали другие страны присоединиться к альянсу. Министр горнорудной промышленности и углеводородов Экваториальной Гвинеи Антонио Ондо отметил, что увеличение числа участников ОПЕК+ добавит рынку прозрачности и предсказуемости.
«Мы должны подумать о будущем организации и о будущем отрасли. Я должен учитывать вопросы инвестиций в отрасль, которые снижаются. Нужна более широкая дискуссия»,— сказал министр энергетики Азербайджана Парвиз Шахбазов в ходе семинара ОПЕК (цитата по ТАСС). Он также добавил, что максимальные инвестиции в сектор составляли $900 млрд в год, а в 2021-м — только $300 млрд.
В свою очередь, министр энергетики ОАЭ Сухейль аль-Мазруи обратил внимание, что спрос на углеводороды увеличивается и до плато спроса еще далеко. По его словам, спрос на нефть растет, а инвестиций не хватает. Согласно майскому докладу ОПЕК, в 2022 году инвестиции выросли на 20% и составили $431 млрд.
В картель ОПЕК+ входят десять стран: Азербайджан, Бахрейн, Бруней, Казахстан, Малайзия, Мексика, Оман, Россия, Судан, Южный Судан. Россия — неформальный лидер объединения, на ее долю приходится 14% мировой нефтедобычи.
Состав Латинской Америки. Политическая карта. Видеоурок по географии 10 класс
5 октября 2022 года страны ОПЕК+ договорились сократить целевой уровень добычи нефти на 2 млн баррелей в сутки (б/с) с ноября 2022 года до конца 2023-го в рамках Декларации о сотрудничестве. 4 июня вице-премьер РФ Александр Новак сообщил, что Россия продлит добровольное сокращение добычи нефти на 500 тыс. б/с до конца декабря 2024-го, оно будет считаться от квоты на следующий год.
Источник: www.kommersant.ru
«Секретное оружие»: почему Мексика стала самой влиятельной страной в нефтяной сделке

Новая сделка экспортеров нефти из ОПЕК+ оказалась на волоске из-за Мексики — единственной страны, не согласившейся на предложенное ей сокращение добычи. Переговоры с ней продолжаются уже четвертый день. У латиноамериканской страны есть козырь, позволяющий ей стоять на своем против саудитов: Мексика застраховалась от обвала рынков и в любом случае продаст свою нефть по старым ценам
Соглашение о сокращении добычи нефти оказалось на волоске, пишет Bloomberg. Переговоры о сделке, начавшиеся в четверг, тянутся уже четвертый день из-за позиции Мексики, не готовой уступить. Саудовская Аравия, де-факто лидер ОПЕК, настаивает на том, чтобы Мексика сократила свою добычу на 400 000 баррелей в сутки. Мексика согласна только на 100 000 баррелей. Более глубокое сокращение не поддерживает президент Мексики Андрес Мануэль Лопес Обрадор, который, вступив в должность в 2018 году, начал реформу нефтяной отрасли, направленную на увеличение добычи.
С саудитами у Мексики есть мощный козырь, пишет Bloomberg: правительство Мексики застраховалось от падения цен на нефть на Уолл-стрит, что позволяет ему диктовать свои условия на переговорах со странами, чьи доходы пострадали от обвала цен.
Путин — король ОПЕК
Секретное оружие
Уже 20 лет Мексика ежегодно покупает пут-опционы на продажу нефти у небольшой группы инвестиционных фондов и нефтяных компаний. Как пишет Bloomberg, это крупнейшие и самые секретные сделки с нефтью на Уолл-стрит. Мексика объявила эти операции государственной тайной .
Опционы являются эквивалентом страхового полиса. Они дают Мексике право продать свою нефть по заранее определенной цене в определенное время. Даже если цены обвалятся, Мексика получит зафиксированную в контракте сумму. В прежние годы хеджирование уже помогало Мексике во время кризисов. В 2009-м страна заработала на экспорте нефти $5,1 млрд, в 2015-м — $6,4 млрд, а в 2016-м — $2,7 млрд, отмечает агентство.
На покупку пут-опционов Мексика в последние годы тратит около $1 млрд. «Страхование недешево, — заявил министр финансов Мексики Артуро Эррера 10 марта, после обвала цен на нефть. — Но это страховка для таких времен, как сейчас. Наш бюджет не пострадает».
Мексика упорно отстаивает свою позицию на переговорах не только из-за хеджирования, указывает Bloomberg. «Главная причина, побуждающая президента Андреса Мануэля Лопеса Обрадора, популиста от левых сил, сопротивляться сделке, заключается в его обещании возобновить добычу нефти через принадлежащую государству Petroleos Mexicanos (Pemex)», — пишет агентство.
План спасения нефтяной отрасли, представленный Обрадором после вступления в должность, предполагал, что добыча госкомпании вырастет с 1,73 млн баррелей до 2,48 млн баррелей в сутки к концу ноября 2024 года. Как и правительство, Pemex также страхуется от падения цен. В 2020 году компания захеджировала продажу 234 000 баррелей ежедневной нефтедобычи по цене $49 за баррель, указывает Bloomberg.
Поэтому предлагаемое в рамках нового соглашения ОПЕК+ снижение добычи в 400 000 баррелей существенно сократит прибыль мексиканской компании. По подсчетам аналитиков Bloomberg, если текущие низкие цены на мексиканскую нефть сохранятся до конца ноября, Мексика заработает на хеджировании около $6 млрд. Агентство указывает, что представители Минфина и Минэнерго страны отказались от комментариев.
Переговоры с Саудовской Аравией
В субботу, 11 апреля, саудовская государственная нефтяная компания Saudi Aramco в очередной раз перенесла объявление цен на свою нефть в мае. Источники Bloomberg сообщили, что это связано с тем, что королевство продолжает вести переговоры с представителями Мексики и с официальными лицами из США.
По данным агентства, в ходе субботних переговоров между Мексикой и Саудовской Аравией был достигнут «некоторый прогресс». Однако судьба сделки все еще остается неясной, поскольку королевство настаивает на том, чтобы латиноамериканская страна согласилась на предложенные ей квоты, заявили делегаты. «В субботу на двусторонних переговорах все еще обсуждалось беспрецедентное сокращение добычи нефти примерно на 10%. Президент США Дональд Трамп предложил дипломатическое решение, которое позволило бы каждому участнику сохранить лицо, но остается неясным, подойдет ли на это Саудовская Аравия и другие члены глобальной коалиции ОПЕК +. Россия заявила, что считает вопрос решенным», — пишет Bloomberg.
По данным агентства, новая видеоконференция ОПЕК+ состоится 12 апреля. Эту же дату назвало Минэнерго Азербайджана, передает РИА Новости.
Позиция США
В субботу группа американских сенаторов-республиканцев, которые убеждали администрацию Трампа занять более жесткую позицию в отношении Саудовской Аравии, провели телефонную конференцию с чиновниками королевства, в ходе которой настаивали на сокращении добычи. Некоторые сенаторы заявили, что США прекратят помогать Саудовской Аравии, если эта страна не снизит объемы нефтедобычи, пишет Bloomberg.
Черные лебеди—2020: какие глобальные катаклизмы ударят по России и рублю в новом году
Черные лебеди—2020: какие глобальные катаклизмы ударят по России и рублю в новом году
Источник: www.forbes.ru
Какие страны вышли из опек. Страны южной америки, входящие в опек
Председатель Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК), министр энергетики Алжира Шакиб Хелиль надеется, что Россия присоединится к Организации и это усилит картель, сообщило в понедельник агентство Франс Пресс.
ОПЕК ‑ Организация стран‑экспортеров нефти (англ. OPEC, The Organization of the Petroleum Exporting Countries) ‑ международная межправительственная организация, созданная нефтедобывающими державами в целях стабилизации цен на нефть. Членами организации являются страны, чья экономика во многом зависит от доходов от экспорта нефти.
ОПЕК как постоянно действующая организация была создана на конференции в Багдаде 10‑14 сентября 1960 года. Первоначально в состав организации вошли Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия и Венесуэла — инициатор создания. К этим пяти странам, основавшим организацию, позднее присоединились еще девять: Катар (1961), Индонезия (1962), Ливия (1962), Объединённые Арабские Эмираты (1967), Алжир (1969), Нигерия (1971), Эквадор (1973-1992, 2007), Габон (1975—1994), Ангола (2007). В настоящее время в ОПЕК входит 13 членов, с учетом изменений состава, произошедших в 2007 году — появления нового участника организации — Анголы и возвращения в организацию Эквадора.
Целью ОПЕК является координация деятельности и выработка общей политики в отношении добычи нефти среди стран — участников организации, поддержания стабильных цен на нефть, обеспечения стабильных поставок нефти потребителям, получения отдачи от инвестиций в нефтяную отрасль.
Идеи о создании «газовой ОПЕК» были впервые высказаны в 2005 году. В апреле 2005 года на 5‑ой встрече министров стран-экспортеров газа в Порт‑оф‑Спейне участники форума пытались выработать механизмы, позволяющие установить более справедливые цены на газ. Была выдвинута идея о создании специальной организации с координационным центром в Дохе. Однако идея не была реализована из-за разногласий участников, а также определенного давления со стороны США и Евросоюза.
28 января 2007 года о создании газового картеля вновь заговорил духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи. На встрече с секретарем Совета безопасности России Игорем Ивановым он официально предложил России создать газовый картель по типу ОПЕК. Президент России Владимир Путин сразу не обозначил своей позиции, но во время своего визита на Ближний Восток в феврале 2007 года обсудил с эмиром Катара координацию действий в газовой сфере. Путин назвал инициативу о создании газового картеля интересным предложением. Идею поддержали эмир Катара и президент Венесуэлы Уго Чавес.
Ожидалось, что о создании «газовой ОПЕК» будет объявлено в апреле 2007 года на конференции стран‑экспортеров газа в столице Катара Дохе, однако такая перспектива вызвала резко негативную реакцию США и Евросоюза. Американский конгресс даже принял специальную резолюцию, в которой создание «газовой ОПЕК» квалифицируется как «угроза национальной безопасности США».
28 октября 2007 года на заседании комитета Форума стран‑экспортеров газа (ФСЭГ) в Дохе замминистра промышленности и энергетики РФ Анатолий Яновский принял к рассмотрению проект устава новой организации, который был направлен на согласование в профильные министерства и ведомства. Аналогичная работа прошла у всех членов ФСЭГ.
23 января 2008 года в Египте состоялось заседание комитета высокого уровня ФСЭГ, в работе которого приняли участие специалисты «Газпрома» и Минпромэнерго России. На встрече обсуждалась возможность превращения ФСЭГ из неформального клуба в более серьезную организацию, влияющую на газовый рынок. Однако в «Газпроме» решили, что проект требует значительной доработки, поскольку «необходимо учесть специфику газового бизнеса». В итоге окончательно согласование позиций участников ФСЭГ было отложено до следующего заседания комитета.
В октябре 2008 года Россия, Иран и Катар пришли к единогласию в вопросе о создании Организации стран-производителей и экспортеров газа — газовой ОПЕК. На состоявшемся по этому поводу трехстороннем заседании, которое прошло 21 октября 2008 года, присутствовали министр энергетики и промышленности Катара Абдалла бен Хамад аль‑Атыйя, министр нефти Ирана Голлям Хусейн Нозари и председатель правления компании «Газпром» Алексей Миллер.
Окончательный проект устава ФСЭГ должен быть согласован на заседании комиссии высокого уровня Форума стран‑экспортеров газа, которая запланирована на 26 ноября.
В настоящее время в работе ФСЭГ принимают участие Алжир, Боливия, Бруней, Египет, Индонезия, Иран, Ливия, Малайзия, Нигерия, Катар, Россия, Тринидад и Тобаго, ОАЭ, Венесуэла. В качестве наблюдателей в форуме также принимают участие Экваториальная Гвинея и Норвегия.
По материалам РИА Новости и официального сайта ОПЕК
The Organization of the Petroleum Exporting Countries (OPEC).
ОПЕК – это постоянно-действующая межправительственная организация. Она была создана пятью странами-основателями (Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия и Венесуэла) в сентябре 1960 года во время проведения конференции в Багдаде. В настоящее время членами организации являются 12 стран. К уже упомянутым странам-основательницам присоединились: Катар (в 1961 г.), Ливия (в 1962 г.), Объединенные Арабские Эмираты (в 1967 г.), Алжир (в 1969 г.), Нигерия (в 1971 г.), Эквадор (в 1973 г.), Ангола (в 2007 г.). В свое время в эту организацию также входили: Индонезия (с 1962 по 2009 гг.) и Габон (с 1975 по 1994 гг.).
Штаб-квартира ОПЕК в первые пять лет располагалась в Женеве (Швейцария), а с 1 сентября 1965 года переехала в Вену (Австрия), где и находится по настоящее время.
Цель ОПЕК – координация и унификация нефтяной политики стран-членов организации с тем, чтобы обеспечить справедливые и стабильные на мировом рынке, эффективные экономически обоснованные и регулярные поставки нефти странам-потребителям, а также обеспечить инвесторам, вложившим свой капитал в развитие нефтедобывающей отрасли, справедливую доходность вложений.
Отношение к ОПЕК со стороны основных потребителей нефти — промышленно развитых стран на протяжении последних более чем сорока лет менялось, причем кардинально. Вначале на Западе к ней отнеслись скептически, настороженно и даже весьма враждебно. Ведь формировалась эта организация в период значительных перемен в мировой экономической системе, во времена распада прежнего миропорядка, перехода контроля над важнейшими источниками стратегического сырья от международных нефтяных монополий к национальным правительствам и компаниям.
Во времена формирования ОПЕК международный рынок нефти контролировался семью транснациональными компаниями, действовавшими, прежде всего, в интересах западных стран – потребителей нефти. Для координации своих действий эти компании сформировали Международный нефтяной картель, в который вошли крупнейшие на тот момент международные нефтяные компании: Экссон, Мобил, Галф, Тексако, Стандард Ойл оф Калифорния (СОКАЛ), Бритиш Петролеум и Ройял-Датч/Шелл. В интересах стран — потребителей нефти картель удерживал цены на устойчиво низком уровне около 1,5-3 долл. за баррель.
Объединение стран – экспортеров нефти в ОПЕК позволяло входившим в нее странам формировать единую политику в борьбе с созданной картелем монополией и постепенно отношение к этой организации на международной арене от первоначально скептического менялось к более серьезному. С ростом авторитета росло и количество стран-членов организации.
В Советском Союзе в 60-е годы отношение к ОПЕК было изначально благосклонное — организация служила реальным противовесом нефтяным монополиям «империалистов» в условиях активизации борьбы развивающихся стран за национальную независимость. Советские лидеры тогда считали, что если бы не некий тормоз в лице «реакционных монархических режимов» ряда ближневосточных государств, то страны — члены ОПЕК вообще могли бы пойти чуть ли не по социалистическому пути.
Этого, как показало будущее, не произошло. Впервые ОПЕК была вынесена на вершину мировой политики в ходе первого энергетического кризиса 1973-74 гг. Этот кризис вспыхнул в результате нефтяного эмбарго, которое ввели нефтедобывающие арабские страны против западных стран — союзников Израиля, и ОПЕК эту акцию активно поддержала. Тогда мировые цены совершили резкий троекратный скачок и вывели мировой рынок нефти на новый этап своего развития.
В то время СССР, уже находясь в числе крупнейших мировых экспортеров нефти, даже рассматривал возможность прямого вступления в ОПЕК, где его тогдашние «друзья» Ирак, Алжир и Ливия играли не последние роли. Правда, до вступления дело не дошло, и этому, скорее всего, помешал «неудобный» Устав ОПЕК. Во-первых, стать членом «первого сорта» СССР не мог, поскольку не числился в «основателях». Во-вторых, в Уставе имелись отдельные положения, которые тогда были абсолютно неприемлемы для закрытой плановой экономики. Так, например, члены организации должны были обеспечивать свободу инвестиций в свою нефтяную промышленность для потребителей нефти (читай — для стран Запада), а также гарантировать доходы и возврат капиталов.
ОПЕК быстро завоевала авторитет, и в первые 20 лет ее существования оба противоборствующих в то время политических лагеря, на которые тогда четко был разделен мир, не оставляли усилий по привлечению этой организации в качестве политического союзника. На самом деле ОПЕК создавалась в первую очередь не как политический союз, а как международная товарная организация, призванная блюсти экономические интересы своих членов, что четко записано в ее Уставе. Там же обозначено, что цель организации — координация и унификация нефтяной политики участников, с тем, чтобы наилучшим образом способствовать стабильности цен на мировом рынке.
Казалось бы, объединение стран, производящих 1,3 — 1,4 млрд т нефти в год и обеспечивающих две трети экспортных поставок на мировой рынок, в состоянии эффективно регулировать цены. Но жизнь показала, что на самом деле не все так просто. Довольно часто, особенно в последнее время, усилия ОПЕК по корректировке цен или не дают желаемого эффекта или даже приводят к неожиданным негативным последствиям.
С введением в начале 1980-х годов фьючерсов на нефть финансовый рынок стал оказывать все возрастающее влияние на формирование нефтяных цен. Если в 1983 году на нью-йоркской товарной бирже были открыты позиции по нефтяным фьючерсам на 1 млрд. баррелей нефти, то в 2011 году их было открыто уже на 365 млрд. баррелей. А это в 12 раз больше, чем вся мировая добыча нефти в 2010 году! Помимо нью-йоркской товарной биржи нефтяными фьючерсами торгуют и на других биржах. Кроме того, существуют и другие финансовые инструменты (деривативы), привязанные к нефти.
Таким образом, ОПЕК принимая какое-либо решение об изменении квот на добычу нефти с тем, чтобы скорректировать мировые цены, на самом деле лишь намечает желательное направление для движения мировых цен. Игроки на финансовых рынках, особенно те, кого относят к разряду «спекулянтов», активно содействуют и используют к своей выгоде колебания цены на нефть, тем самым, серьезно искажая эффект, на который были рассчитаны мероприятия ОПЕК.
Источник: knitguru.ru
